Рейтинг
Порталус

Первые полёты братьев Монгольфье.

Дата публикации: 13 марта 2012
Автор(ы): Смирнов
Публикатор: smirnov55500
Рубрика: БИОГРАФИИ ЗНАМЕНИТОСТЕЙ ДЕЯТЕЛИ НАУКИ →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1331668200


Смирнов, (c)

В 1782 году два брата Монгольфье - Этьенн и Жозеф приняли решение продемонстрировать в кругу родственников и приятелей изобретенное ими приспособление, с помощью которого якобы имеется возможность взлететь в воздух. Этим средством перед изумлёнными гостями предстал наполненный дымом корпус шарообразного вида поперечником 3,5 метра. Фурор был ошеломляющий. Сооружение продержалось в воздухе приблизительно 10 минут, улетев при этом на высоту около 300 метров, и пробороздив воздушное пространство траекторией в 1 километр. Окрыленные (или если сказать по-другому «одымленные») триумфом, братья решили продемонстрировать изобретение общественности. Они построили гигантский воздушный шар, который составлял в поперечнике больше 10 метров. Представление воздушного шара началось 5 июня 1783 года при наличии большого числа зевак и наблюдателей. Шар, заполоненный дымом, устремился ввысь. Сделанная в этот день запись, удостоверенная подписями должностных лиц, засвидетельствовала все интересные детали опыта. Вот так первый раз публично было заявлено о ноу-хау, открывшему дорогу воздухоплаванию. В то же момент юному физику профессору Жаку Шарлю предстояло подготовить и произвести демонстрацию другого летающего агрегата. Шарль был убежден, что дым — это не самое лучшее решение. Он справедливо полагал, что более серьёзные выгоды предполагает использование газа под названием водород, так как он гораздо легче чем воздух. В качестве лёгкой обшивки, главной целью которой была способность продолжительное период удерживать водород, Шарль применил суперпрочную, пропитанную каучуком в скипидаре шелковую ткань. 27 августа 1783 года в Париже на Марсовом поле стартовала летучая машина Шарля. В присутствии 300 тысяч зрителей он рванул кверху и через самое короткое время стал еле различимым. Когда кто-то из местных зрителей начал спрашивать: "И какой же во всем этом смысл?!" — знаменитый североамериканский ученый и национальный активист Бенджамин Франклин, находившийся посреди наблюдателей, заметил: "А какой смысл в появлении на свет новорожденного?" Реплика стала вполне пророческой. Появился "новорожденный", которому была предназначена грандиозная перспектива. Благополучный полет аэростата Шарля не смог остановить братьев Монгольфье. Продолжая работать помногу часов в день, они решили, во что бы это ни стало собрать к намеченному сроку ранее неизвестный и невиданный воздушный шар, чтобы произвести еще более сильное впечатление на публику. Братья Монгольфье прицепили к воздушному шару большую клетку, куда посадили утку, петуха и барана. Это были первые перепуганные пассажиры в истории воздухоплавания. В намеченный день воздушный шар оторвался от помоста и после восьми минут, проделав траектория в четыре километра, успешно приземлился на землю. Братья Монгольфье сделались национальными героями и были удостоены высоких наград, а все воздушные шары, которые поднимались в воздух посредством тёплого дымного воздуха, стали с того дня называться в их честь монгольфьерами. Нужно сказать, что каждый полет дымных шаров братьев Монгольфье подвигал их к главной цели — перелету человека. Созданный ими совершенно новый шар был гораздо крупнее: высотой в 22,7 метра и диаметром 15 метров. К нижней части шара крепилась кольцевая галерка, которая была рассчитанная на двух особ. В центре галереи был подвешен источник для сжигания сухой соломы. Он находился под отверстием в обшивке, он излучал жар, подогревавший воздух в середине обшивки во время перелета. Это давало возможность произвести полет значительнее дольше и сделать его каким-никаким, но пилотируемым. Неожиданно король Франции Луи XVI запретил изобретателям личное участие в этом рискованном мероприятии. Такую опасную для здоровья задачу, по его мнению, надлежало реализовать двум злоумышленникам, приговоренным к казни. На что последовали бурные возражения Пилатра де Розье, активного сообщника постройки монгольфьера. Принять мысль о том, что в историю войдут имена каких-то злодеев он не мог, и настаивал на своём участии в этом проекте. Позволение было получено. Вторым "пилотом" стал энтузиаст воздухоплавания маркиз д'Арланд. И вот 21 ноября 1783 года первый человек в конце концов поднялся в воздух. Аэростат продержался в полёте 25 минут, преодолев около девяти километров. В тоже время, стремясь подтвердить, что завтрашний день воздухоплавания принадлежит всё-таки шарльерам (так величали аэростаты наполненными водородом), а не монгольфьерам, ученый Шарль решил осуществить перелет людей на шарльере, ещё более блистательный, чем полет двух братьев Монгольфье. Создавая принципиально новый воздушный шар, он воплотил ряд проектно-конструкторских идей, которые позже использовались в течение многих лет. Построенный им шарльер имел крепкую сетку, обтягивавшую наружную сферу аэростата, и тросы, при помощи которых к этой сетке снизу подвешивалась плетенка для пассажиров. Для управления высотой перелета использовались вспомогательная заслонка и балласт, предварительно положенный в корзину. Был предусмотрен даже якорь который помогал облегчить посадку на землю. 1 декабря 1783 года шар поперечником свыше девяти метров взмыл в воздух в парке Тюильри. В корзине находились сам учёный и один из братьев Ребер, строивших шарльер. Пролетев 40 километров, они с успехом приземлились недалеко от крохотной деревеньки. Затем Шарль в полном одиночестве продолжил авиапутешествие. Шарльер преодолел пять километров, поднявшись на небывалую для того времени высоту — 2,75 км. Пробыв в заоблачной вышине ориентировочно почти получаса, учёный счастливо сел, завершив, подобным образом, первейший в истории полет на аэростате с обшивкой, наполненной газом легче воздуха.

Опубликовано на Порталусе 13 марта 2012 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама