Рейтинг
Порталус

Рецензии. П. ЧЭБЭЛ. АМИЛКАР КАБРАЛ. РЕВОЛЮЦИОННОЕ РУКОВОДСТВО И НАРОДНАЯ ВОЙНА

Дата публикации: 22 августа 2018
Автор(ы): Н. М. Зотов
Публикатор: Шамолдин Алексей Аркадьевич
Рубрика: БИОГРАФИИ ЗНАМЕНИТОСТЕЙ
Номер публикации: №1534936179


Н. М. Зотов, (c)

P. CHABAL. Amilcar Cabrai. Revolutionary Leadership and People's War, London. Cambridge University Press. 1983. XIII - 273 p.

Более десяти лет тому назад оборвалась жизнь основателя Африканской партии независимости Гвинеи и островов Зеленого Мыса (ПАИГК) А. Кабрала. Однако и по сей день его пример, его идеи оказывают огромное влияние на революционно-освободительное движение, развернувшееся на Африканском континенте. Выступая на международном симпозиуме, проходившем в столице Республики острова Зеленого Мыса г. Прае в январе 1983 г., представитель Африканского национального конгресса Б. Магубане говорил, что угнетенный народ Южной Африки, "ее борцы за свободу "черпают большое вдохновение в жизни и работах товарища Амилкара Кабрала" 1 . В послании Народной организации Юго-Западной Африки, зачитанном на симпозиуме, подчеркивалось, что Кабрал "был не просто полигиком, патриотом-националистом. Это был интернационалист, пламенный бореи против империализма" 2 .

Но не все участники симпозиума разделяли эту точку зрения. В выступлениях ряда западных ученых (Р. Чилкоута, И. Валлерштейна, Ж. Зиглера и др.) предпринимались попытки интерпретировать идейное наследие Кабрала так, что ставилось под сомнение его революционное содержание. К указанному буржуазно-либеральному направлению примыкает и работа английского историка П. Чэбэла об Амилкаре Кабрале.

На ранних этапах А. Кабрал, выходец из средних слоев колониального общества, выступал как типичный представитель зеленомысского национализма, принимая деятельное участие в литературном движении "Кабу вердианидад". Его члены, подчеркивает автор, "акцентировали исключительное внимание на своем зеленомысском происхождении, причисляя себя скорее к европейцам, чем африканцам" (с. 34). Отъезд Кабрала в 1945 г. на учебу в Португалию означал начало нового этапа в формировании его политических взглядов. В Лиссабоне он как бы сбросил с себя путы "островного" провинциализма. Большое влияние на него, по словам Чэбэла, оказали "окончание второй мировой войны, провозглашение независимости Индии, вооруженная борьба в Китае и Вьетнаме, укрепление позиций социализма в Восточной Европе" (с. 39). Но особую популярность среди африканских студентов приобрели идеи негритюда, "реафриканизашш личности". В это время дискуссии среди учащихся в Лиссабоне (в Доме студентов империи, Центре африканских исследова-


1 Magubane B. Message of Solidarity from the ANC to the First International Amilcar Cabrai Symposium. Praia. 1983, p. 1.

2 Message from the SWAPO to the First International Amilcar Cabral Symposium. Praia. 1983, p. 1.

стр. 167


ний) стали принимать все более политический характер. На них поднималась проблема законности присутствия Португалии в Африке.

Закончив с отличием учебу, Амилкар в 1953 г. направляется на работу в колонию Португалии Гвинею-Бисау. Как пишет Чэбэл, в основе его выбора уже тогда лежали политические соображения (с. 47). В Бисау Кабрал постепенно находит друзей-единомышленников, усилиями которых в сентябре 1956 г. в условиях глубокого подполья создается ПАИГК. На первых порах круг ее участников был узок (А. Кабрал, А. Перейра, А. Дуарте, Ж. Алмейда и др.). Молодые патриоты, как и многие другие борцы за независимость, начинают свою деятельность с работы в профсоюзах и придерживаются в тот период мнения, что если мобилизовать пролетариат и поднять его на забастовочную борьбу, которая парализует жизнь городов, то португальские колонизаторы будут вынуждены пойти на уступки и в конце концов предоставят африканцам независимость.

Однако репрессии колониальных властей, а также слабость местного пролетариата вынудили сторонников Кабрала изменить тактику. После массового расстрела портовых рабочих на верфях Пиджигити "упор был сделан на крестьянство" (с. 60). 19 сентября 1959 г. ПАИГК принимает решение перенести антиколониальную борьбу из городов в сельские районы. Был взят курс на подготовку вооруженного восстания. Подобный ход событий проистекал из особенностей социальной структуры гвинейского общества. Местные города являлись фактически отдельными островками в безбрежном океане крестьянского мира. 800-тысячное население страны было в основном представлено пятью крупными этническими группами (балаите, манджак, фульбе, мандинго, пёпль). Каждая из них имела собственный язык, культуру, религию и т. д. 3 . Необходимы были гигантские усилия, чтобы сплотить эту разнородную массу и повести ее на борьбу. Однако другого пути не существовало.

С завоеванием в 1958 г. независимости французской Гвинеей в ее столицу Конакри устремились члены ПАИГК, здесь началась военная подготовка бойцов, отсюда добровольцы-пропагандисты направлялись в глубинные районы португальской колонии с тем, чтобы поднимать крестьян на борьбу. Потребовалось три года активной работы в деревнях, чтобы создать условия для вооруженного восстания. К середине 60-х годов пламя революционно-освободительной борьбы охватило обширные районы Гвинеи-Бисау. Чэбэл пишет, что Кабрал "являлся сторонником ограниченной войны" (с. 142) и не стремился форсировать события. Не совершая прямых нападений на португальские вооруженные силы, патриоты "придерживались тактики постепенного удушения городов" (с. 93), пытаясь изолировать колонизаторов в военных фортах, перерезать все каналы их связи с внешним миром (по суше, рекам и т. д.), а также обеспечить безопасность освобожденных районов.

Но в действительности размах вооруженной борьбы никак не подпадал под определение "ограниченных" действий: в 1965 г. ПАИГК контролировала 30%, а в начале 70-х годов - 2 / 3 территории Гвинеи-Бисау.

Гвинейские революционеры не ограничивались вооруженной борьбой против колониализма. В освобожденных районах началась постепенная ликвидация последствий португальского господства. Упразднялась колониальная администрация, кабальная система полурабского труда на плантациях и рудниках. Были отменены грабительские налоги и практика принудительного выращивания экспортных культур. В зонах, контролируемых ПАИГК, сельская беднота безвозмездно наделялась землей, организовывались кооперативы. Кабрал, как признает Чэбэл, неизменно придерживался мнения, что "экономическая война с Португалией должна иметь решающее влияние на развитие борьбы" (с. 112). Иными словами, в сельских районах шел процесс становления институтов революционно-демократической власти.

Изучая опыт освободительного движения в других странах, сподвижники Кабрала пришли к следующим выводам: антиколониальная революция не может быть сведена к простой замене колонизаторов африканской элитой; без участия широких крестьянских масс освободительная борьба в колониях обречена на провал; лишь идеалы борьбы против колониализма и неоколониализма, против эксплуатации человека человеком могут глубоко всколыхнуть угнетенные массы. Существенное влияние на становление взглядов Кабрала в тот пе-


3 Davidson В. No Fist is Big Enough to Hide the Sky. The Liberation of Guinea-Bissau and Cape Verde. Lnd. 1981, pp. 29 - 30.

стр. 168


риод оказало марксистско-ленинское учение. Иначе трактует идейную эволюцию африканского революционера Чэбэл, сводя ее почти исключительно к проявлениям национализма (с. 168) и прагматизма (с. 114). Свое отношение к марксизму-ленинизму, опыту Великого Октября Кабрал выразил в следующих словах: "Трудно не признать правильности и даже гениального характера анализа и выводов Ленина. Их историческое значение проявилось в том, что они осветили живительным светом столь тернистый... путь народов, борющихся за полное освобождение от империалистического господства" 4 .

В 60-е - середине 70-х годов распространение научного социализма в португалоязычной Африке было непосредственно связано с попытками освободительных организаций вовлечь в вооруженную борьбу широкие массы, придать ей революционный характер. Марксистская литература проникала в португальские колонии самыми различными путями. В основном она доставлялась через "прифронтовые" государства, граничащие с Анголой, Мозамбиком, Гвинеей- Бисау. А. Кабрал и его сподвижники брали отдельные положения теории марксизма-ленинизма и стремились претворять их в своей практической деятельности.

В ходе антиколониальной войны МПЛА, ФРЕЛИМО, ПАИГК перешли на позиции революционной демократии. Определяющими факторами в процессе их идейно-политической эволюции были влияние на патриотов марксистско-ленинского учения, опыт революционно- освободительной борьбы, а также интернациональная помощь социалистического содружества в противоборстве с колониализмом и империализмом. Характерно, что уже тогда лидеры освободительных организаций предприняли первые шаги по ознакомлению партизан с революционным опытом российского пролетариата. Бойцы ПАИГК шли на антиколониальную борьбу, вдохновляемые великой целью: создание в Гвинее-Бисау и на островах Зеленого Мыса общества социальной справедливости и равенства 5 .

Стремясь сдержать натиск революционно-освободительных сил, колонизаторы увеличили численность экспедиционного корпуса в Гвинее-Бисау до 40 тыс. человек. Жители районов, соприкасающихся с зоной боевых действий, сгонялись в т. н. "укрепленные" деревни, мало чем отличающиеся от концентрационных лагерей. Большая роль отводилась психологической обработке населения. Предпринимались попытки посеять межплеменную рознь, расколоть единство ПАИГК, расправиться с ее руководителя ми. В начале 70-х годов в организации оформилась раскольническая группировка (Р. Барбоса, И. Кани, И. Туре и др.), которая установила тесные связи с западными заграничными центрами и колониальной администрацией. Оценивая ее деятельность, Чэбэл упрощенно трактует события, сводя все к недовольству фракционеров "высокой концентрацией зеленомысцев в верхнем эшелоне партии" (с. 134). В действительности, прикрываясь лозунгами "черного" расизма, приспешники Барбосы стремились, захватив бразды правления в ПАИГК, вступить в переговоры с Португалией о предоставлении Гвинее-Бисау автономии в рамках колониальной империи. В январе 1973 г. заговорщики расправились в Конакри с Кабралом, были арестованы многие видные деятели ПАИГК. Однако уже через сутки выступление раскольников было подавлено.

Несмотря на столь ощутимый удар, ПАИГК не дрогнула и еще более сплотила свои ряды. В марте 1973 г. революционные демократы развернули широкомасштабное наступление на колонизаторов. Победа Апрельской революции в Португалии в 1974 г. внесла новые коррективы в тактику борьбы. Учитывая сложившуюся обстановку, ПАИГК решила пойти на перемирие и попытаться использовать противоречия внутри португальского Движения вооруженных сил (ДВС). Особенно это касалось, как отмечает Чэбэл, местного прогрессивно го крыла ДВС, где были сильны позиции сторонников "политического решения вопроса" (с. 144) и где личность Кабрала пользовалась симпатией и уважением. Видя, что процесс деколонизации не продвигается, радикально настроенные члены ДВС взяли инициативу в свои руки. По словам Чэбэла, переговоры с ПАИГК велись одновременно - и часто без всякой координации - эмиссарами метрополии в Лондоне и Алжире, а также местной администрацией в Гвинее-Бисаую. Не дожидаясь их исхода, португальские солдаты стали покидать боевые позиции. Участились случаи дезертирства, неповиновения прика-


4 Cabral A. Unidade e luta. A arma da teoria. Lisboa. 1976, p. 220.

5 Политические портреты борцов за национальную независимость. М. 1983, с. 297 - 300.

стр. 169


зам, стихийного братания и т. д. События явно выходили из-под контроля португальских властей. Наконец, 26 августа 1974 г. было подписано соглашение о предоставлении независимости "португальской" Гвинее и признании права на самоопределение зеленомысского народа (с. 182 - 188).

Анализируя общее и особенное в развитии революционно-освободительного движения в португальских колониях, автор справедливо заключает: "ПАИГК наиболее успешно претворяла в жизнь идею национального единства, осуществляла политическую мобилизацию, создавала новую политическую организацию в освобожденных районах" (с. 217).

Рецензируемая книга - первая на Западе фундаментальная работа о жизни и деятельности выдающегося африканского революционера. В основу монографии положены разнообразные документальные источники, многие из которых ранее не вводились в научный оборот: материалы семейного архива Кабралов, фондов Центра информации и документации им. А. Кабрала в Бисау и др. Работа выходит за рамки биографического эссе: она повествует о борьбе народов Гвинеи- Бисау и Островов Зеленого Мыса за свободу и независимость.

Но не со всеми выводами и оценками Чэбэла можно согласиться. Так, за рамками его книги фактически оказалось развитие местного националистического движения в Гвинее-Бисау до создания ПАИГК. Фигура самого африканского лидера предстает в несколько противоречивом, фрагментарном виде. У читателя не складывается цельного впечатления о том, какой вклад внес Кабрал в революционно-освободительную борьбу на континенте. И самое главное - автор затушевывает то влияние, которое оказал марксизм-ленинизм на формирование мировоззрения выдающегося сына Африки.

Опубликовано на Порталусе 22 августа 2018 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама