Рейтинг
Порталус

МАШИНИСТ ВАСИЛИЙ БОГДАНОВ

Дата публикации: 31 октября 2018
Автор(ы): Л. М. МАЙОРОВ
Публикатор: Шамолдин Алексей Аркадьевич
Рубрика: БИОГРАФИИ ЗНАМЕНИТОСТЕЙ
Номер публикации: №1540935082


Л. М. МАЙОРОВ, (c)

8 декабря 1935 г, инициаторы стахановского движения были награждены высшими наградами Родины. На другой день "Ленинградская правда" отмечала: "Рядом с именами Стаханова, Дюканова, Петрова, Артюхова, Бусыгина, Виноградовых... стоят имена лучших людей города Левина - кузнеца "Электросилы" им. Кирова Матрехова, скороходовца Сметанина, трикотажницы "Красного Знамени" Федоровой, машиниста Октябрьской дороги Богданова. Ими гордится наш великий город,.. по праву может гордиться вся наша страна".

"Я вспоминаю рассказы своего отца, - писал потомственный рабочий- железнодорожник Василий Дмитриевич Богданов. - Отец мой 14 лет до революции проработал на железной дороге и так выше кочегара не поднялся"1 . Сын прошел путь от чернорабочего до машиниста за пять лет. Когда он рассказал об этом генеральному секретарю английского профсоюза кочегаров и машинистов, пожелавшему встретиться с обыкновенным советским железнодорожником, тот "несказанно удивился, узнав, что его молодой собеседник-комсомолец - механик мощного паровоза "ФД". Неужели в такие годы вы машинист?! В Англии места у регулятора нужно ждать до седых волос"2 .

В 1935 г. Богданову исполнилось всего 28 лет. Но за его спиной были уже годы учебы, работы на транспорте, в государственных органах и общественных организациях. Сначала он окончил трудовую школу, затем, работая, курсы машинистов и вечерний политехникум транспорта3 .

Будучи уже высококвалифицированным специалистом, овладевшим сложной техникой, Богданов продолжал изучать специальную литературу, посвященную новым паровозам серии "Э" и "ФД", стремился творчески усвоить опыт старых машинистов, чему придавал большое значение: "Вредно, когда молодой железнодорожник игнорирует опыт стариков, - писал он. - Учеба у старших - великое дело!.. Я всегда стараюсь перенять опыт старших машинистов. У Орлова я научился чистоте и порядку, у Бернатовича, Евдокимова и Буца - умению слушать сердце, пульс паровозного нутра, у Архименко - спокойствию и уверенности в себе даже при самых трудных положениях. У начальника депо Иванова я всегда учился и учусь теории паровозного дела"4 . Раздумывая над опубликованной статьей, Богданов на полях газеты добавил: "11 лет имею дело с паровозом, но сказать, что все в паровозе постиг, что мне нечему уже учиться у стариков, - значит и себя, и людей насмешить"5 .

Для расширения производственного кругозора, становления Богданова как будущего командира производства большое значение имели десятимесячная партийная учеба (он вступил в партию в 1929 г.), руководство местным комитетом депо Ленинград - Сортировочная Витебской линии Октябрьской железной дороги в 1930 - 1932 гг., деятельностью производственного совещания в 1932 году6 . Большую роль сыграла комсомольская работа Богданова: он возглавил движение ударных комсомольско-молодежных бригад, был членом райкома, обкома комсомола, делегатом X съезда ВЛКСМ. Не меньшее значение имела и его деятельность в качестве депутата Ленинградского горсовета, заместителя председателя его транспортной секции7 .

Производственная и общественная работа учила Богданова мыслить по- государствен-


1 Личный архив семьи В. Д. Богданова.

2 Там же.

3 Центральный музей революции СССР (ЦМР), Государственный инвентарный каталог (ГИК), Вс. 6906/7а.

4 Гудок, 11.IV.1936.

5 ЦМР, ГИК, Вс. 6906/76.

6 Там же, Вс. 6906/7м, 6906/7г; Молодые стахановцы. Л. 1936, с. 54.

7 Личный архив семьи В. Д. Богданова; ЦМР, ГИК, Вс. 6906/7а; Октябрьская магистраль (многотиражка), 10.XII.1935; Молодые стахановцы, с. 57.

стр. 177


ному, решать проблемы, стоявшие не только перед железной дорогой, на которой он работал, но и перед железнодорожным транспортом всей страны. В 1934 - первой половине 1935 г. тот не справлялся с объемом перевозок. Чтобы ликвидировать отставание, надо было перекрыть нормы, которые считались максимальными, показать возможности транспорта, разбить "теорию предела". Это и сделали инициаторы стахановского движения на транспорте - П. Ф. Кривонос, А. С. Огнев, В. Д. Богданов и др.

"Было начало сентября 1935 г., - вспоминал Богданов. - Меня вызвал дежурный по дороге и от имени начальника дороги попросил запаздывающий формированием транспорт весом на 350 т выше нормы сдать под выгрузку, обязательно по специально составленному графику. Я, пом. машиниста Георгий Ранефт и кочегар Вася Яковлев тщательно подготовили паровоз Эш 4465 и с честью справились с этим боевым заданием. Нагнав больше часа опоздания и дав среднюю техническую скорость 40 км (при норме 28), мы доставили поезд под выгрузку раньше задания"8 .

Что же лежало в основе успеха? Во-первых, знание паровоза, его возможностей. Во-вторых, рационализация: форсировка котла, "езда на большом клапане", предварительная обработка угля. В-третьих, личные качества машиниста: смелость, решительность, расчет, опыт. Высокие результаты зависели и от слаженности работы бригады. Богданов всегда подчеркивал, что члены ее должны проявлять высокую ответственность за свой участок работы и в то же время действовать как единое целое. Большое значение имела хорошо продуманная организация труда, тесная связь со смежниками. "Мы заключили договор с бригадой слесарей. И когда я принимаю паровоз после промывки, я уверен в своей машине, я знаю, что люди ремонтировали ее с любовью и она не подведет"9 . В последующие месяцы ремонтные бригады стали давать письменные гарантии об исправности паровоза, получившие название "путевка гарантийного пробега". Договоры о содружестве Богданов заключал с диспетчерами, дежурными по станции10 .

Понимая, что сила стахановского движения - в его массовости, Богданов не скрывал от товарищей своих секретов, щедро делился с ними опытом работы: выступал на собраниях рабочих депо, взял шефство над двумя паровозными бригадами и обязался сделать их кривоносовскими. О своих методах труда Богданов рассказал на I ленинградском слете стахановцев11 , на совещании новаторов производства, состоявшемся в столице. В ноябре 1935 г. Богданов участвовал в работе Всесоюзного совещания стахановцев в Кремле. Его именной экземпляр стенографического отчета совещания хранится в Центральном музее революции СССР.

Выступая в конце 1935 г. по радио, Богданов говорил: "Когда я вернулся в Ленинград после Всесоюзного стахановского совещания, я стал работать с еще большим подъемом. 1 декабря я сделал новый шаг в постижении высокой технической скорости. 8 эту поездку я дал 47,1 километра в час при задании в 28 километров. Сейчас я эту скорость вполне освоил... Я с удовлетворением могу заявить, что на некоторых перегонах я вожу теперь товарные поезда быстрее, чем пассажирские машинисты"12 .

Вместе с другими зачинателями стахановского движения Богданов был приглашен на декабрьский (1935 г.) Пленум ЦК ВКП(б), где он был введен в комиссию по разработке практических предложений, направленных на развитие стахановского движения13 . Богданов активно включился в пропаганду передовых методов труда. На совещании в Наркомате путей сообщения 26 декабря 1935 г. он говорил, что разработанный им совместно с диспетчерами график движения широко внедрен другими паровозными бригадами; что распространение стахановского движения позволило ликвидировать отставание в работе Октябрьской железной дороги и в декабре все машинисты водили поезда с технической скоростью 35 км/час14 .

Сам Богданов продолжал совершенствовать методы работы теперь уже на новом мощном локомотиве "ФД". О счастье работать на благо Советской страны Богданов говорил на Чрезвычайном VIII съезде Советов. Василий Дмитриевич входил в состав созданной съездом редакционной комиссии по выработке новой Конституции СССР. На прошедших после ее принятия выборах он был избран в первый состав


8 Личный архив семьи В. Д. Богданова; Ленинградская правда, 26.X.1935.

9 ЦМР, ГИК, Вс. 6906/76; Ленинградская правда, 26.X; 10.XII.1935.

10 Октябрьская магистраль, 26.XI.1935.

11 Ленинградская правда, 26.X.1935.

12 ЦМР, ГИК, Вс. 6906/7в.

13 Там же.

14 Гудок, 30.XII.1935.

стр. 178


высшего законодательного органа страны15 . В апреле 1936 г. В. Д. Богданову было присвоено звание Почетного железнодорожника16 .

С мая 1937 г., когда Богданов был назначен машинистом-инструктором, пропаганда стахановских методов труда становится его главной заботой. 7 июля того года "Октябрьская магистраль" опубликовала его отчет наркому, в котором он рассказал о своей работе. Во всех закрепленных за ним 20 паровозных бригадах он добивался соблюдения графика, правил технической эксплуатации, повышения квалификации машинистов, учил их хорошо разбираться в сложном паровозном хозяйстве. Если было нужно, немедленно выезжал на помощь. Богданов совершал поездки вместе с паровозными бригадами, а затем на совещаниях разбирал достоинства и недостатки их работы. Он учил машинистов работать безаварийно, быть бдительными, не допускать лихачества, являлся подлинным наставником паровозных бригад17 .

Богданов не замыкался в рамках своих непосредственных обязанностей. Он подходил к решению вопросов с государственных позиций, с точки зрения хозяина производства: его интересовало и совершенствование работы диспетчеров, и состояние маневровых паровозов, работа других звеньев железнодорожного хозяйства.

Вскоре Богданов возглавил депо Ленинград-Сортировочная Витебской линии Октябрьской железной дороги18 . Коллектив депо поддержал призыв рабочих завода "Электросила" им. Кирова, завода им. Ленина и фабрики "Скороход" ко всем трудящимся Ленинграда ознаменовать 20-ю годовщину Октября новыми победами в труде. Отвечая на призыв начальника депо Славянск Кривоноса об организации соревнования между стахановцами, выдвинутыми на командные посты, и возглавляемыми ими коллективами, Богданов писал: "Я принимаю вызов. Будем соревноваться, товарищ Кривонос! Развертывая еще шире стахановское движение, ускорим оборот паровоза, сведем к минимуму простой локомотивов в ремонте, по-большевистски подготовимся к зиме... Считаю необходимым вызвать на социалистическое соревнование выдвиженцев нашей дороги"19 .

Превратить депо в передовое - такую задачу поставил перед собой Богданов, к этому он призывал весь коллектив. С этой целью ряд передовых машинистов был назначен инструкторами стахановских методов труда. Партком, местком, администрация организовали соревнование по профессиям, соревнование между машинистами и диспетчерами. В дни стахановской декады (конец 1937 - начало 1938 г.) и в последующие месяцы ежедневно подводились итоги соревнования, лучшим подразделениям вручалось цеховое переходящее Красное знамя, передовики награждались красными флажками20 .

В мае 1938 г. Наркомат путей сообщения назначил ряд передовиков железнодорожного транспорта начальниками железных дорог. Богданов возглавил Кировскую магистраль (Ленинград - Мурманск) 21 , которая в конце 1937 - начале 1938 г. хронически не справлялась с плановыми заданиями22 . Прежде всего Богданов провел конференции актива, вместе с дорпрофсожем - производственные совещания, а летом развернулся общественный смотр подготовки дороги к зиме. "Мы не представляли себе подготовки к зиме без широкого привлечения масс, - отмечал Богданов. - ...Свыше трех тысяч стахановцев участвовали в этом смотре и помогали устранить то, что могло мешать успешной работе в зимних условиях... Каждый акт, составленный общественной бригадой, обсуждался на рабочих и партийно- комсомольских собраниях"23 .

Кировская дорога вступила в предоктябрьское соревнование с коллективом Октябрьской магистрали, итоги которого регулярно публиковались. Машинисты-кривоносовцы, включившись в движение за вождение тяжеловесных поездов, добивались превышения норм технической скорости. И здесь им во многом помогал личный опыт Богданова. Но Василий Дмитриевич ставил задачу не только увеличить скорость, но и сэкономить при этом топливо. "Почетное звание кривоносовца, - подчеркивал он в


15 Чрезвычайный VIII Всесоюзный съезд Советов. М. 1936. Бюллетень N 6, с. 31, 32; Знамя (многотиражка), 5.XII.1947. С 1937 по 1946 г. Богданов - депутат Верховного Совета Союза ССР, с 1951 г. - депутат Верховного Совета РСФСР.

16 ЦМР, ГИК, Вс. 6906/7г.

17 Богданов В. Д. Борьба за работу паровозов по графику. М. 1937, с. 32.

18 ЦМР, ГИК, Вс. 6906/7м.

19 Октябрьская магистраль, 29.VIII.1937.

20 Там же, 3.I.1938.

21 Гудок, 24.V.1938.

22 Социалистический транспорт, 1938, N 7, с. 19.

23 Василий Дмитриевич Богданов. Биографический очерк. М. 1937, с. 16 - 17, 19 - 20.

стр. 179


обращении к работникам магистрали, - оправдывает тот машинист, который водит поезда на больших скоростях и экономит топливо в каждую поездку". Он давал конкретные советы машинистам и другим работникам дороги, как экономить топливо. По итогам работы железных дорог за первый квартал 1939 г. Кировская магистраль заняла третье место"24 .

Новое, еще более ответственное задание партийные и государственные органы возложили на Богданова в конце марта 1939 г. - он возглавил Октябрьскую магистраль. Бывший машинист дороги стал ее руководителем25 . Опорой на "стариков", поддержкой молодежи, умением организовать работу Богданов завоевал большой авторитет в родном коллективе и как начальник дороги. В своем первом выступлении на собрании партактива дороги 3 апреля 1939 г. он призвал повести борьбу за право Октябрьской железной дороги называться передовой магистралью Союза.

Добиваясь решения выдвинутых задач, Богданов широко использовал проверенные им на практике формы связи с массами, мобилизации их - выступления на общих собраниях, совещаниях, организация общественных смотров подготовки к лету и зиме. Проведение всех мероприятий анализировалось на постоянных производственных совещаниях, которые организовывались политотделом и дорпрофсожем. Горячо поддерживал Богданов почины и стремился к их распространению. На дороге широко развернулось соревнование за право называться стахановским коллективом (участком, депо и т. д.)26 .

За несколько лет Богданов стал одним из крупных командиров железнодорожного транспорта. Глубокое знание техники, организаторский талант, тесная связь с коллективом, общественными организациями, умение учиться у масс были характерны для него как руководителя нового типа, последователя красных директоров 20-х годов. В ноябре 1939 г. за выдающиеся успехи в деле подъема железнодорожного транспорта Богданов был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В своих статьях и выступлениях он неоднократно подчеркивал: "Работа с людьми, умение ими руководить есть самое главное в деятельности командиров производства, залог успеха их работы"27 . В декабре 1938 г., обращаясь к руководящим работникам Кировской железной дороги, Богданов подчеркивал, что ни одно конкретное предложение, ни одно практическое замечание не должно оставаться без внимания28 .

В первые дни Великой Отечественной войны Богданов был назначен уполномоченным НКПС на Эстонскую железнодорожную магистраль29 . Он трудился сначала в Таллине, затем - в Нарве, фронт от которой проходил в 6 километрах. Железнодорожники работали под бомбежками, артиллерийским обстрелом. Командный пункт Богданова находился в бывшем станционном леднике, обложенном плитами железнодорожных платформ и рельсами, засыпанном землей и в целях маскировки покрытом травой. В отчете в Государственный Комитет Обороны (ГКО) Богданов писал: "Вокруг блиндажа, на расстоянии 2 - 3 метров, нет живого места, все в воронках"30 . Если где-то останавливался состав, Богданов выезжал туда на маневровом паровозе, чтобы на месте возглавить работу по восстановлению пути. В июле десятки воинских поездов прошли через Нарву на фронт31 .

А затем Василия Дмитриевича направили под Москву: осенью - зимой 1941 г. он один из организаторов работы железнодорожного транспорта по эвакуации московских предприятий, по переброске к столице с востока эшелонов с частями Красной Армии. Как уполномоченный НКПС он обследует депо и склады топлива Ярославской и Северной железных дорог. Вместе с начальниками дорог делает все возможное для увеличения их пропускной способности, обеспечения паровозов дровами, на которых работали в те тяжелые дни. Богданов уделяет большое внимание распространению опыта передовых железнодорожников, мастерски работавших на древесном топливе, овладевших методами скоростного вождения тяжеловесных составов. Один из таких составов Богданов провел сам, чтобы наглядно продемонстрировать возможности дорог32 . Одной из задач Богданова во время его работы уполномоченным на Северной


24 Кировская магистраль (многотиражка), 6.X; 4.VIII; 5.XI.1938; Октябрьская магистраль, 29. IV. 1939.

25 ЦМР, ГИК, Вс. 6906/7м.

26 Октябрьская магистраль, 6, 11.IV; 4.VII; 30.VIII; 2, 6.IX.1939.

27 ЦМР, ГИК, Вс. 6906/7е.

28 Литературная газета, 14.XII.1950.

29 ЦМР, ГИК, Вс. 6906/7м.

30 Личный архив семьи В. Д. Богданова.

31 Литературная газета, 14.XII.1950.

32 Личный архив семьи В. Д. Богданова.

стр. 180


железной дороге был контроль за быстрейшей доставкой грузов по ленд-лизу.

Дважды, в январе и мае 1942 г., Богданов был командирован в осажденный Ленинград, чтобы обследовать состояние Ленинградской и Октябрьской железных дорог, помочь в работе действующего участка Октябрьской железной дороги - от берега Ладожского оз. до города. Сюда по Дороге жизни поступали продовольствие, боеприпасы, отсюда железнодорожники под постоянным артиллерийским обстрелом везли их в город34 . В Ленинграде вновь проявилось умение Богданова в экстремальных условиях выполнять возложенные на него задачи. "Трудящиеся города-героя,.. чувствуя улучшение в продовольственном снабжении, знали, что этим они обязаны и машинистам Октябрьской"35 . В докладной записке ГКО Богданов предлагал отметить ряд ленинградских рабочих наркомовскими наградами, в том числе знаком "Почетный железнодорожник"36 . За выполнение заданий правительства Президиум Верховного Совета СССР в 1942 г. удостоил Богданова ордена "Знак Почета".

В 1943 г. Богданов получает новое назначение - начальником паровозной службы дорог Северо-Запада, 6 ноября 1943 г. ему было присвоено звание генерал-директора тяги III ранга37 . Наряду с обеспечением всем необходимым наступающих на северозападном направлении частей Красной Армии перед ним была поставлена задача восстановления разрушенных железных дорог. Богданов постоянно в командировках. В 1943 г. - это контроль и помощь в восстановлении Калининской железной дороги, в 1944 г. - работа в Латвии и Эстонии. В 1945 г. за обеспечение выполнения заданий правительства и военного командования Богданов был награжден вторым орденом Ленина (первым - 8 декабря 1935 г.) и медалями "За оборону Москвы" и "За оборону Ленинграда".

После окончания войны Богданов вновь возглавил одну из железнодорожных магистралей страны, на этот раз - Московско-Киевскую38 . О состоянии дороги в 1946 г., в момент ее приемки Богдановым, можно судить по таким данным: "За время Великой Отечественной войны из общего числа 165 станций разрушено частично или полностью 135 пассажирских зданий... В период оккупации путевое хозяйство подверглось особенно сильному разрушению, вследствие чего в пути продолжает оставаться значительное количество дефектных рельсов и накладок"39 .

Уже в 1947 г. дорога достигла значительных успехов, к ним привели те же испытанные методы работы. На всей трассе Богданова знал каждый железнодорожник, каждый житель - как руководителя дороги, депутата областного, республиканского Советов, как человека, преисполненного уважения и внимания к людям, горячего пропагандиста лучших старых традиций и поборника нового. В борьбе за повышение производительности труда, осуществление режима экономии, укрепление трудовой дисциплины, за контроль и проверку исполнения решений Богданов опирался на поддержку коллектива. Уже в 1949 г. возглавляемая им дорога дала прибыль.

Самоотверженный труд знатного железнодорожника в первые послевоенные пятилетки был отмечен высокими наградами Родины. Богданову были вручены третий и четвертый ордена Ленина, второй орден Трудового Красного Знамени. Резко ухудшившееся здоровье заставило его в 1963 г. уйти на пенсию. Однако он продолжал активно участвовать в общественной жизни - выступал на партийных, профсоюзных, комсомольских собраниях и конференциях. Он был членом делегации стахановцев на Всесоюзной конференции, посвященной 40- летию стахановского движения. В 1976 г. жизнь Василия Дмитриевича оборвалась.

Выступая на встрече в ЦК КПСС с ветеранами стахановского движения, передовиками и новаторами производства, М. С. Горбачев говорил: "Немало лет прошло с тех пор, но мы и сегодня с восхищением и гордостью называем имена зачинателей стахановского движения. Что ни имя, то личность - яркая, талантливая, самобытная"40 . Именно таким был и Василий Дмитриевич Богданов.


34 См. Ковальчук В. М. Дорога Победы. - Вопросы истории, 1983, N 11.

35 Личный архив семьи В. Д. Богданова.

36 Там же.

37 ЦМР, ГИК, Вс. 42438/27.

38 Там же, Вс. 6906/7м.

39 Литературная газета, 14.XII.1950.

40 Горбачев М. С. Избранные речи и статьи. М. 1985, с. 282.

Опубликовано на Порталусе 31 октября 2018 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама