Каталог
Порталус
Крупнейшая база публикаций

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ есть новые публикации за сегодня \\ 29.05.17

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ИНТЕРНЕТ-БИЗНЕС

Дата публикации: 30 мая 2016
Автор: Сергей Резник
Публикатор: А. Комиссаров
Рубрика: КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Источник: (c) Эксперт, 12-20-99
Номер публикации: №1464603093 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Сергей Резник, (c)

найти другие работы автора


Будущее американской экономики во многом зависит от успешного развития интернет-компаний

Интернет изменяет все вокруг. Прежде всего революционные сдвиги происходят в управлении компаниями. Если раньше на получение информации о состоянии предприятия тратилась неделя, то сейчас компьютер с программами типа SAP или Oracle автоматически собирает свежие данные, мгновенно представляя их менеджеру в необходимой форме.

Финансовый директор Cisco Systems Ларри Картер недавно сказал в интервью журналу Fortune: "Щелкнув пару раз мышью и введя пароль, я могу вызвать на экран данные по выручке компании, прибыли, заказам, скидкам, крупнейшим десяти покупателям -- и все это будут сведения за предыдущий день". При этом Cisco Systems -- корпорация со штатом в 18000 человек и объемом продаж 10 млрд долларов в год.

Сеть активно используется компаниями также в операциях с поставщиками комплектующих. Сделать заказ на дополнительную партию через сеть, чтобы как можно быстрее выполнить новый заказ покупателя, становится обычным делом для современных корпораций. Это также позволяет снижать уровень складских запасов, что в свою очередь отражается на издержках производства.

Изменяя привычные способы ведения бизнеса, Интернет не терпит компромиссов, нарушая спокойствие многих еще недавно устойчивых субъектов бизнеса. К первым пострадавшим можно отнести дистрибуторские компании. Авиакомпании уже приступили к сокращению расходов на комиссию дилерам. American Airlines тратила примерно 1,2 млрд долларов на агентскую комиссию, и это третья по величине статья расходов корпорации после топлива и зарплаты сотрудникам. Агенты получают 8 долларов за продажу билета, данные о которой вводятся в компьютерную систему бронирования. Если же билет куплен через Интернет, стоимость бронирования билета составляет менее одного доллара.

Интернет позволяет продавать и более сложную продукцию, нежели авиабилеты. Производитель получает прямой выход на покупателя, который может заказывать товары с некоторыми модификациями. Этой особенностью уже пользуется Dell Computer. Через интерактивную сеть покупатели моделируют компьютер с необходимыми им характеристиками (объем памяти, CD-Rom менее или более скоростной, объем видеопамяти для игр или графических программ). Получив данные о цене компьютера, они делают заказ он-лайн. Dell мгновенно отправляет поставщикам заказы на комплектующие, собирает новый "оригинальный" компьютер и доставляет товар покупателю. Работники Ford Motor уже могут заказывать по внутренней сети автомобиль с самыми различными характеристиками. Им не надо посещать демонстрационные залы, а компании не приходится держать лишний товар на складе. Корпорации входят в период массового производства оригинальной продукции для конкретного покупателя.

Hi-tech будущее

Экономика США подошла к черте, когда для найма дополнительных работников придется увеличивать зарплату, что сразу скажется на уровне инфляции. Интернет стал спасательным кругом. Используя новые технологии, компании сокращают штаты, наращивая при этом объемы производства, что ведет к увеличению производительности труда -- сильнейшему тормозу инфляции. Одновременно Интернет помогает эффективно трудоустраивать освободившихся работников в других секторах. Корпорации получают десятки тысяч резюме по сети, доверяя первичный анализ кандидатов компьютерам.

От макроэкономического влияния Интернета в первую очередь выигрывает переживающий крупнейший в истории бум фондовый рынок США. Инвесторы, заработав баснословные прибыли на росте акций компаний реальной экономики, сегодня вкладываются в акции hi-tech и интернет-компаний. Все внимание игроков виртуального казино NASDAQ (внебиржевой рынок акций высокотехнологичных компаний) приковано теперь к американскому сектору hi-tech. Именно владельцы интернет-компаний, превратившись из фанатов компьютерных технологий в удачливых бизнесменов, получат наибольшую выгоду от происходящих сегодня перемен. Уже подсчитано, что к концу 1999 года глобальная торговля по сети может достигнуть 111 млрд долларов. Дальнейшие темпы роста будут только увеличиваться, и через три года объемы интернет-продаж превысят 1,3 трлн долларов. Все эти безумные финансовые потоки будут обслуживать компании виртуального бизнеса.

Неповоротливые динозавры

Крупнейшие корпорации проглядели появление Интернет -- огромного рынка с большими возможностями. Когда же они спохватились, выяснилось, что в этой нише уже успешно доминируют интернет-компании, которые постоянно поглощают друг друга, пытаясь занять как можно больше сетевых рынков. Тратя все средства на инвестиции, они несут убытки, для покрытия которых занимают средства на финансовых рынках. Чем выше у компании уровень убытков, тем больше она вложила средств и тем лучше у нее перспективы, за которые инвесторы готовы платить огромные деньги на бирже.

Когда корпорации реального сектора наконец поняли, что к чему, они, естественно, предприняли ряд попыток поглощений интернет-компаний. Однако безуспешно. Проблема заключалась в стоимости виртуальных игроков. Например, авиакомпания, желающая продавать билеты он-лайн, не может купить торгующий билетами сайт Priceline.com, так как рыночная стоимость последней равна стоимости крупнейшей американской авиакомпании American Airlines. Кроме того, для акционеров существующей прибыльной компании реального сектора покупка убыточной интернет-компании ударила бы по прибылям и дивидендам, отпугнув традиционно настроенных инвесторов. И наоборот -- для интернет-инвестора или сотрудника с большой опционной зарплатой поглощение медленно растущей корпорацией из реального сектора означает потерю акций с огромным потенциалом роста котировок. В итоге они теряют интерес к интернет-компаниям, приобретенным фирмами из традиционных отраслей.

Другая причина того, что интернет-компании развиваются фактически "параллельно" с традиционным бизнесом -- это гигантские расходы, необходимые для запуска собственной сетевой фирмы. Реальный сектор должен платить зарплату наличными, тогда как сетевые фирмы платят ее своими быстро растущими акциями. В США появились тысячи мультимиллионеров, владеющих акциями интернет-фирмы -- своего работодателя. Среди них -- управленцы, специалисты по компьютерам, секретари. Поэтому компаниям из традиционных секторов экономики чрезвычайно трудно переманить специалистов по компьютерным технологиям сетевого сектора, которым приходится предлагать очень высокую зарплату. Тогда как интернет-компании, наоборот, с легкостью находят профессионалов на опционную зарплату. Интересно, что в районе Силиконовой долины цены на жилые дома растут и падают вслед за индексом NASDAQ с временным лагом в месяц-полтора.

Однако этим неприятности для реального сектора уже не ограничиваются. Ситуация вполне может начать развиваться в обратном направлении -- впору говорить о том, что образованные год-два назад интернет- компании начнут вскоре скупать американские корпорации, чья история насчитывает не одно десятилетие. Ведь стоимость многих из них уже сопоставима.

Наиболее органичными приобретениями для, например, сетевых магазинов могли бы стать американские банки с развитой сетью филиалов и стабильным карточным бизнесом. Такой альянс способен резко увеличить прибыльность интернет-торговли. Ведь все клиенты банка автоматически становятся клиентами виртуального магазина, а инфраструктура кредитной организации может ускорить расчеты между покупателями и продавцами. Также открываются большие перспективы по использованию различных скидок и перекрестных продаж. "Я думаю, что некоторые порталы с сильными брэндами могут слиться с компаниями на различных рынках, такими как банки и страховые компании, которые обслуживают миллионы и десятки миллионов покупателей", -- заявил недавно глава интернет-холдинга CMGI Дэвид Везерел в интервью виртуальной газете Red Herring. Те же слова применимы и к телекоммуникационному рынку, сфере производства развлекательной продукции или медиабизнесу. Увеличивающиеся темпы роста сетевых фирм не оставляют сомнений, что в случае сохранения макроэкономических тенденций в американской экономике в самое ближайшее время интернет-компании могут начать массовую скупку реальных активов.

Когда гаснет неон

Инфляция, на которую так усмиряюще влияет Интернет, одновременно является одной из самых больших угроз для сетевых компаний. Достаточно ценам и процентным ставкам под действием различных факторов взлететь резко вверх, как у инвесторов не будет лишних денег для финансирования строителей новой экономики. Интернет-бизнес, как зона повышенного риска, останется один на один со своими убытками без средств к существованию. Крушение виртуальных акций станет делом одной недели. Ведь благодаря самим же высокотехнологичным компаниям инвесторы имеют мгновенный доступ к биржевым торгам практически из любого места на Земле. Чтобы сбросить акции, достаточно набрать номер своего брокера или зайти на его страничку в Интернет.

В ближайшее время решится вопрос: успеет ли Америка создать новую экономику, основанную на высоких технологиях, и послужит ли она примером для Европы, осторожно переходящей на интернет-технологии. Или же перегретый фондовый рынок США не выдержит напряжения и обрушится, увлекая за собой в кризис американскую экономику, а ведь это четверть всей мировой экономики.

---------------

Как за три года стать дороже Boeing

Американская интернет-компания Amazon.com стоит сегодня больше 27 млрд долларов. Это заметно превышает рыночную капитализацию инвестиционного банка J.P. Morgan (21 млрд) и более чем в три раза выше стоимости одной из ведущих авиастроительных компаний мира -- Lockheed Martin. Годовая прибыль и J.P. Morgan, и Lockheed Martin порядка 1 млрд долларов, тогда как Amazon.com компания убыточная (потери свыше 120 млн).

Чтобы достичь таких впечатляющих результатов, интернет-компании придерживаются на фондовом рынке определенной стратегии. При первичном размещении они продают только незначительное количество акций (почти никогда больше 10% всех эмитированных бумаг), при этом устанавливается цена заведомо ниже предполагаемой рыночной. Это гарантирует внушительный рост цены акций в первый же день торгов и дает ценным бумагам брэнд "горячей собственности". Небольшое предложение акций со стороны интернет-компаний помогает держать цены на высоком уровне и дает уверенность в том, что, когда компании понадобится дополнительный капитал при втором или третьем размещении акций на рынке, капитал будет предоставлен. Так, например, данная стратегия помогла Amazon.com привлечь на рынке 1,6 млрд долларов после первого размещения акций на сумму 54 млн в 1997 году. И это удалось компании, которая никогда не была прибыльной.

Со временем компании проводят дополнительные эмиссии акций, расширяя предложение. Тогда спекулянты уходят с рынка, а их место занимают респектабельные инвесторы -- инвестиционные и пенсионные фонды, такие как Fidelity или IBM Retirement Plan. По такой схеме, скажем, три года росли акции портала Yahoo!, который уже в три раза дороже авиастроителя Boeing, и это при том, что последний приносит прибыли в 40 раз больше.

Интернет-компании до самого последнего времени представляли собой закрытую бизнес-касту, живущую по своим особым законам. Для большинства корпораций реального сектора существуют традиционные показатели, по которым судят о стоимости компании и ее акций -- балансовая стоимость, текущая прибыль, прогнозируемый рост прибыли, отношение рыночной капитализации к прибыли (P/E ratio) и т. д. Но при оценке интернет- компаний инвестор не может пользоваться общепринятыми подходами, так как эти компании практически не имеют материальных активов, прибыли у них либо ничтожно малы, либо они вообще убыточны. А будущий рост прибыли даже приблизительно оценить невозможно. Стоимость сетевой компании определяется ее "перспективностью". Отсюда особая методика оценки интернет-компаний, которая задает их менеджерам модель поведения. Наверх вырываются сайты со следующими наилучшими показателями: рыночная стоимость/число пользователей, рыночная стоимость/возможная доля рынка, выручка/число подписчиков. Вот почему все внимание сконцентрировано на строительстве сетевых империй. Одни интернет-компании поглощают другие, расплачиваясь своими дорогими акциями (только Yahoo! за последнее время приобрел, например, GeoCities за 4,6 млрд долларов и Broadcast.com за 5,7 млрд). Менеджеры торопятся скупить как можно больше других интернет-компаний, стремясь максимально нарастить число пользователей и другие показатели. Иначе это сделают конкуренты.

-----------------------

Таблица 1. Капитализация крупнейших интернет-компаний и банков США (данные на 4 ноября 1999 г.) Отрасль интернет-экономики Капитализация, млрд долларов количество средняя стоимость компании, млрд долларов среднее P/E Количество прибыльных компаний Е-Бизнес-сектор 476 50 9,5 449 18 е-Инфраструктура 361 19 19,0 308 5 е-Услуги корпорациям 86 23 3,8 227 10 е-Реклама 29 8 3,6 1424 3 Е-Потребительский сектор 363 49 7,4 1038 9 е-Розница 60 16 3,7 6353 1 е-Финансы 50 7 7,2 484 4 е-Новые медиакомпании 68 16 4,2 285 3 Интернет-провайдеры 185 10 18,5 204 1 Всего 839 99 8,5 646 27 Банковский сектор Крупнейшие банки США (Fortune 1000-1999 гг.) 1828 43 42,5 20 43 Крупнейшие региональные банки США 595 16 37,2 18 16 Источник: расчеты "Эксперта" по данным USA Today, Fortune, Yahoo!Finance.

Таблица 2. Финансовые показатели виртуальных и реальных компаний Выручка, млн долларов Прибыль, млн долларов Р/Е* Капитализация*, млрд долларов Интернет-компания Компания реального сектора Капитализация*, млрд долларов Выручка, млн долларов Прибыль, млн долларов Р/Е* 2600 92 239 192,8 America On-line Citigroup 185,9 76431 5807 25 203 26 1278 89,5 Yahoo! Mobil 80,0 53566 1704 47 610 -125 - 35,3 Amazon.com Boeing 35,3 56154 1120 18 16 40 6900 30,6 Internet Capital Group Bank of New York 27,7 5300 1192 16 92 17 41 23,1 CMGI J.P. Morgan 23,0 18425 963 16 47 3 8121 20,7 eBay Eastman Kodak 19,3 13406 1390 17 161 -40 - 8,5 Priceline.com American Airlines 8,9 19205 1314 11 245 -0,7 - 8,3 E*trade Marriot International 8,0 7968 390 21 50 -89 - 5,8 eToys Goodyear tire & rubber 4,4 12648 682 15 83 -92 - 3,3 Ticketmaster US Airways 2,0 8688 538 6 417,9 Всего Всего 394,5 *Данные на 9 декабря 1999 года. Источник: Fortune, The Wall Street Europe, BusinessWeek, Yahoo!.Finance.

Опубликовано 30 мая 2016 года




© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.
Ваше мнение?