Каталог
Порталус
Крупнейшая база публикаций

БИОГРАФИИ ЗНАМЕНИТОСТЕЙ есть новые публикации за сегодня \\ 20.06.18

К 70-ЛЕТИЮ Н. Н. ВОРОНИНА

Дата публикации: 25 мая 2017
Автор: Г. К. Вагнер
Публикатор: Шамолдин Алексей Аркадьевич
Рубрика: БИОГРАФИИ ЗНАМЕНИТОСТЕЙ
Номер публикации: №1495707674 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Г. К. Вагнер, (c)

найти другие работы автора

В декабре 1974 г. исполняется 70 лет доктору исторических наук, лауреату Ленинской премии Николаю Николаевичу Воронину. Н. Н. Воронин сыграл значительную роль в повышении интереса к памятникам русской история и культуры. Сделать эти памятники полноценным историческим источником, включить их в современность как общенародную ценность - такова, можно оказать, жизненная программа Н. Н. Воронина, осуществляемая им вот уже полвека.

Н. Н. Воронин является крупнейшим специалистом по истории зодчества. Но было бы неверно представлять его только исследователем русской архитектуры. Много внимания в своих работах он уделял вопросам древнерусской живописи, скульптуры, градостроительства, литературы, летописания, художественного ремесла, истории техники, реставрационному делу, не говоря уже об активной деятельности по охране памятников национального художественного наследия. Н. Н. Воронин является автором более 300 работ.

Если попытаться охарактеризовать деятельность и профессию Н. Н. Воронина одном словом, то он - историк. Понятие это охватывает не только круг его интересов, но и их направление, характер научного мышления его как исследователя. Все работы Н. Н. Воронина пронизывает один генеральный принцип-историзм. Неприятие всего статичного, неразвивающегося, метафизического находится как бы в крови Н. Н. Воронина.

Это качество ученого складывалось постепенно. Родившись в старинном русском городе Владимире, с его знаменитыми памятниками древнерусского зодчества, Н. Н. Воронин, конечно, должен был испытать на себе их могучее воздействие. Но надо учитывать и то, что молодость его, учеба сначала во Владимирском институте народного образования, а затем в Ленинградском университете пришлись на годы невиданной активизации советской исторической науки, переживавшей интенсивный подъем под плодотворным воздействием марксистско-ленинской методологии. Средоточием той области исторической науки, которая изучает древности, стала организованная в 1919 г. по декрету, подписанному В. И. Лениным, Государственная Академия истории материальной культуры. В ее стенах проходила сначала аспирантская, а за-

стр. 159


тем и самостоятельная научно-исследовательская деятельность Н. Н. Воронина. Здесь-то и сложился историзм в научных воззрениях его как ученого. "Чувство истории" стало для него не "данью времени", а органическим качеством научного мышления, помноженным на глубокую убежденность в универсальности марксистской методологии.

Если говорить о том главном, что внес Н. Н. Воронин в историческую науку, то на первое место следует поставить интерес к материально-производственной и социальной базе древнерусского зодчества. Старая наука изучала архитектуру как некое зрелище для глаз. Кто и как строил, на какой материальной базе создавалась эта архитектура, каковы были взаимоотношения заказчиков и строителей - этими вопросами почти никто не занимался. Уже несколько своих ранних работ Н. Н. Воронин специально посвятил этой важной проблеме. Интерес его к ней не исчезал и позднее, когда Н. Н. Воронин сделал объектом своего углубленного исследования архитектуру и культуру Владимиро- Суздальской Руси. Такой подход к материалу придал всем его работаем историческую конкретность, а идеологической и стилистической интерпретации - непревзойденную полнокровность и яркость. Этому способствовало широкое привлечение к анализу памятников архитектуры материалов всех других сфер духовной жизни древней Руси - литературы, летописей, сказаний, житий, изобразительного искусства, фольклора, в чем Н. Н. Воронин проявил большое мастерство.

Комплексное изучение культуры древней Руси закономерно привлекло Н. Н. Воронина к исследованию владимиро-суздальского летописания. В этой области им были сделаны интересные и важные открытия, прочно вошедшие в историографию. Им был реконструирован начальный этап ростово-суздальского летописания, относящийся ко второй половине XI в., рассмотрены особенности владимирского летописания второй половины XII в., использовавшего как местные легенды, так и южнорусскую летописную традицию. Особый интерес представляет определение Н. Н. Ворониным источников новых местных культов, претендующих на общерусское значение.

Внимание к формированию в недрах Владимиро-Суздальской Руси общерусских тенденций является большой заслугой ученого. Естественно, что к своим заключениям он смог прийти на основе глубокого изучения киевского наследия. Сам интерес Н. Н. Воронина к владимиро-суздальской культуре был продиктован сознанием роли Владимиро-Суздальской Руси именно как наследницы Киева. Ряд работ Н. Н. Воронина специально посвящен культуре Киевской Руси. Из них особенно выделялась отточенностью методики и глубиной исторического анализа большая статья "Политическая легенда в Киево-Печерском Патерике".

Глубокое знание Н. Н. Ворониным исторических связей Владимиро- Суздальской и Киевской Руси помогло ему развеять миф о западноевропейских, романских истоках Владимиро-суздальской художественной культуры, который господствовал в дореволюционной историографии и даже имел своих адептов в советской науке, Н. Н, Воронину принадлежат замечательные по глубине мысли слова: "Стремление ввести Русь как независимую полноправную державу в семью народов Западной Европы все чаще влекло художественную мысль к искусству романского мира"1 . Это совсем другое, нежели поверхностная "теория влияния"!

Н. Н. Воронин постоянно подчеркивал преемственный характер владимиро- суздальской архитектуры и всей художественной культуры Северо-Восточной Руси, благодаря чему они впервые предстали как основа культуры Московской Руси. Проблема владимиро-суздальского наследия в общерусской культуре, в частности в архитектуре, была разработана Н. Н. Ворониным с исчерпывающей фундаментальностью. Его монументальный двухтомник "Зодчество Северо- Восточной Руси XII - XV веков" был удостоен в 1965 г. Ленинской премии. Этот труд Н. Н. Воронина выходит далеко за рамки искусствоведения. По существу, он охватывает историю сложения ядра великорусской народности в междуречье Оки и Волги. Автор прослеживает складывание здесь феодальных отношений, историю восстаний смердов, зарождения городов, развития путей сообщения, торговых связей, возникновения летописания, политической борьбы. На основе всего этого он воссоздает историческую картину жизни русского народа накануне образования Московской Руси, монумента-


1 Н. Н. Воронин. Памятники владимиро-суздальского зодчества XI-XIII веков" М.-Л. 1945, стр. 47.

стр. 160


лизированным выражением которой выступает архитектура.

С работами Н. Н. Пронина непосредственно связана теория национальных основ русского зодчества вообще. Киевский Вышгород, Полоцк, Псков, Новгород, Суздаль, Юрьев-Польской, Москва - таковы в освещении И. Н. Воронина этапы сложения национального зодчества древней Руси, тесно взаимодействующего с деревянным строительством и всей древнерусской духовной культурой.

За последние годы Н. Н. Ворониным были проведены широкие археологические работы в Смоленске. Возглавляемая им экспедиция обнаружила много фундаментов оригинальных монументальных построек, как культовых, так и гражданских. Они раскрывают новую страницу в истории русского искусства и свидетельствуют о расцвете местного монументального зодчества в XII в., а также оригинальной живописи, о которой доселе ничего не было известно. На страницах предварительных публикаций Н. Н. Воронина, посвященных этим открытиям, оживают образы людей того времени, раскрывается направление их мыслей, подчас еретических (Авраамий Смоленский), что помогает понять сложные творения смоленских зодчих, зачастую выступавших смелыми новаторами. В настоящее время Н. Н. Ворониным готовится (совместно с П. А. Раппопортом) к изданию двухтомник о древнем смоленском зодчестве.

Все работы Н. Н. Воронина по истории древнерусской культуры - яркое свидетельство того, что в глубины прошлого можно проникнуть только при всестороннем владении методологией исторического материализма. Только при таком подходе к прошлому можно понять немеркнущие ценности тех демократических элементов, которые, по словам В. И. Ленина, есть "в каждойнациональной культуре"2 и которые входят органической частью в многонациональную культуру народов СССР. Интерес к этим прогрессивным народным элементам в культуре прошлого проводит красной нитью через все работы Н. Н. Воронина.

Н. Н. Воронин не кабинетный ученый. Творческая жизнь его - это постоянные поездки на раскопки, хлопоты по организации охраны памятников, бесконечные консультации для различных исследователей и многочисленных учеников. Кроме того, Н. Н. Воронин талантливый популяризатор исторических знаний. Сейчас готовится седьмое издание его книги - "Спутник" по городам Владимиро-Суздальской Руси.


2 В. И. Ленин. ПСС. Т. 24, стр. 120.

Опубликовано 25 мая 2017 года




© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.
Ваше мнение?