Рейтинг
Порталус

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Дата публикации: 20 октября 2014
Автор(ы): Д. Д. Аветисян, М. А. Лейбовский
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Источник: (c) Педагогическое образование и наука, № 9, 2010, C. 14-20
Номер публикации: №1413788786


Д. Д. Аветисян, М. А. Лейбовский, (c)

Д. Д. Аветисян

 

кандидат технических наук, профессор кафедры начертательной геометрии, компьютерной графики и дизайна Московского педагогического государственного университета, генеральный директор е-Издательства "Мультимедиа технологии", член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования

 

E-mail: javad@TeachPro.ru

 

М. А. Лейбовский

 

кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии профессионального образования, исполняющий обязанности начальника Вычислительного центра

 

Московского педагогического государственного университета, действительный член Международной академии наук педагогического образования

 

E-mail: maleib@yandex.ru

 

Процесс повышения качества образования в рамках единого информационного образовательного пространства не может быть успешным без учета таких факторов, как наличие технических и аппаратных средств и соответствующего программного обеспечения.

 
стр. 14

 

Естественным при этом является использование Интернет-технологий, баз данных и экспертных систем, а также мультимедиа-технологий в процессе обучения и самообучения.

 

Ключевые слова: повышение качества образования, единое информационное образовательное пространство, технические и аппаратные средства, программное обеспечение, Интернет, Интернет-технологии, базы данных и экспертных систем, мультимедиа-технологии.

 

Инфраструктура для организации электронного обучения e-Learning (организация учебного процесса в насыщенной ИКТ-среде с применением систем управления учебой LMS-систем) в России в системе общего, а также профессионального образования практически сформировалась. Растет оснащенность российских семей компьютерами, подключенных к скоростному Интернету. По данным ВЦИОМ (за 2007 г.), треть российских семей обладает персональным компьютером, ноутбуком или нетбуком. Практически все студенты (около 7 млн. чел.) и более трети учащихся школ и колледжей (более 5 млн. чел.) имеют домашний компьютер, подключенный к широкополосному Интернету. По данным ВЦИОМ, в конце февраля 2009 г. количество Интернет-пользователей в России составляло 36 млн. чел. За год трафик в российском сегменте Интернета увеличился в 10 раз (Д. А. Медведев). Ожидается, что через 2-3 года вместе с Москвой, Санкт-Петербургом и другими крупными городами России, в которых уже имеются развитые сети Интернет, почти все малые города России будут подключены к высокоскоростному мобильному Интернету класса G4 (до 10 Мбит/сек.) через беспроводные WiMAX-модемы.

 

В рамках национального проекта "Образование" были осуществлены закупки новых компьютеров для школ. Более 50 тыс. российских школ были подключены к широкополосному Интернету. Число компьютеров, имеющихся в настоящее время в школах (и колледжах), составляет около 750 тыс. шт. Учитывая, что число учащихся детей в России составляет около 15 млн, то в среднем на один компьютер приходится более 20 школьников. Примерно такое же соотношение и в вузах - 20 студентов на компьютер.

 

Очевидно, что в таких условиях решить проблему модернизации образования, даже имея полный комплект современных мультимедийных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) (или обучающих программ) для школ и вузов, не удастся. Современные средства интерактивного обучения позволяют каждому учащемуся выбрать индивидуальную траекторию и темп обучения в соответствии с его потребностями и возможностями. Концепция e-Learning предполагает не просто самостоятельную работу школьника за компьютером, но и возможность управления обучением в среде Интернет с помощью LMS-систем (Learning Management System - система управления обучением с использованием ЭОР).

 

Из приведенных статистических данных можно сделать вывод о том, что парк домашних компьютеров, подключенных к Интернету, доступных российским школьникам, на порядок больше парка школьных компьютеров. Это соотношение в обозримое время не изменится. Дорога не закупка новых компьютеров, а поддержка устойчивой работы сети компьютеров и их постоянная модернизация (абгрейд). Западные университеты и колледжи отказались от попыток обеспечить один компьютер на одного учащегося из-за технологической невозможности решить эту проблему для большого парка компьютеров.

 

В ближайшие несколько лет оснащенность школьников домашними компьютерами, подключенных к Интернету, значительно увеличится. У многих школьников будет еще и смартфон, подключенный к мобильному Интернету с мощными мультимедийными возможностями (довольно большой экран, звук, огромная память, мобильный широкополосный доступ к Интернету). Достаточно вспомнить о том подарке, который сделал в июне 2010 г. Стив Джобе (основатель компании Apple) президенту России Д. Медведеву (Phone 4).

 

Самоподготовка дома и коллективная работа в школе. В общественном сознании

 
стр. 15

 

происходит переосмысление социального предназначения школы. Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности школьника самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации.

 

На создание основ для самостоятельного усвоения новых знаний, умений, компетенций, учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося для воспитания и развития качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, ориентированы новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) 2-го поколения.

 

Развитие сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний для школьника. Учащийся сам становится "архитектором и строителем" образовательного процесса. Роль новой школы - интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться (учить себя) - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. Поэтому основной площадкой, где можно эффективно использовать всю мощь информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и новых образовательных технологий для самоподготовки и выполнения домашних заданий, станет парк домашних компьютеров школьников, а также их мобильные устройства - переносные плееры, смартфоны, планшеты и пр., на основе которых могут быть сформированы мобильные обучающие педагогические системы (МОПС).

 

На школьные компьютерные классы при этом будет возложена вспомогательная функция интерактивного обученья за компьютером. В школе при активном участии педагога будут осуществляться воспитание и традиционное образование, формирование убеждений, определение объема и структуры содержания образования, реализовываться методы и организационные формы обучения: контроль знаний, консультации, групповое обучение, планирование и выполнение проектных заданий и т. д.

 

Можно надеяться, что если все школы внедрят e-Learning, каждая школа будет иметь свой сервер в "Облаке" (концепция Cloud Computing (облачные вычисления) - любые сервисы из Интернета и организация взаимоотношений по принципу динамического обслуживания пользователя, скрыв ее физическую реализацию для устойчивости системы, в том числе и образовательные сервисы с системой e-Learning) с установленной там системой LMS, в которой будет свой "кабинет" для каждого школьника. Школьник по паролю сможет войти в свой кабинет с домашнего или школьного компьютера или даже со своего смартфона и выполнять домашние задания, прописанные персонально для него. Следить за его успеваемостью сможет как учитель (тьютор), так и родители.

 

Мультимедийный учебно-методический комплект нового поколения. Учитывая современный уровень развития ИКТ (карманные компьютеры; смартфоны; повсеместная доступность Интернета, включая мобильную WiMAX и Wi-Fi-связь; экономическая доступность высокоскоростного неограниченного трафика; огромные объемы памяти всех цифровых устройств и т. д.), речь идет не просто об ЭОР, а о учебно-методическом комплекте нового поколения (УМК НП).

 

УМК НП представляет собой ЭОР в разных программных реализациях, которые используется в учебном процессе интегрировано и взаимосвязано:

 

- DVD-ROM-версия для самостоятельной работы за компьютером;

 

- СЕТЕВАЯ-версия для коллективного обучения в локальной сети школы;

 

- SCORM-версия (Sharable Content Object Reference Model - стандарт, который позволяет интегрировать любой ЭОР в любую LMS) для организации дистанционного обучения в LMS-среде;

 

- OFF-LINE-версия, когда уроки скачиваются и проигрываются в офлайне;

 

- ON-LINE-версия, когда уроки проигрываются в онлайне с удаленного сервера;

 

- MOBIL-версия для обучения с помощью коммуникаторов или смартфонов;

 

- ВИДЕО-версия для DVD-плееров или кабельных телевизионных сетей;

 
стр. 16

 

- КНИЖНАЯ-версия - "твердая копия" (конспект лекций).

 

Следует особо отметить, что форма изложения учебного материала в мультимедийном УМК НП значительно отличается от книжного. Учебный материал подается в виде мультимедийных интерактивных лекций с сопровождением живой речи лектора. Материал ЭОР значительно больше по объему, чем в обычных учебниках (длительность видеолекций составляет в среднем 20-30 часов). При расшифровке видеолекций в текст такой материал занимает более 1000 страниц. Несмотря на такой объем учебный материал в интерактивной мультимедийной форме легко и быстро усваивается. В нем имеется множество ссылок в Интернете, где можно найти дополнительные учебные материалы с теоретическими и практическими занятиями.

 

В случае с мультимедийными УМК НП происходит отход от традиционного педагогического процесса. Обучение происходит тотально как в очном, так и в дистанционном режиме, распределяясь во времени и пространстве. При этом меняется роль преподавателя, его позиция становится ближе к позиции учащегося, он сам воспринимает и перерабатывает информацию ЭОР, вступая в сотрудничество, одновременно дополняя и расширяя содержание УМК.

 

Модель реализации проекта. В качестве модели может быть представлен следующий проект, который полностью соответствует системным требованиям к перспективным для инвестирования инновационным направлениям IT-индустрии в рамках Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020-2030 гг.:

 

- проект ориентирован на Интернет-пространство;

 

- актуальное направления Интернет-услуг - образование;

 

- инновационный Интернет-контент: онлайн, интерактив, мультимедиа;

 

- проект предполагает использование мобильных устройств и Интернет-связи;

 

- проект формирует сетевое сообщество в соответствии с концепцией - WEB-3: посетителями портала являются как школьники, так и учителя, методисты, родители, а также разработчики новых УМК НП;

 

- проект будет реализован в соответствии с концепцией Cloud Computing для обеспечения устойчивости системы и для удобства пользователей;

 

- перспектива выхода не только на отечественный, но и на зарубежный рынок, что значительно повысит рентабельность проекта.

 

Можно отметить три проекта со схожими идеями, которые вело Минобрнауки:

 

1) единое окно доступа к ЭОР (http:// window.edu.ru);

 

2) единая коллекция ЭОР (http://school-collection.edu.ru);

 

3) федеральный центр информационно образовательных ресурсов (ФЦИОР) (http:// fcior.edu.ra).

 

Наиболее продвинутый, особенно в части опоры на мультимедийные интерактивные технологии, ЭОР на сайте ФЦИОР.

 

Большинство ЭОР этих порталов были созданы более 3-х лет назад, поэтому устарели по своим тактико-техническим характеристикам, - в основном это гипертексты, минимум мультимедиа: звук, видео, анимация. В настоящее время идет программа по созданию 9 наименований школьных ЭОР на портале ФЦИОР. Так как работа с ЭОР организована в режиме офлайн, поэтому она, на наш взгляд, не отвечает современным требованиям и удобству школьников работы с ЭОР в онлайне в Интернете. Кроме того, разрабатываемые ЭОР не соответствуют принятому стандарту SCORM и поэтому не будут работать в составе LMS школы.

 

Школьный Интернет-портал. Проектом предусматривается создание глобального образовательного мультимедийного интерактивного Интернет-портала на базе сайта www.TeachPro.ru с мощным образовательным контентом и открытыми инструментами для создания новых ЭОР серии TeachPro. На базе портала может быть развернута система LMS, позволяющая организовать e-Learning в режиме реального времени.

 

На портале будут размещены существующие ЭОР серии TeachPro, а также полный комплект из 100 новых наименований мультимедийных интерактивных ЭОР по всем предметам школьного образования с 1-го по 9-й классы.

 
стр. 17

 

На базе создаваемого Интернет-портала в соответствии с концепцией WEB-3 будет организована социальная сеть, в которую войдут школьники, учителя, родители, репетиторы, методисты, руководители системы образования, разработчики ЭОР, эксперты, а также пользователи других доступных ЭОР.

 

В результате на российском сегменте Интернета появится первый полномультимедийный интерактивный Интернет-портал с мощным образовательным контентом и с открытыми инструментами для создания новых ЭОР серии TeachPro. На базе портала будет развернута система LMS, позволяющая организовать дистанционное обучение через Интернет, в том числе в режиме реального времени.

 

Полная комплектность ЭОР по всем школьным предметам, логическая привязка их к школьным учебникам из федерального списка позволит каждой школе самостоятельно выстраивать учебный процесс в виде e-Learning в рамках единого информационного образовательного пространства.

 

Социальная сеть вокруг школьного Интернет-портала. Во всеобщей доступности может быть выложен инструментально-программный комплекс TeachPro-SDK, а также подробная технологическая инструкция, как создавать современные мультимедийные ЭОР, взаимодействуя с е-Издательством. Это означает, что в разработке новых ЭОР будет участвовать Интернет-сообщество: специалисты е-Издательства, временные трудовые коллективы ИКТ-техников, имеющих опыт создания мультимедийных ЭОР серии TeachPro, авторы-предметники, методисты, учителя, экспертное сообщество и т. д., которые найдут друг друга в портале. Кроме того, в портале будет развернута среда LMS, в которой будет организовано дистанционное репетиторство. Школьники (абитуриенты) и репетиторы, заплатив за доступ к информационным ресурсам портала, найдут друг друга и будут самостоятельно взаимодействовать, вероятно, также на коммерческой основе.

 

На базе портала в соответствии с концепцией WEB-3, планируется выстроить социальную сеть:

 

- порталом пользуются учителя в школе, используя наглядность мультимедиа во время уроков;

 

-ученики дома используют мультимедийный интерактивный контент в онлайне для выполнения домашних заданий;

 

- методисты участвуют в разработке методик обучения в школе и самообучения дома;

 

- авторы-предметники участвуют в разработке контента, а также в экспертизе созданных ЭОР;

 

- репетиторы находят в портале в данной социальной сети абитуриентов и обучают их с помощью ЭОР, контроль осуществляет LMS;

 

- абитуриенты находят себе репетиторов в портале и с их помощью готовятся к вступительным экзаменам в среде LMS;

 

- вокруг портала идет научно-методическая работа по инновациям в области e-Learning;

 

- портал вбирает в себя многообразную информацию традиционного типа по общему образованию: ссылки к Интернет-ресурсам, электронные материалы (тексты, иллюстрации, мультимедиа и пр.);

 

- в портале организуются форумы, научно-методические вебинары, видеоконференции и пр.

 

Методическая поддержка использования ЭОР. К сожалению, сегодня даже самых простых мультимедийных ЭОР в Интернете почти нет. Пока вся система школьного образования базируется на традиционных книжных учебниках. Поэтому в настоящем проекте речь идет о программе минимум - создании ЭОР, привязанной к грифованным учебниками из федерального списка, которые издаются миллионными тиражами и уже имеются у 15 млн. школьников.

 

При создании ЭОР необходимо будет ориентироваться на изданные учебники из федерального списка, по которым происходит обучение в школах России. Разрабатываемые ЭОР ни в коем случае не будут повторять содержание учебников, но в то же время будут совпадать по структурно-логическому построению содержания книжных учебников из федерального списка. Пользуясь возможностью модульной организации ЭОР серии TeachPro, ЭУМ можно выстраивать по разным "траекториям" содержания таким образом, чтобы

 
стр. 18

 

любой ученик (или учитель) мог найти в портале такую версию ЭОР, работая с которой он мог бы сочетать работу со "своим" учебником.

 

Например, в портале можно найти разные версии структурно-логического построения содержания ЭОР по физике для 7-го класса, где тема "Закон Ома" расположена в разных параграфах в соответствии со структурно-логическим построением содержания разных федеральных учебников. То есть в зависимости от того, какой учебник используется в данной школе, учитель и ученики будут пользоваться именно этой версией структурно-логического содержания ЭОР.

 

Эта же тема ("Закон Ома"), но для 10-го класса, будет раскрыта в другом электронном учебном модуле с учетом более сложного уровня изучаемого материала.

 

Для всех наиболее распространенных учебников из федерального списка будут разработаны свои мультимедийные методические рекомендации для учителей и учеников, как сочетать работу с учебником и УМКНП.

 

Уже сейчас всем очевидно, что основным источником знаний для школьника и студентов в ближайшем будущем станут мультимедийные УМК НП, доступные в Интернете в онлайне. Такие ЭОР станут столь же значимы для школьного образования, каковыми столетия были книги. На наш взгляд, в связи с внедрением новых ФГОС необходимо инициировать параллельное создание как книжных учебников, так и мультимедийных, доступных в Интернете в онлайне. Именно поэтому в школьном книгоиздании следует ожидать серьезных изменений, связанных с созданием единого информационного образовательного пространства.

 

Книгоиздание, конечно, останется, но оно должно будет наладить сотрудничество с е-Издательствами, создающими мультимедийные УМК НП для Интернета. Информационное пространство в Интернете не только расширяется, но и становится крайне интенсивным, уплотненным и мобильным (в машине, в поезде и уже в самолете). Потребителями информации в Интернете становятся не отдельные группы людей (школьники), а сетевые сообщества (учителя, родители, разработчики ЭОР и т. д.). В сети монолог заменяется не просто диалогом, а глобальным сетевым "полилогом".

 

Любой учебник из федерального списка, имеющий дополнительный комплект пособий в виде УМК НП, привлекательнее и для школьника, и для учителя, чем книга без такой поддержки. Поэтому объединение усилий всех участников образовательной деятельности (от разработчиков ЭОР до издателей) очевидно.

 

Продвижения интересов России за рубежом. Предложенный проект - глобальный Интернет-портал по программе общего образования, имеет большую социальную и политическую значимость. После распада СССР за пределами России осталось проживать более 20 млн. русских и русскоязычных этнических групп. Поэтому наиболее эффективным средством продвижения интересов России в странах СНГ и в мире может служить развитие культурно-просветительской среды в Интернете, ориентированной на информационное и культурно-историческое пространство России. Для этого необходимо организовать создание современных мультимедийных учебно-методических комплектов, учитывающих самые передовые возможности информационных технологий.

 

Зарубежный опыт. Президент США Б. Обама выступил с инициативой запустить проект стоимостью в 500 млн. долл. для разработки онлайн-ЭОР, которые будут выложены в открытый доступ в Интернете (http://uk.biz.yahoo.com/21072009/323/update-1-obama-s-community-college-plan-t hreat-profits.html).

 

По мнению Р. Янга, вице-президента Microsoft, "электронное обучение - высокое качество при меньшей стоимости. Работодатели требуют навыки в использовании ИКТ + критическое мышление. Прогнозируется бурный рост спроса на высшее образование".

 

М. Спеленгер (министр образования США) отмечает, что "новая парадигма образования в США - вместо аудиторий и классических библиотек - индивидуальная, каждодневная работа в сети преподавателей и студентов".

 
стр. 19

 

Это не означает, что все будут учиться только дистанционно в Интернете. Просто каждый студент или школьник должен иметь возможность использовать в учебном процессе современные ЭОР как дома, так и в классе. Причем все его действия в идеале будут происходить в среде LMS и будут доступны педагогам для контроля и управления учебным процессом. Необходимо создать полный комплект эффективных мультимедийных ЭОР для школ и вузов, доступных в онлайне в Интернете.

 

Учитывая сформировавшийся многомиллионный парк домашних компьютеров студентов и школьников, подключенных к высокоскоростному Интернету, приходится констатировать, что в создании образовательного контента мы уже отстали на несколько лет. E-Learning в мире организовано исключительно в онлайне. Весь мир динамично идет именно этим путем.

 

Процесс повышения качества образования в рамках единого информационного образовательного пространства не может быть успешным без учета таких факторов, как наличие технических и аппаратных средств и соответствующего программного обеспечения. Естественным при этом является использование Интернет-технологий, баз данных и экспертных систем, а также мультимедиа-технологий.

 

Мы отдаем себе отчет в том, что даже самые современные средства никогда полностью не заменят учителя, но они позволят ему сосредоточиться не решении тех вопросов, где действительно нужна его профессиональная компетентность.

 

Только в совокупности всех выше перечисленных факторов можно ожидать положительных результатов этой деятельности.

 

PROBLEMS OF SYSTEM OF GENERAL EDUCATION INFORMATIZATION AND STUDY-METHODICAL COMPLETE SETS OF NEW GENERATION

 

D.D. Avetisyan

 

candidate of Technical Science, professor of the Descriptive Geometry, Computer Drawing and Design Department of the Moscow Pedagogical State University, general director of E-Publishing House Multimedia Technologies, corresponding member of the International Teacher's Training Academy of Science

 

M.A. Leibovsky

 

candidate of pedagogical sciences, professor of the Vocational Training Pedagogic and Psychology Department of the Moscow Pedagogical State University, full member of the International Teacher's Training Academy of Science

 

Process of education quality improvement within the limits of uniform information educational space cannot be successful without such factors as presence of technical and hardware, and corresponding software. Natural use of the Internet technologies, databases and expert systems, and also multimedia technologies is very important in the course of training and self-training.

 

Keywords: education quality improvement, uniform information educational space, technical and hardware, software, the Internet, the Internet technologies, database and expert systems, multimedia technology.

Опубликовано на Порталусе 20 октября 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама