Рейтинг
Каталог
Порталус
база публикаций

БИОГРАФИИ ЗНАМЕНИТОСТЕЙ есть новые публикации за сегодня \\ 18.10.18


СЭН КАТАЯМА КАК ИСТОРИК

Дата публикации: 27 июля 2018
Автор: А. И. Сенаторов
Публикатор: Шамолдин Алексей Аркадьевич
Рубрика: БИОГРАФИИ ЗНАМЕНИТОСТЕЙ
Номер публикации: №1532709332 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


А. И. Сенаторов, (c)

найти другие работы автора

В текущем году исполняется 125 лет со дня рождения зачинателя рабочего движения и одного из пропагандистов идей социализма в Японии, инициатора создания Компартии Японии, видного деятеля Коминтерна Сэн Катаямы.

Катаяма оставил богатое литературное наследие. В своих книгах, брошюрах, статьях, корреспонденциях, письмах, мемуарах он живо откликался на события, происходившие как в Японии, так и на международной арене. Ценность этих произведений для исторической науки состоит в том, что Катаяма писал главным образом о событиях, непосредственным участником которых являлся. Его отличало стремление документировать свои свидетельства, быть предельно объективным, с учетом исторического опыта критически переосмысливать собственные ошибочные оценки. Все это предопределяет целесообразность широкого использования произведений Катаямы в исследованиях по новой и новейшей истории Японии, в особенности ее рабочего движения.

В послевоенный период ученые Института востоковедения АН СССР и Института марксизма- ленинизма при ЦК КПСС проделали значительную работу по изданию произведений Катаямы 1 . Ссылки на свидетельства и оценки выдающегося японского революционера можно часто встретить в монографиях и учебниках по новой и новейшей истории Японии, они имеются и в таком капитальном труде, как "Международное рабочее движение. Вопросы истории и теории". Вместе с тем иные историки, обильно цитируя японских и других зарубежных авторов, не замечают, что в их работах лишь повторяется сказанное в свое время Катаямой или толкуются (нередко произвольно) опубликованные им ранее факты. И это не случайно, поскольку более или менее полного собрания его произведений до сих пор нет ни на японском, ни на русском языках 2 . Книги и брошюры Катаямы при его жизни издавались небольшими тиражами, они давно стали библиографической редкостью. Малодоступны и его статьи в журналах, выходивших в Японии, Европе, Америке и нашей стране.

Круг интересов Катаямы был широк. Но чаще всего он писал о рабочем классе Японии, его положении и борьбе против политического бесправия в условиях монархического режима, против гнета капитала, отягчавшегося феодальными пережитками. Профсоюзное движение в Японии возникло лишь в самом конце XIX века. И уже в 1901 г. появляется книга "Рабочее движение в Японии", написанная Катаямой в соавторстве с К. Нисикава. В ней был обобщен опыт краткого


1 Катаяма С. Статьи и мемуары (к столетию со дня рождения). М. 1959; его же. К вопросу о зарождении и развитии марксизма в Японии. М. 1960; его же. Воспоминания. М. 1964. (Пер. с яп.).

2 Наиболее полный сборник произведений Катаямы издай в 5 - 1понии в связи со 100- летием со дня его рождения (Катаяма Сэн тёсакусю. Тт. 1 - 3. Токио. 1959 - 1960).

стр. 49


(около четырех лет) начального периода японского профсоюзного движения. Сделав обзор предыстории рабочего движения своей страны, авторы подробно рассказывают об Ассоциации содействия образованию профсоюзов, союзе металлистов, профсоюзе железнодорожников, союзе печатников, других рабочих организациях, в создании большинства из которых Катаяма принимал самое активное участие. Объектом анализа стали уставы профсоюзных организаций, детально рассматривались различные стороны их деятельности. Книга учила рабочий класс Японии азам профсоюзного движения, без знания которых невозможно защищать его интересы.

В тот же период профсоюзного движения Японии Катаяма был главным редактором печатного органа японских профсоюзов "Родо сэкай" ("Рабочий мир"), выходившего с 1 декабря 1897 г. по 21 декабря 1901 г. еженедельно, а с 3 апреля 1002 г. по 23 февраля 1903 г. - ежедекадно. С 3 марта 1903 г. по 3 декабря 1904 г. журнал издавался Катаямой под названием "Сякайсюги" ("Социализм") сначала два раза, а затем один раз в месяц. Материалы журнала, в том числе систематически печатавшиеся в нем статьи и заметки Катаямы, являются своеобразной хроникой японского рабочего движения тех лет. "Родо сэкай", и прежде всего регулярно публиковавшиеся в нем несколько странниц текста на английском языке, стал источником первых сведений о японском рабочем движении для социалистов европейских стран.

Катаяма часто посылал свои обзорные статьи о рабочем и зарождающемся социалистическом движении Японии в западную социалистическую прессу. С августа 1901 г. и до 1917 г. 25 его статей напечатано в журнале американских социалистов "The International Socialist Review", издававшемся в Чикаго. В 1901 - 1904 гг. он выступал со статьями в журналах европейской социал-демократии: "Die Zukunft", "Vorwarts", "Socialist Spirit" и особенно часто - во французском "La Mouvement Socialiste". Катаяма, в частности, подробно информировал о первой попытке создания в Японии в 1901 г. социал-демократической партии, сразу же запрещенной властями, рассказал о содержании ее программных документов.

В первые годы нынешнего века общественность России обратила взор в сторону своего дальневосточного соседа, вставшего на путь быстрого развития капитализма и сразу же включившегося в борьбу за империалистический раздел мира. В то время русским читателям стало известно и имя Катаямы. Журнал "Вестник иностранной литературы" в обзоре зарубежной прессы "Социализм в Японии" цитировал относящиеся к ноябрю 1903 г. высказывания С. Катаямы о борьбе двух течений в Японии - "миролюбивого и воинственного". Катаяма являлся решительным противником войны между Россией и Японией. "Мы, японские социалисты, - подчеркивал он, - восстаем против войны с Россией, так как она ничем другим не может кончиться, как только тем, что тысячи несчастных невежественных тружеников будут отведены в бойню, чтобы удовлетворить интересы капиталистических классов и правящих лиц, что она послужит причиною появления тысяч вдов и сирот в беднейшем классе и еще более увеличит его бедность. Если Япония будет побеждена, нам придется уплатить России тяжелую контрибуцию, нам, то есть, при нынешнем экономическом устройстве, классу пролетариев. Если мы выйдем победителями, результат все-таки не окажется более блестящим для рабочих... Господство милитаризма, на который нам и без того приходится жаловаться, еще более усилится" 3 . Вслед за публикацией в русской печати этих слов Катаяма публично подтвердил свою интернационалистскую позицию, обменявшись символическим дружеским рукопожатием с Г. В. Плехановым при


3 Вестник иностранной литературы, СПб., 1904, июль, с. 316.

стр. 50


открытии Амстердамского конгресса II Интернационала и сделав заявление конгрессу о намерении японской социал-демократии "открыто выступать за мир во всем мире", невзирая на любые преследования властей 4 .

Осенью 1905 г. три прогрессивных издательства России осуществили публикацию перевода с французского языка книги Ж. Лонгэ "Социальное движение в Японии" 5 , которая существенно расширила представления русского читателя о тогдашнем этапе развития рабочего и социалистического движения в стране, нанесшей военное поражение самодержавию. Характерно, что наиболее важным и авторитетным для автора книги источником сведений о положении в Японии явились материалы из "Родо сэкай" и статьи Катаямы в зарубежных изданиях.

И в дальнейшем Катаяма считал своим долгом регулярно информировать мировую общественность о политической жизни в Японии, о борьбе рабочего класса, деятельности японских социалистов, проходившей в условиях непрерывных полицейских преследований. Помимо уже названных выше американского и европейских печатных органов, он публикуется также в органе германских социал-демократов "Die neue Zeit" (в 1910 - 1914 гг. - девять статей). Его произведения появляются и в русской печати 6 . Зарубежные публикации японского революционера и его оценки положения в Японии привлекают внимание и правящих кругов России. В обзоре периодической печати, который регулярно делал штаб Приамурского военного округа, имеется перевод одной из его статей, сопровождающийся характерным заключением о политическом лице автора: "Это восхваление забастовок достаточно ясно указывает на крайние стремления социалиста Катаямы" 7 .

В конце первой мировой войны Катаяма был вынужден покинуть родину и выехать в США. Оттуда он продолжал следить за развитием политической обстановки в своей стране, откликаясь на важнейшие события в ней статьями, которые в силу политических убеждений автора, стоявшего на решительных антивоенных позициях и включившегося с конца 1916 г. в деятельность интернационалистского левого крыла Социалистической партии Америки, публиковались прежде всего в печатных органах этого крыла - журналах "The Class Struggle", "The Revolutionary Age" и других его изданиях.

В американский период жизни Катаяма публикует с помощью своих друзей - левых социалистов обзорный труд "Рабочее движение в Японии" 8 . В отличие от одноименного произведения 1901 г. в новой книге он не ограничился описанием только истории профсоюзов, а детально рассказал о зарождении и развитии социалистического движения, об антивоенной борьбе социалистов, сплотившихся в 1903 - 1905 гг. вокруг газеты "Хэймин симбун" ("Народная газета"), их издательской и пропагандистской работе, о деятельности Японской социалистической партии, созданной в 1906 г. и просуществовавшей немногим более года, о разногласиях среди японских социалистов по вопросам тактики, репрессиях против социалистов, в том числе знаменитом процессе по обвинению в покушении на императора, завершившемся расправой над вид-


4 Об этом эпизоде из жизни Катаямы подробнее см.: Гольдберг Д. И. Катаяма Сэн и Амстердамский конгресс II Интернационала (1904). - Народы Азии и Африки, 1968, N 2.

5 Лонгэ Ж. Социализм в Японии. Одесса. 1905; его же. Социальное движение в Японии. Ростов-н/Д. 1905; его же. Общественное движение в Японии. Одесса. 1905.

6 Ответы С. Катаямы на вопросы "Petite Republique". - Вестник знания, СПб., 1906, N 9; Катаяма С. Промышленность и социализм в Японии. - Там же, 1910, N 12; Изложение статьи С. Катаямы из "Sozialistische Monatshefte". - Современник, СПб., 1913, кн. 3.

7 Китай и Япония. Обзор периодической печати, N 94. Хабаровск. 1912, с. 12.

8 Katayama S. The Labor Movement in Japan. Chicago. 1918.

стр. 51


ным социалистом С. Котоку и его товарищами. Катаяма еще не имел тогда достаточного представления о теории научного социализма, но инстинктивно уже ощущал многие, хотя и не все, недостатки социалистического движения Японии, особенно остро переживал отсутствие у социалистов тесной связи с рабочими массами. Он верил, что революция в Японии "будет пролетарской" 9 . Его книга до сих пор является произведением, к которому неизменно обращаются исследователи истории рабочего движения Японии с конца XIX в. до кануна первой мировой войны.

Вслед за вестями из России о Февральской, а затем и Великой Октябрьской социалистической революции, которую Катаяма воспринял как отвечающее его идеалам величайшее событие современной истории, в Нью-Йорк поступили вести о прокатившихся в августе - сентябре 1918 г. по большинству префектур Японии "рисовых бунтах" - массовых выступлениях рабочих, крестьян и городской бедноты, в которых приняли участие 10 млн. человек. Катаяма скрупулезно собирал сообщения об этих событиях, и тщательно их изучал, сделав вывод о том, что "рисовые бунты" возникли под влиянием Октябрьской революции в России и являются конкретным проявлением революционной энергии японского пролетариата. Эти оценки он высказал в издававшемся им небольшом журнале "Хэймин" ("Народ"), а также в печатном органе левого крыла американских социалистов 10 . Но и позже Катаяма неоднократно возвращался к этому вопросу. Это имело немаловажное значение, поскольку в Японии цензура препятствовала публикации сведений о "рисовых бунтах", стараясь вытравить память о них, а среди прогрессивных историков страны бытовала ошибочная точка зрения, не допускавшая рассмотрения их как революционного выступления по той причине, что социалистические группы не принимали в них участия 11 .

"Рисовые бунты" - это прежде всего показатель степени недовольства существовавшим в Японии общественным строем, громадного революционного потенциала, таящегося в ее рабочем классе. Вот почему, когда в популярном японском журнале "Тюо корон" ("Центральное общественное обозрение") была опубликована статья Катаямы "Критический обзор классового движения в Японии после мировой войны" 12 , в которой делался упор на анализ "рисовых бунтов", продажа этого печатного органа была запрещена, хотя из статьи цензурой были уже исключены многие места, содержащие описание этих массовых выступлений. Одна из последних в жизни Катаямы публикаций была также посвящена этой важной теме 13 .

В послевоенные годы прогрессивные японские историки ввели в научный оборот множество новых материалов, касающихся "рисовых бунтов", но все их изыскания продолжают следовать по канве, обозначенной Катаямой. Его предсмертная работа о "рисовых бунтах" была в 1935 г. издана на японском языке в виде брошюры, доставлялась из США и нелегально распространялась в Японии с предисловием, в котором говорилось: "рисовые бунты" окончились поражением масс, его самая большая причина состояла в отсутствии руководителя - коммуни-


9 Ibid., p. 147.

10 Rice Riots and a New Meaning. - The Heimin, N 18, November 1918; A Japanese Interpretation of the Recent Food Rits. -The Class Struggle, N 3, December 1918.

11 Один из деятелей японского демократического движения - X. Намба, посетивший Москву в 1928 г., рассказывал, что во время работы VI конгресса Коминтерна Катаяма был чрезвычайно обрадован поддержкой в ИККИ его взгляда на революционное значение "рисовых бунтов" для Японии. - Родо ундосикэнкю, Токио, 1959 ноябрь N 18, с. 23.

12 Катаяма С. Критический обзор классового движения в Японии после мировой войны. - Тюо корон, 1931, апрель.

13 Катаяма С. К 15-летию рисовых бунтов 1918 года в Японии. - Коммунистический Интернационал, 1933, N 26 - 27.

стр. 52


стической партии. Следовательно, именно сейчас мы должны для своей победы добиваться единства, усиления и укрепления компартии. Самый большой урок, который мы извлекаем из "рисовых бунтов" - учиться на их революционных традициях" 14 .

"Рисовые бунты" 1918 г., а затем целая полоса забастовочных выступлений рабочих и т. н. арендаторских конфликтов диктовали необходимость создания в Японии партии рабочего класса, способной встать во главе его революционной борьбы. Катаяма, опираясь на созданную им коммунистическую группу японцев, проживавших в США, начал практическую работу в этом направлении. Изучение опыта русских большевиков, ознакомление с ленинскими произведениями, в первую очередь с книгой "Государство и революция", способствовали преодолению им некоторых реформистских иллюзий. Катаяма приходит к выводу, что партия, в которой нуждается рабочий класс Японии, должна строиться по образцу партии большевиков. Усвоение основ марксизма-ленинизма позволило ему в дальнейшем давать более четкие классовые оценки политических событий в Японии и на международной арене.

В конце 1921 г. Катаяма приехал в Москву, где и остался до последних дней своей жизни. Отсюда он содействовал работе по основанию Коммунистической партии Японии (КПЯ), а затем помогал ее становлению на принципах марксизма-ленинизма и пролетарского интернационализма. В Москве он работал в штабе международного коммунистического движения - Коминтерне, являясь после IV его конгресса членом Президиума ИККИ. Еще в годы своей жизни в Нью-Йорке Катаяма тщательно изучал японскую периодическую печать, поступающую с родины политическую и социально-экономическую литературу, был в курсе всех событий, происходящих в Японии и вокруг нее. Он придерживался этого порядка и в течение всех 12 лет жизни в Советском Союзе. Использование аппарата и связей Коминтерна дополнительно расширяли его информационные возможности.

Среди первых его работ, написанных в московский период жизни, интерес с точки зрения изучения истории рабочего движения Японии представляют три доклада ("Кризис в Японии", "Рабочее движение в Японии", "Рисовые беспорядки и рабочее движение в Японии"), включенные в сборник материалов Первого съезда революционных организаций Дальнего Востока, который состоялся в январе - феврале 1922 г. в Москве и Петрограде 15 . Взятые в комплексе, они убедительно показывали и объективную необходимость и реальную возможность создания революционной партии рабочего класса Японии. В них содержится большой фактический материал об экономическом и правовом положении рабочего класса, о состоянии рабочего движения, в особенности с начала первой мировой войны (о динамике забастовочной борьбы, положении в профсоюзах, борьбе трех направлений в них - социалистического, реформистского и синдикалистского). Отмечая наличие в стране представителей всех социалистических течений "от утопизма до большевизма", Катаяма давал характеристику тем социалистическим группам, которые могли в будущем составить костяк коммунистической партии. Его надежды на быстрейшее создание в Японии марксистско-ленинской партии оправдались: в июле 1922 г. в Токио на нелегальном съезде была основана КПЯ.

Результат систематического анализа японской действительности нашел отражение в многочисленных публикациях Катаямы. Он был постоянным корреспондентом печатных органов Коминтерна: в журнале "Коммунистический Интернационал" напечатана 21 его работа (под-


14 Кояма Хиротакэ. Историография социальных движений в Японии. Токио. 1979, с. 231 (на яп яз.).

15 Первый съезд революционных организаций Дальнего Востока. Сборник. Пг. 1922.

стр. 53


считано по русскому изданию); буквально на все важнейшие события в Японии он откликался в информационном бюллетене Коминтерна, издававшемся на английском, французском, немецком и других языках (за 1921 - 1933 гг. в английском издании - "International Press Correspondence" Катаяма публиковался 46 раз). Его статьи появлялись также в печатных органах других международных организаций - Профинтерна, Международного крестьянского совета, МОПРа. Часто Катаяма, выполняя просьбы советских научных организаций, писал обстоятельные статьи о самых различных сторонах японской жизни, включая состояние японской системы образования и обзор истории ее развития, уровень электрификации Японии и т. д. Интересный очерк истории ее социально-экономического развития со времени незавершенной буржуазной революции 1868 г. был подготовлен им по заказу издательства "Плановое хозяйство" 16 .

Но, разумеется, в центре интересов Катаямы оставался рабочий класс Японии и его борьба. Он подробно анализировал политические и экономические выступления японских рабочих, следил за всеми нюансами деятельности их профсоюзов, писал о борьбе различных течений в них. Нельзя оставаться равнодушным, читая описание им тяжелейшего положения рабочего класса Японии, особенно трудящихся женщин 17 . Катаяма понимал, что пролетариат в своей трудной борьбе против монархического режима и капиталистической эксплуатации должен иметь союзников. Ориентировать японское рабочее движение на установление тесного союза с движением крестьянским означало укрепить позиции революционных сил Японии. Потому Катаяма в 20-е годы написал несколько работ по этой актуальной теме, в которых основную массу японского крестьянства охарактеризовал как серьезную революционную силу, объективными условиями своего существования подталкиваемую к борьбе с существующим строем 18 . Советский читатель именно благодаря его работам впервые получил довольно полное представление о сельском хозяйстве Японии, формах производственных отношений в нем и процессе дифференциации крестьянства, содержании, формах и методах его борьбы, различных видах крестьянских организаций.

Цикл произведений Катаямы на крестьянскую тему завершился трудом "Крестьянская борьба в Японии" - историческим обзором, охватывающим время начиная с эпохи раннего феодализма до начала 30-х годов нашего века. Значительное место в нем было отведено, в частности, выявлению роли крестьянской борьбы в незавершенной буржуазной революции - "Мэйдзи исин". Катаяма с присущей ему скромностью указывал, что он был вынужден "ограничиться только изложением некоторых основных исторических фактов, необходимых для понимания крестьянской борьбы в настоящее время" 19 . Тем не менее данная работа занимает важное место в общей историографии Японии.

По своему значению тесно примыкает к теме изучения союзников рабочего класса статья Катаямы о японских париях - "эта" 20 . В движении за ликвидацию дискриминации "эта", численность которых в начале 20-х годов составляла почти 3 млн. человек (из 60 мл", населения страны), он усматривал в конечном счете "направленность к со-


16 Катаяма С. Современная Япония. М. 1926.

17 Катаяма С. Работница и крестьянка в Японии. М. -Л. 1926.

18 Наиболее важные работы Катаямы по крестьянскому вопросу: Аграрный вопрос в Японии. - Новый Восток, М., 1922, N 2; Кооперативное движение в Японии. - Крестьянский интернационал, 1925, N 10; К крестьянскому вопросу в Японии. - Крестьянский интернационал, 1926, N 1 - 2; Последние события в крестьянском движении Японии. - На аграрном фронте, М., 1926, N 9; Крестьянская борьба в Японии. - Современная Япония. Сб. первый. М. 1934.

19 Катаяма С. Статьи и мемуары. М. 1959, с. 161.

20 Катаяма С. Движение "эта" - мощный фактор в революционной борьбе японского пролетариата. - Коммунистический Интернационал, 1923, N 28 - 29.

стр. 54


циальной революции". Действительно, коммунистам, горячо поддержавшим это движение, удалось установить самые тесные связи, отношения солидарности и сотрудничества между рабочим движением и "Суйхэйся" - организацией, боровшейся за уравнение париев во всех сферах жизни с остальными гражданами своей страны.

Японские коммунисты начинали свою деятельность в трудных условиях гонений со стороны властей, не желавших допустить установления связей молодой партии с массами. Катаяма разоблачает действия японской государственной машины, обрушивавшейся всей своей мощью на тех, кто думал об изменении изживающего себя строя. С гневом и возмущением писал он о массовых убийствах коммунистов и анархистов, профсоюзных работников, а также корейцев, учиненных властями в Токио и его окрестностях осенью 1923 г. в обстановке, создавшейся в результате землетрясения, происшедшего в этом районе 21 .

В условиях, когда не признавалось право коммунистов на легальное существование и работу, важно было укрепить их влияние в массах. В трудах Катаямы проводится мысль о необходимости овладения КПЯ всеми возможными способами работы в легальных организациях. Его произведения позволяют проследить историю борьбы КПЯ за выход к массам трудящихся. Помимо профсоюзов и крестьянских организаций коммунисты могли в то время развернуть политическую работу под прикрытием легальной партии. Катаяма разделял рекомендацию Коминтерна испытать на японской почве опыт коммунистов США, использовавших в 1921 - 1923 гг. создание Рабочей партии Америки в качестве важного средства своей легализации. Реализации этого совета способствовало то, что в начале 1925 г. в Японии был принят закон, расширяющий участие населения страны в парламентских выборах.

Рассказывая об истории борьбы за всеобщее избирательное право в Японии, участником которой в течение многих лет Катаяма являлся, он дает всестороннюю характеристику закона 1925 года. "Всеобщее избирательное право стало свершившимся фактом, и, хотя оно, с пролетарской точки зрения, является недостаточным и неудовлетворительным, все же надо считать, что этот закон принесет с собой крупные перемены в политической жизни страны" 22 . Катаяма выражал ?надежду, что закон "будет использован, насколько это возможно, рабочими и крестьянами и сделается одним из важнейших орудий политического воспитания японского пролетариата". С удовлетворением Катаяма встречал доходящие из Японии вести о стремлении организованных рабочих и крестьян создать пролетарскую партию для применения на практике в своих целях избирательного права. "Требования рабочих теперь будут услышаны по всей стране. Через посредство парламента представители рабочих и крестьян поведут пропаганду, развивая свою программу перед широкими массами трудящихся" 23 .

Первая попытка создания легальной партии, защищающей интересы рабочих и крестьян, встретила ожесточенное сопротивление правящих кругов Японии. Крестьянско-рабочая партия, учрежденная в декабре 1925 г., просуществовала всего три часа. Но уже в марте 1926 г. появляется Рабоче-крестьянская партия. Катаяма пристально следил за первыми шагами легальной пролетарской партии, анализируя борьбу ее левого и правого крыла. Он четко высказывался за то, чтобы "оба крыла составили единый фронт" 24 . Вместе с тем Катаяма не был сто-


21 Катаяма С. Побочные последствия землетрясения в Японии. - Военная мысль и революция, 1924, март. кн. вторая.

22 Катаяма С. Всеобщее избирательное право в Японии. - Коммунистический Интернационал, 1925, N 11, с. 134.

23 Там же, с. 135.

24 Катаяма С. Рабоче-крестьянская партия в Японии и пролетарское движение. - Коммунистический Интернационал, 1926, N 9, с. 127.

стр. 55


ройником замазывания идеологических и политических разногласий, возникавших в легальных пролетарских партиях. Он смело и непримиримо обличал реформистские и особенно националистические течения в японском рабочем движении, подвергая острой критике их идейных руководителей.

С. Катаяма разоблачал попытки обращения противников научного социализма к национальным чувствам японцев. Так, правореформистский деятель японского рабочего движения К. Акамацу, выступая против левого его крыла, утверждал: "Левые теоретичны, но их теории иностранного происхождения, родина этих теорий - Россия" 25 . Катаяма показал, что такого рода заявления - старый, но еще не отживший прием врагов марксизма-ленинизма и пролетарского интернационализма. Лидеры реформистского крыла демонстративно отмежевывались от коммунистов, фиксируя это в программных документах создаваемых ими партий, желавших найти опору в рабочем и крестьянском движении страны. Катаяма следил за деятельностью раскольников, давал ей принципиальную оценку, указывая, что партии приспособленцев не имеют будущего.

Анализируя платформу и манифест Социал-демократической партии, созданной правыми лидерами Японской федерации труда в конце 1926 г., Катаяма отмечал: "В них даже в помине нет классовой борьбы, но подчеркивается, что партия отвергает крайний радикализм, который не считается с главными этапами социальной эволюции". Его вывод: возникла новая мелкобуржуазная партия, которая неизбежно примкнет к капиталистическому лагерю 26 . Для столь суровых оценок у Катаямы были веские основания. Он учитывал как слова, так и дела различных политиканов, старавшихся обосноваться в японском рабочем движении. История доказала справедливость его предсказания. Правореформистские лидеры капитулировали перед мощью японского милитаризма, многие из них стали на путь прямого сотрудничества с ним и поддержки его агрессивных войн.

Внимательно изучая политическую обстановку внутри Японии, ее внешнюю политику, Катаяма в 20-е и 30-е годы неизменно повторял, что японские правящие круги ведут свою страну по милитаристскому пути и готовы ввергнуть ее в пучину войн. Объектом его исследований являются японо-американские и японо-советские отношения, политика Японии в Китае 27 . В его работах рассматриваются различные аспекты отношений между Японией и США, начиная с их истоков. Естественно, что Катаяма писал в первую очередь о столкновении империалистических интересов этих держав в Китае и на Тихом океане.

В 1925 г. Катаяма, напомнив длинный перечень империалистических акций с конца XIX в., включая захват Тайваня, войну с Россией, аннексию Кореи, упрочение позиций в Китае в годы первой мировой войны, участие в антисоветской интервенции на Дальнем Востоке, сделал вывод, что "японский империализм жив, он готовится к новой войне" 28 . В конце 1926 г. Катаяма вновь указывал, что Япония занята подготовкой к войне, призывал к бдительности. "Япония слишком бедна,


25 Цит. по; там же, с. 128.

26 Катаяма С. Рождение "социальной народной партии" в Японии. - Коммунистический Интернационал, 1927, N 4, с. 48, 49.

27 В частности, эта тема рассматривается в следующих работах Катаямы: Япония и Америка. М. 1925; Китай и Япония. - Красный интернационал профсоюзов, 1925, N 2 - 3; Революционное движение в Китае и позиция Японии. - Коммунистический Интернационал, 1927, N 1; Япония в орбите мирового экономического кризиса. - Там же, 1930, N 5; Манчжурия и колониальная политика Японии. - Красная новь, 1932, январь, кн. первая; Гавайи - стратегический узел на Тихом океане. - Коммунистический Интернационал, 1933, N 17; Японский империализм и война. - Там же, 1933, N 21.

28 Катаяма С. Япония и Америка, с. 50.

стр. 56


чтобы вести без иностранной помощи сколько-нибудь длительную войну... Но японские милитаристы решительны и готовятся к честолюбивым империалистическим планам. Они располагают человеческими ресурсами в достаточном количестве для пушечного мяса и военной эксплуатации" 29 .

Войну японские империалисты развязали, как известно, в Китае. Разбойничью оккупацию Манчжурии Катаяма назвал "первым шагом грядущей мировой войны" 30 . Причины захвата Японией Северо-восточного Китая сш связывал с тем, что действия империалистов по осуществлению раздела Китая и организации новой интервенции против Советского Союза заставляют их на время отбрасывать "все мелкие конфликты и расхождения" 31 . Эту же мысль Катаяма развивал, отвечая на вопрос, почему другие империалистические державы позволяют Японии безнаказанно расширять сферу ее влияния в Китае. "Империалистические державы, - писал он, фактически позволяют Японии проводить самый грязный бандитизм в Северном Китае в качестве подготовки военной интервенции против Советского Союза", желая "ослабить революционный Китай и подготовить почву для борьбы против Советского Союза" 32 .

В то же время Катаяма не допускал недооценки межимпериалистических противоречий. Не сомневаясь в том, что империалисты предпочли бы напасть на СССР, он предполагал и другой ход событий: "Если что-либо случится в другой части света, что отвлечет туда силы и внимание Соединенных Штатов, тогда и только тогда японский империализм острием меча постарается разрешить свой спор с Америкой о гегемонии на Дальнем Востоке... До этого же момента отношения между Японией и Америкой останутся "спокойными и мирными" 33 . Действительно, история показала, что империалистическая Япония пошла на войну с США, предварительно испытав в 30-е годы, в ответ на ее провокации, мощь Советских Вооруженных Сил.

Решительно осуждая японский милитаризм, агрессивные устремления империалистов других стран, Катаяма активно боролся против фашизма, за предотвращение мировой войны. Он известен как инициатор проведения ряда антиимпериалистических форумов, как руководящий деятель Антиимпериалистической лиги. По его статьям и выступлениям можно проследить некоторые вехи деятельности коммунистов по мобилизации масс на борьбу против агрессивной политики международного империализма. Это в первую очередь Брюссельский антиимпериалистический конгресс 1927 г., результаты которого он всемерно пропагандировал 34 , а также международный антивоенный конгресс в Амстердаме (1932 г.), которому Катаяма дал высокую оценку в своей речи на XII пленуме ИККИ 35 .

Незадолго до смерти Катаяма написал небольшую, но весьма содержательную работу "К вопросу о зарождении и развитии марксизма в Японии", которая была опубликована журналом "Коммунистический Интернационал" (1933, N 7 - 8). Обращение к теме, которая, казалось бы, уже в достаточной мере рассмотрена в прежних работах Катаямы, видимо, объяснялось обстановкой, которая сложилась к тому времени в коммунистическом движении Японии. В условиях жестокого политиче-


29 Катаяма С. Революционное движение в Китае и позиция: Японии, - с. 20.

30 Катаяма С. Манчжурия и колониальная политика Японии, с. 90.

31 Там же, с. 92.

32 Катаяма С. Японский империализм и война, с. 19, 22.

33 Катанка С. Япония и Америка, с. 57.

34 См. статьи Катаямы: Брюссельский антиимпериалистический конгресс - Красный интернационал профсоюзов, 1927, N 3; Брюссельский конгресс угнетённых народов. - БСЭ. Т. 7. М. 1927.

35 XII пленум ИККИ. Стеногр. отч. Т. III. М. 1933, с. 50 - 51.

стр. 57


ского террора, травли КПЯ и сочувствующих ей Катаяма хотел еще раз подчеркнуть историческую бесперспективность попыток японских правящих кругов ликвидировать коммунистическое движение в своей стране. В то же время, критически обозревая историю социалистического движения в Японии в период до образования компартии, выявляя его слабые стороны, отвергая ошибочные моменты в деятельности КПЯ, он стремился к тому, чтобы его исторический экскурс служил ее упрочению, расширению ее влияния в массах.

К произведениям Катаямы, представляющим наибольший интерес с точки зрения изучения истории Японии, относятся и его воспоминания. К их написанию он обращался неоднократно. Первый раз это было в 1912 г., когда он отбывал тюремное наказание по обвинению в подстрекательстве токийских трамвайщиков к забастовке 36 . Тогда Катаяма не мог не считаться с угрозой конфискации рукописи, а потому, по его выражению, "излагал в ней самые обыкновенные факты из своей жизни как можно проще и часто вынужден был отбрасывать все, что касалось политического, экономического и общественного положения Японии" 37 .

В 1926 г. Катаяма в популярной форме рассказал специально для советского читателя "историю крестьянского мальчика, родившегося 65 лет тому назад в глухой гористой местности, который прошел через многие испытания и, наконец, очутился здесь в Москве, в красной столице Союза Советских Республик" 38 . В 1930 - 1931 гг. в журнале "Октябрь" были напечатаны его новые воспоминания 39 . Теперь он поставил перед собой цель дополнить мемуары 1912 г. описанием японского общества второй половины XIX века. Этот труд, хронологически заканчивающийся 1897 г., имеет значение не только с точки зрения понимания процесса формирования мировоззрения Катаямы, его включения в рабочее движение, из него можно почерпнуть немало интересных сведений о том важном периоде в истории Японии, когда она вступила на путь капиталистического развития.

В последние годы жизни Катаяма, несмотря на болеань и большую занятость работой в Коминтерне и движении за мир, продолжал трудиться над своими воспоминаниями. Ему удалось довести их до 1921 г. - до момента, предшествующего его выезду из США в Мексику и далее в Советскую Россию. Этот труд, самый большой по объему из всех его произведений, был переведен на русский язык и опубликован в Советском Союзе в 1964 году. С большим интересом он был встречен и в Японии 40 . Эти воспоминания Катаямы имеют наибольшее научное значение, поскольку автор охватил в них несравненно больший отрезок времени, стремился проверить себя по документальным источникам, привел множество ценных документов и материалов, ранее неизвестных в нашей стране.

Литературное наследие выдающегося японского революционера поныне сохраняет значение для изучения новой и новейшей истории Японии, очевидцем и деятельным участником которой был Сэн Катаяма. Его произведения помогают понять не только предысторию, но и существо многих событий, происходящих в Японии нынешних дней.


36 Эти воспоминания опубликованы японским прогрессивным журналом "Кайдзо" в 1920 - 1921 гг., а позже издавались на японском языке отдельной книгой под названием "Дзидэн" ("Автобиография").

37 Катаяма С. Статьи и мемуары, с. 177.

38 Катаяма С. Моя жизнь. М. -Л. 1926, с. 3.

39 Катаяма С. Проеденный путь. В кн.: Катаяма С. Статьи и мемуары.

40 Катаяма С. Воспоминания. М. 1964; его же. Мои воспоминания. Ч. I - II. Токио. 1967 (на яп. яз.).

 

Опубликовано 27 июля 2018 года




Ваше мнение?


© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.

Загрузка...

Прямая трансляция:

Сегодня в тренде top-100


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама