Рейтинг
Порталус

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Дата публикации: 30 марта 2015
Автор(ы): Р. Б. Фаткуллина
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Источник: (c) Педагогическое образование и наука, № 6, 2010, C. 103-107
Номер публикации: №1427692584


Р. Б. Фаткуллина, (c)

Р. Б. Фаткуллина

 

ассистент, аспирант Института экономики управления и права

 

E-mail: freginab@mail.ru

 

В статье обсуждается вопрос развития критического мышления студентов. Оригинальность статьи заключается в том, что эту проблему автор решает на основе средств информационного обеспечения, при этом предлагая такую технологию, которая обеспечивает не только развитие критического мышления, но и оптимизацию профессиональной деятельности будущего специалиста.

 

Ключевые слова: критическое мышление, информационные технологии (ИТ), метод, ИТ в процессе обучения, проблемное обучение.

 

В настоящие время лишь незначительная часть людей стремится к развитию своего мышления и особенно мышления критического. С. Л. Рубинштейн говорил, что "критичность - существенный признак зрелого ума" [1]. Современные информационные технологии (ИТ) заставляют мыслить по определенному эталону, исключая возможность мыслить по-своему.

 

Говоря об ИТ, надо сказать, что свое распространение они получили сравнительно недавно в связи с использованием средств вычислительной техники при выполнении операций с информацией. По Е. В. Михееву, ИТ - это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, которая обеспечивает сбор, хранение, обработку, вывод, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов [2].

 

Г. К. Селевко считает, что ИТ представляют собой создаваемую прикладной информатикой совокупность систематических и массовых способов и приемов обработки информации во всех видах человеческой деятельности с использованием современных средств связи, полиграфии, вычислительной техники и программного обеспечения [3].

 

По Ю. Н. Арсеньеву, ИТ - это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, которая обеспечивает сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации в удобном для пользователя виде. Он различает два вида информационных технологий:

 

1) информационно-справочные (пассивные), которые поставляют информацию оператору по соответствующему запросу после его связи с системой. На основе информации, переработанной компьютером и представленной в удобной для восприятия форме, оператор принимает решение относительно способа управления объектом. Компьютер предоставляет широкие возможности по математической обработке данных: сравнение текущих значений параметра с их максимально и минимально допустимыми значениями, прогнозирование характера изменения контролируемых параметров и др.;

 

2) информационно-советующие (активные), которые сами периодически выдают абоненту предназначенную для него информацию, а также определяют рациональный технологический режим функционирования процесса, управляющих воздействий по всем или отдельным управляемым параметрам процесса [4].

 

По мнению С. А. Христочевского, ИТ различаются по способам представления информации, с которой имеют дело использующие их люди.

 

В литературе по обработке информации сложилась следующая классификация ИТ, предназначенных для реализации определенных задач. Это функционально-ориентированные ИТ по обработке:

 
стр. 103

 

- данных (в том числе табличной информации);

 

- письменных текстов;

 

- графической информации - машинной графики (деловой и профессиональной);

 

- изображений;

 

- устной речи;

 

- информации;

 

- мультимедиа-технологий, сочетающих в себе все названные выше технологии [5].

 

Наблюдая за студентами вуза, можно сделать вывод о том, что Интернет не развивает в них критическое мышление. Например, дана тема, надо поработать с книгами. Вместо этого студенты просто вводят в поисковую систему название реферата, при этом компьютер не всегда находит то, что необходимо, или находит то, что не совсем соответствует теме реферата, а сидеть с книгами они (студенты) не хотят. Таким образом, Интернет не всегда позволяет развивать у студентов такие умственные операции, как:

 

- сравнение - операцию, которая помогает развивать способность сравнивать различные понятия, исходные данные и т. д. путем умозаключения (чтобы использовать полученные в ходе сравнения данные);

 

- анализ - операцию, суть которой состоит в том, чтобы развить у студентов способность анализировать не только поставленную задачу, но и искать более точный ответ на поставленный вопрос;

 

- конкретизацию - процесс представления чего-либо единичного; поиск того, что соответствует тому или иному понятию или общему положению. Дело в том, что в конкретных представлениях мы не стремимся отвлечься от различных признаков или свойств предметов и явлений, а наоборот, стремимся представить себе эти предметы во всем многообразии свойств и признаков, в тесном сочетании одних признаков с другими.

 

На наш взгляд, эти умственные операции плохо развиваются от того, что в настоящее время крайне мало методик, которые бы позволили использовать Интернет и другие технологии не для простого копирования, а для дальнейшего развития, исследования той или иной проблемы.

 

Говоря о методике, надо сказать, что само понятие метод, по мнению В. А. Сластенина, надо трактовать как "способ профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач" [6, с. 330], поскольку методика сама по себе больше тянет на способ руководящей и организующей деятельности педагога. При использовании на занятиях различных способов и методов необходимо всегда учитывать цель занятия.

 

Методы с применением информационных технологий должны развивать у студентов критическое мышление. Для того чтобы определить, какой метод будет более эффективным в данной ситуации, надо учитывать, во-первых, индивидуальные особенности каждого студента; во-вторых, особенности совместной деятельности преподавателя и студента; в-третьих, цели и задачи занятия (для преподавателя и студента).

 

На основе всего вышесказанного мы скомпоновали методы, которые, по результатам наших экспериментов, обеспечивают эффективность развития критического мышления в условиях использования информационных технологий.

 

1. Метод, имеющий пассивный характер, который основывается на сообщении студентам информации для дальнейшего осмысления и запоминания. На этом этапе можно использовать презентации, которые помогут студентам более наглядно осмыслить материал.

 

2. Методы мотивациоиного характера, использующиеся для представления студентам всех возможностей компьютера, которые они еще не знают и которые могут быть использованы в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.

 

3. Метод, использующийся в основном для развития критического мышления, - это проблемная ситуация. Использование этого метода на практике предполагает необходимость обращения к ранее усвоенным знаниям - знаниям практической работы. Практическая деятельность, практика создают условия для возникновения и постановки новых вопросов [7]. Например, использование этого метода на практических занятиях по информатике, где могут варьироваться различные способы для решения поставленной задачи, заставляет студентов искать более подходящий и точный способ раскрытия темы.

 
стр. 104

 

4. Логические методы - индуктивные, дедуктивные и метод анализа - можно использовать на занятиях по программированию, где перед студентами стоит определенная задача по созданию программы.

 

5. Самостоятельная работа может использоваться в виде разработки проектов с использованием информационных технологий и поможет более слабым студентам раскрыть себя и показать свои возможности как разработчика. В данной ситуации Интернет используется не как инструмент для реализации готового материала, а как возможность поиска подходящей идеи для ее развития.

 

6. Метод, основанный на проверке полученных знаний, позволяет студентам получить объективную оценку их знаний и дает возможность увидеть пробелы в знаниях, которые они могут расширить и углубить.

 

7. Игровые методы позволяют сплотить группу и развить здоровую конкуренцию между студентами.

 

На основе этих методов мы попытались разработать комплекс заданий, которые использовались нами на занятиях по информатике.

 

Первый комплекс с использованием текстового редактора Word включает:

 

1) создание текстового документа и его последующее форматирование;

 

2) представление информации в табличной форме - изучение технологий создания и форматирования документов, содержащих таблицы;

 

3) создание текстовых документов на основе шаблонов - изучение информационной технологии создания документов в Word с использованием шаблонов; создание шаблонов и форм поможет ознакомить студентов с новыми возможностями Word.

 

4) создание комплексных документов в Word поможет студентам закрепить полученные знания.

 

Анализируя данные задания на занятиях с применением Word, можно сделать выводы о том, что у студентов преобладает внутренний познавательный мотив деятельности, который продолжает развиваться в процессе дальнейшего обучения.

 

Эмоциональное состояние студентов на занятиях имеет ярко выраженную окраску, особенно когда результат имеет положительную оценку.

 

Второй комплекс заданий с использованием табличного редактора Excel включает:

 

1) организацию расчетов в Excel, который предполагает изучение информационной технологии (технологии использования встроенных вычислительных функций Excel для финансового анализа);

 

2) создание электронной книги, которая включает применение относительной и абсолютной адресаций для финансовых расчетов; сортировку, условное форматирование и копирование созданных таблиц; работу с листами электронной книги;

 

3) построение связанных таблиц, которые используются для расчета промежуточных итогов (в таблицах Excel);

 

4) подбор параметра (организация обратного расчета, изучение технологии подбора параметра при обратных расчетах);

 

5) задачи оптимизации (поиск решения) - изучение технологии поиска решения для задач оптимизации (минимизации, максимизации);

 

6) связи между файлами и консолидацию данных в Excel - изучение технологии связей между файлами и консолидации данных в Excel;

 

7) экономические расчеты Excel, которые предполагают изучение технологии экономических расчетов в табличном процессоре.

 

Использование Excel для решения задач, связанных с математическими расчетами и использованием табличных форм, способствует развитию числовых мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, которые способствуют формированию критического мышления.

 

На основе этого мы выявили следующие сферы взаимодействия студента и компьютера: мотивационно-целевую, эмоциональную, деятельностную.

 

Третий комплекс заданий с использованием базы данных Access включает:

 

1) создание таблиц базы данных с использованием конструктора и мастера таблиц в СУБД Access;

 

2) редактирование и модификация таблиц базы данных в СУБД Access - изучение информационной технологии редактирования и модификации таблиц в СУБД Access;

 

3) создание пользовательских форм для ввода данных в СУБД Access - изучение

 
стр. 105

 

формационной технологии создания пользовательских форм для ввода данных с использованием Мастера форм и Конструктора в СУБД Access;

 

4) закрепление приобретенных навыков по созданию таблиц и форм в СУБД Access - самостоятельную работу для закрепления и проверки приобретенных навыков работы по созданию и модификации таблиц и пользовательских форм в СУБД Access;

 

5) работу с данными с использованием запросов в СУБД Access - изучение информационной технологии работы с данными при помощи запросов; групповые операции с данными;

 

6) создание отчетов в СУБД Access - изучение информационной технологии создания отчетов в СУБД; создание отчетов по таблицам базы данных;

 

7) создание подчиненных форм в СУБД Access - изучение информационной технологии связывания таблиц и создания многотабличных подчиненных форм в СУБД;

 

8) создание базы данных и работу с данными в СУБД Access - самостоятельную работу для проверки приобретенных навыков работы по созданию и модификации таблиц, пользовательских форм, разных видов запросов и отчетов в СУБД Access.

 

Данный вид комплекса заданий способствует ознакомлению студентов с базами данных и их назначением. В заданиях использовалась самостоятельная работа как возможность не только проверить полученные знания, но и использовать проблемную ситуацию. Проблемное обучение влияет на активизацию мыслительной деятельности обучаемых, формирование у них нешаблонных подходов к решению проблемы [8].

 

Неупорядоченное, стихийное применение проблемных задач в обучении критическому мышлению полезно, необходимо, но недостаточно для достижения каждым студентом наиболее высокого и доступного ему уровня. У каждого студента имеются свои природные задатки и возможности достичь высокого уровня критического мышления. Для этого познавательные проблемные задачи в изучаемом курсе должны составлять не случайную совокупность, а систему. Мало знать приемы и уметь работать по шаблону, необходимо уметь применять знания при возникновении нешаблонной проблемной ситуации [8].

 

Надо заметить, что применение компьютера является проникающей технологией, подчиняющейся, накладывающейся, сопровождающей логику основной технологии и поддерживающейся, повышающей эффективность усвоений учебного материала [3].

 

В результате мы смогли сделать вывод о том, что использование на занятиях перечисленных методов и заданий, основанных на информационных технологиях, позволяет не только развивать критическое мышление студентов, но и совершенствовать навыки образовательной и профессиональной деятельности.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2008.

 

2. Михеев Е. В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: Учеб. пособ. для сред. проф. образования. - М.: Академия, 2004.

 

3. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. - М.: НИИ школьных технологий, 2005.

 

4. Арсеньев Ю. Н., Шелобаев С. И., Давыдов Т. Ю. Информационные системы и технологии. Экономика. Управление. Бизнес: Учеб. пособ. для студентов вузов, обучающихся по направлениям 080500 "Менеджмент" и 080100 "Экономика". - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

 

5. Христочевский С. А., Вихрев В. В., Федосеев А. А., Филинов Е. Н. Информационные технологии: Пособ. для 8 - 11 классов / Под общ. ред. С. А. Христочевского. - М.: АРКТИЮ, 2001.

 

6. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2006.

 

7. Дубровина И. В., Данилова Е. Е., Прихожан А. М. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Академия, 2007.

 

8. Минкина Ф. Ф. Критическое мышление учащихся и педагогические способы его формирования: Автореф. дисс. ... к.п.н. - Казань, 2000.

 
стр. 106

 

DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING ON THE BASIS OF INFORMATION EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

 

F.R. Fatkullina

 

assistant, post-graduate student of the Institute of Economy, Management and Law

 

The article deals with a problem of development of student's critical thinking. Author solves the problem on the basis of supply with information means, thus offering such technology which provides not only development of critical thinking, but also optimization of professional work of future expert.

 

Keywords: critical thinking, information technologies (IT), method, IT in course of training, problem training.

 
 

Опубликовано на Порталусе 30 марта 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама