Каталог
Порталус
Крупнейшая база публикаций

ЭКОНОМИКА БЕЛАРУСИ есть новые публикации за сегодня \\ 25.07.17

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИ СОЗДАНИИ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА

Дата публикации: 23 июля 2007
Автор: П. Кохно
Публикатор: Александр Павлович Шиманский
Рубрика: ЭКОНОМИКА БЕЛАРУСИ - СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО →
Источник: (c) Журнал "Общество и экономика", 2002-10-01OIE-No. 010, страницы 312-319
Номер публикации: №1185206890 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


П. Кохно, (c)

найти другие работы автора

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИ СОЗДАНИИ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
Автор: П. Кохно


П. Кохно, доктор экономических наук, руководитель секретариата Председателя Высшего Государственного Совета Союзного государства

Формирование Союзного государства - это, по сути, первая реальная интеграция на пространстве бывшего СССР, которую осуществляют независимые государства на добровольной основе. Беларусь и Россия увязывают свои экономические преобразования с решением более широких стратегических задач, чем только перестройка хозяйственных отношений на рыночных принципах. Хотя в Беларуси и в России реформы рассматриваются как средство утверждения обретенного суверенитета, национально-государственного строительства, формирования самостоятельной внутренней и внешней политики, тем не менее, происходит постепенная их корректировка в соответствии с планами единения двух государств.

Многие аспекты строительства Союзного государства еще только предстоит осваивать, готовить законодательную базу для их становления и развития. В частности, это касается такого непростого вопроса как механизм взаимодействия будущего союзного парламента и парламентов двух стран. Без решения данной проблемы невозможно будет говорить о создании полноценного Союзного государства.

Конечно, на бумаге уже есть представления о том, что надо создавать и как это будет работать. Однако, как показывает опыт и темпы создания Союзного государства, на практике все оказывается значительно сложнее. Появляются новые проблемы, которые заставляют по ходу корректировать подходы Беларуси и России по тем или иным вопросам, уточнять сроки реализации.

Основой для поэтапного сближения экономик Беларуси и России являются: Договор о создании Союзного государства, Программа действий по реализации этого Договора, а также торговые связи между регионами и т.д. Все эти документы являются базой для создания Союзного государства.

При создании полномасштабного Союзного государства важно всесторонне разобраться в его нынешнем состоянии и определить перспек-

стр. 312


--------------------------------------------------------------------------------

тивы и этапы объединения двух государств, сформулировать цели, обосновать приоритеты, а также разработать механизмы достижения поставленных целей.

Целесообразно наметить первоочередные меры по выполнению Договора о создании Союзного государства и Программы действий по его реализации, сроки и исполнителей. Необходима выработка стратегии, которая опиралась бы на комплексный анализ и системный подход, что позволило бы руководству двух стран найти оптимальный вариант интеграции России и Беларуси.

Одной из главных проблем при создании Союзного государства остается экономический аспект. Договор о создании Союзного государства придал новый импульс ускорению экономического сближения двух стран, создал благоприятные возможности для роста промышленного производства, увеличения товарооборота и повышения конкурентоспособности продукции на рынках стран СНГ и дальнего зарубежья. Однако его потенциал используется не в полную меру. Сегодня назрела необходимость перевести интеграцию на более высокий уровень, создать условия для качественно нового взаимодействия Беларуси и России в различных областях.

Например, успешное продвижение и закрепление на внешних рынках зависит от совместных активных действий РФ и РБ по преодолению отставания от развитых стран в технологической области, которое резко снижает конкурентоспособность белорусской и российской продукции. Россия и Беларусь заинтересованы в привлечении капитала западных стран в различные области народного хозяйства, во взаимовыгодные проекты. Для этого в рамках Союзного государства создаются необходимые правовые условия.

Одним из ключевых направлений укрепления позиций Российской Федерации и Республики Беларусь на внешних рынках является работа по вступлению в ВТО. Предстоит тщательно отработать весь сложный комплекс взаимосвязанных мероприятий по адаптации внешнеторгового режима стран к правилам данной организации, которыми на сегодняшний день регулируется свыше 90% всей мировой торговли. Необходимо отработать более эффективный механизм поддержки российских и белорусских товаропроизводителей - экспортеров на международной арене. Здесь позиции Союзного государства могу быть значительно усилены.

Министерствами и ведомствами Республики Беларусь и Российской Федерации проводится работа по унификации национальных законодательств по вопросам налогообложения. В настоящее время полностью

стр. 313


--------------------------------------------------------------------------------

унифицированы общие части налоговых кодексов Республики Беларусь и Российской Федерации, ведется унификация специальных частей. Осуществляется практическая работа по выравниванию условий налогообложения белорусских и российских хозяйствующих субъектов на территории Союзного государства.

В соответствии с Программой действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства после завершения унификации налогового законодательства будет осуществлен переход к единой налоговой политике, единым принципам взимания налогов вне зависимости от местонахождения налогоплательщиков на территории Союзного государства. Как заключительный шаг, состоится принятие единого Налогового кодекса Союзного государства.

Одним из приоритетных направлений торгово-экономической деятельности является межрегиональное сотрудничество. Подписанные соглашения между субъектами РФ и Республикой Беларусь создают договорно-правовую базу регионального сотрудничества, предусматривают создание благоприятных экономических, финансовых и правовых условий для деятельности субъектов хозяйствования сторон, условий для осуществления взаимопоставок продукции, обмен информацией, что, безусловно, очень важно для совместного сотрудничества. В рамках совместных соглашений предусматривается создание совместных предприятий, финансово-промышленных групп, торговых домов и представительств регионов Беларуси и России.

Расширилось проведение в регионах России и Беларуси выставок и ярмарок продукции предприятий, оказание помощи в создании сетей оптовой и розничной торговли, оказание помощи предприятиям малого и среднего бизнеса, участвующим в строительстве или реконструкции дорог, гостиниц, туристических и спортивных комплексов, торговых домов и магазинов, выставочных зон и других объектов. Реализация намечаемых направлений сотрудничества областей и г. Минска с регионами России будет способствовать внешнеторговой экспансии, рационализации структуры и объемов торговых операций, решению проблемы защиты внутреннего рынка, созданию благоприятного климата для привлечения инвестиций.

Все эти меры в конечном итоге должны вести не только к повышению результативности белорусско-российских связей, но и способствовать реанимации механизмов интеграционных процессов в рамках СНГ.

Для этого имеются все предпосылки. Так, Республика Беларусь является одним из основных торговых партнеров России, занимая четвертое

стр. 314


--------------------------------------------------------------------------------

место во внешнеторговом обороте России после Германии, США и Украины. Среди стран СНГ Беларусь занимает первое место в импорте России и второе - в экспорте.

Необходимо развитие совместных мер в области защиты отечественных товаропроизводителей, по координации действий на внешних рынках экспортеров однотипной продукции, имеющей для наших стран стратегическое значение, в целях недопущения недобросовестной конкуренции между ними на зарубежных рынках.

Серьезной проблемой в процессе формирования единого экономического пространства остается создание условий для выравнивания основных макроэкономических показателей, таких, как рост ВВП, темпы производства важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, роста производительности труда, уровня инвестиций, денежных доходов и расходов населения, уровня инфляции, валютного курса.

Своего развития требует единая промышленная структурная политика, которая должна реализовываться через развитие производственно-технологическую кооперацию, создание транснациональных хозяйственных структур, в том числе межгосударственных финансово-промышленных групп, а также разработку и реализацию совместных производственных и научно- технических программ.

Одной из ключевых задач построения Союзного государства остается совершенствование механизма формирования и расходования союзного бюджета. Девять десятых его средств используется на совместные программы. Программный метод стал основным инструментом осуществления совместной деятельности.

На новый уровень требуется вывести и финансируемые из бюджета Союзного государства совместные программы, которые должны быть направлены на обеспечение технологического прорыва, производство высококачественной продукции, обеспечение стабильного развития экономики государств- участников Союза и обеспечение занятости населения. Например, реализация совместной программы "Развитие дизельного автомобилестроения" позволит сохранить рабочие места на заводах и обеспечит занятость более полумиллиона человек, увеличить объемы реализации продукции всех предприятий, участвующих в производственном цикле, а также получаемой прибыли, что, в свою очередь, повысит налоговые платежи в бюджет. Сегодня реализуемые совместные программы не выполняют те задачи, которые на них были возложены.

Важным моментом в вопросе выработки перспективных позиций в сотрудничестве является разработка предложений по сквозным тарифным

стр. 315


--------------------------------------------------------------------------------

ставкам на перевозку грузов по железным дорогам Беларуси и России, обеспечение Россией поставок нового подвижного состава для Белорусской железной дороги, а также порядок обмена высокоэффективными технологиями и разработка мер по регулированию финансовых вопросов.

Должны приниматься меры по совершенствованию нормативно-правовой базы развития предпринимательства, ее унификация в рамках Союза Беларуси и России. Разработан проект закона Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в закон Республики Беларусь "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции".

Следует продолжать формирование общего аграрного рынка, включая работы по организации его совместной инфраструктуры на базе оптовых продовольственных рынков России и Беларуси.

Свой эффект должно дать и углубление интеграции предприятий оборонных отраслей промышленности. Общие совместные военные мероприятия позволят ежегодно экономить не один миллиард российских рублей России и несколько сот миллионов - Беларусью. Если бы не интеграция, то такие суммы вынуждены были бы изыскивать наши государства, обеспечивая обороноспособность порознь.

Исторически сложившаяся зависимость Беларуси от сырьевых источников и рынков сбыта продукции на территории России предопределяет, что состояние и развитие белорусской экономики, возможности интеграции в большой степени зависят от положения в российской экономике, экономической политики ее руководства, емкости рынка, возможностей поставок сырья и материалов. Стратегия экономической безопасности наших государств должна строиться на базе взаимозависимости и дополняемости экономик регионального пространства.

Договор о создании Союзного государства придал новый импульс ускорению экономического сближения двух стран. При этом необходимо учитывать, что образование Союзного государства является не самоцелью, а прежде всего средством реализации преимуществ объединения экономических потенциалов двух стран, вытекающих из межгосударственного и территориального разделения труда, специализации, кооперирования производства, а также объединения и концентрации последних на приоритетных направлениях, устранения создания в Союзе дублирующих производств и распыления ограниченных финансовых и инвестиционных ресурсов, объединения усилий на расширение общего внутреннего рынка и рынков в третьих странах.

Россия и Беларусь намерены в экономической сфере продолжить поступательное движение к интеграции двух государств и единению наро-

стр. 316


--------------------------------------------------------------------------------

дов. Так, они будут и дальше развивать сотрудничества регионов двух государств. Достаточно сказать, что за последние полгода состоялось несколько визитов руководителей российских регионов в Беларусь. Среди них, в частности, были делегации из Ростовской области и Алтайского края, визиты которых привели к подписанию соглашений, которые в конечном итоге принесут выгоды всем его участникам.

Крайне важной представляется договоренность между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о создании равных условий субъектам хозяйствования. Ранее соответствующий протокол к этому Соглашению позволил четче обозначить основные направления, по которым будет реализовываться Договор о создании Союзного государства.

По мере развития и укрепления Союзного государства реальными должны становиться социальные права граждан Беларуси и России: как с точки зрения удовлетворения насущных материальных потребностей, так и в плане реализации духовно-культурных запросов.

Для решения всех проблем и установления оптимального баланса власти внутри Союзного государства необходимо, на наш взгляд, строго следовать принципу субсидиарности (дополнительности). Иначе говоря, функции высших уровней правительства лимитируются, насколько это возможно, и играют лишь вспомогательную роль по отношению к властям низших уровней. В компетенции Союзного государства остается тот ограниченный круг вопросов, который требует совместного рассмотрения и решения. Там же, где проведение единой политики может надежно контролироваться на национальном, региональном и местном уровне, оно находится в собственной компетенции каждого из участников Союзного государства. Естественно, эта деятельность не должна вредить целостности и успешной работе экономического и валютного союза.

При выработке норм и правил подобного сотрудничества нам необходимо руководствоваться несколькими соображениями. Экономический союз должен основываться на тех же рыночных принципах, которые составляют (в разной степени) основу экономического устройства стран-членов Союзного государства. Кроме того, необходимо обеспечить достаточный баланс между экономическим и валютным компонентами союза, ибо здесь присутствует тесная взаимозависимость.

Четкое определение экономической политики на уровне Союзного государства и на национальных уровнях важно для поддержания жестко фиксированных обменных курсов национальных валют. И наоборот: общая валютная политика необходима для создания прочного экономического союза.

стр. 317


--------------------------------------------------------------------------------

На завершающем этапе введения единой валюты, когда паритеты белорусского и российского рублей будут жестко зафиксированы, статистическое измерение и интерпретация экономических дисбалансов могут даже еще усложниться. Данные взаимных платежных балансов, которые сейчас являются относительно ясными и четкими показателями экономического дисбаланса, не будут играть столь важную роль на полностью интегрированном рынке Союзного государства и не смогут далее служить основанием для принятия тех или иных политических и экономических решений.

Межстрановой дисбаланс, если его не снять, неизбежно проявится в виде региональных и секторальных дисбалансов - теперь уже внутри каждой из экономик стран-членов Союзного государства. Для Беларуси они будут особенно остры из-за существенных различий с российскими регионами в экономическом потенциале. Для России - в сфере грузового автомобильного и тракторного машиностроения, автомобильных перевозок.

Исправить ситуацию можно только через укрепление мобильности факторов производства, применение гибких цен, выработку общих принципов экономической политики Союзного государства. Быстро и решительно следует действовать в направлении:

- развития конкуренции и других мер по укреплению рыночных механизмов;

- обеспечения достаточного количества ресурсов в тех секторах экономики и географических регионах, где рыночная активность нуждается в укреплении и поддержке;

- макроэкономической координации (включая ограничения в бюджетной сфере).

В пределах Союзного государства дело предстоит поставить таким образом, чтобы ни частные, ни коллективные агенты экономики не могли препятствовать доступу конкурентов на рынок или мешать его нормальному функционированию. Осуществляется такая политика не только введением определенных ограничений, препятствованием захвату доминирующих позиций на рынке, но также и через разработку новых аспектов антимонопольного законодательства. Особенно в области слияния и поглощения компаний.

Поскольку государственные субсидии препятствуют процессу конкуренции и приводят к неэффективному распределению ограниченных ресурсов, их использование для отдельных отраслей производства должно будет жестко рассматриваться в каждом отдельном случае.

Единая структурная политика необходима для оптимизации распределения ресурсов и достижения высокого уровня благосостояния на всей

стр. 318


--------------------------------------------------------------------------------

союзной территории. Если не отнестись с должным вниманием к проблеме дисбаланса по регионам, Союз подвергнется серьезному риску - и в области экономики, и в области политики. Чтобы этого избежать, необходимо уделить особое внимание проблеме регионального и структурного неравенства и приложить все усилия к сбалансированному развитию внутри Союзного государства.

К правовым проблемам следует отнести проблему определения правового статуса Союзного государства. И эту проблему должны решить государства- участники для создания условий эффективного выполнения своих функций органами Союзного государства.

Наиболее острой проблемой по реализации договора о создании Союзного государства и завершении процесса создания Союзного государства, на наш взгляд, может стать отсутствие механизма реализации решений органов Союзного государства и, как следствие, отсутствие возможности, на данном этапе работы, воздействовать каким-либо образом на органы исполнительной власти государств-участников Союзного государства в плане добросовестного исполнения этих решений.

Основной проблемой на будущее, скорее всего, станет необходимость внесения изменений в Конституции двух государств, так как механизм изменений и дополнений в конституции еще не опробован и мы, видимо, в этом смысле станем первыми.

Приоритетом России и Беларуси в сфере внешней политики остается переход к единым принципам экономической политики и формированию равных условий для хозяйствующих субъектов двух стран. Одним из направлений совместных усилий должно стать расширение сотрудничества в области внешней политики. В частности, данный аспект затрагивает сотрудничество между Калининградской областью РФ и регионами Белоруссии. Стороны намерены улучшить условия российского транзита пассажиров и грузов, следующих в Калининградскую область и обратно через Беларусь. Представляется, что на этом направлении Беларусь и Россия должны объединить свои усилия, которым пока не хватает скоординированности и согласованности. Беларусь в рамках Союзного государства может оказать существенное содействие в решении проблемы транспортных связей основной части России с Калининградом и уже предлагает различные варианты использования своей территории с этой целью.

Таким образом, несмотря на трудности становления, Союзное государство в силу объективных причин будет развиваться и дальше.

стр. 319

Опубликовано 23 июля 2007 года




© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.
Ваше мнение?