Рейтинг
Порталус

Учитель в Интернете. Комментарии к результатам Всероссийской интернет-переписи российских педагогов

Дата публикации: 28 февраля 2017
Автор(ы): Селивёрстова Ирина Валерьевна
Публикатор: Шамолдин Алексей Аркадьевич
Рубрика: КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Источник: (c) Журнал руководителя управления образованием, № 5, Октябрь 2012, C. 11-17
Номер публикации: №1488281521


Селивёрстова Ирина Валерьевна, (c)

Селивёрстова Ирина Валерьевна, заместитель директора некоммерческого партнёрства "Межрегиональная Ассоциация Мониторинга и Статистики Образования"

 

О цифровом разрыве

 

В конце 2011 года в российском интернет-пространстве был реализован необычный проект - "Всероссийская интернет-перепись учителей - 2011". Неординарность данного мероприятия заключается, во-первых, в его принципах, во-вторых, в масштабе. Основными принципами стали: добровольность участия и электронный формат. Информация об этой акции распространялась только через Интернет.

 

Анкету переписи, которая размещалась на портале РИА Новости, мог заполнить любой учитель добровольно и анонимно.

 
стр. 11

 

За два месяца проведения переписи в ней приняли участие 82 627 учителей, или 7,85% всех школьных учителей РФ. Некоторые из результатов анкетирования обсуждаются в данной статье в контексте проблемы цифрового разрыва.

 

Проблема цифрового разрыва digital divide ("цифрового барьера", "цифрового неравенства", "информационной изоляции", "информационного неравенства" и т.д.) обсуждается мировым сообществом уже больше 10 лет. Согласно наиболее распространённому определению, цифровой разрыв - это "разрыв между теми, кто располагает регулярным и эффективным доступом к современным информационно-коммуникационным технологиям, и теми, кто подобным доступом не располагает". [Перфильева О. В. Проблема цифрового разрыва и международные инициативы по её преодолению // Вестник международных организаций. 2007. N 2 (10).]

 

Проблема цифрового неравенства рассматривается чаще на страновом и межстрановом уровне. Возможно ли существование цифрового разрыва внутри одной профессиональной группы? Существуют ли цифровые барьеры у российского учительства в настоящий момент? Какие факторы могут спровоцировать появление или активизацию цифрового разрыва? Могут ли какие-либо управленческие действия нивелировать негативные процессы формирования и закрепления цифрового неравенства?

 

Приведённые ниже данные могут дать основание для размышлений над этими и другими вопросами.

 

Некоторые результаты интернет-переписи

 

В последние годы в стране реализована целая серия крупных проектов по поддержке процессов информатизации образования: это инициативы, реализованные в рамках ФЦП "РЕОИС", ФЦПРО, приоритетного национального проекта "Образование", проекта "Информатизация системы образования", образовательных проектов международных компаний Intel и Microsoft, отдельных региональных программ информатизации.

 

Декларируется, что большинство общеобразовательных учреждений подключено к сети Интернет, то есть созданы все предпосылки для формирования ИКТ-насыщенной образовательной среды в каждой школе или - в логике цифрового разрыва - созданы все условия для выравнивания цифровых возможностей каждой школы. Какова же реальная ситуация?

 

На призыв участия в переписи, размещённый на большинстве крупных федеральных образовательных порталов, то есть в местах, которые теоретически посещает значительное количество российских учителей, отозвались за два месяца почти 8% всех российских учителей. Много это или мало? Для необязательного опроса в условии тотального временного дефицита это очень много. Для страны, в которой большинство субъектов Федерации отчиталось о подключении основной массы школ к Интернету, это мало. Даже чрезвычайно мало, если учесть, что 28,5% всех участников переписи являются жителями одного субъекта РФ.

 

Результаты данного исследования позво-

 
стр. 12

 

ляют с определённой долей допущения сформировать портрет интернет-сообщества российского учительства, то есть тех, кто находится в более выигрышном положении по отношению к остальной части педагогического корпуса.

 

Оставим за рамками обсуждения вопрос о том, нужны ли информационные технологии в образовании, или классические методы преподавания вполне способны обеспечить новое качество образования.

 

Важно зафиксировать, что владение ИКТ создаёт новые возможности для развития тех, кто их использует.

 

Ценность применения ИКТ не сводится к сумме той информации, которую человек получил из Интернета, поскольку отдельную самостоятельную ценность приобретает то приращение человеческого капитала, которое получает индивид в процессе работы с новой информационной средой.

 

По мнению авторов Всемирного доклада ЮНЕСКО "К обществам знания", существует множество факторов, влияющих на цифровой разрыв, в том числе экономические ресурсы, география, пол, язык, образование, занятость и физическая полноценность. [URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0014/001418/141843r.] Определим, имеют ли влияния названные факторы в отношении ИКТ-активности российских учителей.

 

1. Экономически ресурсы

 

По результатам исследования уровень благосостояния региона никак не коррелирует ни с масштабами, ни с активностью использования учителями ИКТ. В то же время отсутствие достаточного ресурсного обеспечения школы и даже отдельной классной комнаты становится барьером для активного внедрения учителем информационно-коммуникационных технологий в свою педагогическую практику.

 

2. Территориальные различия

 

Зафиксирована значительная дифференциация между активностью использования ИКТ учителями с различных территорий. Доля участников переписи из отдельных регионов колеблется от 67,3% всех школьных учителей из Республики Татарстан, до 0,03% - из Чеченской Республики.

 

При этом важно, что активность использования учителями Интернета никак не связана с типом местности (город / село). В акции приняло участие 42,8% сельских учителей (в целом по РФ доля сельских учителей составляет 42%). Из числа внешних факторов, имеющих количественную оценку в данных государственной статистики, единственным, оказывающим значимое влияние на интернет-активность учителей, оказался уровень развития инфраструктуры ИКТ в регионе.

 

Значимым внутрисистемным фактором, влияние которого косвенно подтверждено переписью, можно назвать образовательную политику. Зафиксировано как минимум три стратегии:

 

1) широкомасштабное привлечение учителей к работе с ИКТ.

 

При этом большинство педагогов на элементарном уровне владеет минимумом компьютерных программ и не имеет мотивации к самостоятельному освоению интернет-ресурсов;

 
стр. 13

 

2) фокусированное обучение отдельных групп учителей широкому спектру возможностей ИКТ и поощрение их выхода на общероссийские образовательные интернет-ресурсы;

 

3) использование субъектом Федерации только собственных региональных интернет-площадок. Учителя из подобных регионов практически не участвовали во Всероссийской интернет-переписи учителей.

 

3. Гендерные различия

 

Интересным результатом исследования стал тот факт, что на использование учителями ИКТ незначительно, но влияет их половая принадлежность. Российские учителя опровергли традиционное представление о том, что мужчины имеют определённые преференции в области ИКТ. В российской интернет-переписи учителей женщин-участниц в долевом соотношении было больше, чем женщин-учителей в России.

 

4. Образование

 

Фактор образования, как базового, так и дополнительного, оказывает существенное влияние на использование учителями ИКТ:

 

- чем выше уровень образования, тем более широко и более активно использует учитель технологии в своей педагогической практике;

 

- учителя, продемонстрировавшие высокий уровень владения различными компьютерными программами и сервисами, а также высокий уровень сетевой активности, чаще, чем другие учителя, заявляли о своём участии в образовательных программах и сетевых проектах, направленных на повышение квалификации учителей (образовательные программы Intel, портал "Сеть творческих учителей", открытая образовательная сеть "Дневник.ру", Фестиваль "Открытый Урок").

 

5. Возраст

 

Учителя пенсионного возраста хуже осваивают ИКТ, чем их более молодые коллеги, и реже ими пользуются. Так, среди участников опроса только 10,9% учителей старше 55 лет, в то время как в среднем по России доля учителей пенсионного возраста составляет 18%.

 

Выявлена чёткая обратная зависимость между частотой использования учителем интернет-технологий в педагогической практике и возрастом.

 

Результаты опроса дают возможность полагать, что стратегия массового административного привлечения учителей к использованию ИКТ в первую очередь дискриминирующим образом влияет на учителей пенсионного и предпенсионного возраста.

 

6. Специализация

 

Преподаватели различных предметов в значительной степени отличаются друг от друга как по набору компетенций, связанных с ИКТ, так и по степени активности в интернет-пространстве.Проблемы информационного разрыва не затрагивают учителей информатики, которые являются лидерами по освоению всех компьютерных технологий и интернет-сервисов и активными пользователями различных образовательных ресурсов. Треть (33,2%) учителей информатики заявила, что у них нет никаких препятствий или трудностей, которые им мешают приме-

 
стр. 14

 

нять Интернет в своей профессиональной деятельности на том уровне, на котором они хотели бы.

 

Самый низкий показатель оценки своей сетевой активности, помимо учителей физической культуры, дали учителя начальных классов. Представители интернет-аудитории учителей этой группы оценили свою сетевую активность на 6 баллов по 10-балльной шкале, где 1 - "почти не пользуюсь Интернетом"; 2 - "являюсь пассивным читателем"; 10 - "активный пользователь Интернета, создаю свои ресурсы, обучаю других". Средняя самооценка уровня активности в Интернете у учителей начальных классов - участников переписи даже ниже, чем у учителей трудового обучения и учителей русского языка.

 

Невысокий уровень владения ИКТ со стороны учителей физкультуры и трудовиков в некоторой степени объясняется спецификой их педагогической деятельности, в то время как оценка своей сетевой активности как недостаточной у учителей начальных классов и русского языка имеет совершенно другие причины.

 

Представители именно этих двух групп чаще других заявляли, что того уровня владения информационно-коммуникационными технологиями, который есть у них сейчас, недостаточно, чтобы осуществлять свою педагогическую деятельность на современном качественном уровне (37,3% и 35% соответственно).

 

Чаще всего респонденты именно этих двух групп называли в качестве препятствий, которые лично им мешают применять Интернет в своей профессиональной деятельности на том уровне, на котором они хотели бы, "недостаточно хорошее умение работать с интернет-технологиями" (29,8% учителя начальных классов и 27,5% - учителя русского языка и литературы) и "невысокий уровень владения дистанционными формами обучения не позволяет самостоятельно повышать квалификацию в дистанционных формах обучения или организовывать дистанционное обучение своих учеников" (33,1% и 29,9% соответственно). Отсутствие равных по сравнению с другими группами возможностей использования ИКТ у учителей начальных классов подтверждает и тот факт, что они хуже своих коллег обеспечены компьютерами и интернет-подключением на рабочем месте. Дома почти все учителя начальных классов (94,2%) имеют компьютер, подключённый к Интернету (87,8%), на работе же такую возможность имеют 71,9% и 55,6% соответственно.

 

Можно констатировать, что предметная специализация может стать одним из факторов, формирующих цифровой разрыв в учительской среде.

 

Важным условием внедрения ИКТ в педагогическую практику является мотивация самих школьных учителей. Никакое административное давление не может заставить учителя применять технологии и использовать интернет-ресурсы, если у него нет личной заинтересованности. Результаты переписи продемонстрировали довольно неожиданную иерархию мотивов (табл. 1) учительской интернет-аудитории.

 
стр. 15

 

Таблица 1. Какие преимущества вам даёт использование в своей профессиональной практике интернет-технологий?

 

Личностный рост, мотив к собственному развитию

82,3%

Появляется возможность оперативного знакомства с опытом лучших педагогов и новейшими методическими разработками

73,6%

Интернет-технологии делают обучение интересней для детей и повышают их мотивацию

70,9%

Преимущества при аттестации

68,4%

Причастность к современным технологиям позволяет не отставать от собственных учеников и чувствовать себя современным человеком

67,8%

Свобода общения с коллегами, "не чувствуешь себя один на один с профессиональными проблемами"

58,9%

Дистанционные формы обучения позволяют повышать свою квалификацию, не выезжая из дома и не отрываясь от основной профессиональной деятельности

53,4%

Профессиональные конкурсы и другие мероприятия в Интернете позволяют держать себя в тонусе, дают импульс к развитию

48,9%

Автоматизированные системы управления учебным процессом облегчают профессиональную деятельность и избавляют от рутины

40,6%

С помощью Интернета легче и быстрее выстраивать процесс коммуникации и оперативную обратную связь с родителями учеников

39,6%

Поощрение со стороны руководства школы (вышестоящих органов)

39,5%

Современные интернет-сервисы стирают границы, делают возможным совместную деятельность учителей и учеников из разных регионов

38,8%

Отсутствие претензий и взысканий со стороны руководства школы (вышестоящих органов

30,5%

 
 
 
 
 

Опора на заявленные самими учителями мотивы освоения ИКТ может сделать стратегию повышения квалификации педагогических кадров по ИКТ более эффективной и целенаправленной.

 

В завершение необходимо отметить, что отсутствие доступа к интернет-ресурсам и низкий уровень освоения ИКТ разными группами учителей не являются свидетельством более низкого качества их преподавания.

 

Активное использование различного рода возможностей, предоставляемых интернет-пространством (хранилища ЦОР и ЭОР, дистанционные образовательные программы, обмен опытом, сетевое взаимодействие и т.д.), повышает квалификацию учителей, входящих в интернет-сообщество. Возможно, они не становятся лучшими, но у них точно появляется больше шансов, больше возможностей, в том числе за счёт повышения эффективности своей деятельности.

 

Отсутствие должных ИКТ-компетенций у части учителей провоцируют их информационную изоляцию и дисбаланс между современными требованиями к системе образования и возможностями педагогов.

 
стр. 16

 

Некоторые выводы

 

На основе анализа данных исследования представляется важным зафиксировать, что цифровой разрыв в отношении отдельных групп российских учителей реально существует.

 

Отсутствие выверенной федеральной и региональной политики может спровоцировать дальнейшее усугубление цифрового неравенства, которое в первую очередь отразится на качестве преподавания и соответственно на качестве образования российских детей.

 

Основными факторами, определяющими цифровое неравенство в среде российского учительства, являются специфика регионов, возраст педагогов и предметная специализация.

 

Влияние территориальной специфики, а также проблему вовлечения учителей отдельных "дискриминированных" возрастов можно компенсировать сбалансированной образовательной политикой и качественными изменениями программ повышения квалификации с опорой на личную мотивацию педагогов.

Опубликовано на Порталусе 28 февраля 2017 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама