Рейтинг
Порталус

Тема детства в повести Р.П. Погодина «Книжка про Гришку»

Дата публикации: 17 декабря 2011
Автор(ы): Поливанова Екатерина Николаевна
Публикатор: Katerinkapol89
Рубрика: ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1324128759


Поливанова Екатерина Николаевна, (c)

Радий Петрович Погодин – русский писатель, сценарист, художник. Его имя стало известным в середине ХХ века.
Основной темой произведений Погодина является мир детства. Автор рассматривает ребенка как маленького прекрасного человека, который растет, изменяется, открывает окружающий мир и себя самого. Повести и рассказы очень интересны для чтения и полностью соответствуют специфическим особенностям детской литературы второй половины XX века.
Но в настоящее, же время произведения этого замечательного писателя не заслуженно забыты. Не часто в перечне книг, рекомендованных для чтения детям школьного возраста, встретишь его произведения.
Изучение произведений Радия Погодина о детях - одна из актуальных проблем современного литературоведения.
Творчество Р.П.Погодина привлекало внимание многих исследователей литературы: Э. Ш. Недува (1968), И.П. Мотяшов (1983), М.И. Мещерякова (1998), Ю.В. Просалкова (1999).
Произведения этого замечательного писателя настолько многогранны, многослойны, что проанализировать их со всех сторон, раскрыть всю глубину очень сложно. Поэтому вопрос об интерпретации произведений Р.П.Погодина еще долго будет оставаться открытым.
Когда читаешь прозу Р.П. Погодина, понимаешь, что она обладает той смысловой, нравственной и образной емкостью, которая делает художественное произведение и доступным, и необходимым как юным, так и взрослым читателям. [7, с. 34-35].
Примером такого произведения является повесть в рассказах «Книжка про Гришку». Для Р.П. Погодина характерна такая жанровая форма, как рассказы, сливающиеся в повесть. Произведение адресовано читателям "от 6 до 60", так как написано в предельно афористической форме и может быть прочитано в широком диапазоне - от прямого значения, сказанного до иронического и философского осмысления текста сказки. [8, с. 256]
Интересна данная повесть созданием образного мира, в котором пяти-шестилетний ребенок чувствует себя на равных не только со своими сверстниками и с взрослыми, но и с природой, зверями, птицами. Герои разговаривают между собой о счастье, о душе. Писатель приподнимает положительных героев, сообщает им мысли и переживания самого благородного свойства.
Героем является худенький и застенчивый городской мальчик Гришка, которому нет ещё шести лет. История эта – реалистическая. Но мир, увиденный глазами маленького мальчика: реальная деревня, её жители, а также насекомые, животные, растения – всё становится сказочным.
Действие сказки происходит на Новогородчине, которой Погодин придает сущностное значение и часто вводит её в свои произведения с подспудным значением истинного, чистого истока. Но это пространство одновременно и реальное (деревня Коржи), и условно-сказочное, соединяющее прозаический город со сказочно-бытийной "Весенней землей". Так изначально писатель задает два плана повествования: реальный и сказочный, тесно между собой переплетенные, переходящие друг в друга. [8]
В повести «Книжка про Гришку» – целая галерея персонажей-животных. Герой встречается с воробьём Аполлоном Мухоловом, который учит Гришку летать, с конём Трактором, который учит его мудрости, с кошкой Семирамидой, с козлом Розенкранцем и другим живьём. Любимые же персонажи Погодина – лошади. В «Книжке про Гришку» лошади – синие. Они таинственным образом связаны со сказочными персонажами повести. Им ведомо и видимо то, что многим и неведомо, и невидимо: так, конь Трактор был знаком с мормышами: они расчёсывали ему гриву, когда он спал…[ ]
Иносказание носит в "Книжке про Гришку" глобальный характер рассказа об этапах становления человеческой личности, ее самосознании и одновременно является особенностью писательской манеры автора, появляющейся в каждой фразе.[8]
Поиск Гришкой дороги в "Весеннюю землю" (а точнее - поиск своего пути к счастью и гармонии с окружающим миром и людьми) составляет сюжетную основу повествования, которая дополняется раскрытием, осмыслением и переосмыслением основных понятий, связанных с целью и смыслом человеческой жизни. Не случайно уже во второй главке - "Злые болотные комары" - возникает спор отца с матерью, что человеку важнее - "становая ось" или "обыкновенное человеческое счастье". В конце повествования выясняется, что одно без другого просто не существует.
Произведение насыщено символикой и обобщениями. Одним из ключевых символов этики и философии "Книжки про Гришку" является представление о "становой оси и гайке, которая внутри" - именно наличием "становой оси" характера и способностью постоянно "подкручивать, туго затягивать гайку" определяется в сказке право называться настоящим человеком. Выпив "растворенную с сахаром в настоящем индийском чае гайку", Гришка начинает свой путь к "Весенней земле", ведь попасть туда может только тот, кому под силу "груз красоты и смятения".
Также предстоит Гришке открыть, что важнее в жизни: "удар без промаха в широком смысле" или "удивление", без которого "скучно и печально", как можно "кричать на тот берег" без слов, одними чувствами, почему важно научиться "переходить речку вброд", что такое "огонь, вода и медные трубы" человеческой жизни и какие дороги ведут в "Весеннюю землю". Причем каждое из названных понятий формируется из многообразия мнений о нем различных героев сказки. Так, Пестряков Валерий уверен, что "ум - это удар без промаха", ученый воробей Аполлон Мухолов считает: "ум - значит умение", заслуженный пенсионер дядя Федя полагает: "ум - это мечта живая", а академик дядя Павел подводит итог: "ум - все, вместе взятое, и кое-что еще".[8]
Особое значение в семантике "Книжки про Гришку" занимает его путешествие в "Весеннюю землю", не только завершающее долгий путь мальчика к пониманию истинной поэзии, музыки, красоты и гармонии всего сущего, нахождению в нем своего места, но и заканчивающее историю Гришки открытием того, что "лишь разговоры о счастье всегда одинаковые, само же счастье бывает разным, что летать от счастья не обязательно, в некоторых случаях даже вредно, можно просто присесть в уединении и долго глядеть на свои усталые руки, можно даже заплакать" [5, с. 11-20].
Ирония, все оттенки смешного, пронизывающие "Книжку про Гришку", рождают особый смысловой и стилистический сплав серьезного размышления и шутки по его поводу, современности в ее типичных приметах и вневременности в вечных вопросах и проблемах, самоанализа и самопародии в форме столкновения различных мнений и внутренних монологов. Всё это в сумме способствует созданию образа гармоничного, многоликого, густо населенного мира, в котором есть место героям и простым людям, гордым Лизам и решительным Пестряковым, мудрому карасюТрифону, коню Трактору, знающему дорогу в "Весеннюю землю", хулигану козлу Розенкранцу, воробью Аполлону-Мухолову, отдавшему свое удивление - "примитивную эмоцию" - мормышам, углепутам, кислопутам и многим, многим другим. В этом мире ребенок не больше и не меньше остальных, он - равноправный обитатель, которому необходимо научиться хранить дружбу, чувствовать ответственность за другого, видеть красоту в обыденном, не давать воли своей обиде - только так он обретает свое счастье.[8]
Радий Петрович Погодин - писатель, творчество которого ещё долго будет привлекать читателей - и юных и взрослых - и долго будет занимать исследователей литературы. Привлекать мудростью, чистотой, одухотворённостью образов и мыслей. Сказочное в творчестве Радия Погодина пронизано пониманием того, как ребенок входит в мир, как осваивает и воспринимает его, как живёт в нём. Писатель любит своих маленьких героев, наивных и бесстрашных, добрых и совестливых. В их уста он вкладывает, кажется, простые и естественные, но очень важные нравственные истины. А иногда и вовсе не простые. Вот, например, Гришкино рассуждение: "Если друг, то не собственность. Если собственность, то унижение. Если унижение, то в дружбе измена. Если измена, то предательство. А предательство маленьким не бывает" [5, с. 83]. Хорошо бы это ребёнку запомнить, да и взрослому не забывать.
Герои сказок - девочки, мальчики и волшебные существа. Писатель заметил: "Мир малыша одушевлён и очеловечен полностью, потому что очеловечивание природы является для него инструментом познания. Поэтому дело писателя - дать малышам побольше существ, стремящихся к добру" [3, с. 83].


Список литературы:
1. Мещерякова М.И. Погодин Радий Петрович // Русские детские писатели XX века: Библиогр. словарь. - М.: Флинта: Наука, 1998.
2. Недува Э.Ш. Погодин Р.П. // Краткая литературная энциклопедия. - М., 1968.
3. Ни минуты спокойствия: Интервью с писателем // Костер. - 1962. - № 12.
4. Погодин Р.П.: Биогр. справка // Детская литература. - 1978. - № 7.
5. Погодин Р.П. Красные лошади: Повести и рассказы. - М.: Детская литература. -1986. -398 с.
6. Погодин Радий Петрович: Биогр. Справка // Ленинградские писатели - фронтовики. 1941 - 1945: Автобиографии. Биографии книги / Сост. В.С. Бахтин. - Л., 1985.
7. Полозова Т.Д. Маленьким о большом // Нач. шк. - 1961. - № 3.
8. Русские детские писатели ХХ века: Биобиблиографический словарь. – М.: Флинта, Наука. – 1997. −504 с.

Опубликовано на Порталусе 17 декабря 2011 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): Погодин



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама