Рейтинг
Порталус

НОВЫЕ ДАННЫЕ О Б. Г. ТИЛАКЕ

Дата публикации: 26 февраля 2016
Автор(ы): А. В. РАЙКОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: БИОГРАФИИ ЗНАМЕНИТОСТЕЙ
Источник: (c) Вопросы истории, № 11, Ноябрь 1956, C. 132-135
Номер публикации: №1456477161


А. В. РАЙКОВ, (c)

Жизнь и деятельность выдающегося руководителя индийского освободительного движения начала XX в. Бала Гангадхара Тилака (1856 - 1920) недостаточно исследована1 . Это отчасти объясняется ограниченностью источников. Для характеристики мировоззрения Тилака большую ценность представляет газета "Кесари" ("Лев"), издававшаяся на языке маратхи. До сих пор в советской литературе были известны всего лишь две статьи из этой газеты: "Эти средства недолговечны" (от 9 июня 1908 г.) и "Несчастье страны" (от 12 мая)2 , авторство которых вменялось в вину Тилаку на процессе 1908 года. Нам удалось разыскать в фондах Архива внешней политики России еще пять статей из газеты "Кесари", написанных Тилаком: "Секрет бомбы" (от 2 июня), "Двойной намек" (от 19 мая), "Подлинное значение применения бомб" (от 26 мая) и две небольшие статьи без названия (от 12 мая и 9 июня)3 . Статьи отпечатаны на отдельных листах типографским способом с пометкой "Верховный суд, Бомбей, Отдел переводов".

 

Известный интерес представляют и хранящиеся в том же архиве донесения русского консула Гейкинга, который присутствовал на знаменитом процессе Тилака, занимая там почетное место рядом с судьей Даваром.

 

 

1 См. И. М. Рейсы ер. Очерки классовой борьбы в Индии. М. 1932, гл. VII. "Радикальное течение буржуазного национализма (школа Тилака)"; его же. Русская революция и пробуждение Азии ("Советское востоковедение". 1955, N 2); Н. М. Тольдберг. Индийские журналы в Яснополянской библиотеке как один из источников изучения национально-освободительного движения в Индии ("Советское востоковедение". 1955, N 4).

 

2 Эти статьи помещены в "Times of India (Weekly)" 25 июля 1908 года. Комплекты газеты этого периода имеются в библиотеке Ленинградского государственного университета им. А. А. Жданова.

 

3 См. Архив внешней политики России (АВПР). Средне-Азиатский стол, N 947.

 
стр. 132

 

Из семи статей Тилака на процессе фигурировали первые две. Можно предположить, что чиновники английского суда выбрали те статьи, на основе которых можно было с наибольшей вероятностью вынести обвинительный приговор. Но и остальные статьи представляют большой интерес для изучения взглядов Тилака.

 

Эти статьи направлены против британского господства. Тилак выступает в них как патриот, как борец за свободу Индии. Он скорбит о том, что его родина разорена чужеземными правителями: "...Сварадж (самоуправление. - А. Р. ), хотя бы и старого типа, исчез, ремесло разрушено, промышленность в упадке, слава ушла, богатство увезено, дарования иссякли, храбрость утрачена. Нет образования в соответствии с новой системой, нет прав, нет уважения общественного мнения, нет процветания, нет довольства; существует только неистовый гнет трех "d" (Тилак приводит санскритские термины, начинающиеся на "d", - бедность, голод, высасывание богатства. - А . Р .)"4 . Тилак опровергает усиленно распространяемую колонизаторами ложь о том, что они правят Индией для ее же блага. "Когда одна страна правит другой, главная цель правителей, - исключительно собственный интерес"5 , - пишет он.

 

Тилак сравнивает английское правление с царским самодержавием и пишет, что Индией правит "неограниченная и безответственная автократическая бюрократия, что это правление становится все более и более невыносимым для народа". Тилак протестует против репрессивных мер англо-индийского правительства, которые усиливались с нарастанием национально-освободительного движения. Раздел Бенгальской провинции, высылка без суда, заключение в тюрьму за организацию митингов, писал он, "игнорируют человеческую природу", порождают протест, нарастание которого неминуемо. Он приравнивал репрессивные меры к "убийству нации"6 и считал закономерным пробуждение у индийского народа нетерпимости к насилию. Он выражает глубокую скорбь патриота по поводу того, что в Индии за много лет пребывания под властью чужеземных правителей в значительной степени остыл "огонь, страстный дух". "...Мужество нации было сломлено с помощью акта об оружии7 , чтобы власти, представленные даже мелким чиновником, никогда не встречали противодействия и чтобы эгоистическая администрация могла действовать беспрепятственно и без предоставления подданным каких-либо прав свараджа"8 .

 

Но Тилак был полон веры в силы своего народа. Он был убежден, что его страсть и негодование не могут опуститься "до нуля", застыть совсем, и стремился пробудить у народа этот боевой дух. Обращаясь к опыту первой русской революции, Тилак отмечал, что если "белая бюрократия" будет прибегать к деспотическим методам русского царизма, то "индийские подданные также будут принуждены, по крайней мере отчасти, подражать методам русского народа"9 . Он прямо говорил, что Индия может стать "второй Россией".

 

Тилак высказывается за удаление англичан из Индии. "...Англичане остаются здесь как временные жители или перелетные птицы. Присутствие англичан в Индии не вечно... Власть белой бюрократии должна быть постепенно передана нам, другого выхода нет"10 . В противоположность "умеренным", Тилак не отрицал возможности революции. Он писал: "Растет противоположность между национальным характером Индии и институтами правительства и приближается время для действия, призванного восстановить гармонию. Это действие - революция... Это время не настало еще в Индии, но оно настанет в будущем"11 .

 

Представляется интересной точка зрения Тилака на индивидуальный террор. Он писал, что убийствами патриоты ничего не добьются: один уйдет, явится другой на его место, другой уйдет, будет третий12 . Но, отрицая террор в принципе, он считал, что вся ответственность за акты террора лежит не на индийских террористах,

 

 

4 АВПР, Средне-Азиатский стол, N 947, л. 76.

 

5 Там же, л. 94.

 

6 Как и все индийские националисты, Тилак считал индийский народ единой нацией.

 

7 Англичане запретили индийцам иметь огнестрельное оружие.

 

8 АВПР, Средне-Азиатский стол, N 947, л. 77.

 

9 Там же, л. 94. Тилак имел здесь в виду индивидуальный террор.

 

10 Там же, лл. 77, 94.

 

11 Там же, л. 73.

 

12 Там же, л. 96.

 
стр. 133

 

что лишенный вооружения народ прибегает к использованию бомб, этого доступного и эффективного оружия, которое нельзя отнять у народа, ибо для его производства не требуется больших заводов. Можно считать, что Тилак был обрадован пробуждением боевых настроений в индийском народе, пусть даже они и приняли сначала нежелательную форму индивидуального террора. Тилак хорошо понимал значение пробуждения народов Азии и, в частности, Индии. Он писал, что в Индии уже родилась и возмужала нация. "И, в соответствии с тенденцией времени, - говорится в его статье, - которая принесла подъем восточных наций подобно Японии и другим, теперь надлежит дать ей институты самоуправления ввиду достигнутой ступени развития"13 .

 

Тилак проповедовал великие идеи верховенства народа, идеи о праве народа на борьбу за свою свободу, о том, что народ нельзя задушить14 .

 

Английские колонизаторы видели в Тилаке энергичного, умного, неутомимого врага и держали его под неослабным надзором. В июне 1907 г. русский консул в Бомбее сообщал царскому правительству, что за "крайними" индийское правительство "наблюдает особенно зорко"15 . Он писал, что празднества в честь дня рождения национального героя индийского народа Шиваджи "вызвали недовольство как возбуждающие весьма несвоевременно национальное чувство индусов". День рождения Шиваджи стал национальным праздником Индии "благодаря популярности и талантливости этого брамина16 , умеющего воздействовать на патриотизм индусов"17 . В своем донесении консул писал, что англичане боятся его влияния18 .

 

24 июня 1908 г. Тилак был арестован. Арест и процесс Тилака были в центре внимания индийской общественности. Англо-индийские власти считали процесс делом "большой важности"19 . Власти решили избавиться от человека, которого называли "некоронованным королем Деккана". Тилак возглавлял крайнее направление в тогдашнем освободительном движении. Сторонники этого направления стремились опереться на народные массы, помочь индийскому народу избавиться от колониального гнета. Соратник Тилака Б. Ч. Пал говорил: "Мы повернулись к умирающему от голода, терпеливому и многострадальному 300-миллионному индийскому народу, и в нем мы увидали новую потенцию, ибо мы взглянули на него с любовью... Это краеугольный камень нынешнего движения, а именно вера в народ, вера в гений нации"20 . Кейр-Гарди говорил о Тилаке, что он "стремился к реформам не для того, чтобы обеспечить положение образованным классам, но чтобы улучшить, облегчить условия простого народа"21 .

 

Арест Тилака вызвал большие волнения в Индии. Во многих городах состоялись митинги солидарности с Тилаком. Особенное возбуждение наблюдалось в Бомбее. На процессе, начавшемся в Бомбее 13 июля, Тилак, который отказался от адвоката и защищался сам, выступил с большой речью, которая продолжалась в общей сложности 21 час 10 минут. Речь Тилака была обвинительным актом против английских колонизаторов. Тилак обосновывал право угнетенного народа на сопротивление насилию и говорил, что сама английская бюрократия вынудила индийцев перейти к насильственным методам борьбы. Русский консул писал в Петербург: "Он часто совершенно забывал, что защищался, а вместо этого направил страстные обвинения против существующего в Индии строя". Гейкинг отмечал, что Тилак "производит впечатление человека крайнего направления и не удивительно, что англичане боятся его влияния". К своему донесению он приложил портрет Тилака, о котором писал, что по этому портрету "можно угадать его решимость и неустрашимость". По его мнению, Тилак был "интересным типом ярого революционера"22 .

 

На суде подробно рассматривались статьи, в которых были ссылки на русскую

 

 

13 Там же, л. 73.

 

14 См., например, B. G. Tilak. His writings and speeches. Madras. 1919, p. 77 - 78.

 

15 Центральный государственный военно-исторический архив (ЦГВИА), ф. 2000, оп. 1, N 306, л. 115 - 116.

 

16 Брамины - высшая каста, к которой принадлежал Тилак.

 

17 ЦГВИА, ф. 2000, оп. 1, N 306. л. 115 - 116.

 

18 АВПР, Средне-Азиатский стол, N 947, л. 66.

 

19 "Times", 22 июля 1908 года.

 

20 Цит. по J. N. Topa. The growth and developement of national thought in India. Hamburg. 1930, p. 159.

 

21 "Labour Leader", 31 июля 1908 года.

 

22 АВПР, Средне-Азиатский стол. N 947, л. 66.

 
стр. 134

 

революцию. Сам Тилак часто обращался к примеру русской революции. Это вынудило русского консула предпринять любопытный демарш, о котором консульство сообщало следующее: "Ввиду предупреждения превратных комментариев к этим статьям, барон Гейкинг счел полезным частным образом разъяснить прокурору обстоятельства, при которых России был дарован конституционный строй...". Гейкинг обращал внимание прокурора на то, что царское правительство "никогда не поддавалось устрашению массовым террористическим актам и на революционные эксцессы всегда отвечало энергическим противодействием"23 .

 

Исход процесса был предрешен. Семь англичан-присяжных высказались за вердикт "виновен", двое индийцев - за оправдание. Тилак был приговорен к шести годам ссылки на Андаманские острова, нездоровый климат которых был верной гарантией смерти. В. И. Ленин оценил этот процесс как расправу царскими методами с демократом-публицистом. "Подлый приговор английских шакалов... месть демократу со стороны лакеев денежного мешка"24 , - так охарактеризовал он приговор.

 

Газета "Bande mataram", выражавшая взгляды левого направления индийского национального движения, писала: "Иди, Тилак, твое тело может быть уничтожено, но твой пример будет вдохновением для всех содержимых под стражей. Твои цепи врежутся в твое тело, но в то же время послужат стимулом для всех сердец в стране к исполнению их долга"25 . Газета "Mahratta" напоминала, что Тилак посвятил свою жизнь служению родине и работал над политическим воспитанием страны. Газета "Дньян кракаш" призывала провозгласить траур по всей Индии по поводу его осуждения. На многочисленных митингах ораторы клеймили приговор. На митинге в Калькутте оратор Сасанко Джибан Рой воскликнул: "Пусть сошлют Тилака, на его место встанут сто Тилаков. Народ проснулся, и никто уже не может подавить национальную жизнь Индии"26 .

 

Консул сообщал, что еще до вынесения приговора судья, присяжные, редакции английских газет и т. д. получили много писем индийских патриотов. Судья Давар получил не менее 60 таких писем. Графическая копия письма, посланного издателю "Advocate of India", была приложена к донесению консула27 . Оно называлось "Последнее предостережение белой бюрократии". Автор письма обращался к "проклятым ферингам"28 и говорил, что упрямство и тирания "белой бюрократии" вдохновили многих молодых индийцев и принудили их пойти дорогой мятежа. Он писал, что бессмертная душа Тилака вдохновит тысячи сынов Индии на месть белым тиранам. "Есть тысячи молодых людей, которые обнажат мечи во имя независимости страны".

 

Приговор Тилаку вызвал волнения в Бомбее и других городах, а затем и политическую стачку, которая была кульминационным пунктом революционного подъема 1905 - 1908 гг.; стачка привлекла внимание В. И. Ленина, приветствовавшего ее как сознательное политическое массовое выступление индийского пролетариата29 .

 

Консул сообщал, что симпатия к Тилаку проявилась в "закрытии лавок, объявлении национальных стачек и забастовок и в устройстве массовых беспорядков в очень многих городах Индии". "Полиция, подавленная численностью, первое время была беспомощна; спокойствие удалось водворить лишь через две недели при участии войска и артиллерии, причем было убито около двухсот индусов"30 . Консул доносил, что и крестьяне выражали сочувствие Тилаку.

 

Материалы Архива внешней политики России уточняют наши знания о взглядах Тилака и характере событий, происходивших в Бомбее в июле 1908 года.

 

 

23 Там же.

 

24 В. И. Ленин. Соч. Т. 15, стр. 161.

 

25 Выдержка приведена в донесении консула от 22 июля (4 августа) 1908. АВПР, Средне-Азиатский стол, N 947, л. 66.

 

26 Там же.

 

27 Там же, л. 79.

 

28 Так презрительно называли в Индии англичан.

 

29 См. В. И. Ленин. Соч. Т. 15, стр. 161.

 

30 АВПР, Средне-Азиатский стол, N 947, лл. 66, 77. Английская пресса стремилась преуменьшить число жертв. "Times" писала лишь о 14 убитых. Журнал "India" от 21 августа 1908 г. справедливо в этом сомневался. Консул, по-видимому, называет наиболее вероятную цифру.

Опубликовано на Порталусе 26 февраля 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама