Рейтинг
Порталус

А. Ю. ЯКУБОВСКИЙ

Дата публикации: 26 декабря 2015
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: БИОГРАФИИ ЗНАМЕНИТОСТЕЙ
Источник: (c) Вопросы истории, № 5, Май 1953, C. 139-142
Номер публикации: №1451135519


21 марта 1953 г. скончался один из виднейших советских историков Востока, член-корреспондент Академии наук СССР, действительный член Академии наук Таджикской ССР, заслуженный деятель науки Узбекской и Таджикской ССР, лауреат Сталинской премии, профессор Александр Юрьевич Якубовский.

 

А. Ю. Якубовский родился в 1886 году. В 1913 г. он окончил Петербургский университет по историко-филологическому факультету и первые годы работал в старших классах средней школы в качестве преподавателя истории.

 

Научная деятельность А. Ю. Якубовского началась в советское время. В 1920 г. А. Ю. Якубовский поступил экстерном на Восточный, факультет Петроградского университета и к 1924 г. фактически получил второе высшее образование, работая под руководством видных русских востоковедов В. В. Бартольда, И. Ю. Крачковского, А. А. Ромаскевича и других. Особое влияние на формирование его научных интересов имел академик В. В. Бартольд.

 

В 1925 г. А. Ю. Якубовский начал работать в Академии истории материальной культуры (ныне Институт истории материальной культуры АН СССР). С этим научным учреждением связана вся научная жизнь А. Ю. Якубовского, здесь он проработал двадцать восемь лет, до дня своей смерти, пройдя путь от научно-технического сотрудника до заведующего сектором Средней Азии.

 

Работа в ГАИМК - ИИМК, так же как и одновременная работа в Эрмитаже, определила жизненный путь А. Ю. Якубовского. Историк-медиевист, широко интересовавшийся историей советского Востока (Кавказ и Средняя Азия), а также зарубежной Передней Азии, хорошо владевший письменными источниками, А. Ю. Якубовский вместе с тем всегда проявлял большой интерес к материальной культуре изучаемых стран и в своей исследовательской работе привлекал памятники этой культуры в качестве полноценных источников. Интерес к материальной культуре изучаемой эпохи проявился уже в первой печатной работе А. Ю. Якубовского1 . В этой работе можно отметить первые попытки автора дать марксистское истолкование событиям.

 

Следующие две работы2 были посвящены анализу малоизвестных текстов, проливавших свет на два важных эпизода из истории раннесредневековой Руси. Эти работы открыли собою целый ряд исследований, связанных с историей Восточной Европы. К этой тематике А. Ю. Якубовский снова возвратился в последние годы жизни.

 

Вслед за этим А. Ю. Якубовский обратился к темам, связанным с материальной культурой Средней Азии. Три его работы, появившиеся одна за другой в 1929 - 1930 гг., были посвящены описанию важных в историческом отношении древних городов Средней Азии и основаны уже на полевой работе автора, начатой им в 1927 году3 . Прекрасное описание и детальный анализ сведений, полученных из письменных источников, до сих пор могут служить образцом подготовки к археологическому изучению того или иного объекта, а тщательное и точное описание городищ, несомненно, помогло работе дальнейших исследователей.

 

К этим работам примыкают и две следующие работы А. Ю. Якубовского4 , поскольку они в значительной мере базируются на археологическом материале. С другой стороны, они органически связаны с историей Восточной Европы, которая так интересовала Якубовского, и подводили к излюбленной им теме - истории Золотой Орды и её взаимоотношений с Русью.

 

В этих работах проводится правильная мысль о паразитическом характере золотоордынского государства и о том, что ремесленная промышленность его столицы была обязана своим процветанием эксплуатируемым монгольской знатью иноземным

 

 

1 А. Ю. Якубовский. Образы старого Самарканда. "Восток". Кн. V. 1925, стр. 140 - 163.

 

2 "Ибн-Мискэвейх о походе русов в Берда'а в 332 г. - 943/4 г.". "Византийский временник". Т. XXIV. 1926, стр. 63 - 92; "Рассказ Ибн-ал-Биби о походе малоазийских турок на Судак, половцев и русских в начале XIII века". "Византийский временник". Т. XXV. 1928, стр. 53 - 76.

 

3 "Развалины Сыгнака". "Сообщения" ГАИМК. Т. II. Л. 1929, стр. 123 - 159; "Развалины Ургенча". "Известия" ГАИМК. Т. VI, вып. 2. Л. 1930; "Городище Миздахкань". "Записки" Коллегии востоковедов. Т. V. Л. 1930, стр. 551 - 582.

 

4 "К вопросу о происхождении ремесленной промышленности Сарая Берке". "Известия" ГАИМК. Т. VIII, вып. 2 - 3. 1932, стр. 1 - 48; "Сарай Берке - столица Золотой Орды". Изд. Гос. Эрмитажа. Л. 1953.

 
стр. 139

 

мастерам, главным образом хорезмийцам. Для доказательства этого положения, прочно вошедшего в число достижений советской археологической науки, очень важное значение имели работы А. Ю. Якубовского в Ургенче и Миздахкане. Заслуги Александра Юрьевича в области изучения связей Хорезма и Восточной Европы не раз подчёркивались последующими исследователями, в частности С. П. Толстовым.

 

Важнейшей работой раннего периода научной деятельности А. Ю. Якубовского является большая статья, посвященная исследованию феодального общества Средней Азии и его торговли с Восточной Европой в X - XV веках5 . Эта статья может быть с полным правом названа первой марксистской работой по истории феодальной Средней Азии, затрагивавшей основные вопросы общественного развития этой страны.

 

Статье, несомненно, присущи и серьёзные недостатки. К ним следует прежде всего отнести восходящую в конечном счёте к М. Н. Покровскому переоценку значения торгового капитала и торговли вообще в истории феодального общества Средней Азии, хотя при этом А. Ю. Якубовский не упускает из виду то обстоятельство, что, несмотря на большое развитие на Востоке в это время товарно-денежных отношений, общество продолжало оставаться феодальным6 . Следуя за академиком Б. Я. Владимирцовым, А. Ю. Якубовский говорит в своей статье о "кочевом феодализме", допуская ошибку, которая была чрезвычайно распространена в советской исторической науке не только в начале 30-х годов, но и значительно позже7 . В указанной работе А. Ю. Якубовский переоценивает также темпы развития феодального строя в Средней Азии, считая феодализм IX - X вв. "зрелым". Повторяя положения В. В. Бартольда, Александр Юрьевич видел положительную роль монгольского завоевания в том, что монголы оказались организаторами крепкой государственности, необходимой для дальнейшего роста торгово-денежных отношений8 .

 

Но, несмотря на все эти изъяны, рассматриваемая статья не только явилась важным этапом в научном развитии автора её, но и оказала большое влияние на формирование марксистской исторической науки о средневековом Востоке.

 

Для установления, правильного направления научной деятельности А. Ю. Якубовского, как и всей советской исторической науки, огромное значение имели важнейшие постановления ЦК ВКП(б) по вопросам исторической науки (1934 г.). С этого времени А. Ю. Якубовский, и до того ставший на путь марксистского понимания истории Средней Азии и Восточной Европы, получил путеводную нить, которая позволила ему более уверенно подходить к решению важных проблем общеисторического значения.

 

В этом смысле характерна его работа о социальной природе государства Газневидов9 , написанная в связи с юбилеем знаменитого таджикского поэта Фирдовси. Эта работа приобрела большое значение для понимания особенностей феодальных отношений на всём Ближнем и Среднем Востоке в раннее средневековье.

 

А. Ю. Якубовский уверенно шёл к решению больших и важных исторических вопросов, упорно преодолевая свои былые ошибки и заблуждения, с каждым шагом всё выше поднимаясь к вершинам марксистско-ленинской науки.

 

В 1935 г. А. Ю. Якубовскому была без защиты диссертации присуждена степень доктора исторических наук. Одновременно ему было присвоено звание профессора Ленинградского государственного университета, где он работал в течение многих лет. Ряд курсов, прочитанных им "а Восточном факультете Ленинградского университета, сыграл весьма значительную роль в подготовке молодых кадров историков-востоковедов. Обладая незаурядным талантом лектора, А. Ю. Якубовский неизменно привлекал на свои лекции многочисленную аудиторию, состоявшую не только из студентов, но и из научных работников-востоковедов других научных учреждений Ленинграда,

 

Наиболее популярным из его курсов, была "История халифата". Свидетельством серьёзности, с какой А. Ю. Якубовский разрабатывал историю халифата, являются его две замечательные работы, посвященные Ираку - области, сыгравшей выдающуюся роль в судьбах этого государства10 .

 

Два исследования А. Ю. Якубовского, посвященные специально крупным народным движениям в Средней Азии и названные по именам руководителей этих движений - "Восстание Тараби"11и "Восстание Муканны"12 , - являются лучшими марксистскими работами в этой области.

 

 

5 "Феодальное общество Средней Азии и его торговля с Восточной Европой в X- XV веках". "Труды" Историко-археографического института. Т. 6, вып. 3, ч. 1. Л. 1933, стр. 1 - 60.

 

6 Там же, стр. 18.

 

7 Ту же ошибку А. Ю. Якубовский повторил в своей рецензии на известную работу Б. Я. Владимирцова "Общественный строй монголов". "Исторический сборник". Т. V. 1936.

 

8 "Феодальное общество Средней Азии и его торговля с Восточной Европой в X - XV веках", стр. 40.

 

9 "Махмуд Газневи. К вопросу о происхождении и характере газневидского государства". Сборник "Фирдовси". 1934.

 

10 А. Ю. Якубовский. Об испольных арендах в Ираке в VIII в. "Советское востоковедение". Т. IV. 1947, стр. 171 - 184; Ирак на грани VIII - IX вв. (Черты социального строя халифата при аббасидах). "Труды" Института востоковедения. Т. XXIV. 1947, стр. 25 - 49.

 

11 А. Якубовский. Восстание Тараби в 1238 г. "Труды" Института востоковедения АН СССР. Т. XVII. 1935, стр. 101- 135.

 

12 А. Ю. Якубовский. Восстание Муканны - движение людей в белых одеждах. "Советское востоковедение". Т. V. 1948, стр. 33 - 54.

 
стр. 140

 

В 1937 г. востоковедная научная общественность отмечала 900-летний юбилей со дня рождения знаменитого таджикского философа и учёного-энциклопедиста, прославленного медика Ибн Сины, известного в Европе под именем Авиценны. И хотя А. Ю. Якубовский и не являлся специалистом по истории науки, он живо откликнулся на этот юбилей докладом, прочитанным им на заседании второй сессии арабистов и затем напечатанным в "Известиях" Академии наук под названием "Время Авиценны"13 .

 

Через полтора десятилетия, в 1952 г., когда по решению Венского конгресса сторонников мира всё передовое человечество снова чествовало Авиценну в связи с исполнившимся 1000-летием со дня рождения (по летоисчислению хиджры), Александр Юрьевич снова вернулся к этой теме, опубликовав обширное исследование "Абу-Али Ибн Сина и его время"14 . Обе эти работы, особенно вторая, во многих отношениях представляют большой интерес.

 

В связи с исполнявшимся в 1941 г. 500-летним юбилеем со дня рождения великого узбекского поэта Алишера Навои А. Ю. Якубовский написал работу, посвященную этногенезу узбекского народа15 , основные положения которой были повторены затем в предисловии к "Истории народов Узбекистана", т. 1. Эти работы имеют актуальное политическое значение и демонстрируют пример правильного, исторически обоснованного разрешения сложной проблемы происхождения двух исторически связанных между собой народов Средней Азии - узбеков и таджиков.

 

В связи с подготовкой к юбилею Навои А. Ю. Якубовским была написана работа "Черты общественной и культурной жизни эпохи Навои", опубликованная в 1946 г. в сборнике статей АН СССР "Алишер Навои".

 

В годы Великой Отечественной войны А. Ю. Якубовский был назначен руководителем группы работников части Института истории материальной культуры, эвакуированной в Ташкент.

 

Здесь в значительной мере по инициативе А. Ю. Якубовского был создан коллектив историков для составления трёхтомной "Истории народов Узбекистана".

 

В годы войны А. Ю. Якубовский написал чрезвычайно интересную работу, посвященную важному периоду истории уйгурского парода IX - X вв., когда близко родственный тюркоязычным народам Средней Азии уйгурский народ достиг значительной степени культуры, образовав самостоятельное княжество на территории Турфана (Синц-зянь)16 .

 

Особенно разнообразна и актуальна научная продукция А. Ю. Якубовского в послевоенные годы. Как отмечалось, с самого начала своей научной деятельности он проявил большой интерес к истории древней Руси и её взаимоотношениям с Востоком. Именно к этой тематике примыкают его две новые работы, касающиеся взаимоотношений древней Руси с народами Поволжья и Кавказа. В 1946 г. им напечатана статья "О русско-хазарских и русско-кавказских отношениях"17 , а в 1948 г. - работа под названием "К вопросу об исторической топографии Итиля и Болгар в IX и X веках"18 . Особый интерес представляет первая из названных работ, в которой в отличие от целого ряда историков, в том числе и советских, до последнего времени переоценивавших рост хазарского каганата в истории Восточной Европы, А. Ю. Якубовский в этом вопросе занял совершенно правильную позицию.

 

В эти же годы Александр Юрьевич написал две работы, посвященные вопросу периодизации истории Средней Азии в средние века и истории среднеазиатских городов.

 

В первой работе19 была сделана попытка наметить характерные особенности отдельных этапов развития феодальных отношений в Средней Азии от VI до XV в. включительно. Многие положения этой интересной работы, несомненно, будут приняты историками Средней Азии. Но вместе с тем некоторые положения потребуют пересмотра, особенно в свете последнего труда И. В. Сталина "Экономические проблемы социализма в СССР".

 

Так, в работе явно переоценена роль внеэкономического принуждения при характеристике феодальных отношений. Вслед за И. П. Петрушевским А. Ю. Якубовский ошибочно трактует в ней вопрос о прикреплении крестьян к земле на Ближнем Востоке и, в частности, о роли монголов в установлении крепостнических отношений в Иране и Средней Азии.

 

Впрочем, мы имеем основания думать, что впоследствии А. Ю. Якубовский отказался от указанных неправильных положений. Так, в рецензии на книгу Б. Г. Гафурова "История таджикского народа" (II изд.) он ставит автору в упрёк именно то, что в вопросе о периодизации он "не исходит из того, какова была в тот или иной период развития феодализма в Средней Азии гос-

 

 

13 А. Ю. Якубовский. Время Авиценны. "Известия" Академии наук. Отделение общественных наук. 1938, стр. 93 - 108.

 

14 А. Ю. Якубовский. Абу-Али Ибн Сина и его время (К 1000-летию со дня рождения по хиджре - мусульманской лунной эре). "Вопросы истории". 1952, N 9, стр. 87 - 110.

 

15 А. Ю. Якубовский. К вопросу об этногенезе узбекского народа. Ташкент. 1941.

 

16 "Арабские и персидские источники об уйгурском турфанском княжестве в IX - X веках". Труды Отдела Востока. Госуд. Эрмитаж. Т. IV. Л. 1947, стр. 423 - 443.

 

17 "Известия" АН СССР. Отделение истории и философии. 1945, N 5.

 

18 "Советская археология". Т. X. 1946

 

19 А. Ю. Якубовский. Вопросы периодизации истории Средней Азии в средние века (VI - XV вв.). Краткие сообщения Института истории материальной культуры. Т. XXVIII. 1949, стр. 30 - 43.

 
стр. 141

 

подствующая форма крупного феодального землевладения"20 .

 

Всем, кто знаком с работами Александра Юрьевича, хорошо известен постоянный интерес, который он проявлял к истории городской жизни средневекового Востока в самых различных её аспектах. Однако довести до печати свои многолетние исследования в этой области он не успел. По этому вопросу им была опубликована только одна небольшая статья в 1951 году21 . Несмотря на свой небольшой размер, работа эта принадлежит к тем исследованиям, мимо которых ни один изучающий проблему истории городов Средней Азии пройти не сможет. Приходится особенно пожалеть о том, что А. Ю. Якубовский не успел напечатать своё основное исследование по этой теме.

 

Несомненно, одним из наиболее крупных достижений Александра Юрьевича как историка являются его исследования истории Золотой Орды.

 

До последнего времени фактически не имелось обобщающего исследования по истории этого государства, столь близко связанного с историей русского народа. Тем больший интерес вызвало появление в 1937 г. книги "Золотая Орда", написанной А. Ю. Якубовским совместно с академиком Б. Д. Грековым. Три издания, которое выдержала эта книга, являются показателем большой её актуальности. За третье издание этой книги, в которое был включён новый, один из наиболее удавшихся разделов, "Падение Золотой Орды", авторы её были удостоены Сталинской премии 2-й степени.

 

Необходимо особо выделить в научном наследии А. Ю. Якубовского ряд очерков, посвященных деятельности выдающихся русских и советских востоковедов22 . Очерки проникнуты благородным стремлением показать прогрессивное и передовое начало в их деятельности, именно те черты, которые так свойственны русской передовой науке в целом.

 

В течение последних двух десятилетий А. Ю. Якубовский был виднейшим представителем советской востоковедной исторической науки, воспитавшим большую группу учеников.

 

А. Ю. Якубовский был честным советским патриотом, талантливым учёным, неутомимым тружеником, незаурядным педагогом и прекрасным человеком. Он умел пробуждать в своих учениках, слушателях и всех окружавших его людях интерес к прошлому своей Родины, любовь к знанию, знанию не мёртвому, покрытому пылью забвения, а живому, устремлённому в будущее.

 

 

20 Журнал "Коммунист". 1953, N 1, стр. 107.

 

21 А. Ю. Якубовский. Главные вопросы изучения истории развития городов Средней Азии. Труды Таджикского филиала АН СССР. Т. XXIX. 1951, стр. 3 - 17.

 

22 "Памяти акад. С. Ф. Ольденбурга". "Проблемы истории докапиталистических обществ". 1934, N 3; "И. Ю. Крачковский как историк". "Известия" АН СССР, СИФ. 1945, N 1; "В. Г. Розен как историк". "Сборник памяти В. Г. Розена". 1947; "Проблема социальной истории Востока в трудах академика В. В. Бартольда". "Вестник" ЛГУ. 1947, N 12; "Академик И. А. Орбели". "Вестник древней истории". 1947, N 4; "Павел Петрович Иванов как историк". "Советское востоковедение". 1948, N 5; "Б. Я. Владимирцов". "Большая советская энциклопедия". Т. 8.

Опубликовано на Порталусе 26 декабря 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама