Рейтинг
Порталус

Жорж Бизе (1838-1875)

Дата публикации: 27 сентября 2004
Публикатор: maskaev
Рубрика: БИОГРАФИИ ЗНАМЕНИТОСТЕЙ ДЕЯТЕЛИ ИСКУССТВА →
Номер публикации: №1096280131


АВТОР: Алексеева Л.

ОПУБЛИКОВАНО: Искусство. Автор-составитель Г. В. Наполова. Минск "Пион". 1998. С. 231-234.




Создатель бессмертных творений — оперы “Кармен” и замечательной музыки к драме Альфонса Доде “Арлезианка”, Жорж Визе отразил лучшие реалистические устремления французской музыки. Его опера “Кармен” “едва ли не самое выдающееся лирико-драматическое произведение той эпохи” (П. И. Чайковский).

Он родился 25 октября 1838 года в Париже. Непродолжительная жизнь Визе (всего 37 лет) была заполнена напряженной творческой работой. К миру музыки композитор приобщился с детских лет. Его отец — преподаватель пения, мать — сестра известного певца и знаменитого педагога “выразительного жеста” Ф. Дельсарта, создателя школы “ритмопластики”, дали ему хорошее музыкальное образование. С четырех лет он уже знал ноты, а десяти лет поступил в Парижскую консерваторию.

Будучи студентом консерватории, Визе участвует в конкурсе, организованном Оффенбахом на сочинение музыки к оперетте “Доктор Миракль” для своего театра “Буфф-Паризьен”. Получив премию, Бизе едет в Рим для усовершенствования.

В Италии (1857-1860) Бизе с жадностью впитывает богатые жизненные впечатления. Творческие интересы композитора лежат в сфере театральной музыки. Его волнуют сюжеты Мольера, Гюго, Гомера. “Голова полна Шекспира... Но где взять либреттиста?” - пишет Бизе. Созданная в этот период опера “Дон Прокопио” (близкая по сюжету “Севильскому цирюльнику”) не была одобрена консерваторскими профессорами, требовавшими от композитора сочинение мессы. В этот же период Бизе сочиняет программную симфонию — кантату “Васко да Гама” и оркестровую сюиту.

По возвращении в Париж Бизе работает над операми “Искатели жемчуга” (1863), затем — “Джамиле” (1872). Создает свой первый шедевр, предвосхитивший появление гениального творения “Кармен” - великолепную музыку к драме Альфонса Доде “Арлезианка” (1872). Музыка Бизе пережила пьесу Доде, прочно утвердившись в концертном репертуаре.

В этом произведении ярко проявилась любовь композитора к народной музыке. В связи с сюжетом драмы он обрабатывает и развивает в музыке народные провансальские мелодии, широко использует танцевальные обороты и маршевые ритмы. В “Арлезианке” сказалась также склонность Бизе к живописным приемам, красочному звучанию оркестра.

“Я работаю, как негр, я истощен, я буквально разрываюсь на части...” — писал в своих письмах Бизе, содержавший свою семью частными уроками, сочинением музыки в легком жанре, переложениями и корректурой чужих сочинений.

Сильное переутомление подорвало здоровье композитора. Через три месяца после провала премьеры “Кармен”, еще молодым и в расцвете творческих сил, Бизе ушел из жизни. “Кто знает, не неуспех ли так подействовал на него?” — писал П. И. Чайковский.— ...Я готов присягнуть, что через десять лет “Кармен” будет считаться абсолютным шедевром...”

Французскую буржуазию того времени, привыкшую к оперным рыцарям и принцессам, шокировали герои из народных низов. “Какая правдивость! Но... какой скандал?” — резюмировала парижская пресса.

Опираясь на лучшие достижения оперного искусства, Бизе создал в “Кармен” жанр реалистической музыкальной драмы. Сюжет оперы взят из новеллы Проспера Мериме “Кармен”. Превосходное либретто, созданное опытными либреттистами Мельяком и Глеви, и его полное совпадение с музыкальным действием — важное достоинство оперы.

Музыка оперы вводит слушателя в мир сильных чувств и страстей, захватывает правдивостью изображения характеров и стремительным развитием действия.

Она чутко отражает динамику и всю сложность взаимоотношения главных героев — своенравной цыганки Кармен и Хозе. Их музыкальные характеристики многогранны и психологически убедительны.

Высшим достижением в опере явился образ Кармен. Подобной героини опера XIX века еще не знала. Яркая и психологически верная обрисовка Кармен порою достигает подлинно трагического величия (дуэт в последнем акте).

Необычайно броский и динамичный образ Кармен создан композитором на основе народно-песенных испанских и цыганских оборотов, зажигательных, огненно-темпераментных ритмов, свойственных музыке этих народов. Слушателя покоряют чарующие напевы хабанеры, сегидильи, цыганской песни.

Черты драматизма и психологической углубленности этот образ выявляет во второй половине оперы. Осложнение отношений с Хозе влекут драматизацию вокальной партии Кармен. В третьем акте в монологе героини звучат трагические интонации.

В партии Хозе преобладают романсовые мелодии, близкие итальянскому оперному стилю, порою напряженно-страстные, как, например, в заключительном трагическом объяснении. Не менее ярок и образ тореадора Эскамильо, обрисованный буквально несколькими штрихами.

Драма героев протекает на фоне разнообразных картин народной жизни. В хоровых сценах оперы Бизе отходит от привычной трактовки народа как сплошной массы. Здесь бьет ключом настоящая жизнь, с ее южным темпераментом, красочностью, буйством и весельем. Контрастная смена пестрых массовых сцен и сольных, дуэтных номеров способствует яркому восприятию содержания.

Мастерски сочетает композитор народные картины с личной драмой героев. "Я не могу без слез играть последнюю сцену. С одной стороны, народное ликование и грубое веселье толпы, смотрящей на бой быков, с другой стороны, страшная трагедия и смерть двух главных действующих лиц, которых злой рок столкнул и через целый ряд страданий привел к неизбежному концу. По-моему, это в полном смысле слова шедевр, то есть одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи”,— писал П. И. Чайковский.

Опубликовано на Порталусе 27 сентября 2004 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама