Каталог
Порталус
Крупнейшая база публикаций

БИОГРАФИИ ЗНАМЕНИТОСТЕЙ есть новые публикации за сегодня \\ 16.08.18


АУГУСТО СЕСАР САНДИНО

Дата публикации: 01 апреля 2018
Автор: И. М. БУЛЫЧЕВ
Публикатор: Шамолдин Алексей Аркадьевич
Рубрика: БИОГРАФИИ ЗНАМЕНИТОСТЕЙ
Номер публикации: №1522584338 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


И. М. БУЛЫЧЕВ, (c)

найти другие работы автора

19 июля 1979 г. вошло в историю национально-освободительного движения как день победы народно-демократической революции в Никарагуа. В этот день, когда никарагуанский народ под руководством своего авангарда - Сандинистского фронта национального освобождения (СФНО) покончил с диктаторским режимом ставленника американского империализма Сомосы, сбылись мечты Аугусто Сесара Сандино, "отца антиимпериалистической, народно-демократической революции"1 .

Имя Сандино стоит в первом ряду борцов за независимость стран Латинской Америки. Сандино не был профессиональным военным. Он родился 18 мая 1895 г. в семье мелкого земледельца в небольшом селении Никиноомо (никарагуанский департамент Масая) - сельскохозяйственном районе, где большую часть жителей составляли бедные крестьяне. С юных лет Сандино познал нелегкую участь обездоленных, когда в поисках работы был вынужден сменить несколько профессий, много ездил и повсюду видел страдания простых людей. Именно тогда в нем зародилась глубокая ненависть к социальной несправедливости, борьбе с которой он посвятил потом свою жизнь.

Формирование мировоззрения Сандино - патриота и гражданина шло в обстановке непрекращавшихся столкновений между консерваторами и либералами за политическую власть. Буржуазные политиканы в угоду своим эгоистичным и корыстным планам предавали интересы нации и шли на прямой сговор с империалистами. И когда в результате очередного такого предательства Никарагуа вновь оказалась оккупированной экспедиционным корпусом морской пехоты США, Сандино поднял знамя вооруженной борьбы за попранную честь родины. Он считал, что это высший патриотический долг. "Я хочу видеть родину свободной или умереть!" - стало отныне его девизом 2 . В октябре 1926 г. он сформировал из рабочих рудника Сан-Альбино и местных крестьян отряд сопротивления. Боевое крещение отряд принял 2 ноября того же года в местечке Эль-Хикаро 3 .

Постепенно к Сандино стали стекаться рабочие, крестьяне и все, кто решил с оружием в руках бороться против оккупантов и несправедливости. Качественно новый этап деятельности Сандино начался в мае 1927 г. Главнокомандующий военными силами либералов генерал Х. М. Монкада заключил тогда в г. Типитапа со специальным представителем президента США полковником Г. Л. Стимпсоном пакт "Эспино Негро", означавший предательство интересов никарагуанского народа. Сандино отказался поставить подпись под этим документом, разоружить своих солдат (условия договора предусматривали, в частности, выплату 10 долл. за каждую сданную винтовку) и заявил о решимости продолжать сражаться против оккупантов страны, а 4 мая провозгласил "национальным праздником", ибо в этот день "Никарагуа показала всему миру, что ее национальная честь не оскорблена; что у нее еще остались сыновья, которые своей кровью смоют позор других"4 . С тех пор антиимпериалистическая борьба Сандино все больше стала приобретать всенародный характер. "С этого дня, - отмечал впоследствии один из руководителей СФНО, Хосе Бенито Эскобар, - в Никарагуа возникло во главе с Сандино народное движение с классовым содержанием, которое продемонстрировало несоответствие буржуазных концепций с политической и социально-культурной реальностью народа"5 .

1 июля 1927 г. в Сан-Альбино, где началась война за освобождение Никарагуа, был опубликован политический манифест Сандино, в котором в простой, понятной для каждого никарагуанца форме излагались основные цели деятельности "Генерала свободных людей". Подчеркивая свою неразрывную связь с народом, Сандино обещал отстаивать его право на свободу и равноправие, клялся отдать все силы борьбе за торжество этих идеалов и призывал всех честных людей пойти против продажных политиканов, вступивших в сговор с ин-


1 Это почетное звание официально присвоил Сандино Государственный совет Республики Никарагуа 14 мая 1980 г.

2 Подробнее об основных этапах жизни и борьбы Сандино см.: Гонионский С. А. Сандино. М. 1965; Леонов Н. С. Очерки новой и новейшей истории стран Центральной Америки. М. 1975.

3 Ramirez S. Breve historia contemporanea de Nicaragua. - Casa de las Americas, La Habana, 1979, N 117, p. 25.

4 Selser G. Sandino. General de Hombres Libres. T. 1. La Habana. 1960, p. 204.

5 Benito Escobar J. Ideario Sandinista. Managua. 1979, p. 2.

стр. 176


тервентами. "Сильные мира сего, - писал Сандино, - могут сказать, что я слишком мал для предпринятого мною дела; однако моя незначительность перекрывается высокой гордостью моего сердца патриота; итак, я клянусь перед родиной и историей, что моя шпага защитит национальное достоинство и принесет освобождение угнетенным" 6 .

16 июля 1927 г. отряд Сандино, поддержанный крестьянами, предпринял дерзкую атаку на гарнизон г. Окоталь, где вместе с частями национальной гвардии находилось подразделение морской пехоты США. Как отмечал позднее знаток жизни и деятельности Сандино, видный историк и писатель Серхио Рамирес Меркадо (ныне член высшего органа народной власти в Никарагуа - Руководящего совета Правительства национального возрождения), именно "этот бой, длившийся от рассвета до позднего вечера, возвестил миру о начале войны за освобождение"7 . Борьба была длительной и нелегкой. Патриотам противостояли регулярные войска США и национальная гвардия, обученная американскими инструкторами и оснащенная современным оружием. Но постепенно солдаты Сандино приобретали боевой опыт. Росла численность повстанческой армии. Идеалы Сандино были близки и понятны простым никарагуанцам. Они отвечали сокровенным чаяниям крестьян иметь землю; рабочие шли к нему, чтобы с оружием в руках отстоять свое право на труд. В рядах повстанческой армии сражались представители прогрессивной интеллигенции, молодежь, ремесленники, все, кто хотел видеть родину свободной и независимой.

Сандино доказал на практике, что победить противника можно лишь создав армию, пользующуюся поддержкой широких масс. Здесь проявились наряду с военным талантом его незаурядные организаторские способности. 2 сентября 1927 г. в горном районе на севере страны Эль-Чипоте, который стал основной базой формирующихся народных сил, был подписан документ о создании Армии - Защитницы национального суверенитета. Ее верховным главнокомандующим единодушно утвердили Сандино 8 . Был образован штаб Верховного главнокомандования, введена строгая дисциплина, утверждено знамя освободительной армии. "Красный и черный - пламенные цвета нашего знамени, - писал Сандино, - символ свободы или смерти, т. е. твердости намерения быть свободными, суверенными и независимыми. "Родина и свобода" - официальные слова, которые употребляет наша армия в конце любого своего письменного акта с целью поддерживать в народе идею свободной родины"9 .

Армия Сандино формировалась преимущественно из добровольцев- никарагуанцев. Но в ее рядах сражались и другие латиноамериканцы. Например, ближайшими помощниками Сандино были один из основателей Компартии Сальвадора А. Фарабундо Марти 10 , перуанец Э. Павлетич, колумбиец Р. Ардилья.

На первом этапе освободительной войны главным районом военных действий стал департамент Нуэва Сеговия (на севере страны). В тактических целях его разделили на 4 боевые зоны (Пуэбло Нуэво, Сомото Гранде, Килали и Окоталь). Руководители зон были назначены верховным главнокомандующим. Патриотизм бойцов, строгая армейская дисциплина, умелое руководство и принятие удачных тактических решений в зависимости от конкретной обстановки способствовали успеху. Район военных действий расширялся. К середине 1931 г. армия Сандино контролировала 8 департаментов, в 1932 г. - свыше половины национальной территории: от Чичигальпы на западе до Пуэрто-Кабесас и Кабо Грасиас-а-Диос на востоке, от Сан-Франциско дель Карнисеро и Санто-Доминго де Чонталес на юге до границы с Гондурасом на севере11 .

Сандино не рассматривал армию как военную фракцию политической партии и считал, что армия - эго вооруженный народ, поднявшийся на защиту родины. "Каждый из вас, никарагуанцев, - говорил он, - является солдатом этой армии, потому что в каждом из вас пробудилась любовь к родине в достойной, энергичной и справедливой форме" 12 . Вместе с тем он расценивал армию не только как защитницу национального суверенитета. В определенных условиях, считал он, вооруженные силы могут взять


6 Selser G. Op. cit., p. 227.

7 Ramirez S. Op. cit., p, 27.

8 Selser G. Op. cit., p. 263.

9 Ibid. T. 2. La Habana. 1960, p. 98.

10 См. о нем: Царегородцев В. А. Агустин Фарабундо Марти. - Вопросы истории, 1981, N 8.

11 Fonseca Amador С. Sandino, guerrillero proletario. Managua. 1979, p. 3.

12 Ideario politico del general Augusto Cesar Sandino. Seleccion de C. F. Amador. Managua. 1979, p. 12.

стр. 177


на себя созидательные функции, приняв активное участие в развитии экономики. В циркуляре от 27 августа 1932 г. Сандино писал: "Наша армия готовится взять руководство нашей национальной властью, чтобы приступить затем к организации крупных кооперативов рабочих и крестьян, которые будут отстаивать наши природные богатства на благо семьи никарагуанцев в целом"13 .

По мере обострения борьбы и выявления ее классового характера Сандино убеждался, что в самые трудные минуты, когда напуганные ее размахом и под давлением "банкиров-янки" от нее отходят представители более обеспеченных слоев, опорой освободительного движения становятся лишь трудящиеся города и деревни; "что только рабочие и крестьяне пойдут до конца, только их организованная сила добьется успеха" 14 . Сандино был убежден в необходимости сплочения трудящихся и рассматривал его как непременное условие конечной победы. Он верил в возможности и силу такого союза, страстно призывал всех тружеников к единству. "Товарищи никарагуанцы и все те, - писал он, - кто еще не организован и не входит в Испано-американскую профсоюзную конфедерацию: от имени героических солдат Армии - Защитницы национального суверенитета Никарагуа мы призываем: объединяйтесь! Ваше место в рядах Испано-американской профсоюзной конфедерации, единственной профсоюзной организации- защитницы интересов трудящихся классов" 15 . Испанский журналист Р. де Белаустегигоитиа, встречавшийся с Сандино, вспоминал позднее, что в лагере "Генерала свободных людей" постоянно исполнялся пролетарский гимн "Интернационал"16 .

Сандино стремился к формированию на основе союза рабочих и крестьян широкого блока подлинно патриотических сил, который объединил бы трудящихся с интеллигенцией, мелкими производителями, молодежью. "Наша армия рабочих и крестьян, - говорил он в августе 1932 г., - очень хочет побрататься со студентами, так как мы понимаем, что из нашей армии и из них мы получим людей новой ориентации, которые превратят нашу землю в светлую отчизну" 17 . Действительно, студенчество принимало активное участие в освободительном движении. 15 ноября 1932 г. учащиеся университета в Леоне, втором по значению городе страны, направили декларацию президенту Х. Б. Сакасе, избранному в результате организованных янки "свободных выборов": "Генерал Аугусто С. Сандино в горах воплощает в себе более кого- либо иного национальную честь, гордость и достоинство нации. Он в своей борьбе не стремится к наживе и выгоде, не жаждет государственных должностей, не ищет синекуры... Путь Сандино - это путь победы или смерти. Но в любом случае - это путь славы" 18 .

Сандино выступал против буржуазных политиканов, резко критиковал несостоятельность их взглядов, неспособность отстоять интересы нации, "руководить мужественным и патриотическим народом"; "мы покинем этих руководителей, - писал он, - и из нас самих, рабочих и крестьян, изберем наших вождей" 19 . Борясь за то, чтобы никарагуанцы жили в "подлинной атмосфере эффективной демократии", он в знаменитом манифесте "Свет и истина" (15 февраля 1931 г.) писал, обращаясь к солдатам своей армии: "Угнетенные народы порвут цепи унижения", с помощью которых империалисты хотят держать их в подчинении, и "навсегда уничтожат несправедливость" 20 , которая противоречит истинному духу отношений между людьми, не имеет права на существование и должна быть ликвидирована.

В ходе военных действий, и особенно на заключительном их этапе, когда поражение сил империализма становилось все более очевидным, Сандино напряженно работал над программой политических и социально-экономических преобразований в освобождаемой от иностранной оккупации стране. Об этой стороне своей деятельности он сообщал, в частности, в письмах близким, друзьям и соратникам - находившемуся в Гватемале писателю Г. А. Боланьосу, генералу своей армии П. Альтамирано, Р. де Белаустегнгоитиа. Он выступал за создание демократического правительства, которое защищало бы интересы народа; за создание общества, члены которого отдавали бы общему благу все свои способности и в котором "каждый человек будет другому бра-


13 Selser G. Op. cit. Т. 2, p. 161.

14 Ideario politico, p. 5.

15 Selser G. Op. cit. T. 1, p. 85.

16 Fonseca Amador C. Op. cit., p. 5.

17 Sandino A. C., Amador C. F. FSLN. Nicaragua. La estrategia de la victoria. Mexico. 1980, pp. 78 - 79.

18 Selser G. Op. cit. T. 2, p. 171.

19 El Pensamiento vivo de Sandino. Sele, -ccion у notas S. Ramirez. La Habana. 1980, p. 75.

20 Ibid., p. 198.

стр. 178


том, а не волком". Правительство пересмотрит заключенные ранее соглашения, нарушавшие национальный суверенитет и территориальную целостность Никарагуа (в первую очередь Сандино имел в виду договор Брайан - Чаморро 21 , подписанный 5 августа 1914 г., согласно которому США получили за 3 млн. долл. право на сооружение через территорию Никарагуа межокеанского канала и его последующую вечную эксплуатацию, а также на строительство военно-морской базы в зал. Фонсека и 99-летнюю аренду о-вов Корн) 22 . Если же правительство в лице своих членов не будет отвечать "чаяниям своих соотечественников", то те, "кто дал им власть, имеют право заменить их достойными людьми, обладающими идеей эффективной демократии"23 .

Все национальные богатства должны принадлежать народу и использоваться исключительно в интересах "семьи никарагуанцев в целом" - эта мысль находит четкое отражение в программных положениях Сандино. Выступая за установление государственной собственности на землю и предоставление земли тем, кто ее обрабатывает, Сандино считал наиболее рациональной формой ее использования коллективную и предлагал объединить крестьян в кооперативы. Это нашло практическое отражение в разработанном им проекте колонизации района р. Коко. После изгнания оккупантов и заключения с президентом Сакасой мирного соглашения Сандино с группой бывших солдат организовал там коммуну Вивили, которая, по мнению продолжателей его дела, была зародышем "нового общества". После вероломного убийства Сандино 21 февраля 1934 г. по плану, разработанному послом США в Никарагуа А. Блисс Лейном совместно с командующим национальной гвардией А. Сомосой, национальные гвардейцы уничтожили почти всех членов этой коммуны.

Важное место в идейном наследии Сандино занимает проблема единства латиноамериканских народов, которое он рассматривал как залог успешной борьбы с империализмом. "Нас, латиноамериканцев, 90 миллионов, - писал он в обращении к лидерам стран Америки 4 августа 1928 г., - и именно мы должны думать о нашем единстве и понимать, что империализм янки является наиболее жестоким врагом, который нам угрожает, тем, кто намеревается путем завоевания покончить с достоинством и свободой наших народов"24 . На всей идеологии Сандино сказывалось воздействие идей деятелей освободительного движения Латинской Америки - С. Боливара, М. Идальго-и- Кастилья, Х. Сан-Мартина. "Я - сын Боливара", - с гордостью говорил Сандино, отдавший все силы тому, чтобы осуществить "великую мечту" Боливара о единой семье латиноамериканцев.

Немалый интерес для освещения этой стороны деятельности Сандино представляет первая публикация его неизвестного ранее документа, обнаруженного в частной коллекции и не вошедшего ни в одно из собраний, посвященных "Генералу свободных людей". Полный текст воспроизведен в журнале "Алеро" - органе университета Сан-Карлос в Гватемале25 . Он содержит 23 страницы машинописного текста и представляет собой проект, который от имени армии предполагалось вручить представителям правительств 21 латиноамериканского государства во время специальной конференции. Созыв ее Сандино намечал на март 1930 г., но сделать это не представилось возможным. Место составления документа - Эль-Чипотон, на севере страны; дата написания - 20 марта 1929 г. Подлинность документа, который называется "План осуществления высшей мечты Боливара", не вызывает сомнений. Стиль и содержание его созвучны многим идеям Сандино, неоднократно высказанным в манифестах, письмах и других его материалах. Каждая страница "Плана" имеет в правом верхнем углу личную подпись Сандино, а в конце документ скреплен официальной печатью армии. Упоминание о наличии такого проекта содержалось в сообщении Сандино от 9 января 1930 г.26 . Пока остаются нерасшифрованными заглавные буквы А. П. М. в нижнем левом углу на последней странице. Имеется несколько предположений по этому поводу; они могут, в частности, означать начальные буквы фамилий вышеупомянутых Ардяльи, Павлетича и Марти - наиболее близких соратников Сандино в то время.


21 Назван по имени государственного секретаря США У. Дж. Брайана и никарагуанского посланника в США Э. Чаморро.

22 Martens G. Nouveau recueil general de traites. 3me sen T. 9. Leipzig. 1916, p. 350.

23 El Pensamiento, p. 127.

24 Ideario politico, p. 28.

25 Alero, Guatemala, 1979, N 1. pp. 93 - 118.

26 El Pensamiento, pp. 176 - 178.

стр. 179


Документ дает дополнительную возможность охарактеризовать концепцию Сандино по таким вопросам, как интеграция стран Латинской Америки, формы их объединения и сотрудничества, разработка общей политики по отношению к США. В "Плане" подчеркивается необходимость союза латиноамериканских государств, чтобы "поддерживать в сохранности независимость перед лицом домогательств империализма США"; содержится требование отмены доктрины Монро; имеются конкретные предложения о формировании единой "латиноамериканской нации", учреждении "Латиноамериканского совета юстиции" для мирного урегулирования спорных вопросов и пр. В сфере экономики "План" намечал организацию "Комитета латиноамериканских банкиров" для ведения деловых операций с США, унификацию таможенных тарифов, развитие туризма. Многие из этих проблем по-прежнему актуальны для Латинской Америки и еще ожидают решения. В заключительной части документа отмечалось, что формирование союза латиноамериканских стран - жизненная необходимость, потому что он будет способствовать обеспечению их свободы и суверенитета, созданию благоприятных условий жизни для всех народов. Фундаментом такого единства должен быть союз рабочих и крестьян, ибо "только рабочие и крестьяне Центральной Америки могут защитить интересы народа в борьбе против североамериканских империалистов" 27 . Сандино отдавал себе отчет в том, что "великая мечта Боливара находится все еще в перспективе... Я не знаю, когда можно будет осуществить это. Но мы заложим фундамент. Я убежден, что этот век станет свидетелем необыкновенных событий" 28 .

Антиимпериалистическая, освободительная борьба Сандино, его стремление к утверждению социальной справедливости не ограничивались масштабами Латинской Америки, а носили интернациональный характер. "Мое дело, - говорил он, - является делом моего народа, делом Америки и всех угнетенных народов"29 . Он верил в солидарность честных людей, многое предпринимал для того, чтобы борьба никарагуанцев нашла понимание и поддержку и в Латинской Америке, и за ее пределами. На I Международном конгрессе Антиимпериалистической лиги в Брюсселе (февраль 1927 г.), в работе которого принимали участие представители 137 организаций из 37 стран, была принята резолюция с призывом "решительно бороться за немедленный отзыв войск США из Никарагуа"30 . Слава о Сандино распространилась по всему земному шару. "В Вашем лице, - писал ему А. Барбюс, первым назвавший Сандино "Генералом свободных людей", - мы приветствуем Освободителя, замечательного солдата, дело которого, возвысившись над расовыми и национальными аспектами, является делом всех угнетенных и эксплуатируемых, борьбой народов против магнатов... Возглавляя эту борьбу, Вы, Сандино, Генерал свободных люден, своим героическим примером и блестящим самопожертвованием осуществляете неизгладимую историческую миссию" 31 . В знак признания заслуг Сандино II конгресс Антиимпериалистической лиги избрал его в 1929 г. членом Исполкома Генерального совета этой организации 32 .

Идеи Сандино оставили глубокий след в никарагуанском народе и способствовали формированию нового поколения патриотов - тех, кто возглавил во второй половине века борьбу трудящихся против тирании диктаторского клана Сомосы. "Свет идей Аугусто Сесара Сандино, поднявшегося на защиту народных прав, - писал один из основателей Сандинистского фронта национального освобождения К. Фонсека Амадор, - представляет собой образец для новых поколений никарагуанских борцов"33 . Именно Фонсеке принадлежит большая заслуга в изучении идейного наследия Сандино, систематизации и обобщении основных его положений по таким кардинальным проблемам, как пути развития и формы революционной борьбы в Никарагуа, ее движущие силы, политика по отношению к потенциальным союзникам. Сам Фонсека рано начал политическую деятельность. В первый раз он был арестован охранкой, когда ему исполнилось 20 лет, в 1956 г. (после того, как поэт-патриот Р. Лопес Перес смертельно ранил основателя диктаторской династии Сомосу-старшего). Фонсека находился среди тех, кто вместе с ветеранами-сандинистами генералом Р. Раудалесом и


27 Nicaragua vencera. Panama. 1979, p. 16.

28 Ideario politico, p. 31.

29 Sandino А. С., Amador С. F. Op. cit., p. 90.

30 Подробнее см.: Соркин Г. З. Антиимпериалистическая лига. 1927 - 1935. М. 1965.

31 Selser G. Op. cit. Т. 1, p. 27.

32 Соркин Г. З. Ук. соч., с. 87.

33 Barricada, Managua, 8.XI.1980.

стр. 180


полковником С. Лопесом поднял в 1958 г. знамя вооруженной борьбы против диктатуры. Он был тяжело ранен, неоднократно подвергался арестам и высылке из Никарагуа, но каждый раз вновь возвращался, чтобы продолжать свое дело. Фонсека стал признанным лидером и теоретиком сандинистского движения, в 1969 г. он был избран Генеральным секретарем СФНО. "Думаю, - писал он во время одного из очередных арестов, находясь в тюрьме "Ла Авиасьон" в Манагуа, - что мы должны углубленно изучать сандинистский опыт и документы великого героя, и они станут для нас верным проводником в патриотической борьбе"34 . Соединив теорию и практику Сандино с опытом мирового революционного движения, Фонсека внес затем свой вклад в разработку стратегии освободительной борьбы в условиях Никарагуа. Выступая за ее вооруженный путь ("Национальное освобождение Никарагуа, - писал он, - будет завоевано в вооруженной борьбе, поддержанной народными массами, которые будут руководствоваться передовыми революционными принципами"35 , он неоднократно подчеркивал важность сочетания этой формы борьбы с забастовками, демонстрациями и др. Взгляды Фонсеки изложены в таких его работах, как "Я обвиняю диктатуру", "Сандино - пролетарский партизан", "Сандино живет", "Никарагуа: час ноль". "Сандинистская народная революция - название, которое мы дали никарагуанской революции, - отмечал Фонсека, - тесно связана со свержением диктатуры Сомосы. Но мы понимаем, что для победы революции недостаточно свержения этой камарильи. Необходимо быть готовым воспрепятствовать замене ее новой реакционной камарильей... Реакционная власть в Никарагуа должна быть заменена революционной властью"36 . Фонсека не дожил до светлого дня победы. Он погиб 7 ноября 1976 г. в бою с частями национальной гвардии в районе Синика. Но дело, за которое отдали свои жизни Сандино, Фонсека и другие верные сыны никарагуанского народа, ныне восторжествовало. Сейчас Никарагуа - свободная территория Центральной Америки, народ которой под руководством СФНО, преодолевая трудности и сплачивая свои ряды, идет по пути строительства общества социальной справедливости.


34 Ibid., 7.XI.1980.

35 Fonseca Amador С. Op. cit., p. 6.

36 Barricade, 7.XI.1980.

Опубликовано 01 апреля 2018 года




© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.


Ваше мнение?


Загрузка...