Рейтинг
Порталус

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

Дата публикации: 23 февраля 2017
Автор(ы): Иванова Галина Анатольевна
Публикатор: Шамолдин Алексей Аркадьевич
Рубрика: КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Источник: (c) Журнал руководителя управления образованием, № 8, Октябрь 2013, C. 64-68
Номер публикации: №1487863844


Иванова Галина Анатольевна, (c)

Иванова Галина Анатольевна, методист МБОУ ДПО (ПК) С ИМЦ г. Белово

Введение

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в основу развития системы образования заложены такие принципы, как:

- открытость образования к внешним запросам;

- применение проектных методов;

- конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике;

- адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений.

Все указанные принципы модернизации образования позволяет реализовать модель сетевого взаимодействия образовательных учреждений.

Актуальность сетевого взаимодействия в сфере образования сегодня заключается в том, что оно предоставляет технологии, позволяющие динамично развиваться образовательным учреждениям. Наиболее эффективна такая модель при использовании современных информационно-телекоммуникационных технологий, сети "Интернет".

При сетевом взаимодействии происходит не просто сотрудничество, обмен различными материалами и инновационными разработками, а идет процесс работы образовательных учреждений над совместными проектами, разработка и реализация совместных программ.

Несмотря на необходимость сетевого взаимодействия, не все образовательные учреждения сегодня готовы к нему.

Сложности с реализацией сетевого взаимодействия связаны, на наш взгляд, в основном:

- с неумением педагогов использовать интернет-ресурсы в образовательных целях;

- с несформированностью ИКТ-компетенций участников образовательного процесса (в первую очередь педагогов).

стр. 64
Условия сетевого взаимодействия учителей

Наш опыт показывает, что для разработки и успешной реализации сетевого взаимодействия внутри образовательного учреждения и на муниципальном уровне необходимы следующие условия:

- развитие ИКТ-компетентности, в том числе обучение педагогов использованию ресурсов Интернета в образовательном процессе, в процессе повышения собственной квалификации, для участия в работе профессиональных сообществ;

- использование дистанционных технологий в образовательном процессе;

- наличие в каждой организации современных компьютеров со скоростью подключения к Интернету не ниже 2 Мб, наличие средств для видеоконференцсвязи, интерактивных досок, мобильных классов.

 

В качестве интернет-ресурса, на базе которого формируется сетевое взаимодействие участников образовательного процесса, можно рассматривать группу информационных сайтов. Для такой сети можно выделить три существенных качества:

- сегментация (сеть состоит из автономных сегментов (сайтов), которые организационно самодостаточны).

При этом целесообразно наличие сайта, который выполняет организационные, информационные, системообразующие функции, объединяя и регулируя работу всех участников образовательного процесса. Таким сайтом на муниципальном уровне является сайт управления образования или информационно-методического центра, на региональном уровне - сайт института повышения квалификации и переподготовки кадров или регионального министерства образования;

- децентрализация (в сети представлены горизонтальные связи, предусматривается и реализуется мобильное лидерство, лидером становится тот, кто предлагает идеи, организует работу по их воплощению);

- общие ценности и объединяющие идеи для всех участников образовательной сети.

Формы сетевого взаимодействия участников образовательного процесса будут зависеть от уровня сформированности ИКТ-компетенций педагогов. (Подробное описание уровней доступно на сайте журнала http:// obr.direktor.ru.)

Для реализации сетевого взаимодействия педагогов необходимо обеспечить всем желающим доступ к сетевым ресурсам в любое время.

Стихийно складывающийся процесс формирования сети, может длиться достаточно долго. Возникает вопрос об управлении этим процессом.

Управление сетевым взаимодействием учителей на муниципальном уровне

В 2012/2013 учебном году в г. Белово принято решение приступить к управляемому формированию сетевого взаимодействия образовательных учреждений.

Эта задача поручена информационно-методи-

стр. 65
ческому центру, которым разработана и реализуется программа "Сетевое взаимодействие", призванная развивать условия для взаимодействия всех участников образовательного процесса в сети.

Ожидаемый результат организации сетевого взаимодействия может быть сформулирован следующим образом:

- обновление форм и методов работы педагогического коллектива;

- активизация участия образовательной организации в решении конкретных образовательных проблем в процессе выхода в сетевое пространство;

- повышение качества работы образовательной организации в результате создания электронной информационно-образовательной среды в организации, повышения уровня ИКТ-компетентности всех участников образовательного процесса.

Понятно, что программа реализуется не "с чистого листа". На текущий момент:

- все 22 общеобразовательных учреждения города имеют школьный сайт, высокоскоростной доступ в Интернет;

- примерно 10% педагогов активно участвуют в работе профессиональных сетевых сообществ;

- около 20% педагогов принимают участие сами и организуют участие своих учеников в дистанционных мероприятиях регионального, федерального уровней: конкурсах, проектах, тренингах;

- сайты управления образования и информационно-методического центра предоставляют информацию, но не являются организаторами дистанционных мероприятий на муниципальном уровне.

В сентябре 2012 года в городе начала работу творческая группа (С работой творческой группы можно ознакомиться на сайте "Дистанционное обучение в г. Белово": https://sites.google.com/ site/distbelovo), в которую вошли заместители директоров тех школ города, педагоги которых приступили к освоению дистанционных образовательных технологий и активному участию в формировании муниципального сетевого профессионального сообщества.

Восемь школ г. Белово получили оборудования для организации видеоконференцсвязи, которое должно ускорить процесс освоения педагогами дистанционных образовательных технологий. Но овладение и использование учителями дистанционных технологий предполагает высокий уровень сформированности ИКТ-компетентностей педагогов, активное участие в работе сетевых профессиональных сообществ на муниципальном, региональном, федеральном уровнях.

Для этого информационно-методическим центром в рамках оказания методической помощи педагогам города, осваивающим дистанционные образовательные технологии, создана творческая группа, которая объединила учителей, приступивших к изучению основ разработки дистанционных курсов. (План этой работы представлен на сайте журнала http://obr. direktor.ru )

Педагоги ознакомились с требованиями к структуре и содержанию дистанционного курса, разработали пример модуля курса, размещают его в СЭДО (система электронного дистанционного обучения) и пробуют проводить дистанционные занятия с использованием модуля. Следующим шагом будет работа над полным дистанционным курсом. Шесть школ города уже зарегистрировали и ведут работу по освоению СЭДО. (Для проведения дистанционных мероприятий используется система дистанционного обучения Moodle на сайте: http://5belovo. smartlearn.ru)

Для повышения уровня ИКТ-компетентности педагогов на базе одной из школ города создан ресурсный центр "Использование мультимедийных технологий в образовательном процессе". Ресурсным центром проведены городские семинары для педагогов по работе с интерактивной доской.

Активизирована работа сайта ИМЦ через организацию работы форума - созданы темы для обсуждения различных вопросов, например:

- система оценки достижения обучающимися планируемых результатов;

- проектная деятельность на уроках химии, биологии, географии;

стр. 66
- государственно-общественное управление.

Началась работа по созданию виртуальных методических объединений учителей:

- информатики (http://informatik-belo.ucoz. ru);

- химии и географии (http://mo-himik.ucoz. ru);

- биологии (http://biologia-belovo.ucoz.ru).

Используя СЭДО, методисты проводят дистанционные мероприятия, например вебинары ("Создание дистанционных мероприятий в Moodle", "Разработка дистанционного занятия").

Самым значительным мероприятием, которое привлекло внимание всех педагогов, стал первый муниципальный дистанционный конкурс "Дистанционный учитель Белово - 2013". (Положение о конкурсе доступно на сайте журнала http://obr. direktor.ru.)

В конкурсе зарегистрировались 43 участника. В течение пяти недель педагоги активно осваивали формы сетевого взаимодействия: форум, чат, вебинары, телеконференция. Освоили сервисы Веб 2.0 и научились создавать коллективные документы, презентации, опросы, задания с использованием сервиса LearningApps.

И самое интересное и самое сложное - разработали собственное дистанционное занятие и провели его для своих коллег. В финал вышли 13 педагогов - те, кто не только освоил сервисы Веб.2.0, но и разработал и провел дистанционное занятие.

Заключение

Процессы информатизации, широкое использование информационно-коммуникационных технологий являются условием выполнения государственного заказа на развитие образования. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, стратегия построения информационного общества в России формируют запрос не только на обновление информационно-образовательной среды образовательных организаций, но и на эффективное использование их ресурсов.

А это невозможно без организации сетевого взаимодействия в сфере образования. Сетевое взаимодействие позволяет сформировать в образовательном учреждении электронную информационно-образовательную среду, обеспечить непрерывное профессиональное развитие педагогов.

Информационно-образовательная среда в этом случае выступает сферой и средством развития профессиональной компетентности педагогов. Считаем, что формирование сетевого взаимодействия образовательных учреждений на муниципальном уровне позволит школам успешно сформировать информационно-электронную среду и каждого учреждения, и на уровне города.

стр. 67
ПРИЛОЖЕНИЕ

Формы сетевого взаимодействия педагогов в зависимости от уровня сформированности ИКТ-компетенций

 

Опубликовано на Порталусе 23 февраля 2017 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама