Рейтинг
Порталус

Шекспир

Дата публикации: 27 сентября 2004
Публикатор: maskaev
Рубрика: БИОГРАФИИ ЗНАМЕНИТОСТЕЙ ПИСАТЕЛИ →
Номер публикации: №1096282172


АВТОР: Бартошевич А.

ОПУБЛИКОВАНО: Искусство. Автор-составитель Т. Я. Вазинская. Минск "Лимариус". 1997. С. 262-264.



Творчество Вильяма Шекспира (1564 — 1616) - итог и вершина развития английского и общеевропейского театра эпохи Возрождения. Оно вобрало в себя все лучшее, что было достигнуто мировой культурой. В драматургии Шекспира эпоха Возрождения, ее сложные исторические процессы, ее прекрасные и трагические стороны нашли самое полное и совершенное художественное выражение.

Философская основа творчества Шекспира — ренессансный гуманизм. В своих произведениях великий драматург отвергал любые формы социального угнетения — и феодальные, и новые, буржуазные, античеловечность которых была проницательно угадана им в великих трагедиях. Шекспир не принимал ни деспотического своеволия феодальных рыцарей, ни хищнического индивидуализма нового времени. Это доказывают образы Ричарда III, Яго, Эдмонда. Для Шекспира только тот человек подлинно велик, душевные силы которого обращены к благим целям.

Творчество Шекспира утверждает естественную красоту и совершенство человека Возрождения, отстаивающего право на счастье и свободу для себя и других, проникающего в самую суть бытия, бесстрашно вступающего в бой со злом. Таковы Гамлет, Отелло, Лир. Постигая трагическую сущность современного мира, Шекспир не оставляет гуманистических мечтаний о гармоническом обществе свободных и прекрасных людей. Его гуманизм — гуманизм воина, борца, философа, верующего в конечное торжество правды и человечности.

Творчество Шекспира народно по своей природе. Корни драматургии Шекспира уходят в историю площадного плебейского театра. Шекспир черпает образы и сюжеты из сокровищницы народных преданий, легенд, верований. Он пишет свои пьесы для толпы лондонских простолюдинов, заполнявших его “Глобус”. В драмах Шекспира всегда звучит голос народа; драматург изображает не только парадную, официальную сторону истории, он рисует широкую картину жизни народа, его бед, страданий.

Но главное, творчество Шекспира народно потому, что, впитав в себя общественные устремления всех прогрессивных слоев английского государства, гуманистическое мировоззрение Шекспира объективно выразило интересы народных масс.

Драмы Шекспира — величайшее достижение мирового реализма. Достоверно отражая реальность своего времени, они в то же время поднимаются над потоком повседневного быта к высотам поэтического общения, позволяющего драматургу раскрыть самые глубинные конфликты, поставить самые мучительные проблемы эпохи. Шекспир — гениальный мастер реалистических характеров. Он рисует человека во всем многообразии его проявлений. Правда, вся правда о человеке и о мире Возрождения, как бы она ни была трагична, до конца высказана в произведениях Шекспира.

В гуманизме, народности, реализме Шекспира — залог бессмертия великого мыслителя и художника.

Вильям Шекспир родился 23 апреля 1564 года в Стратфорде-на-Эйвоне, маленьком городке в самом сердце Англии. Отец его, Джон Шекспир, был состоятельным торговцем и ремесленником, занимавшимся выделкой кож. Мать, Мэри Арден, происходила из обедневшей дворянской семьи.

Семи лет Вильям был отдан в местную грамматическую школу, где учеников знакомили с основами риторики, логики, латыни, греческого языка, с античной литературой и мифологией. Творения греческих и римских писателей стали с тех пор любимыми книгами Шекспира, источниками сюжетов и образов многих его будущих пьес и поэтических произведений.

Впечатления детских и юношеских лет оставили глубокий след в творчестве Шекспира. В пестрой веренице жителей провинциального Виндзора (“Виндзорские кумушки”) можно узнать обитателей его родного города. Образ поэтического Арденнского леса, в котором находят приют герои комедии “Как вам это понравится”, мог быть навеян воспоминаниями об Арденнском лесе близ Стратфорда, где бродил юный Шекспир.

В 1587 или 1588 г. Шекспир покинул Стратфорд. Возможно, он присоединился к одной из странствующих трупп и вместе с ней некоторое время гастролировал по провинции. В самом конце 80-х годов он переехал в Лондон и поступил в труппу лорда Стрэнджа. Вскоре на столичной сцене были поставлены его первые драматические опыты.

Шекспир был человеком театра. Вряд ли он рассчитывал на признание потомков: он писал для современников, для шумной многоликой толпы, наполнявшей зал “Глобуса”. Построение его пьес прямым образом связано с конструкцией сцены той эпохи. Создавая драму, он уже видел ее на сцене своего театра, знал, что будет ее играть, примерялся к особенностям актеров труппы. Свои пьесы он предназначал для зрителя, не для читателя. Поэтому лишь некоторые из них были напечатаны при жизни Шекспира.

В труппе лорда-камергера (с 1603 г. она стала труппой Слуг короля) Шекспир прослужил до 1612 г., когда он ушел из театра и прекратил литературную деятельность. Последние четыре года жизни он провел в Стратфорде. Шекспир умер 23 апреля 1616 г., в день своего рождения. Перу Шекспира принадлежит 36 пьес.

Творчество Шекспира принято делить на три периода.

Первый период (1590—1600) называют оптимистическим. Гуманистическая вера в природную доброту человека, доверие к свободному развитию личности, ожидание скорого торжества всеобщей гармонии — таково миропонимание драматурга в эти годы. Этот первый период творчества Шекспира характерен преобладанием двух жанров — комедий и хроник.

Комедии Шекспира, полные радости, смеха, веселья, поэтической любви, — это праздник ренессансной личности, свободной и прекрасной.

Хотя в хрониках Шекспира льется много крови, хотя в них часто происходят самые мрачные события, основа хроник также оптимистична: они славят торжество целостного национального государства над средневековыми распрями.

Но крушение гуманистических иллюзий было неизбежно — человек освободился от феодального рабства, чтобы попасть в путы рабства буржуазного. Шекспир сумел увидеть это и выразить в своем творчестве. Наступает новый период его творчества — трагический (1600—1608), эпоха “Гамлета”, “Отелло”, “Короля Лира”. Героям великих трагедий Шекспира становится ясно: мир безнадежно болен, в нем царствует зло. Со страниц трагедий веет отчаянием и болью за человека. Напрасно убеждать себя в том, что есть выход, — Гамлет, Отелло, Лир обречены на гибель; Клавдий, Яго и Эдмонд безраздельно господствуют в жизни. Со всей жестокостью художника, которому важнее всего сказать правду, всю правду о мире, говорит об этом Шекспир.

Гуманистические иллюзии отвергнуты, но вера в идеалы гуманизма сохранена. Самой своей гибелью — а гибнут они сражаясь — герои шекспировских трагедий утверждают величие человеческого духа.

Художник, если он настоящий художник, не может не оставить людям надежды. Но в реальном мире трагические коллизии неразрешимы, и Шекспир ищет решения жизненных конфликтов в фантазии, в утопии. Он создает сказочные миры, где реальные столкновения трагической действительности силой мечты разрешены к благу человеческой личности, где человек предстает очищенным, возвышенным, где торжествует мудрая доброта сказки. Таков третий, последний, романтический период творчества Шекспира (1608—1612), период “Зимней сказки” и “Бури”.

Опубликовано на Порталусе 27 сентября 2004 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама