Рейтинг
Порталус

Вячеслав Васильевич Тихонов, киноактёр

Дата публикации: 27 сентября 2004
Публикатор: maskaev
Рубрика: БИОГРАФИИ ЗНАМЕНИТОСТЕЙ ДЕЯТЕЛИ ИСКУССТВА →
Номер публикации: №1096279928


ДОСЬЕ LIBRARY.BY (АВТОР ТЕКСТА: САША ХОРЬ)


8 февраля 2003 актеру Вячеславу Васильевичу Тихонову исполнилось 75 лет.



Когда в 1945 году Вячеслав Тихонов, окончив десятилетку, объявил родителям, что намерен стать актером, дома поднялся переполох. Что могло быть дальше от жизни небольшого города Павлов Посад чем кино. Только что закончилась война, жизнь была трудной, и родители настаивали, что нужна серьезная основательная профессия – например, механик, как отец. Мать предлагала идти в Сельскохозяйственную академию – всегда будет хорошо с питанием.
Тихонов настоял на своем. Никогда не игравший даже в школьной самодеятельности, застенчивый от природы, он отправился в Москву – поступать во ВГИК. И след павлопосадской юности – татуировку «Слава», наколотую на руке, вместе с ним носили князь Болконский из «Войны и мира», разведчик Штирлиц из «Семнадцати мгновений весны», хозяин Белого Бима и еще не один десяток героев самых народных фильмов страны. А первой ролью был подпольщик Володя Осьмухин из «Молодой гвардии» 1948 года. После этого героический образ пристал к Тихонову почти на десять лет, пока Станислав Ростоцкий не пригласил его на главную роль в картине «Дело было в Пенькове». Сейчас уже довольно трудно представить, насколько революционным был фильм и образ главного героя. История была рискованной, на грани фола – вместо сельскохозяйственной эпопеи с битвой за урожай была сделана мелодрама с шебутным беспокойным Тихоновым – Матвеем. Но все получилось – появился совершенно новый взгляд на сельскую тему, сделавший возможным появление на экране Василия Шукшина. Успех бондарчуковской экранизации «Войны и мир», которая до сих пор остается самым дорогостоящим проектом в истории кино, так же несколько забылся сейчас, спустя сорок лет после выхода фильма. Забылись колоссальные очереди в кино по всей стране. Но тогда Тихонов был не только Болконским – он был эталоном аристократизма и элегантности. Роль эта досталась ему непросто – Бондарчук видел Болконского совсем другим. Помогло вмешательство всесильной Фурцевой, курировавшей советский кинематограф в те годы. Она как раз отсматривала материалы «Оптимистической трагедии» и обратила внимание на красавца Тихонова. С Фурцевой спорить было не принято, Тихонов сыграл Болконского и никто об этом не пожалел. Когда Татьяна Лиознова приступила к проекту «Семнадцать мгновений весны», никто не предполагал, что этот фильм станет главным отечественным сериалом, поводом для анекдотов, шедевром массовой культуры СССР, который переживет страну, для которой снимался. Очевидный соцзаказ, призванный укрепить статус спецслужб после потрясений и разоблачений оттепели, получился во многом благодаря Вячеславу Тихонову. Его усталое изящество, сдержанность и спокойная уверенность сообщили фильму такой заряд очарования и стиля, что эсэсовская форма с тех пор ассоциируется скорее с советской разведкой, нежели с гестапо. Кстати, эпизод встречи Штирлица с женой был придуман Вячеславом Тихоновым и Лиозновой – в сценарии его не было. Возникший почти случайно, из воспоминаний английского резидента советской разведки, с которым дружил Тихонов, этот эпизод стал одним из ключевых для фильма. Новые времена принесли Тихонову роль в оскароносных «Утомленных солнцем» и некрасивую историю с самовольным использованием образа Штирлица для рекламы. Год назад он перенес инфаркт, телефон Центральной клинической больницы тогда раскалился от встревоженных звонков. Но все, слава богу, закончилось благополучно. 8 февраля Вячеславу Васильевичу Тихонову исполняется 75 лет. Юбилей серьезный, и не только для самого актера - для всего отечественного кино.

Опубликовано на Порталусе 27 сентября 2004 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама