Рейтинг
Порталус

В ГОСУДАРСТВАХ - УЧАСТНИКАХ СНГ. РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ О ЛИЧНОМ ПОДСОБНОМ ХОЗЯЙСТВЕ ГРАЖДАН

Дата публикации: 23 июля 2007
Автор(ы): И. П. Кузьмич
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПРАВО БЕЛАРУСИ - АГРАРНОЕ →
Источник: (c) Журнал "Государство и право", Date:04-01-2000(GIP-No.004), страницы: 91-98.
Номер публикации: №1185207057


И. П. Кузьмич, (c)

В ГОСУДАРСТВАХ - УЧАСТНИКАХ СНГ. РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ О ЛИЧНОМ ПОДСОБНОМ ХОЗЯЙСТВЕ ГРАЖДАН

Автор: И. П. Кузьмич (1)


(?) 2000г.

В настоящее время личное подсобное хозяйство рассматривается как одна из организационно-правовых форм деятельности граждан по производству сельскохозяйственной продукции. В аграрном праве выделяют следующие признаки личного подсобного хозяйства (2): 1) форма сельскохозяйственного производства, основу которой составляет труд граждан и членов их семей, частная собственность на средства производства, а также право собственности, владения или пользования земельным участком; 2) тесная связь с общественным производством и дополнительный источник доходов семьи; 3) в основном потребительский характер, поскольку произведенная продукция потребляется непосредственно производителем; 4) излишки сельскохозяйственной продукции могут быть реализованы на рынке, организациям потребительской кооперации, колхозам, совхозам и иным субъектам хозяйственной деятельности.

В действующем законодательстве Республики Беларусь термин "личное подсобное хозяйство" (ЛПХ) до настоящего времени не имеет легального определения. Нередко под личным подсобным хозяйством понимается не только деятельность, осуществляемая на земельных участках, предоставленных для данной цели, но и деятельность на участках, предоставленных для целей садоводства, огородничества, животноводства и т.д. Например, Б.В. Ерофеев выделяет две формы ведения ЛПХ: индивидуальную и коллективную (3). При этом под индивидуальной формой ведения личного подсобного хозяйства понимается осуществление гражданином индивидуально или со своей семьей сельскохозяйственной эксплуатации специально выделенного для этих целей земельного участка, а под коллективной формой - вступление гражданина в некоммерческие объединения коллективного садоводства, огородничества и животноводства, где есть земли как индивидуального, так и личного пользования.

Аналогичный подход имел место в понимании личного подсобного хозяйства и в налоговом законодательстве Республики Беларусь. Кроме того, отсутствовало терминологическое единство в наименовании ЛПХ граждан. В земельном законодательстве использовался термин "личное подсобное хозяйство". В Законе "О подоходном налоге с граждан" - "личное подсобное сельское хозяйство" (4). В Изменениях и дополнениях в Методические указания Главной государственной налоговой инспекции о порядке применения Закона Республики Беларусь "О подоходном налоге с граждан" от 26 января 1998 г. - "личное подсобное сельское хозяйство", которое делилось на четыре категории, включающие в себя: дом с приусадебным участком (для постоянно проживающих), дом-дачу с приусадебным участком (для временно проживающих), участок в садоводческом товариществе и участок, выделенный во временное пользование для огородничества (5). Таким образом, существовало явное несоответствие в использовании термина ЛПХ в земельном и налоговом законодательстве. С принятием новой редакции Закона "О подоходном налоге с граждан", который был переименован в Закон Республики Беларусь "О подоходном налоге с физических лиц" данное несоответствие было устранено (6).

Деление индивидуальных форм ведения сельскохозяйственного производства на личные подсобные хозяйства, коллективное садоводство, огородничество и др. обусловлено особенностями правового регулирования, в том числе и наличием самостоятельных правовых режимов земельных участков, предоставляемых для данных целей, поэтому наименование выше перечисленных форм общим понятием ЛПХ, на наш взгляд, нельзя признать обоснованным.

Юридический термин "земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства" появился в законодательстве сравнительно недавно. Например, Конституция БССР 1978 г. закрепляла


--------------------------------------------------------------------------------

1 Младший научный сотрудник Института философии и права НАН Беларуси.

2 См.: Аграрное право / Под ред. Г.Е. Быстрова, М.И. Козыря. М., 1996. С. 234- 236; Аграрне право Украiни / Под ред. В.З. Янчука. Киiв, 1996. С. 369-371.

3 См.: Ерофеев Б.В. Земельное право. Уч. для вузов / Под ред. Г.В. Чубукова. М., 1998. С. 460.

4 См.: Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1996. N 7. Ст. 56-73.

5 См.: Республика. 1998. 18 февр.

6 См.: Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь. 1999. N 16-17. Ст. 322.

стр. 91


--------------------------------------------------------------------------------

право граждан иметь в пользовании участки земли, предоставляемые в установленном законом порядке для ведения подсобного хозяйства (включая содержание скота и птицы), садоводства и огородничества, а также для индивидуального жилищного строительства (ст. 13) (7). В ст. 47 Земельного кодекса БССР (1970 г.) говорилось о предоставлении в пользование земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения личного хозяйства без применения наемного труда (8). В Законе "О кооперации в СССР" речь идет уже о ЛПХ членов колхоза и о ЛПХ других граждан на землях колхоза (9). Однако словосочетание "личное подсобное хозяйство" еще не включалось в юридическое название земельного участка, который именовался в законодательстве "приусадебным участком".

Постепенно словосочетание ЛПХ получило все большее распространение, а термин "приусадебный" стал восприниматься как устаревший.

В Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о земле 1990 г. говорится уже не о приусадебном участке, а о земельном участке для ЛПХ. Образовавшееся понятие затем перешло в Кодекс о земле Республики Беларусь 1990 г. (10) Кроме того, в настоящее время на основе действующего законодательства можно говорить о выделении и формировании на базе приусадебного участка двух земельных участков с самостоятельными правовыми режимами: участка для строительства и обслуживания жилого дома и участка для ведения личного подсобного хозяйства.

Отказ от термина "приусадебный участок" в земельном законодательстве произошел не сразу. В Кодексе о земле Республики Беларусь 1990 г. использовались оба этих понятия (как "приусадебный участок", так и "земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства"), что уже носило достаточно противоречивый характер, так как в ст. 37 Кодекса говорилось о праве граждан на получение приусадебного участка, а ст. 52 "Землевладение граждан Белорусской ССР" такого права не предусматривала (отмечались лишь право на участок для строительства и обслуживания жилого дома и самостоятельное право на участок для ведения ЛПХ). Было неясно, включает ли в себя приусадебный участок земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, либо - лишь участок для строительства и обслуживания жилого дома, или то и другое вместе. В Законе "О праве собственности на землю" термин "приусадебный участок" не упоминался (11). В новом Кодексе о земле 1999 г. (12) законодатель полностью отказывается от использования данного понятия.

В то же время, например, в ст. 6 Земельного кодекса Украины 1991 г. определено, что граждане Украины имеют право на получение в собственность земельных участков для: ведения личного подсобного хозяйства; строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек (приусадебный участок) (13).

Тем самым непосредственно указывается, что участок для ведения личного подсобного хозяйства не включается в понятие приусадебного участка.

В последние годы развитие земельного законодательства привело не только к значительному расширению прав граждан в сфере производства сельскохозяйственной продукции, но и к существенным изменениям в правовом режиме земель, предоставляемых для ведения ЛПХ.

До недавнего времени право пользования, а также размер приусадебных участков зависели от участия граждан в общественном производстве колхозов, совхозов, других государственных и кооперативных предприятий и организаций. Земля для ведения ЛПХ предоставлялась, как правило, на праве постоянного (бессрочного) пользования. Для колхозного двора Примерным уставом колхоза 1969 г. предусматривалось предоставление земельного участка в размере до 0.50 га (14). Размеры земельных участков, предоставлявшихся рабочим и служащим, были значительно меньше.

В соответствии с новым Кодексом Республики Беларусь о земле 1999 г. граждане имеют право на получение земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства: в собственность, в пожизненное наследуемое владение и в аренду.

При этом земельные участки для ведения ЛПХ предоставляются лишь гражданам, проживающим в сельских населенных пунктах и поселках городского типа, в размере до 1 га с учетом площади земельного участка, имеющегося при доме. Конкретные размеры земельных участков устанавливаются сельскими (поселковыми) исполнительными и распорядительными органами в зависимости от местных условий и особенностей (ст. 70).

Приобретение земли для ведения личного подсобного хозяйства в пожизненного наследуемое


--------------------------------------------------------------------------------

7 См.: Конституция БССР. Минск, 1989.

8 См.: Собрание Законов БССР. 1971. N 1. Ст. 4.

9 См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1998. N 22. Ст.355.

10 См.: Ведомости Верховного Совета Белорусской ССР. 1991. N7. Ст. 56-73.

11 См.: Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь. 1997. N 36. Ст. 767.

12 См.: Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. N 2-3.

13 См.: Земельное и сельскохозяйственное законодательство Украины. Харьков, 1994. С. 7.

14 См.: Собрание постановлений СССР. 1969. N 26. Ст. 156.

стр. 92


--------------------------------------------------------------------------------

владение ограничивает возможности граждан в сфере распоряжения данным земельным участком в отличие от права собственности на него. Так, в соответствии со ст. 64 Кодекса о земле, граждане, являющиеся собственниками земельных участков, помимо прав, предоставляемых владельцам земельных участков, имеют право отчуждать земельные участки, сдавать их в залог и аренду.

Введение частной собственности на землю и вовлечение ее в гражданский оборот предопределило необходимость установления пределов вмешательства государства в права собственника земли, так как земельный участок, являясь недвижимым имуществом, тем не менее, остается природным объектом, - составной частью окружающей среды. Отсюда вытекает необходимость установления различного рода законодательных ограничений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками. Пределы вмешательства государства в право граждан свободно распоряжаться земельными участками определены Конституцией Республики Беларусь (ч. 6 ст. 44; ч. 2 ст. 46), которая запрещает наносить ущерб окружающей среде и нарушать права и законные интересы иных лиц и закрепляет за государством обязанность осуществлять контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды (15).

В результате при совершении сделок по отчуждению земельных участков для ЛПХ, находящихся в частной собственности граждан, законодательством установлена следующая система ограничений: 1) запрет на изменение целевого назначения земельного участка; 2) запрет на изменение правового режима использования земельного участка (водоохранные и санитарно-защитные зоны, земли историко-культурного назначения, а также право проезда по участку для технического обслуживания или ремонта зданий, сооружений, наземных и подземных коммуникаций и другие условия использования); 3) запрет на куплю- продажу земельного участка при наличии земельных споров по участку и иных, предусмотренных законодательством причин, препятствующих совершению сделки; 4) запрет на куплю-продажу земельных участков с превышением установленных законодательством норм их предоставления; 5) запрет для иностранных граждан и лиц без гражданства выступать в качестве покупателей (16).

Сделки по отчуждению земельных участков совершаются в письменной форме, нотариально удостоверяются и регистрируются специально уполномоченными государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству по месту нахождения земельного участка.

Предметом залога участок для личного подсобного хозяйства может выступать лишь в качестве обеспечения своевременного возврата банковского кредита. "Совместным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка от 31 декабря 1993 г. утвержден Порядок передачи земельных участков в залог для получения банковского кредита, согласно которому кредит может выдаваться гражданину, имеющему в собственности земельный участок, на улучшение качества этого участка и повышение плодородия почвы, строительство жилого дома и производственных построек, приобретения техники, семян, удобрений и на другие нужды, а также на покупку дополнительного земельного участка в размерах, предусмотренных земельным законодательством Республики Беларусь (17). Таким образом, граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, обладают большими возможностями по использованию земельного участка для целей сельскохозяйственного производства в отличие от граждан, занятых ведением крестьянского (фермерского) хозяйства, так как последним земельный участок может предоставляться лишь на праве пожизненного наследуемого владения либо аренды, а следовательно, данный участок не может являться предметом залога и выступать в качестве гарантии возврата банковского кредита.

Гражданам, в частной собственности которых находятся земельные участки, приобретенные для ведения ЛПХ, предоставляется также право передачи данных участков в аренду другим гражданам при условии сохранения их целевого назначения.

Принятие нового Кодекса о земле предусматривает существенное расширение прав граждан, занятых ведением личного подсобного хозяйства, а именно:

устанавливается порядок обмена земельными участками: данное правомочие предоставляется гражданам, имеющим земельные участки, как на праве собственности, так и на праве пожизненного наследуемого владения;

предусматривается право дарения земельных участков (к дарению земельных участков предъявляются те же требования, что и к купле-продаже земельных участков);


--------------------------------------------------------------------------------

15 См.: Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г. Минск, 1997.

16 См.: Порядок купли-продажи земельных участков гражданами Республики Беларусь. Утвержден приказом Комитета по земельной реформе и землеустройству при Совете Министров Республики Беларусь от 11 ноября 1993 г. // О земле. Сборник нормативных актов Республики Беларусь. Минск, 1998. С. 325.

17 См.: Собрание Постановлений Правительства Республики Беларусь. 1993. N 36. Ст. 701.

стр. 93


--------------------------------------------------------------------------------

не требуется разрешение местных исполнительных и распорядительных органов на отчуждение земельных участков, предоставленных для ведения ЛПХ, как это было ранее;

при залоге земельного участка не требуется согласие государственных органов;

предусмотрено предоставление права ограниченного пользования земельным участком (сервитута) для обеспечения прохода, проезда через соседний, а в необходимых случаях - другой земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также иных нужд. Сервитут может быть установлен в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен как в собственность, так и в пожизненное наследуемое владение, в постоянное пользование либо аренду;

существенным образом расширены права граждан в сфере аренды земельных участков для ЛПХ. Помимо общего правила о предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в размере до 1 га в собственность либо пожизненное наследуемое владение принятие нового Кодекса о земле позволит сельским (поселковым) исполнительным и распорядительным органам предоставлять гражданам Республики Беларусь земельные участки для ведения ЛПХ также в аренду в размере до 3 га. Кроме того, отменяются ограничения прав собственников земельных участков для ЛПХ в случаях предоставления ими данных участков в аренду другим гражданам. Данные ограничения были установлены Законом "О праве собственности на землю", который содержал исчерпывающий перечень случаев, при наступлении которых разрешалось сдавать земельные участки в аренду, а именно: на период временной нетрудоспособности (сроком до одного года), обучения на дневных отделениях учебных заведений; прохождения действительной срочной воинской службы и военных сборов.

В соответствии с новым Кодексом о земле условием аренды земельных участков для ЛПХ, находящихся в частной собственности граждан, является сохранение их целевого назначения. Допускается также передача данных участков в аренду другим гражданам при наследовании таких земельных участков несовершеннолетними наследниками до приобретения ими полной дееспособности. Передача осуществляется законными представителями наследников под контролем соответствующих исполнительных и распорядительных органов.

Таким образом, по общему правилу арендодателями земельных участков для ЛПХ могут выступать как граждане, так и государство, а арендаторами - лишь граждане Республики Беларусь.

В то же время в новом Кодексе предусмотрен случай, когда арендаторами земельного участка для ведения ЛПХ могут быть и неграждане (при наследовании ими земельных участков, находящихся в частной собственности граждан Республики Беларусь). В этом случае земельный участок переходит в государственную собственность, а наследникам - негражданам Республики Беларусь, постоянно проживающим на территории Республики Беларусь, по их желанию соответствующие земельные участки могут быть предоставлены в аренду при сохранении их целевого назначения. При этом не устанавливаются какие-либо ограничения относительно участков для ЛПХ (ст. 58), в отличие от ст. 55 Кодекса, которая касается перехода права пользования и права пожизненного наследуемого владения земельным участком при переходе права собственности на строение. В соответствии с данной статьей в случаях перехода по наследству права собственности на расположенный в сельском населенном пункте жилой дом к наследникам, если они не имеют права на получение в установленном порядке земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, а также при приобретении гражданами, постоянно проживающими в городах и поселках городского типа, жилого дома в сельской местности для сезонного или временного проживания либо наличия у них в собственности в этой местности жилого дома, который они желают использовать для указанной цели, по решению сельского (поселкового) исполнительного и распорядительного органа к этим лицам переходит право пожизненного наследуемого владения земельным участком лишь в размере до 0.25 га. Несмотря на то, что в данном случае речь идет о праве пожизненного наследуемого владения, а ст. 58 касается права собственности на земельный участок, при наследовании земельных участков, находящихся в собственности, по нашему мнению, должно быть оговорено, что предоставление земельных участков для ЛПХ, в частности, негражданам Республики Беларусь в аренду, возможно лишь при условии проживания в сельских населенных пунктах либо поселках городского типа. Кроме того, в ст. 58 ограничиваются права наследников - граждан республики Беларусь, по сравнению с негражданами, что вытекает из ч. 2 данной статьи, а именно: наследники, которые не могут быть собственниками земельного участка, имеют лишь право на денежную компенсацию, в то время как наследникам - негражданам Республики Беларусь вместо денежной компенсации по их желанию может быть предоставлено право аренды данных земельных участков;

предусматривается совершение сделок с частью земельного участка, в случае если данный участок является делимым в соответствии с нормами ст. 17 Кодекса о земле: земельный участок

стр. 94


--------------------------------------------------------------------------------

не может быть разделен на части, если при целевом использовании той или иной части будут иметь место нарушения противопожарных, санитарных, экологических, строительных и иных норм и правил.

Расширение прав граждан в сфере земельных правоотношений, введение частной собственности на землю привело и к изменению категории земель, к которой относятся земли для ведения ЛПХ. Участки для ЛПХ перестали быть частью земель сельскохозяйственных предприятий, организаций и учреждений, как это было ранее. В соответствии с Земельным кодексом БССР 1970 г. земли, переданные субъектам сельскохозяйственной деятельности, состояли из земель общественного (основного) пользования и приусадебных земель. При этом приусадебные земли отграничивались в натуре от земель общественного пользования и предоставлялись гражданам для ведения подсобного хозяйства по решению правомочных органов данных сельскохозяйственных предприятий, в соответствии с требованиями Земельного кодекса БССР (гл. 11-13). В Кодексе о земле 1990 г. о землях ЛПХ говорилось в двух разделах: разд. IV "Земли сельскохозяйственного назначения" и разд. V "Земли населенных пунктов". Так, в соответствии со ст. 60 - для ведения ЛПХ предоставляются земли сельскохозяйственного назначения, а в соответствии со ст. 95 земельные участки в пределах сельских населенных пунктов используются под застройку жилыми, культурно-бытовыми, производственными постройками и сооружениями, а также для ведения личного подсобного хозяйства. На основании Постановления Верховного Совета Республики Беларусь "О проведении земельной реформы в республике" 1991 г. были изменены границы земель сельских населенных пунктов с учетом удовлетворения потребностей граждан в земельных участках для строительства и обслуживания жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства, а также осуществлена передача этих земель в ведение сельских (поселковых) Советов народных депутатов. В состав сельских населенных пунктов допускалось включать участки сенокосов и пастбищ, смежных с границей данных населенных пунктов (18).

В Кодексе о земле 1999 г. не предусматривается предоставление земельных участков для ЛПХ из категории земель сельскохозяйственного назначения. О земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства упоминается лишь в гл. 21, посвященной землям сельских населенных пунктов и ничего не говорится в нормах, относящихся к правовому режиму земель поселков городского типа, несмотря на то,


--------------------------------------------------------------------------------

18 См.: Ведомости Верховного Совета Белорусской ССР. 1991. N 10. Ст. 115.

19 См.: Башмаков Г.С. Право собственности на землю в ЛПХ и садовых товариществах // Право собственности на землю в сельском хозяйстве Российской Федерации. М.. 1996. С. 70.

стр. 95


--------------------------------------------------------------------------------

земельные участки для ЛПХ, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения, так как в соответствии со ст. 3 названного Закона: "Владение и пользование объектами, находящимися только в собственности государства, осуществляется уполномоченными государственными органами, юридическими лицами государственной формы собственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь" (20). На основании данной статьи возможна лишь аренда имущества, находящегося только в собственности государства. Однако в этом случае нормы указанной статьи вступают в явное противоречие с земельным законодательством, по которому земли сельскохозяйственного назначения предоставляются в постоянное пользование, помимо совхозов и других государственных предприятий, - колхозам, сельскохозяйственным кооперативам, другим субъектам, осуществляющим сельскохозяйственную деятельность, а также в пожизненное наследуемое владение граждан для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.

Несмотря на достаточно подробную регламентацию земельных правоотношений в сфере ведения личного подсобного хозяйства, в законодательстве остается достаточно много спорных и неясных вопросов, связанных с определением правового режима данных земельных участков.

Например, не определен порядок наследования земельных участков, предоставляемых для ведения ЛПХ. Общие нормы, которые содержатся в Кодексе о земле, как правило рассматривают лишь вопрос о переходе права владения либо собственности на земельный участок при переходе права собственности на строение. При этом не учитываются особенности деятельности по ведению личного подсобного хозяйства, а статья, которая должна определять порядок наследования земельных участков, находящихся в пожизненном наследуемом владении, если на нем отсутствуют строения и сооружения, почему-то носит отсылочный характер. На наш взгляд, в законодательстве должно быть закреплено преимущественное право лиц на участок для ЛПХ, которые вели данное хозяйство совместно с наследодателем, а также предусмотрены меры, по возможности препятствующие дроблению этих земельных участков.

Возникают вопросы, связанные с переходом права пожизненного наследуемого владения при переходе права собственности на строение. Так, в соответствии с новым Кодексом о земле, при переходе права собственности на строение или сооружение вместе с этими объектами переходит и право пользования или пожизненного наследуемого владения земельным участком (его частью).

При переходе права собственности на строение (сооружение) к нескольким собственникам, а также при переходе права собственности на часть строения (сооружения) в случае невозможности раздела земельного участка между собственниками право на земельный участок осуществляется собственниками строения (сооружения) совместно. Однако неясно, на кого в данном случае оформляются документы, касающиеся прав на земельный участок и что представляет собой право "совместного пожизненного наследуемого владения нескольких лиц, когда у каждого лица свои собственные наследники" (21).

Неоднозначным, на наш взгляд, является и вопрос о размере земельного участка для ЛПХ. Ранее по Земельному кодексу БССР 1970 г. размеры приусадебных участков для ведения подсобного хозяйства устанавливались на семью (ст. 65, 72). С принятием Кодекса о земле 1990 г. субъектом земельных правоотношений выступает гражданин. И предельная норма, в размере 1 га, установлена именно для гражданина, желающего приобрести земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства. Тем самым не учитывалась специфика данного вида сельскохозяйственной деятельности граждан, так как в большинстве случаев ЛПХ ведется не индивидуально гражданином, а совместно с другими членами семьи, которые, являясь гражданами, также имели право на земельные участки для ведения ЛПХ в предусмотренных законодательством размерах. В новом Кодексе о земле 1999 г. содержится существенное уточнение - земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства предоставляется одному из членов семьи (ст. 70). Таким образом, на семью может приходиться только один земельный участок для ЛПХ. Однако ограничения, связанные с размерами земельных участков для ЛПХ, устанавливаются лишь для собственников, а также для граждан, которым эти участки принадлежат на праве пожизненного наследуемого владения. Что же касается аренды, то помимо возможности арендовать земельные участки для ЛПХ у государства, существует возможность дополнительной аренды земельных участков у граждан, и в данном случае о каких-либо ограничениях, связанных с размерами арендуемых земельных участков, не упоминается.

В то же время, как отмечают некоторые авторы, для обработки личного подсобного хозяйства в размере 0.25 га, семья с трудом справляется за пределами в среднем восьмичасового рабочего дня. А увеличение размеров участков до 1 га и более ведет к массовому нарушению внутреннего трудового распорядка, опозданиям,


--------------------------------------------------------------------------------

20 Звязда. 1998. 20 мая.

21 См.: О некоторых проблемах развития земельного законодательства на современном этапе (Материалы "круглого стола") // Гос. и право. 1997. N 3. С. 55.

стр. 96


--------------------------------------------------------------------------------

преждевременному уходу с работы с целью обработки личных подсобных участков, а в целом - к подрыву трудовой дисциплины в коллективных хозяйствах (22). Невозможность обработать увеличенные участки в лучшие агротехнические сроки вручную приведет к резкому росту использования техники коллективных хозяйств на личных наделах в ущерб общественному производству.

Возникает вопрос, насколько экономически обоснованы нормы Кодекса о земле, о возможности предоставления для ведения личного подсобного хозяйства земельных участков в размере до 4 га, будут ли использоваться данные участки лишь для ведения ЛПХ и где граница между ведением ЛПХ и осуществлением предпринимательской деятельности?

Например, в Германии в 1950 г. было 3.9 млн. фермеров со средним наделом земельного участка в размере 3.6 га. При этом каждый фермер кормил около 10 человек. По этим данным, на наш взгляд, можно сделать вывод о том, много 4 га земли или мало, чтобы при желании организовать товарное сельскохозяйственное производство (23).

Ранее подсобный характер ЛПХ в основном был обусловлен обязательным участием граждан в общественном производстве, а такой признак, как дополнительный источник доходов был связан с существовавшими в законодательстве ограничениями по содержанию скота и птицы. Не предусматривалась также и частная собственность на средства производства. В настоящее время единственное требование, предъявляемое к лицам, желающим приобрести участки для ЛПХ - проживание в сельской местности. Законодательство не определяет какие виды сельскохозяйственной деятельности и в каких объемах можно осуществлять на участках для ЛПХ. Выбор предоставлен собственнику, владельцу либо пользователю земельного участка. Кодексом о земле закрепляется право собственности на произведенную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации независимо от того, находится ли земельный участок на праве собственности, владения или аренды.

В соответствии с Законом "О подоходном налоге с физических лиц" доходы, получаемые физическими лицами от реализации продукции животноводства (кроме пушного звероводства), растениеводства и пчеловодства, за исключением доходов от реализации женьшеня, цветов, рассады и семян цветов, рассады, саженцев, семян декоративных культур, не подлежат обложению налогом при условии предоставления справки местного исполнительного и распорядительного органа, подтверждающей, что продаваемая продукция произведена физическим лицом на земельном участке, выделенном для ведения ЛПХ. Кроме того, на основании Постановления Совета Министров Республики Беларусь "Об упорядочении вывоза из Республики Беларусь товаров народного потребления" от 14 ноября 1998 г., вывоз продукции, произведенной в личных подсобных хозяйствах, осуществляется без ограничения, в отличие от иных граждан, для которых установлены нормы вывоза отдельных товаров, а также других производителей сельскохозяйственной продукции. Последним требуется получить разрешение Министерства сельского хозяйства и продовольствия, либо облисполкомов (24).

Вместе с тем в новых социально-экономических условиях с развитием предпринимательства, увеличением размеров земельных участков, предоставляемых для ведения ЛПХ, расширением земельной правоспособности граждан, а также возможностью приобретения в частную собственность средств производства все более выраженный характер приобретает товарная функция ЛПХ, о чем свидетельствуют объемы сельскохозяйственной продукции, производимой в данной категории хозяйств (в ЛПХ граждан создается около 50% валовой продукции сельского хозяйства и формируется около 40% доходов сельской семьи) (25). Поэтому до сих пор остается спорным вопрос о соотношении деятельности по ведению личного подсобного хозяйства с предпринимательской. Данный вопрос возник не случайно и имеет свои исторические корни. На протяжении своего существования личное подсобное хозяйство по разному трактовалось в экономической и юридической литературе. Одни авторы рассматривали его как остаточную форму мелкого крестьянского производства (26), другие - как социалистическую форму хозяйствования (27). Относили ЛПХ и к индивидуальной трудовой деятельности (28). В настоящее время несовершенство законодательства о предпринимательстве, с одной стороны, и отсутствие нормативного акта о личных подсобных хозяйствах граждан, с другой, предоставляет возможность осуществлять по сути предпринимательскую деятельность под видом ЛПХ и таким образом уклоняться от налогов.


--------------------------------------------------------------------------------

22 См.: Там же. С. 58.

23 См.: Звязда. 1999. 28 студзеня.

24 См.: Рэспублiка. 1998. 25 лiстапада.

25 См.: Статкевич Ю. Какое время на дворе // Белорусский рынок. 1998. 1-7 июня.

26 См.: Староверов В.И. Советская деревня на этапе развитого социализма. М., 1976. С. 116.

27 См.: Быстров Г.Е. Проблемы правового регулирования личного подсобного хозяйства граждан СССР // Вестник МГУ. Сер. 11. Право. 1982. N 2. С. 42.

28 См.: Чигир В.Ф. Регулирование индивидуальной трудовой деятельности. Минск, 1982. С. 4.

стр. 97


--------------------------------------------------------------------------------

Нуждается в уточнении также и правовой режим имущества личного подсобного хозяйства. За последние 10 лет он менялся неоднократно. Ранее правовой режим имущества различался в зависимости от категории граждан - для членов колхоза имущество личного подсобного хозяйства являлось общей совместной собственностью членов колхозного двора, а для рабочих и служащих и других граждан, работающих и проживающих в сельской местности, на имущество личного подсобного хозяйства распространялись нормы Кодекса о браке и семье об общей совместной собственности супругов. С принятием союзного Закона "О собственности в СССР" режим общей совместной собственности был введен для имущества всех ЛПХ граждан. Однако в Законе "О собственности в Республике Беларусь" (29) уже не содержались нормы о ЛПХ граждан, что привело к очередному изменению правового режима их имущества, выразившемся в распространении на ЛПХ граждан норм семейного законодательства об общей совместной собственности супругов, что вряд ли является правильным. Личное подсобное хозяйство представляет собой семейно-трудовое объединение лиц, совместно ведущих хозяйство с целью получения дополнительного к основному источнику доходов, а следовательно, имущество должно находиться в общей совместной собственности всех членов, ведущих ЛПХ, а не только супругов. Не решает данной проблемы и принятие нового Гражданского кодекса Республики Беларусь.

Наиболее удачными, на наш взгляд, представляются нормы законодательства Украины. В соответствии со ст. 17 Закона Украины "О собственности" от 7 февраля 1991 г. имущество, приобретенное в результате совместного труда членов семьи, является их общей совместной собственностью, если иное не установлено письменным договором между ними. Имущество, приобретенное вследствие совместного труда граждан, которые объединились для общей деятельности, является их общей долевой собственностью, если иное не установлено письменным договором между ними (30). Таким образом, если личное подсобное хозяйство ведется членами семьи, что имеет место в большинстве случаев, имущество принадлежит им на праве общей совместной собственности. Если же ЛПХ ведется лицами, которые не являются членами одной семьи, правовой режим имущества устанавливается в виде общей долевой собственности, что, по нашему мнению, является наиболее оптимальным для такого вида сельскохозяйственной деятельности граждан, как ведение ЛПХ.

В заключение хотелось бы отметить, что до сих пор деятельность по ведению личного подсобного хозяйства не имеет специальной правовой базы, а основывается лишь на фрагментарных положениях отдельных нормативных актов. В юридической литературе не раз высказывалось мнение о необходимости принятия комплексного нормативно-правового акта (положения или закона) о личном подсобном хозяйстве граждан (31). Принятие Закона Республики Беларусь "О личном подсобном хозяйстве" позволит наиболее полно учесть специфику ЛПХ граждан, а также создаст основу для более целостного и единообразного регулирования в законодательстве этого вида аграрных отношений.


--------------------------------------------------------------------------------

29 См.: Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1990. N 2. Ст. 13.

30 См.: Аграрне законодавство Украiни. Вип. 1. - Бюллетень законодавства i юридичноi практики Украiни. 1996. N 5. С. 19.

31 См.: Устюкова В.В. Личное подсобное хозяйство: правовой режим имущества. М., 1990. С. 8-9.

стр. 98

Опубликовано на Порталусе 23 июля 2007 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама