Рейтинг
Порталус

Комментарий к Налоговому кодексу Республики Беларусь - Статья 17.Физические лица – налоговые резиденты Республики Беларусь

Дата публикации: 01 декабря 2006
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПРАВО БЕЛАРУСИ - НАЛОГОВОЕ →
Источник: (c) http://library.by
Номер публикации: №1164924360


Статья 17.Физические лица – налоговые резиденты Республики Беларусь

1. Налоговыми резидентами Республики Беларусь признаются физические лица, которые фактически находились на территории Республики Беларусь более 183 дней в календарном году.

2. Ко времени фактического нахождения на территории Республики Беларусь относится время непосредственного пребывания физического лица на территории Республики Беларусь, а также время, на которое это лицо выезжало за пределы территории Республики Беларусь на лечение, отдых, в командировку или на учебу.

3. Не относится ко времени фактического нахождения на территории Республики Беларусь время, в течение которого физическое лицо пребывало в Республике Беларусь:

3.1. в качестве лица, имеющего дипломатический или консульский статус, или в качестве члена семьи такого лица;

3.2. в качестве сотрудника международной организации, созданной по межгосударственному соглашению, участником которого является Республика Беларусь, или в качестве члена семьи такого сотрудника;

3.3. на лечении или отдыхе, если это физическое лицо находилось в Республике Беларусь исключительно с этой целью или с этими целями;

3.4. исключительно для следования из одного иностранного государства в другое иностранное государство через территорию Республики Беларусь одним транспортным средством либо исключительно с целью пересадки с одного транспортного средства на другое при таком следовании (транзитное следование).



1. Вопрос о принадлежности конкретного физического лица к налоговым резидентам какого-либо государства является одним из ключевых в системе налогообложения доходов физических лиц.

При решении данного вопроса стандартным условием является принцип, в соответствии с которым устанавливаются существенные различия в порядке налогообложения доходов налоговых резидентов и нерезидентов.

Суть этих различий состоит в том, что положения национального налогового законодательства могут предписывать только своим налоговым резидентам уплачивать в бюджет страны налоговые платежи со всей суммы доходов вне зависимости от того, где и как получены эти доходы (от источников в самом государстве или за его пределами).

В отношении нерезидентов должны устанавливаться правила, предусматривающие налогообложение в соответствующей стране только тех доходов, которые получены от источников на ее территории, и не распространяющие обязанность уплачивать налоговые платежи в отношении доходов, полученных от источников за пределами этой страны.

Как отмечалось выше, аналогичные подходы применяются также в вопросах организации налогообложения национальных (белорусских) и иностранных организаций. Исходя из этих принципов для указанных юридических лиц выстраивается система применения налогов на прибыль и на доходы.

Обязательной составляющей современной системы налогообложения, построенной на основе применения налогового резидентства и нерезидентства, является организация механизмов устранения двойного налогообложения, то есть предотвращения возможности одновременного возникновения у налогоплательщика обязанности платить налог с одной и той же суммы дохода дважды (в бюджет страны, в которой получены доходы, и в бюджет страны, в которой он зарегистрирован).

Достигается это путем применения в налоговой практике положений международных соглашений об избежании двойного налогообложения. В таких соглашениях (с разграничением в отношении различных видов доходов) устанавливается, что налоги на доходы (прибыль), уплаченные в одном государстве нерезидентом этого государства (как юридическим, так и физическим лицом), принимаются к зачету, то есть уменьшают сумму аналогичного налогового платежа в государстве, в котором это лицо имеет статус налогового резидента.

При единстве принципов и подходов, применяемых в отношении налогообложения резидентов и нерезидентов, в национальных налоговых законодательствах государств установлены различные пути решения вопросов признания конкретных физических лиц своими налоговыми резидентами.

В ряде стран, в том числе в Республике Беларусь до принятия Общей части Налогового кодекса, при решении таких вопросов основываются на национальном гражданстве.

При таком подходе вне зависимости от места их фактического проживания или нахождения граждане страны признаются налоговыми резидентами и обязаны уплачивать в бюджет этой страны налоги со всего объема своих доходов. В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства вопросы налогообложения регулируются исходя из продолжительности их пребывания в стране (в Республике Беларусь – на протяжении календарного года).

Иным, более прогрессивным является определение вопросов налогового резидентства, основанное исключительно на проживании или пребывании в стране в течение устанавливаемого периода времени без дополнительных условий в отношении гражданства.

Переход к таким принципам и предусматривает Общая часть.



2. Пункт 1 статьи устанавливает, что налоговыми резидентами Республики Беларусь признаются физические лица, как граждане Республики Беларусь, так и граждане (подданные) иностранных государств и лица без гражданства, которые фактически находились на территории Республики Беларусь более 183 дней в календарном году.



3. Пункт 2 статьи содержит общее правило определения времени фактического нахождения физического лица на территории Республики Беларусь. К такому времени относится время непосредственного пребывания лица на ее территории. Дополнительно устанавливается, что выезд за пределы Республики Беларусь с целью лечения, отдыха, в служебную командировку или на учебу не прерывает течения периода времени фактического нахождения этого лица на территории Республики Беларусь, учитываемого при определении его налогового резидентства.



4. Пункт 3 статьи предусматривает особенности применения установленного выше общего правила исчисления периода времени фактического нахождения физического лица на территории Республики Беларусь в зависимости от целей такого нахождения.

Поэтому при определении налогового статуса физического лица не будет учитываться время (весь его период), в течение которого это лицо пребывало в Беларуси:

в качестве лица, имеющего дипломатический или консульский статус;
в качестве сотрудника международной организации, созданной по межгосударственному соглашению, участником которого является Республика Беларусь;
в качестве члена семьи одного из перечисленных выше лиц;
исключительно с целью (целями) лечения и (или) отдыха;
только для транзитного следования через территорию Республики Беларусь – перемещения из одного иностранного государства в другое через территорию республики одним транспортным средством;
исключительно с целью пересадки с одного транспортного средства на другое при транзитном следовании через территорию Республики Беларусь в иностранное государство.

Опубликовано на Порталусе 01 декабря 2006 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама