Рейтинг
Порталус

ЧТО ТАКОЕ ИНФОРМАЦИЯ

Дата публикации: 09 сентября 2015
Автор(ы): В. В. САНОЧКИН
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1441748476


В. В. САНОЧКИН, (c)

Информация используется во всех сферах жизни: в быту, в технических системах, в искусстве, все отрасли науки заняты добычей информации о природе, обществе, их закономерностях. Тем не менее, достаточно общего и строгого определения информации в известной автору литературе нет [1-11]. В одних случаях описываются лишь некоторые стороны категории информации, существенные для определенной области деятельности или знаний, в других - приводятся интуитивные представления о ней, в третьих - информацией называются созданные в рамках частных подходов абстрактные конструкции, не пригодные вне этих рамок и не совпадающие между собой. Суммируя непротиворечивые части этих описаний, отметим, что информация ассоциируется с сообщением, словом, мыслью, знанием. Ее можно хранить, передавать, воспринимать, понимать. Она характеризуется смыслом, содержанием, количеством. Прирост количества информации приравнивается убыли энтропии и выражается через уменьшение неопределенности в системе.

Попробуем дать универсальное определение информации, удовлетворяющее перечисленным свойствам и инвариантное относительно различных областей деятельности и знаний. Для этого рассмотрим информацию с самых общих позиций и проанализируем ее не всегда очевидные отношения с другими фундаментальными понятиями.

Как хранится и передается информация?

Информация и структура

Способность сохраняться и передаваться является одним из определяющих свойств информации. Рассмотрим, как это свойство реализуется.

Что мы делаем, записывая информацию, например, на бумагу? Создаем структуру штрихов (букв). На магнитной ленте создаем структуру из магнитных доменов. На старой граммофонной пластинке создана структура изгибов канавки. На лазерном диске - структура лазерных меток. В микросхеме памяти - структура распределения электрического заряда. Природа записывает генетическую информацию в хромосоме путем создания структуры нуклеотидов.

Как мы передаем информацию? Перемещаем упомянутые носители вместе с зафиксированной в них структурой, например, посылаем по почте. Или создаем переносящие информацию "самодвижущиеся"

стр. 129


структуры из волн, модулируя звук, свет, радиоволны. Также поступает и природа, чтобы доставить нам информацию об окружающих объектах.

Как ученые получают информацию о веществе? Исследуют его структуру и узнают, что оно состоит из кристаллов, молекул, атомов, электронов, нуклонов, кварков и других частиц, которые сами являются структурами и составляют структуры, которые и несут информацию о веществе. Что делают ученые и разведчики для получения информации о различных процессах в природе или обществе? Исследуют структуры, сопровождающие или остающиеся после этих процессов: всякие записи, отпечатки, следы, снимки, излучения и прочее. Ибо в этих структурах содержится искомая информация. Яркие примеры: археология, палеонтология, - исследователи считывают историю по структурам-отложениям.

Чем мы интересуемся, когда хотим что-нибудь знать о таких непостоянных вещах, как жидкости и газы? На микроуровне - это микроструктуры: молекулы и атомы, которые несут информацию, в частности, о химических свойствах этих сред. На макроуровне - это состав, плотность, давление, температура, скорость течения и другие параметры, пространственное изменение которых также образует структуры. Информация о текущем состоянии среды связана с пространственным распределением упомянутых свойств, то есть с макроструктурой среды.

Итак, информация тесно связана со структурой объектов. Рассмотренные примеры относятся и к живой, и к неживой природе, к естественным и к искусственным структурам - суть взаимосвязи между информацией и структурой от этих нюансов не зависит. Обобщая, можно сказать, что информация передается и сохраняется структурой материи и без материи существовать не может. А материя всегда имеет структуру и является носителем информации, по крайней мере о себе: своем состоянии, своей предыстории.

Понятия информация и структура связаны и таким важным свойством, как новизна. Будем называть новой информацией такую, которую нельзя получить копированием, переписыванием уже имеющейся. Одна и та же информация может содержаться во многих однотипных объектах - экземплярах структуры. Появление нового экземпляра существующей структуры не означает появления новой информации. А его уничтожение не означает уничтожение информации, пока остается хотя бы один экземпляр, содержащий эту же информацию. Некоторая информация не принадлежит конкретному экземпляру структуры. Она скорее соответствует абстрактной структуре, виду объектов. А конкретные экземпляры структуры - объекты одного вида - соответствуют конкретным сообщениям, содержащим одинаковую информацию.

Неразрывная взаимосвязь информации и несущей ее структуры позволяет предположить, что любые их изменения взаимно скоррелирова-

стр. 130


ны. То есть изменение информации невозможно без изменения несущей структуры, а изменение структуры сопровождается изменением зафиксированной в ней информации. Например, изменение информации на этой странице потребует изменения несущей структуры из букв, и наоборот, любое изменение этой структуры изменит информацию хотя бы о количестве или расположении букв. Если любая структура несет информацию, то информация должна появляться в процессе создания структур. Причем, воспроизведение структуры, например, этой страницы, сопровождается воспроизведением информации, а новая структура становится носителем созданной вместе с ней новой информации.

Основной вывод. Информация неразрывно связана со структурой материи, сохраняется и переносится с помощью материальных структур, а материя всегда является носителем информации.

Примем сделанные утверждения пока в качестве гипотезы и убедимся в их справедливости, рассматривая информацию с других точек зрения.

Как возникает информация?

Информация и движение

Понятие информации подразумевает ее доставку от источника к приемнику и, таким образом, связано с движением. Иначе было бы невозможно что-либо узнать. Но откуда информация берется в источнике, как она там возникает? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Общеизвестная поговорка гласит: "Все познается в сравнении". В энциклопедии сравнение также определено, как познавательная операция [2]. Согласимся, что информация возникает в результате сравнения. Любой из нас умеет получать ее, сравнивая различные объекты. Но может ли информация возникать тем же путем в природе без нашего участия?

Попробуйте содержательно ответить на вопрос об объективной причине возникновения некоторого состояния в любом естественном процессе. Такой ответ, так или иначе, содержит упоминание о сравнении, что грамматически часто выражено применением сравнительной степени прилагательного. Например, "Почему дерево плывет? - Потому, что его плотность меньше,чем у воды", "Почему объект разрушился? - Потому, что воздействие превысило предел его прочности", "Почему человек занимает доминирующее положение в природе? - Потому, что он умнееживотных". Все эти высказывания в качестве причины указывают на объективное различие свойств взаимодействующих объектов. А процесс выявления различий и есть сравнение. Поскольку объективен его результат, можно утверждать, что и оно произошло объективно, а не в чьей-то голове. Тем более, что многие состояния и их причины возникли до появления мозгов. Где же может происходить это сравнение? Любое состояние, любая текущая реальность появляется в результате предше-

стр. 131


ствующего взаимодействия некоторых объектов, которое и является единственной причиной этого состояния. Поэтому все частные причины этого состояния, в том числе и упомянутое сравнение, логически содержатся в этом взаимодействии, являются его логическими составляющими. Другими словами, при каждом взаимодействии объектов происходит сравнение их свойств и таким образом производится информация о их состоянии.

Теперь заметим, что под термином "состояние" часто понимается набор параметров, описывающих систему, по сути, информация о системе. Даже если это абстрагирование от какого-то более полного содержания понятия "состояние", то и оно означает, что понятие "информация" в понятии "состояние" присутствует. Это и понятно, поскольку состояние - результат взаимодействия, а последнее, как показано, логически содержит сравнение, дающее в качестве результата информацию. И для существования этой информации первоначально просто нет другого места кроме текущего состояния составленной из взаимодействующих объектов структуры. Из этой структуры информация может быть скопирована, но сначала она существует только здесь.

Завершая эту часть рассуждений, расставим затронутые понятия в соответствии с выявленными отношениями: взаимодействие объектов логически содержит в себе сравнение их свойств и, поэтому, является объективной причиной возникновения в структуре, составленной этими объектами, не только текущего состояния объектов, но и соответствующего ему текущего содержания информации.

Однако существует и другая точка зрения [9, 10, 12, 13], впервые выдвинутая в 60-х годах Г. Кастлером, и утверждающая, что информация возникает в результате выбора. В частности, в [13] это утверждение рассматривается на примере путника, стоящего на развилке без указателя и не знающего, по какой из двух дорог можно попасть в пункт "А". Утверждается, что информация возникает в момент выбора путником одной из дорог, а в качестве критерия возникновения информации берется то, что путник может на обратном пути установить на развилке указатель.

Соглашаясь с критерием, покажем, что основное утверждение ошибочно. Для этого, во-первых, уточним, что приведенному критерию соответствует информация о том, на какой дороге расположен пункт "А". И, во-вторых, для определенности условимся, что единственная информация, которой путник обладает о пункте назначения, - это его название. Пусть путник начал движение по выбранному пути, но с полдороги вернулся к развилке. Может он установить указатель? Нет. Значит, в момент выбора указанная информация не появилась! Даже если путник дошел до какого-то пункта, искомая информация еще не возникла, так как пока он не знает, куда попал. Путник должен узнать у местных жи-

стр. 132


телей, как называется этот пункт, и сравнить ответ с известным ему названием пункта назначения. Только после сравнения путник сможет, наконец, сказать, на какой дороге расположен пункт "А", и на обратном пути установить указатель. Таким образом, искомая информация появилась при сравнении, а не при выборе. Этот вывод не зависит от вида имевшейся у путника исходной информации о пункте назначения. Искомая информация появляется при сравнении предварительно имевшихся данных с полученными на месте и, подчеркнем еще раз, независимо от выбора пути.

Заблуждение Кастлера не случайно и объясняется следующими соображениями. Семантика понятия "выбор" связывает с ним основание выбора, которым обычно и является информация, а также результат выбора - реализованное состояние некоторой системы. Являясь причиной возникновения состояния, выбор так же, как и сравнение, содержится во взаимодействии. Учитывая, что информация для сравнения выступает результатом, а для выбора - основанием, следует заключить, что взаимодействие логически эквивалентно сравнению текущих свойств объектов и выбору их состояния из множества потенциально возможных на основании полученной при сравнении информации. По сути, это представление аналогично вариационным принципам аналитической механики, которые предполагают виртуальный выбор реализованного состояния механической системы среди множества потенциально возможных состояний на основании принципа наименьшего действия, то есть на основании сравнения значений физической величины, называемой действием, для всех потенциально возможных состояний системы. Выше, доказывая включение сравнения во взаимодействие, мы по сути уже констатировали, что логически выбор состояния сделан на основании сравнения. Подчеркнем, что даже случайный выбор происходит на основании сравнения, а именно, сравнения конкурирующих воздействий различных флуктуации. Таким образом, роль выбора состоит в создании не информации, а реального состояния взаимодействующих объектов на основе информации, произведенной сравнением. И хотя при изменении состояния изменяется и заключенная в нем информация, непосредственно содержание информации определяется сравнением, а не выбором. Выбор реализует информацию, а не создает. Речь идет о принципиально важном разделении функций, о структуре взаимодействия. Если не замечать во взаимодействии наличие и роль сравнения, а усматривать в нем только выбор, то, объясняя возникновение информации при взаимодействии, за неимением другого варианта придется ссылаться на выбор. Это и наблюдается в упомянутых работах Кастлера и его последователей.

В рассмотренном выше примере присутствовал разумный путник. Интересно проследить, как проявляются сделанные выводы в случае

стр. 133


взаимодействия естественных объектов, например, при падении куска дерева в воду. Взаимодействие между ними, а логически - сравнение их свойств и выбор их состояния, происходит объективно. Есть наблюдатель или нет - плотность дерева все равно меньше, чем у воды. Это различие, эта информация, эта причина выявляется каждый раз, когда дерево погружается в воду, то есть при их взаимодействии, и отражается в следствии выбором состояния "тело плывет". Если бы сравнение выявило обратное соотношение плотностей, как, скажем, при падении в воду камня, то реализовалось бы другое состояние. В данном примере легко показать, что следствием зафиксирована не только качественная, но и количественная (но не в цифрах!) информация, а именно точное отношение плотностей данного куска дерева и воды. Это отношение воспроизведено в результирующем состоянии этих объектов в виде отношения объема погруженной части плывущего тела к его полному объему. Никакой внешний субъект не участвовал в этом. Информация произведена при взаимодействии объектов и зафиксирована в их состоянии, в структуре результата, то есть именно там, где первоначально произведена. Достаточно оснащенный наблюдатель может получить эту информацию и зафиксировать ее у себя в памяти, но это будет лишь копия информации, содержащейся в оригинале - самих взаимодействующих объектах. То, что информация там объективно есть, подтверждается и тем, что любой другой достаточно оснащенный субъект может скопировать ее независимо от первого и иметь собственную копию этой информации. Если в ходе взаимодействия объектов их состояние изменяется, то в результате сопутствующего сравнения их свойств одновременно изменяется и содержание зафиксированной информации. То есть какое-то конкретное содержание информации может существовать там и очень недолго, однако это ничему не противоречит. В таком случае извлечь одинаковую информацию разным субъектам можно только одновременно, а извлеченная информация станет устаревать, так как состояние копий не зависит от состояния оригинала. Аналогичные рассуждения справедливы в отношении любых взаимодействий материальных объектов.

Таким образом, и в природе, и в любой голове, которая, кстати, тоже является частью природы, информация появляется и изменяется в результате сравнения свойств объектов в процессе их взаимодействия и фиксируется следствием взаимодействия. Можно сказать, что причина отражается в следствии в виде информации о причине. Разница между природой и "головой" состоит в том, что в природе это изначально и главным образом случайные взаимодействия реальных материальных объектов, а в голове главную роль играют целенаправленные и опосредованные взаимодействия их символов, то есть информационных объектов: слов, понятий.

стр. 134


Поскольку материя находится в постоянном движении: столкновении, взаимодействии различных объектов, - можно говорить, что Природа ведет постоянное исследование, беспрерывно и повсеместно ставит эксперименты, в ходе которых происходят сравнения свойств объектов и, как их результат, появляется и изменяется информация.

Основной вывод. Информация возникает и изменяется вместе с несущей ее материальной структурой в едином движении, как результат сравнения свойств объектов в процессе их взаимодействия. Это происходит везде и постоянно, в живом и в неживом.

Информация и материя

Как уже отмечено, информация ассоциируется с такими понятиями как слово, сообщение, знание, мысль. Все они относятся к области идеального. Вместе с ними резонно отнести к идеальному и информацию. Нематериальность информации так или иначе признается многими авторами [6, 7, 8]. Покажем, что информация не является также и свойством материи. Ведь свойства непосредственно принадлежат объектам и проявляются в их взаимодействиях. Например, от массы зависит траектория движения любого тела. Но если масса описана в учебнике по физике, то непосредственно на движение космических тел это совершенно не влияет, и на притяжение к Земле тоже. Информация может существовать отдельно от породившего ее источника, быть материально с ним никак не связанной. Именно это ее свойство и дает нам возможность мыслить абстрактно, мечтать, отдаваться свободному полету нашей фантазии. Как показано в этой работе, информация связана с материей лишь опосредованно, через ее свойства: движение и структуру, тогда как свойство должно быть связано со своим объектом непосредственно.

Таким образом, информация является не материей и даже не ее свойством, однако не может существовать без материи и неразрывно связана с ее структурой и движением. В соответствии с законом единства и борьбы противоположностей у материи тоже должна быть диалектическая противоположность, неразрывно с ней связанная, - нечто нематериальное, что традиционно обозначают словом "идея" или производным от него "идеальное". Более на эту роль подходит термин информация, так как идея - это тоже информация.

Материя и информация дополнительны друг другу, что выражается известным парадоксом: "Узнать об объекте все можно, только полностью его разрушив". Действительно, для этого придется вместе с разнообразными измерительными инструментами добраться в нем до каждого атома, до каждого кварка и определить все свойства каждой его структуры. Что при этом останется от объекта, легко представить - одна информация.

стр. 135


Определение информации

Большинство из многочисленных попыток определения информации, в частности разобранных в [10], по сути являются тавтологией типа: "информация - это сведения". Отождествление информации с сигналом [2] неверно, так как это понятие кроме информации включает в себя еще и материальный носитель или его тип, например звуковой сигнал, радиосигнал. Информация же, причем одна и та же, может существовать на многих типах носителей одновременно. Определение информации в виде некоторого специального преобразования сообщений [3. С. 70], как минимум, сужает ее смысл, ибо чаще информация понимается не как процесс. Наиболее близкое к излагаемой концепции интуитивное понимание информации обнаруживается в [8], но и здесь нет ее четкого и обоснованного определения. В [9, 10] делается попытка определить информацию как результат выбора - "запомненный выбор". Проведенный выше анализ показывает, что из представленных это наиболее конструктивное определение, но, во-первых, оно носит косвенный характер, ибо вместо раскрытия сути определяемого объекта лишь указывает на порождающий его процесс, а, во-вторых, и этот процесс указывает не точно, что не способствует верному пониманию сути. Что же касается классической теории информации, основанной на работах К. Э. Шеннона, то в ней через изменение неопределенности определяется не сама информация, а ее мера или количество [14, 15]. Для удобства изложения слово "количество" часто опускается, что искажает смысл и дезориентирует читателя.

Как уже отмечено выше, информация - это то, что появляется в результате сравнения. А что же, собственно, появляется? При сравнении определяется имеющееся на момент сравнения соотношение свойств участвующих в нем объектов. Отсюда следует определение: информация - это зафиксированное на материальном носителе соотношение свойств объектов на момент их сравнения (взаимодействия).

Фиксация на материальном носителе - существенный признак. Именно он отражает неразрывную связь информации и материи, позволяет им влиять друг на друга, обеспечивает возможность сохранять и копировать информацию. Объекты сравнения могут быть любые: материальные, абстрактные, простые, сложные. В частности, объектом сравнения может быть сама информация. Упоминание момента времени подчеркивает то, что объекты могут изменяться и информация о них, зафиксированная на другом носителе, перестанет соответствовать текущему их состоянию. Чтобы информация постоянно отражала текущее состояние объектов, сравнение и фиксация должны производиться непрерывно. Это естественным образом происходит в системе самих взаимодействующих объектов. Согласно определению, информация о

стр. 136


такой системе возникает и изменяется вместе с ней в виде соотношений свойств частей ее структуры: Если возникает новая структура, если взаимодействие объектов происходит впервые, то создается новая информация. При воспроизведении структур, при каждом повторении определенного взаимодействия аналогичных объектов информация воспроизводится. Путем копирования, то есть воспроизведения указанных в определении соотношений в структурах других носителей, одна и та же информация о данной системе может существовать во многих экземплярах. В частности, в нашей голове полученная и производная от нее информация представлена в виде соотношений свойств нейронных структур. Таким образом, данное определение раскрывает суть отмеченной выше взаимосвязи информации и структуры, а также известного в философии свойства материи, называемого отражением [2].

Простейший, элементарный случай получения информации - сравнение двух объектов по одному свойству. Количество информации, получаемое при таком сравнении, - один бит. Оно соответствует альтернативам типа: больше или нет, равна или нет интенсивность свойства у одного объекта по сравнению с другим объектом. Используя эти элементарные соотношения и, например, метод дихотомии, можно получать количественные соотношения свойств объектов. Чем больше разных сравнений, тем точнее, тем больше информации. К этому сводится любое измерение. Более наглядно можно представить измерение как сравнение свойства объекта с некой естественной или искусственной шкалой. Путем последовательных сравнений свойств объекта со свойствами ряда пробных объектов производят классификацию, то есть получают информацию о принадлежности этого объекта к некоторому классу объектов.

Фиксируя в своем мозгу соотношения различных свойств самых разнообразных объектов, обрабатывая эту информацию, находя и фиксируя соотношения между свойствами разных частей полученной информации и получая с помощью сложной иерархии сравнений все более сложную и обобщенную информацию, мы узнаем окружающий мир. Иерархическая организация информации заложена в самой ее природе, ибо для появления одного соотношения нужно не менее двух объектов.

Для подтверждения универсальности данного определения покажем, что под него подпадает информация о существовании и изменении любого объекта. Об изменении, в частности появлении, объекта узнают путем сравнения текущего состояния с прошлым. Но непосредственно сравнить эти состояния нельзя, так как прошлого состояния уже нет. Можно либо сравнить изменившийся объект с аналогичным неизменным, либо сравнить текущее состояние с информацией о прошлом. В обоих случаях, в согласии с определением, будет получено зафиксированное соотношение свойств объектов, которые могут быть и информа-

стр. 137


цией. Существование объекта можно установить, фиксируя его появление и изменение, как только что описано или путем сравнения аналогичных объектов, один из которых содержит это нечто, а другой нет. В результате этого сравнения информация также появляется в виде зафиксированного соотношения свойств объектов сравнения. Признаком существования объекта может служить также взаимодействие с ним, которое само является объектом и подпадает под описанные случаи. Как видим, информация о существовании и изменении любых объектов соответствует данному определению. А поскольку все в природе, не исключая жизнь, психику и общество, в конечном счете сводится к наличию, отсутствию и изменению некоторых объектов, то данное определение охватывает все возможные разновидности информации.

Наконец, данное определение соответствует известным утверждениям о том, что количество информации связано с изменением неопределенности. Сравнение уменьшает неопределенность соотношений свойств объектов и увеличивает количество информации, которое в битах просто равно минимальному числу элементарных сравнений, обеспечивающих получение данной информации.

Таким образом, согласно приведенному выше определению, информация действительно нематериальна и является не свойством материи, а соотношением свойств. Она объективна, по крайней мере на момент появления, ибо это реальное соотношение свойств объектов, что и составляет необходимую основу познания. Классическая теория информации описывает накопление в ней ошибок в процессе копирования и распространения. Субъективность проявляется при интерпретации, установлении смысла информации, что кратко рассмотрено ниже.

Иллюстрации применения определения информации

Кратко проиллюстрируем, как полученное определение согласуется с представлениями об информации в различных областях деятельности и помогает разбираться в других вопросах.

Например, часто говорят: "Информация об объекте", - то есть, на первый взгляд, связывают с информацией только один объект, тогда как из определения следует, что для ее появления нужны, как минимум, два объекта. В таких случаях либо имеются в виду соотношения свойств частей упомянутого объекта, либо при более внимательном рассмотрении, кроме упомянутого, обнаруживается наличие еще одного или нескольких объектов, с которыми неявно сравнивается упоминаемый. Эти неупоминаемые объекты обычно бывают общепринятыми, воображаемыми, имеют естественный характер, являются определениями или образцами и, как правило, входят в контекст общения. Например, информация о том, что объект горячий, подразумевает неявное сравнение с температурой человека. Информация о цвете предполагает сравнение с

стр. 138


общепринятой цветовой шкалой. Информация, что предмет является одеждой, мебелью, домом, городом и так далее - подразумевает сравнение с общепринятым понятием, определением или образом. Название объекта обозначает информацию о найденных с помощью сравнений отличиях данного объекта. Именно по этим отличиям путем сравнений названный объект и узнается среди остальных.

Полученное определение проливает ясность на представления об информации в технике и естественных науках и, в частности, оно дает точный ответ, чем информация отличается от сигнала и почему она может существовать на самых разных носителях. Будем называть оригиналом объект, некоторая информация о котором появилась в результате взаимодействия его собственных частей. Тогда, в соответствии с описанной выше концепцией, сигнал - это совокупность материального носителя и информации, скопированной на этот носитель с оригинала. Копирование состоит в том, что на вторичном носителе создается структура, своими частями воспроизводящая соотношения свойств частей оригинала, то есть информацию о нем. Одни и те же соотношения могут воспроизводиться на разных носителях с помощью разных физических объектов: зарядов, молекул, нейронов, фрагментов поля или вещества. Именно это позволяет одной и той же информации существовать на носителях самой различной физической природы, как это происходит, например, при передаче изображения по телевидению. В этом процессе информация об объекте сначала переносится отраженным от него светом, затем отображается распределением заряда в иконоскопе, далее токами в элементах электронной аппаратуры, затем с помощью антенны переносится на электромагнитные волны, а на приемном конце снова на токи. Потом в электронно- лучевой трубке эта же информация отображается электронным пучком, люминофором и излученным светом, который, наконец, попадает на сетчатку глаза. Там информация воспроизводится распределением светочувствительного вещества и в конце концов преобразуется в структуру возбуждения нейронов в нашем мозге. Что, собственно, передается по этой длинной цепочке столь разнообразных носителей? Это информация об изображаемом объекте, т. е. согласно определению соотношения свойств его частей, воспроизводимые в каждом из носителей. В принципе, оригинальные соотношения могут либо прямо воспроизводитьсяна вторичном носителе в виде аналогичных соотношений в его структуре, либо обозначаться некими символами, другими соотношениями или их комбинациями. В первом случае мы имеем дело с аналоговым представлением информации, с аналоговым сигналом, а во втором - с символьным представлением, с кодовым сигналом.

В частности, кодовым сигналом является человеческая речь. В ней информация об оригиналах - соотношения свойств частей их структур -

стр. 139


передается словами и их отношениями, обозначающими или имитирующими оригинальные соотношения. Речь является примером воспроизведения информации о материальных объектах с помощью слов и других объектов человеческого языка.

Многие предметы искусства - рисунки, картины, скульптуры - являются обратными примерами воспроизведения информации о нематериальных объектах: размышлениях, чувствах, переживаниях, состояниях души и так далее, - в виде соотношений свойств материальных объектов. Сюда же относятся мимика и жестикуляция.

Становится также ясно, почему, несмотря на исходную объективность информации, существует необходимость в дополнительной ее характеристике - смысле. Все дело в том, что при копировании на новый носитель с оригинала переносится не вся информация, соотношения свойств объектов оригинала могут воспроизводиться на другом носителе другими объектами и другими свойствами, скопированная информация оказывается в другом окружении, может теряться ее привязка ко времени. Иначе говоря, скопированная информация теряет контекст оригинала и оказывается в отличном от него контексте вторичного носителя или воспринимающего субъекта. Установление исходного смысла информации во многих случаях связано с реконструкцией контекста оригинала, то есть с определением при сравнении каких свойств, каких объектов, при каких условиях и в каком окружении появилась данная информация. Заметьте, что когда такой контекст воспроизводится достаточно полно, трудностей с определением смысла не возникает. Например, устройства записи-воспроизведения звука не требуют специальных усилий для установления смысла звуков, ибо воспроизводят и материальный носитель - звуковое поле, и содержащуюся в нем информацию, то есть все основные части контекста слуховых ощущений при прослушивании оригинала. Поэтому, прослушивая граммофон, мы сразу понимаем, что говорит человек или играет скрипка. Однако та же информация, увиденная в виде изгибов канавки на граммофонной пластинке или в виде нотных знаков, требует специального выяснения ее смысла, ибо воспринимается в несвойственном оригиналу контексте. Более подробно осмысление информации рассмотрено в отдельной работе.

Итак, приведенные рассуждения показывают, что в первом приближении найденное определение соответствует представлениям об информации в затронутых областях и способствует прояснению связанных с информацией вопросов.

Заключение

По сути, в приведенном исследовании предпринята попытка раскрытия механизма того, что в философии известно как свойство мате-

стр. 140


рии, называемое отражением, и показано, что отражение происходит посредством информации. Дано и обосновано универсальное определение информации, проиллюстрирована его конструктивность.

Вследствие общности и внутренней логики работы, автор не мог не затронуть некоторые области, в которых не является специалистом. Если коллеги сочтут какие-то части работы недостаточно корректными, автор с благодарностью воспримет критику и рассчитывает на сотрудничество в углублении понимания предмета.

Описания материальной и информационной сторон реальности не сводятся одно к другому, а дополняют друг друга, требуя каждое своего языка. Пренебрежение одним из них, как и их некорректное смешение, не раз заводило автора в тупик. Второй из языков по причине новизны подхода нарабатывается вместе с ним. Автор, воспитанный в духе материализма, еще ощущает себя иностранцем в отношении к этому языку и нередко с трудом находит в нем слова для ясных формулировок. Тем не менее, даже такое, далеко не беглое, использование этого языка позволяет отвечать на некоторые стоящие перед наукой вопросы, что и является главным стимулом для его дальнейшего освоения.

В заключение автор выражает самую искреннюю признательность всем, кто в той или иной мере участвовал в обсуждении приведенной концепции, и, особо, В. И. Бодякину и А. П. Руденкову за плодотворное обсуждение и критику статьи.

-------

1. Словарь иностранных слов. М., 1988.

2. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

3. Мазур М. Качественная теория информации. М., 1974.

4. Чечкин А. В. Математическая информатика. М., 1991.

5. Эйген М., Винклер Р. Игра жизни. М., 1979.

6. Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. М., 1983.

7. Заличев Н. Н. Энтропия информации и сущность жизни. М., 1995.

8. Бодякин В. И. Куда идешь человек? Основы эволюциологии. Информационный подход. М., 1998.

9. Кастлер Г Возникновение биологической организации. М., 1967.

10. Кадомцев Б. Б. Динамика и информация. М., 1999.

11. Чернавский Д. С. Проблема происхождения жизни и мышления с точки зрения современной физики // Успехи физических наук. Т. 170. N 2.

12. Эйген М., Шустер П. Гиперциклы: принципы самоорганизации макромолекул. М., 1982.

13. Мелик-Гайказян И. В. Информационные процессы и реальность. М., 1998.

14. Shannon С. Е. А. Mathematical Theory of Communication // The Bell System Technical Journal. Vol. 27. 1948. July, October

15. Вентцель Е. С. Теория вероятностей. М., 1998.

Опубликовано на Порталусе 09 сентября 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама