Каталог
Порталус
Крупнейшая база публикаций

БЕЛАРУСЬ есть новые публикации за сегодня \\ 23.11.17

Беларусь. Профессия - учитель

Дата публикации: 14 мая 2014
Публикатор: Александр Павлович Шиманский
Рубрика: БЕЛАРУСЬ
Источник: (c) http://library.by
Номер публикации: №1400064320 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Профессия педагога попала в Республике Беларусь в разряд одной из самых дефицитных и социально не защищенных. Парадоксальность ситуации состоит в том, что учителя по-прежнему в чести, но вот становиться ими находиться не много желающих. Катастрофически не хватает педагогических кадров в районных и сельских школах, штат городских учителей тоже укомплектован не полностью. И это при всем том, что ежегодно средние и высшие школы республики "выдают на гора" неуменьшающийся поток новоиспеченных педагогов, которые становиться ими не хотят, и все тут.

Чего только не придумывали вузы. Года три назад, к примеру, когда средняя школа испытывала острый недостаток в учителях по английскому языку, госуниверситет совместно с городскими властями пошел на решительный шаг. Срочно был объявлен курс переподготовки лиц с высшим образованием на условиях письменного заверения отработать три года в школе или вернуть затраченные на обучение деньги в казну. И желающие нашлись.

На самом деле профессиональных педагогов на рынке намного больше, чем потребность в них. Ведь советская система образования делала ставку на высокий потенциал образовательного уровня. Свой "классовый" характер статус педагога не потерял и до сей поры: приверженность профессии у устоявшейся части учительства или у тех, кто может позволить себе сегодня эту "роскошь", достаточно высока. Несмотря на низкий уровень доходов - в среднем зарплата государственного учителя не превышает 400 долларов - наших детей еще есть кому взращивать.

Статистика:

Потребность республики в педагогических кадрах составляет 7000 человек - столько вакансий "собирает" уже второй год подряд министерство образования, пытающееся решить недостачу за счет новых выпускников, в том числе выпускников средних школ, которые наряду с другими стали получать двойную специализацию: учитель-предметник плюс специалист по иностранным языкам. Позиция "учитель иностранного языка" остается самой дефицитной, особенно в негородских школах республики. Количество "пустующих" или "пустующих" условно ставок преподавательского состава по сравнению даже с позапрошлым годом увеличилось на 600 вакансий.

___________________

Все уповают, что утвержденный проект постановления правительства, который предусматривает увеличение с 1 сентября 2014 года заработной платы учителям-бюджетникам на 30%, а также введение единовременной помощи выпускникам вузов, едущих в сельскую местность, - до 700 долларов (для городских школ "подъемные" меньше), а выпускникам со средним специальным образованием - до 600 долларов, несколько выправит положение. Вступит ли в силу давно разработанный межведомственной комиссией и долго согласуемый проект? Правительство уверяет, что да. Тем не менее необходимо исходить из реалий. Среднемесячная зарплата работников просвещения, финансируемых из госбюджета, по данным статистики, в прошлом году составила 487,7 долларов. Данные минобраза, в структуру которого входят не все учебные заведения, показывает цифру еще меньшую - 272 доллара. Даже тридцатипроцентное увеличение зарплаты не выведет учителя государственной школы выше черты бедности.

В прошлом году из государственного бюджета на нужды образовательной сферы было выделено 161 млн долларов, что было на 10% ниже предыдущего года. В этом году общая смета (в том числе на нужды аппаратного звена) составляет 165,9 млн долларов. Из них 27,3 млн уйдет на зарплату сотрудникам системы просвещения.

Когда в прошлом году при поступлении в вузы был объявлен конкурс аттестатов, в том числе и в военных вузах, общественность взволновалась: ну теперь учителям привалило счастье подзаработать. Опустим этический момент, тем более кому-кому, а этой категории людей далеко не всегда удается вписаться в рыночную экономику. Частный сектор, предлагающий воспитателям детских садов 500-600 долларов в месяц, а преподавателям средней и высшей школы от 800 долларов и выше, отражает положение дел в ничтожно малой по численности группе профессионалов. Счастливчикам удается обычно сочетать госслужбу, которую они не хотят оставлять, и работу в частном просвещении, еще нестабильном, придирчиво отбирающем понравившиеся кадры по своим принципам. Особенно прославились переманиванием кандидатов и докторов наук частные вузы, уровнем зарплат составившие огромную конкуренцию государственным.

Законы естественного выживания заставили госвузы ввести контрактную форму обучения, чтобы своими силами поддержать действующий штат преподавательского состава, но перешагнуть пропасть, отделившую их от рыночников, им не удается. Даже надежды на непостоянные заработки - репетиторство, когда-то пользовавшееся популярностью у населения, не вызывают особого восторга. Зачем тратиться на получение знаний, когда за все можно заплатить в частном вузе? Поэтому те, у кого есть большие деньги, не спешат делиться ими с учителями - разве что иногда, чтобы его дитя не обидели в школе на уроке или экзамене, ради оценки, такие родители готовы "держать" приходящих учителей - предметников по русскому языку, математике, физике, химии из той же школы и класса, платя им от 10 до 15 долларов в час.

Также в Беларуси стали популярны различные обучающие курсы. На пике популярности находятся языковые курсы и курсы IT-направленности (программирование, компьютерная графика, дизайн, администрирование компьютерных сетей). В основном такие услуги оказывают частные образовательные центры. Приглашают ведущих специалистов вузов, а также практикующих работников. Например, на крайне популярные учебные курсы устраиваются на работу даже действующие менеджеры и программисты Парка высоких технологий (ПВТ). Подобные курсы составляют значительную конкуренцию индивидуальным репетиторам-учителям.

Чаще к репетиторам обращается средний класс, рассчитывающий частично на знания и частично на деньги. Заработки репетиторов в среднем колеблются от 10 до 40 долларов в час. Но можно найти и подешевле. Например, можно договориться подтянуть ученика по русскому языку и за 5 долларов. Но если вы решите обучить свое чадо, к примеру, канадскому варианту английского языка, это может вам обернуться исключительно ценой - 20 $ в час. Но такие случаи редки. Востребованность в настоящем английском, американского или европейского пошиба, немецком, французском или испанском есть только у категории отъезжающих граждан, которые и составляют основную часть клиентов у квалифицированных репетиторов. Вообще же даже иностранные языки востребованы фрагментарно, по потребности. Очень приватно можно найти и специалиста, напишущего за вас курсовую или дипломную работу. Стоить это будет от 200 до 300$. И обвинить в этом человека, чьи нравственные нормы запрещают ему это делать, но его семья не может свести концы с концами, тоже рука не поднимается. Кто виноват, что образование становится сферой услуг? И что делать, когда даже это не помогает?..

Учитель года Беларуси, 2011-й год:


Опубликовано 14 мая 2014 года




© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.
Ваше мнение?