Рейтинг
Порталус

Утопии и свершения эпохи царствования Александра I.

Дата публикации: 24 июля 2010
Автор(ы): Мищенко Анастасия Николаевна
Публикатор: Metamorphosis
Рубрика: БИОГРАФИИ ЗНАМЕНИТОСТЕЙ ПРАВИТЕЛИ РОССИИ →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1279970698


Мищенко Анастасия Николаевна, (c)

Утопии и свершения эпохи царствования императора Александра I (1801-1825). "Фундамент цивилизации - сам человек. Поэтому задача заключается в том, чтобы пробудить в сознании и поведении людей чувство их сопричастности ко всему, что окружает в малом и большом мире, чувство ответственности за все происходящее и прежде всего за самого себя". Семенов С.И. Те, кто стремятся овладеть миром и управлять им,- Я вижу, что они не постигли его; Ибо мир есть духовный сосуд И не подчиняется силе. Каждый, кто принуждает его, портит его. Каждый, кто постигает его, теряет его. Оставь мудрость; отбрось знание- Это окупится стократ. Оставь "гуманность", отбрось "справедливость"- И обретешь любовь к ближнему. Оставь искусность, отбрось выгоду, И не станет ни воров, ни разбойников. Останься незатронутым; Лелей непосредственность, Смиряй свое Я; Уменьшай желания. Дао. Император Александр I - Победитель, Благословенный! Последовательно трансформировавший свою личность до старца Федора Кузьмича лишь потому, что по иному и быть не могло, так как Русский Человек, несущий в себе содержание, основанное на Вере Православной, интеллигент и хранитель традиции земли своей, воплощающий ее могущество и великолепие, широту души и доброту нрава, смог отделить зерна от плевел и ступить на путь близкий сердцу и единственный! Именно таким был в нашем представлении император Александр - "поздний"! Личность, верящая в мистику, фатум и Божий Промысел; Братство и Любовь; и Фортуна, избравшая его как любимого сына и оставлявшая как пасынка... Легенды, мифы, метафизика; судьбы, факты и реальность-всё это наша История. И что же мы знаем об этом? Интересным образом ход событий выдвигает на историческую сцену ту са-мую персону, роль которой неоспорима и единственно верна для развертывания истории крупного и мелкого масштаба в направлении выбранном по свободе воли и разума, дарованной самим Провидением. У каждого времени свои герои и антигерои, и лишь этот баланс сил и идейных взглядов, характеров и интеллектов, душ и духа выкристаллизовывает истину и даёт несомненный рывок вперед - к развитию на новом этапе, сохраняя источник, основу основ - нерушимую, но обновлённую, устойчивую и не утраченную Традицию. Именно этим и ценны Смуты, и у каждого периода истории заостряются именно ему свойственные проблемы наравне с общечеловеческими ценностями и кризисами в них, как политическими, социально-экономическими, так и духовно-нравственными. Одно от другого неотъемлемо, так как это суть человеческая жизнь, а значит История. Карсавин Л.П. в "Философии истории" определяет это понятие следующим образом: "Она - срединное царство, область наименьшего умаления свободы в эмпирии". Народ ждал восшествие своего царя-продолжателя великой династии и ее миссии. В научном труде В.М. Орлова " Высокопреосвященный Парфений..." так описан этот исторический момент: " Вступая на престол, он, несмотря на цветущие лета, дал в душе своей священный обет - быть другом, хранителем, утехою вверенной ему Провидением России и всего человечества. Это было 12 марта 1801года.15 сентября он уже венчался на царство. Совершавший священнодействие миропомазания святитель Вития (митрополит Платон) в своей приветственной речи сказал ему тогда между прочим: " Сей венец на главе твоей есть наша слава, но твой подвиг; сей скипетр есть наш покой, но твоё бдение; сия держава есть наша безопасность, но твоё попечение; сия порфира есть наше ограждение, но твоё ополчение; и вся сия утварь царская есть наше утешение, но тебе бремя. "Действительно, в двадцатипятилетнее Александра царствование, Россия и человечество видели его великие заботы и подвиги, совершенные им во славу империи, веры, церкви и человечества. Современники недаром посему свидетельствуют, что весть о воцарении Александра произвела неописанную радость во всех концах России, и что русские друг друга поздравляли и обнимали, как будто отечество было угрожаемо нашествием варваров и освободилось". Как же близки они оказались в своих предчувствиях! Вот он интуитивный эмпирический Менталитет Российский! И была-таки угроза, но мы рассмотрим "внутреннюю" (борьбу и религиозную политику), а не "внешнюю" сторону ситуации и человека в ней. Насколько же оправдались ожидания общественности, и не суждено ли было удивляться предрешенной неожиданности? Какая исторически сложившаяся предрасположенность к наблюдаемому явлению повлияла на его обнаружение, вскрытие и проистекание? Парадокс нашей истории заключается в том, что традиционное российское общество (как и восточные), очень опасливо и насторожено относящееся ко всякого рода нововведениям, чаще всего навеянным с Запада, в конце концов выбирает из двух зол самое худшее, и тем самым получает то, чего более всего стремилось избежать - ведь у страха глаза велики, и он вовсе не способствует здравомыслию. За душу царя буквально схлестнулись в бою две силы, образно говоря, олицетворяющие добро (православное духовенство) и зло (масонство), и русская душа проходит через этот искус или соблазн пиетизма в начале девятнадцатого века конечно же вместе с ним. Протоиерей Георгий Флоровский в своей книге "Пути русского богословия" пишет следующие факты: "Император Александр - символ своей эпохи, эпохи религиозно-утопической..." Двойственной, так как было уже пробуждено сердце, но не мысль, исповедующая по сути теократический утопизм и во многом отстающая. По словам Ключевского, это начальный период, когда " эстетическая культура сердца... заменяет нравственные правила тонкими чувствами"... Это была, в некотором смысле, едва ли не самая высшая точка русского западничества! Но вот в следующих поколениях по неотвратимому закону бытия уже крепнет "славянофильская" оппозиция и не столько национально-психологическая, сколько культурно-творческая... Хотя и Александровская эпоха не была, как мы видим, денационализирована. "Очень характерно, что этот приступ мечтательности под мистическим флёром разыгрался в самой батальной обстановке. В начале ХIХ века чуть ли не вся Европа становится театром военных действий. Это было время великих исторических переломов и переделов, исторических гроз и сотрясений, время нового некоего переселения народов... Отечественная война и Наполеон, "нашествие Галлов и с ними двадесят язык..." Очень многим казалось тогда, что живут они уже внутри сомкнувшегося Апокалиптического круга. "Не тихое утро России, но бурный вечер Европы", - сказал однажды митрополит Филарет... Общим становится чувство осязательного водительства Божия, идея Провидения получает в массовом сознании поколения суеверный и магический отблеск. Человек перестает верить в свою собственную дееспособность. Звучат нотки фанатизма и фатальной неизбежности. Низложение Наполеона было истолковано, как победа над Зверем. Дух мечтательного отвлечения и отрешения от "внешнего" и "наружного" в христианстве сочетается с чаянием именно видимого наступления Царствия Божия на этой здешней земле... Все ожидали вновь Золотого Века". Император Александр - "ранний" с полным правом может быть признан эпонимом своей эпохи. Он типичен для нее по своему душевному складу и стилю, по своим вкусам и намерениям... Внук императрицы Екатерины был воспитан на началах сентиментального гуманизма. Отсюда переход к мистической религии сердца не был далек и сложен. С самого начала он привык жить в элементе грез и ожиданий, в мечтах об "идеале". И поэтому в круг "мистических" интересов он вошел много раньше, чем "пожар Москвы просветил его сердце"... И естественным образом опираясь на свое окружение со сходным или внушенным ему образом мыслей, он заручался не только моральной поддержкой влиятельных, но сомнительных лиц (масонов), имевших разного толка интересы при государе и дворе в целом. Так, например, Александр в 1812 году составил для любимой сестры своей, Екатерины Павловны, очень характерную записку " О мистической литературе", где он повторяет и пересказывает чужую программу и чуждые советы, и в ней явственно прослеживается, что у государя уже сложились свои приоритеты. На первое место здесь были выдвинуты Франсуа де Саль,Тереза Авильская, книга Подражаний, Иоган Таулер... "Отечественная война была для Александра только каталитическим ударом, разрешившим давнее напряжение... В самый канун наполеоновского вторжения он впервые читает Новый Завет, и в нем всего более был взволнован именно Апокалипсисом... В Ветхом Завете его тоже привлекли прежде всего пророческие книги. И с тех пор и навсегда стал он доверчив и любопытен ко всякого рода толкованиям и толкователям неразгаданного и символического "Откровения". Именно этим его привлекли Юнг-Штиллинг, Кридюнер, пастор Эмпейтаз, Оберлин, "моравские братья", квакеры, гернгутеры. Позже с этой целью были им вызваны в столицу из Балты два священника - Феодосий Левицкий и Фёдор Лисевич, которые и сами считали себя "двумя свидетелями верными" из Откровения. Кажется, что император Александр и Фотия был готов слушать только по этой причине..." Т.О.Соколовская в "Статьях по истории русского масонства" публикует откровенно льстивые и с "дальним прицелом" параллельно сочиненные воспевания масонами императора Александра I в пышных одах и витьеватых песнях, полагаемых на музыку, на русском и французском языках, в дни его именин и восшествия на престол, в коих они ратуют об ожидаемом для них благоприятном времени и уповают на милость и помощь царя в осуществлении их грандиозных замыслов (" да чрез сие созданье храма воздвигнем падшего Адама и воскресим здесь век златой!"): " Прими от братий дар, миротворитель-царь! Будь долго нам в залог спасенья, Святой дорогой Провиденья Ко благу нас и мир веди..." И надо признать игра стоила свеч, и среда тому способствовала, так как Государь Российский пока ещё не вошел в полную силу этого значения слов, а был лишь в процессе себя - становления. Но нельзя же служить двум богам одновременно! Дуальная природа вещей говорит о том, что в плохом несомненно есть что-то хорошее, и наоборот тоже, и поэтому прилагать особых трудов для поиска не требуется: факты налицо. Возьмём, например, деятельность Русского Библейского Общества. Несмотря на выраженную агрессию и сформированную оппозицию со стороны ультра консервативно и невежественно (не синонимы) настроенной аудитории, выражавшей обвинения в адрес иностранных агентов-книгопечатников и распространителей, миссионеров, и приписывавшей им вообще "специальные планы губить Россию", священник Евгений Болховитинов и другие духовные лица видели и для православной церкви пользу в печати и раздачи Библии многонациональному населению России, поскольку это прогрессивно повлияло на издательскую практику вообще, тем более в условиях отсутствия необходимых средств, обеспечивающих успех этого мероприятия в государстве в самостоятельном исполнении. И техническую, финансовую, интеллектуальную помощь иноземцев стоило оценить по заслугам. Но здесь, как говорится в русской народной пословице, палка о двух концах (которую нередко русские люди норовят перегибать, не задумываясь о неотвратимости последствий), если учесть частное издательство "мистической литературы" от масонских лож, шедшее параллельно и несшее явный негатив в широкие массы, привлекая в массе своей психически не окрепших и не устойчивых в свои ряды наряду с талантливыми и перспективными молодыми людьми; их переводы и интерпретации, якобы адаптированные под "современное" им дворянство (читающие круги) и жизнь в России (ее реалии, быт, сознание), но часто фальсифицированное и мистифицированное литературное творчество", экзальтированное до надрыва", сомнительное в плане "политкорректности". "Адвокаты" Российского Библейского Общества указали проблемные стороны в образе жизни (психологии) того русского общества и восприятии им своей деятельности словами историка. Историк А.Н. Пыпин в " Исследованиях и статьях по эпохе Александра I" констатирует: " До какой степени нелепо было приписывать иностранцам специальные планы губить Россию теми способами, какие указываются в обвинении,- об этом нечего говорить... Мистические писатели, которых у нас переводили, писали, разумеется, не для России; им, конечно, не было никакого дела до России - с них довольно было и своей непосредственной публики. Основание Библейского Общества в Англии, конечно, устроено было опять не для России... С каким чувством относились к России британские агенты..?Они вовсе не имели в русском Библейском Обществе никакой силы, кроме своего личного достоинства, и...не вмешивались самовольно в действия русского комитета. Из оставленных ими книг о России видно было, что они относились к ней с великим сочувствием, интересовались ей, как любознательные и образованные путешественники: в этом смысле они вступали в беседы с духовенством, о которых и записали в своих мемуарах... Старались предостерегать своих русских друзей от влияний, которые могли бы быть неблагоприятны для православия. В книге Пинкертона мы находим...: "Профессора их, вышедшие из Невской академии, когда она была под управлением Филарета, очень склонны к библейскому критицизму… и хорошо знакомы с лучшими писателями этого рода. Я часто предостерегал их от сочинений новейших немецких неологистов, с которыми иные из них уже знакомы. Как было бы жаль, если бы эти семинарии, которые должны доставлять священников и дьяконов больше чем для 26,600 церквей - и которые теперь, мы надеемся, отряхают с себя невежество и суеверия, покрывавшие их столько веков - впадут в противоположную крайность рационализма и неверия". Было бы очень странно, в самом деле, думать, что Общество, т.е. большинство его сознательно поступавших членов, желали поощрять или распространять староверство, духоборчество и т.п. В действительности это мнимое поощрение ограничивалось тем, что в понятиях библейских деятелей начинало впервые появляться сомнение в нравственном достоинстве полицейских и уголовных преследований за религиозные убеждения, мысль о терпимости, и вероятно ожидание, что в отношении к расколу больше можно сделать снисходительностью, чем уголовной строгостью. В этом именно смысле московский библейский комитет с интересом смотрел на тот факт, что перевод Нового Завета привлекал между прочим внимание старообрядцев. Обвинители могли бы сослаться только разве на то, что самое распространение Библии (независимо от каких-нибудь намерений Общества) способствует расколам, вследствие неправильных толкований. Они считали прямо вредным распространение Библии, и, вероятно, сами не подозревали, что проповедуют этим католическо-иезуитское правило: не давать Библии народу вообще, а на языке народном в особенности... В книге Пинкертона мы опять находим любопытное свидетельство: "...В одном из полков, получивших экземпляры русского Нового Завета, 17 человек солдат оскопились, приводя в основание Матфея ХIХ,12...Его преосвященство сожалел о том, что произошло от невежества этих людей и, вероятно, от заражения скопческой ересью, или от желания солдат избавиться от службы, искалечив себя (обыкновение, нередкое между ними)... Наша обязанность - делать благое дело, предоставляя последствия Богу; за них мы отвечать не можем". У миссионеров иностранных... не было и не могло быть иного отношения к нашему расколу, кроме любопытства, об этом нечего и говорить. Кроме того, обвинители забыли, что первые примеры терпимости были показаны самим императором Александром, еще при самом начале его царствования, когда не было никаких иностранных влияний, и когда Библейского Общества не существовало и в самой Англии... Раскол-проявление новых мнений бывает следствием общего настроения умов, что они вообще выражают только то, к чему масса уже приготовлена всеми условиями внешней жизни и своего умственного развития. Такие люди никогда не видят и не понимают общих причин, в числе которых недостаток в здравом религиозном и всяком другом образовании народной массы, которое прежде всего должно бы быть обязанностью самих обвинителей. Теперь они придумали найти виновников раскола в Библейском Обществе, как будто бы старообрядцы, молокане, скопцы и все неисчислимое количество русских сект не были собственным, и главное, очень давнишним произведением русской жизни... Недостатки самого духовенства, как религиозного руководителя, могли вызвать в другой, образованной сфере общества, потребность в иных удовлетворениях рели-гиозного чувства, чем какие давала обычная жизнь, и производить, например, те увлечения мистицизмом, в которых обвиняли с таким озлоблением библейских деятелей... Совершенно ложны обвинения Библейского Общества в том, что оно через министерство просвещения распространяло вольнодумство в университетах... То преподавание, на которое здесь опрокинулось министерство Голицына, было не его делом, - это был результат общественного настроения и правительственных мер первой половины царствования императора Александра... Сами обвиненные не имели возможности отвечать на обвинения... Российское Библейское Общество, представляя собой в большей степени-осуществление личных идей императора Александра, оно, вместе с тем, представляет и стремления значительной части общества... В судьбе русского Общества, его быстром распространении и потом его падении выказалось столько различных свойств русской общественной жизни, что его история является чрезвычайно характеристическим выражением своего времени. При всех своих непривлекательных недостатках и многих постыдных и жалких воспоминаниях, Общество имело свои сочувственные и прогрессивные стороны, когда поднимало религиозно-общественный вопрос. Его закрытие, прекратив его вредные влияния, имело свой, в сущности, гораздо больший вред: оно не уничтожало обскурантизма, а только произвело его в новой форме, и совпадая с другими событиями того времени, наносило удар самой общественной инициативе и больше прежнего усилило ленивый индифферентизм русской общественной жизни". В любом случае, вполне оправдан и, главное, справедлив переход в мировоззрении Александра от псевдо либерализма к реалиям действительной жизни в России-матушки и ее менталитету в форме не то консерватизма, не то "религиозно-православного ухода" (отшельничества) под другим именем. Что это: слабый характер и желание спрятаться от всего содеянного и всех прежних окружавших его лиц, напоминавших что-то нежеланное и неприятное? Или продвижение сознания в другие ментальные сферы? Катарсис, произошедший после долгих метаний и исканий в масонских учениях-нигилизмах, или всё-таки обретённая опора в православии, которая была заложена на психогенном уровне? К примеру, А.С.Пушкин далеко не лестно отзывался о правителе. "Им властвует мгновение. Он раб молвы, сомнений и страстей", - писал поэт в стихотворении "19 октября"(1825г.). А в десятой главе "Евгения Онегина"(1830г.) высказывается еще более резко: Властитель слабый и лукавый, Плешивый щеголь, враг труда, Нечаянно пригретый славой, Над нами царствовал тогда. На то у Пушкина были свои личные причины и банальная ревность в их числе. В литературе высказывалось вполне доказательное предположение (Л.Васильева "Жена и Лиза"; "Наука и религия",1998, №10-11),что та самая Прекрасная Дама, любовь к которой А.С.Пушкин пронёс через всю жизнь и которой посвящены лучшие его стихотворения, и есть императрица Елизавета Алексеевна. Не обозначив в стихах точного имени, он все же однажды назвал его: ... Я, вдохновлённый Аполлоном, Елисавету втайне пел. Небесного земной свидетель, Воспламененною душой Я пел на троне добродетель С ее приветною красой... Мы не можем здесь не сказать несколько слов и о русской императрице, в православии Елизавете Алексеевне(1779-1826), принцессе Баденской, так как это отступление кажется нам немаловажным. Ее вместе с младшей сестрой Фредерикой, чтобы был выбор, привезли в жены Александру. Счастье в супружестве она не нашла, Александр быстро охладел к ней, она же, вероятно, любила его, потому что в трудные для него дни всегда была рядом. Она писала матери: "Как только я чувствую, что ему грозит опасность, я вновь приникаю к нему со всем жаром, на который способно моё сердце". Государственной жизни императрица не вела. В общественной и благотвори-тельной деятельности ее всецело заслоняла императрица Мария Федоровна, мать Александра. Елизавета Алексеевна лишена была и материнских забот: обе ее дочери умерли в младенческом возрасте. Императрица Елизавета стала искать уединения, сделалась мечтательной, замкнутой, имела свой узкий круг приятных ей людей, много читала, оставила большую переписку. Дипломат граф Федор Головнин писал о ней: "...Она образованна и продолжает учиться с удивительной легкостью. Она лучше всех других русских женщин знает язык, религию, историю и обычаи России. В обществе она проявляет грацию, умеренность, умение выражаться..." Елизавета Алексеевна была очень хороша собой: художница Виже - Лебрен, увидев ее впервые в Царском Селе, в окне дворца, среди цветов, была восхищена дивным образом юной императрицы: "Ей было не более16 лет; черты ее были тонки и правильны, а овал лица безупречен; прекрасный цвет лица не был ярок, его бледность гармонировала с выражением, кротость коего была чисто ангельской; ее пепельные волосы вились вокруг шеи и надо лбом. Она была одета в белую тунику, перехваченную на тонкой и стройной, как у нимфы, талии небрежно завязанным поясом... Я воскликнула: "Психея!" По словам графини Шуазель-Гуфье, "в 45 лет императрица Елизавета была среднего роста, хорошо сложена, в лице и стане ее видны следы прежней красоты; голос у нее мягкий, проникающий в душу, улыбка меланхолическая, взор полный ума и что-то ангельское во всей фигуре ее, говорили, что она принадлежит не этому свету". После сближения с супругом в последние годы жизни неожиданная смерть Александра в Таганроге сильно потрясла императрицу, и она скончалась в пути, в городе Белове. Народная легенда кончину Александра I окутала таинственностью и даже связала с личностью старца Федора Кузьмича, почитавшегося в Сибири святым, также и его супругу представляли будто бы тоже добровольно отказавшейся от мира и умершей где-то в Новгородской глуши под видом Веры-Молчальницы. И этот момент прекрасно охарактеризовал бы пару как духовных супругов. Вспомним, что другие источники (из книги Орлова В.М." Высокопреосвященный Парфений...") дают нам иную характеристику Александра I:" ...Александр был человек необыкновеннейший: прекрасна его наружность, благородна осанка, душа возвышенна. Основанием его деяний было благочестие самое чистое, освещением души его огнем небесным была твердость в бедствиях, смирение в счастьи, кротость, любовь к правосудию, порядку, тишине и благоустройству. Он был враг всякой пышности, всяких торжественных встреч, похвальных слов и льстивых выражений. Относительно последнего не можем не привесть его след. Высочайшего повеления данного Святейшему Синоду октября 17 дня 1817 года, за собственноручным Его Величества подписанием. "В последний мой проезд по губерниям, в некоторых из оных должен был, к сожалению моему, слушать в речах, говоренных духовными лицами, такие несовместные мне похвалы, кои приписывать можно Единому; поколику я убежден в глубине сердца моего в сей христианской истине, что чрез Единого Господа и Спасителя Иисуса Христа проистекает всякое добро, и что человек, какой бы ни был, без Христа, есть единое зло; следовательно приписывать мне славу в успехах, где рука Божия столь явна была целому свету, было бы отдавать человеку то, что принадлежит всемогущему Богу. Для того, долгом считая запретить таковые неприличные выражения, поручаю Святейшему Синоду предписать всем епархиальным архиереям, чтобы как сами, так и подведомственное духовенство, при подобных случаях, воздерживались от похвал, токмо слуху моему противных, а воздавали бы Единому токмо Господу сил благодарение за ниспосланные щедроты и умоляли бы об излиянии благодати Его на всех нас, основываясь на словах Священного писания: Царю же веков, нетленному, невидимому, Единому премудрому Богу честь и слава во веки веков". На каждого священнослужителя-пастыря церкви, он смотрел как на строителя таин Божиих, и где оказывалась удобность, он-с великим благоговением подходил к благословению и даже просил его благословить. Каждого человека он считал своим ближним, которого, по заповеди Божией, обязан был любить, как самого себя; он один из всех государей земных, получил, как человек, награду за спасение человека. Это было в 1807 году, на пути в Белоруссию. Государь, увидев на дороге лежащего в безпамятстве крестьянина, с неимоверными усилиями возвратил его к жизни. Английское общество человеколюбия поднесло ему, в ознаменование этого подвига, золотую медаль. В декабре 1812г., прибыв в Вильну, к победоносной своей армии, он отправился не на великолепное, уготованное ему торжественное собрание, а в госпитали, где томились больные и раненые неприятели, ободрил, утешил, оживил несчастных словами любви и милости, и извлек слезы благодарности из глаз закоснелых врагов своих. Один из святителей (Феофилакт архиепископ Рязанский) по поводу сих добродетелей говорил некогда (1809) так: "Восточные цари, как свидетельствует древность, для привлечения к себе народной любви, повелевали на своей колеснице начертывать такия слова: любовь и милость. Александр первый не имел нужды в сем изобретении. Ему стоило только явиться пред жаждущим Его видеть народом. Милость и истина блистали на его челе, и шествие Его всюду сопровождалось благословениями народа..." В последние годы жизни Александр I ,действительно, вновь и вновь нередко говорил своим близким о намерении отречься от престола и "удалиться от мира". И, видимо, мысль его материализовалась и реализовалась сполна. Так ли случайно сложились обстоятельства, или это было четко и осознанно запланировано - не знает пока большинство, и может, так и не узнает никто, но факты есть факты - с ними не поспоришь. Загадка смерти императора. В 1825 году ухудшилось здоровье супруги императора, для которой признали полезным пребывание на юге. Для этой цели был выбран город Таганрог. Своим пребыванием на юге Александр I воспользовался для поездки в Новочеркасск, в Крым и Георгиевский монастырь, во время которой он простудился и совершенно больным вернулся в Таганрог. 19 ноября(1 декабря)1825 года он якобы умер от тифа. Относительно смерти царя существует много легенд, большинство из которых исходят из того, что в действительности в то время он не умер, а инсценировал смерть и вместо него в гроб положили безымянный труп. Далее следуют варианты. Есть версия, по которой императора приняла на борт яхта лорда Лондондерри, ожидавшая его на внешнем рейде Таганрогского порта. По другим версиям Александр скрылся в Почаевском монастыре, в пещерах Киево-Печерской Лавры, в Свеаборгской крепости и т.п. Но наиболее распространенной и аргументированной является легенда о том, что Александр отправился в Сибирь, где появился и жил под именем старца Федора Кузьмича. Сначала он поселился в деревне Зерцалы, приписанной к казенному винокуренному заводу, затем поселился у казака Сидорова, построившего для него избушку на заднем дворе. Затем он жил неподалеку от села Краснореченского на пасеке крестьянина Латышева, и, наконец, в четырех верстах от города Томска, на заимке купца Хромова, чьи работники сколотили для него келью, под полом которой в погребе бил родник. В этой келье старец проводил лето, а зимой перебирался в Томск, на Монастырскую улицу, где за двухэтажным хромовским домом укрывался его маленький домик. В нем-то и зимовал таинственный старец, статный, осанистый, лишь изредка появляясь на городских улицах. Старец Федор Кузьмич умер 1864году. Никаких документальных подтверждений этой легенды, к сожалению, не существует, но, к счастью, есть свидетельства современников и некоторые косвенные доказательства. Как говорится, мир слухами полнится. Например, царя в старце Федоре Кузьмиче узнал сосланный в Сибирь истопник из царского дворца. Узнал Государя и отставной солдат, помнивший его по службе во дворце. Узнала его и некая чиновница, которая при звуках знакомого голоса даже упала в обморок. Не могли же все эти люди разом увидеть в старце желаемое и выдать это за действительное - слишком силен эффект неожиданности. Да и сам Федор Кузьмич неспроста, уезжая из деревни Зерцалы, оставил в тамошней часовне загадочный вензель в виде буквы "А", с короной над нею и парящим голубем вместо черты, нарисованный карандашом и раскрашенный зеленовато-голубой и желтой красками - информацию для размышлений будущим поколениям неравнодушных к судьбе России и ее великим мужам - главным лицам государства - судьба, которых равно синоним судьба страны. Значит, видел он неподдельный интерес к своей персоне и пытливые глаза, следящие повсюду за ним, старцем, но по-прежнему царем для других, для соотечественников. Единственное, не хочется думать, что масонам этот знак-символ будет понятнее. Автор же считает, что в этом "иероглифе натуры" звучат ноты христианские и православные, и писал царь о сошедшем на него Святом Духе (значение символа голубя(!)) Есть и другие, более поздние доказательства: на Александрийской колонне, которую установил Николай I на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге, изображен ангел, несущий крест, и двуглавые орлы без корон, что аллегорически указывало на добровольный отказ от власти Александра для тех, кто считывал язык символизма. Это подтверждает предшествующее предположение автора. Да и могила Александра I в Петропавловской крепости оказалась пустой (!). Ведь в императорской могиле не могли захоронить останки постороннего человека (вскрытие захоронения производилось в первые годы после Октябрьского переворота 1917года). Так обычный вандализм обнаружил тайну императорской фамилии неожиданно для себя и профессиональных исследователей, которые искали "корни проблем" в архивах и письменных источниках, упустив из внимания другие методы познания исторической правды. Так как отцы церкви с явно выраженной любовью писали о Государе и пеклись об его духовном здравии в отличие от представителей дворянского сословия и им способствующих лиц, то непременное спасибо будет адресовано и их деятельности, и их подвигам. Возможно, именно благодаря их беседам тет - а -тет с царем, обозначился именно такой выход истинного Александра из большой политики и всемирной истории... и самого себя прошлого. Так произошел его переход в метаисторию, не понятную до конца еще нам. Поэтому мы не будем так категоричны в оценки личности императора, как Пушкин, так как понимаем, что с течением времени человеку свойственно меняться в силу разных обстоятельств, накладывающих свой отпечаток на развитие личности, а у императора их было более чем достаточно - и это также неоспоримо. Мы отлично помним, что и Государю ничто человеческое не чуждо, а значит, и он не застрахован от ошибок и промахов, соблазнов и искушений, печалей и душевных травм, а власть, как известно, испытание не многим посильное и не всем в радость, но многими желанное. Кто не был учеником Рока и не искушал Судьбу? Кто ж не без греха?? Конечно, наш взгляд не лишен субъективности, но и объективизм в нем не исключен, и на кажущиеся риторическими вопросы мы постараемся со временем найти единственно верный ответ: Яко есть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет... Пс.1.6. И обретший себя в гармонии жизни Государь примером своим сподобит нас на умозаключение: "Не в этих ли словах и делах спасительное влияние русской традиции и православной веры??" Синонимы? Источники и литература: Гарин И.Что такое мистика? М.,2004.Т.1,2; Генон Р. Масонство и компаньонаж. Легенды и символы вольных каменщиков. Воронеж,2009; История и культурология.М.,2004; Карсавин Л.П.Путь православия. Харьков,2003; Карсавин Л.П.Философия истории. СПб.,1993; Ключевский В.О.Русская история. М.,2004; Кризис сознания. Философский бестселлер. М.,2009; Николай Михайлович (вел.кн.;1859-1919).Императрица Елисавета Алексеевна, супруга императора Александра I.Т.1-3/Великий князь Николай Михайлович.-СПб.: Экспедиция заготовления государственных бумаг,1908-1909.Т.2.-1909.-Х.; Нилус С.’’ Близ есть, при дверех…’’. М.,2008; Обзор русской духовной литературы. Кн.2.Чернигов,1863; Орлов В.М.Высокопреосвященный Парфений. Владимир,1881; Погодин М.П. Простая речь о мудрёных вещах. М.,2009; Пыпин А.Н.Исследования и статьи по эпохе Александра I.Петроград,1916.Т.1; Пыпин А.Н.Масонство в России. М.,1997; Пыпин А.Н.Общественное движение в России при Александре I.СПб.,1871; Соколовская Т.О.Статьи по истории русского масонства. М.,2008; Тихомиров Л.А. Религиозно-философские основы истории. М.,2004; Тростников В.Н. Бог в русской истории. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008. Флоровский Г.Пути русского богословия. Париж,1983; Фромм Э. Искусство любить. Спб.,2008; Шильдер Н.К. Император Александр I.Его жизнь и царствование. М.,2008. Периодические издания: Личность и цивилизация. М.,1999; Наука и религия. М.,1998.№10-11; Русское время. Журнал консервативной мысли. М.,2009.№1.

Опубликовано на Порталусе 24 июля 2010 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама