Каталог
Порталус
Крупнейшая база публикаций

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ есть новые публикации за сегодня \\ 18.12.17

ОТМЕТКИ ДОСТУПНЫ КРУГЛОСУТОЧНО

Дата публикации: 06 марта 2017
Автор: Кацай Ирина Ивановна
Публикатор: Шамолдин Алексей Аркадьевич
Рубрика: КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Источник: (c) Журнал руководителя управления образованием, № 2, Март 2013, C. 71-75
Номер публикации: №1488798292 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Кацай Ирина Ивановна, (c)

найти другие работы автора

 

Кацай Ирина Ивановна, начальник службы информационно-аналитического обеспечения Управления образования Центрального района администрации города Челябинска

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Эта история началась летом 2011 года, когда появились единые требования к системам ведения журналов успеваемости учащихся в электронном виде. Проект тогда обсуждался, и к зиме 2012 года Министерство образования выпустило соответствующее письмо. [Письмо Минобрнауки России от 15.02.2012 N АП-147/07 "О методических рекомендациях по внедрению систем ведения журналов успеваемости в электронном виде".]

 

Однако у дотошного руководителя вопросы всё равно остались (почему возникла необходимость введения электронных журналов, а главное, зачем их вводить, что надо делать, как это организовать и какие программные средства использовать, кто это всё будет делать).

 

Хотя и отвечать на них стало несколько легче. Проверим?

 

ПОЧЕМУ ВОЗНИК ВОПРОС ОБ ЭЛЕКТРОННЫХ ЖУРНАЛАХ?

 

Развитие информационного общества в России и, как следствие, информатизация образования есть не только следование общемировому тренду, но и результат деятельности органов государственной власти на высшем уровне. [См., например, решение президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации от 30.12.2010 N А4-18040.]

 

Деятельность эта воплотилась в ряде решений, среди которых применительно к теме статьи можно назвать распоряжение Правительства, [Распоряжение Правительства РФ от 17.12.2009 N 1993-р.] в котором утверждён перечень первоочередных услуг, предоставляемых в электронном виде, и упомянутое выше решение Минобрнауки, и многое другое.

 
стр. 71

 

Своё отражение эти, как и многие другие, идеи находят и в новом законе "Об образовании в Российской Федерации".

 

ЗАЧЕМ НУЖЕН ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ И ДНЕВНИК?

 

В качестве главной цели введения ЭЖ указано повышение качества образования, которое должно быть выражено в следующих показателях:

 

- повышение уровня прозрачности учебного процесса;

 

- автоматизация учётных функций;

 

- повышение объективности оценивания учебных достижений обучающихся;

 

- удобство ведения учёта и анализа учебной деятельности, повышение надежности хранения информации;

 

- повышение уровня соблюдения прав всех участников учебного процесса;

 

- рост уровня технологического развития учебного процесса.

 

Кроме того, как показывает практика, граждане (родители) всё чаще и чаще хотят иметь возможность контролировать образовательный процесс, а педагогические работники со своей стороны говорят о повышении ответственности со стороны родителей за воспитание и образование детей. Таким образом, заботой и тех и других остаётся успешность обучения их детей.

 

Электронный журнал и дневник призваны ускорить донесение сведений до родителей, а значит, повысить возможности и для контроля, и для участия их в образовании.

 

И хотя в соответствии с Законом "Об образовании в Российской Федерации" выбор формы ведения учёта - компетенция школы, введение электронного журнала и дневника рассматривается как часть работы по переходу школы на электронный документооборот. Так что отмахиваться от проблемы, как от назойливой мухи, не стоит.

 

2014 год официального перехода на электронный документооборот не за горами. А, по мнению тех, кто уже прошёл самостоятельно этот путь, сделать это можно как раз года за два, за три. Так что пора собираться с мыслями, пересчитать имеющиеся ресурсы, разработать перспективные планы.

 

Неотвратимость введения электронного журнала, на наш взгляд, уже не подлежит сомнению, так, например, работа, связанная с его заполнением, входит в квалификационную характеристику должности "учитель".

 

В частности, в должностных обязанностях учителя значится: [Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н.] "Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся)".

 

КАК ВВОДИТЬ?

 

Во-первых, хотя переход на безбумажный вариант ведения школьной документации

 

 
стр. 72

 

описан как перспективный, а правомерность электронной подписи установлена законом, [Закон РФ от 06.04.2011 N 63-ФЗ.] вопрос, удовлетворит ли "в случае чего" электронная или распечатанная версия журнала надзорные органы, остаётся без ответа.

 

А значит, завуалировано или нет, но ведение бумажной документации сохранится, и учитель вынужден будет вести "двойную работу".

 

Конечно, здорово, когда в муниципалитете находится организация, которая берётся за внедрение централизованно. Например, в Челябинске в конце 2009 года серьёзно взялись за этот вопрос, в течение трёх лет идёт внедрение автоматизированной системы управления "Сетевой город. Образование". Но это решение потребовало и финансовых вложений, и разрешения непростых организационных вопросов. Не будем утверждать, что проблем не осталось, но кризис, надеемся, уже прёодолён.

 

Есть и другие примеры централизованных решений:

 

- Центральный "дата-центр" Санкт-Петербурга для образовательных учреждений города и других регионов.

 

- Телекоммуникационная образовательная сеть "Образование (веб 2.0)" Пермского края.

 

- Городская школьная информационная система Департамента образования города Москвы.

 

- Электронное образование в Республике Татарстан.

 

Но если за директора никто не подумал, не предложено конкретных продуктов, то тут надо смелее самим браться за дело. Возможно, даже взять на апробацию 2 - 3 продукта и выбрать самый удобный для своей школы.

 

Осталось понять каждому руководителю, где найти нужное и из чего выбрать.

 

Критерии отбора могут быть разными, но, наверное, главный будет заключаться в финансовой составляющей. Хотя это почти всегда напрямую связано со способом реализации.

 

Ключевой вопрос при введении ЭЖ: где находится сервер, его поддерживающий, - в школе или вне школы?

 

В чём преимущества различных решений, и стоит ли платить за программное обеспечение, реализующее ЭЖ?

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭЖ НА СЕРВЕРЕ ШКОЛЫ

 

Организация ЭЖ на сервере в школе предполагает покупку программного обеспечения. Не стоит спешить отказываться от такого решения. Во-первых, цены разные. Во-вторых, и покупается нечто большее, чем только ЭЖ. Например, ЭЖ входит в состав больших многофункциональных пакетов:

 

- "3Т:ХроноГраф Журнал" интегрируется в единую платформу 1С, на основе которой можно реализовать единое информационное пространство на уровне целого региона. Трудная задача, но красивая.

 

- "АВЕРС:Электронный классный журнал" - продукт, с помощью которого можно реализовать инструментальную среду информационной поддержки управленческих решений в деятельности администрации ОУ.

 

- "КМ-Школа" - ЭЖ как часть АРМ-учителя, с помощью которого педагог получит отличную методическую помощь, доступ к современным дидактическим материалам, которые располагаются на удалённых серверах.

 

- "Net-Школа" - кроме ЭЖ содержит ряд функций автоматизации управления вплоть до корпоративного уровня, например, реализация единого информационного пространства для целого муниципалитета "Сетевой город. Образование" (АС СГО), в этом случае сервер может находиться вне школы.

 

Покупая продукты этих фирм, школа получает и современную систему управления образованием.

 

Особого внимания заслуживают и бесплатные продукты, например РУЖЭЛЬ, [http://www.rujel.net/] который реализует функции ЭЖ. Поддерживается

 
стр. 73

 

отображение ЭЖ классов на сайте школы. Продукт может быть установлен как на сервере в школе, так и на удалённых серверах.

 

Выбор любого из перечисленных продуктов влечёт за собой проблему администрирования. В школе должен быть специалист, который сможет установить программное обеспечение, настроить сервер, решить технические вопросы об архитектуре системы внедрения ЭЖ.

 

Правда, это возможно только при условии, что автоматизированная система управления придёт и в собственно органы управления образованием, которые откажутся от бумажных отчётов, возьмут на себя ответственность не требовать от подведомственных ОУ большего, чем это сможет быть сформировано на основании электронных баз данных.

 

На примере областного города уже есть случаи, когда школы, успешно освоившие АСУ СГО, удивляются, почему управление образования не пользуется накопленной информацией, почему до сих пор во многих случаях требуется передача отчётов "глаза в глаза", разве "современный" и "автоматизированный" не должен быть поощрён освобождением от лишних собеседований?

 

ОБЛАЧНЫЕ РЕШЕНИЯ (ВНЕШНИЙ СЕРВЕР)

 

Более простое решение для школы - это внешние ресурсы, на которых можно создать ЭЖ. Поисковые системы выдают достаточно большое количество разнообразных предложений. Часть ресурсов уже не отвечают требованиям к системам ЭЖ, так как реализуют только SMS-рассылки. Выбирая ресурс, также важно понять, заботятся ли разработчики о своем детище, для этого достаточно бывает проверить частоту обновления новостей.

 

Наиболее удачные решения предлагают не просто ресурсы создания электронных журналов и дневников, а ресурсы, дополненные возможностями социальных сетей. Примерами таких сетей являются бесплатная "Система электронных школьных журналов" и "Всероссийская бесплатная школьная образовательная сеть".

 

Интересный ресурс "SmileS.Школьная карта", в состав которого входят три модуля: мониторинг посещаемости учащегося, электронный дневник, электронный кошелёк для безналичной оплаты в школьной столовой. Но необходимо внимательно ознакомиться с условиями реализации проекта - для школ это бесплатно, а вот родители должны будут потратиться.

 

При понятной привлекательности этих систем нужно помнить о том, что их использование сопряжено с рядом технических и юридических проблем.

 

С одной стороны, нет необходимости в специальном администрировании системы. Но являясь рабочим инструментом образовательного процесса, журнал должен быть доступен практически всегда, что определено в требованиях - функционирование в режиме "20 часов в сутки, 7 дней в неделю" с 06.00 до 02.00 следующего дня.

 

Вторая серьёзная проблема касается урегулирования вопросов защиты персональных данных учеников и их родителей.

 

Вероятность отказа родителей от передачи их персональных данных на серверы вне школы выше, чем при обработке этих данных в школе.

 

Это общая проблема для любого варианта реализации ЭЖ, необходимо заручиться согласием родителей на сбор, обработку и распространение данных.

 

КОМУ И КАК ВЕСТИ ЭЖ?

 

Разработчики "Требований..." понимают, что для педагога даже мысль о том, что в школьном журнале кто-то может "покопаться" без спроса, очень тяжела для восприятия.

 

Даже в сильных школах бывает не всё идеально в журналах, можно предположить, что во внешних ЭЖ будут "делать вид", а реальные записи вести в "чёрной бухгалтерии".

 

Именно психологическая проблема перево-

 
стр. 74

 

да журналов в электронный формат остаётся наиболее острой и трудной. Но решить вопрос внедрения электронного документооборота без педагога нельзя!

 

Рекомендуемые правила ведения учёта диктуют достаточно жёсткие сроки, в частности:

 

- Внесение информации о занятии и об отсутствующих должны производиться по факту в день проведения. Если занятие проводилось кем-то вместо основного преподавателя, факт замены должен отражаться в момент внесения учётной записи.

 

- Внесение в журнал информации о домашнем задании должно производиться в день проведения занятия. Задание должно вноситься в журнал не позднее чем через 1 час после окончания всех занятий данных обучающихся.

 

- Результаты оценивания выполненных обучающимися работ должны выставляться не позднее одной недели со дня их проведения в соответствии с принятыми в ОУ правилами оценки работ.

 

Таким образом, система становится нормой для управления образовательным процессом. Важно понимать каждому, что работа с ЭЖ - это не дело одного человека - администратора системы. Это обязанность всего коллектива.

 

Однако необходимо учесть, что полная реализация всех функций ЭЖ возможна при созданной в школе инфраструктуре, обеспечивающей беспрепятственный доступ к компьютерам и Интернету.

 

Основой для организации этого является локальная сеть, которая соединит все компьютеры, в том числе и в режиме беспроводного доступа. Такой проект требует вложения средств, но является необходимым условием.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Пока мы можем на примере муниципалитета констатировать факт того, что ЭЖ востребован учениками и их родителями.

 

Можно предположить, что оперативность родительского контроля может способствовать тому, что школьники и ускользнуть с урока лишний раз не захотят, да и в знаниях подтянутся.

 

Но и непонятно, какими мерами родительского воздействия это достигается - приведены ли "в боевую готовность" ремни или сам факт возможности круглосуточного доступа к данным является достаточным фактором минимизации рисков неуспешности. Это всё скрыто за виртуальной оболочкой ЭЖ, но может стать интересной темой для пытливого педагога-исследователя.

 

А администраторам школ хочется пожелать стойкости и настойчивости в продвижении электронных документов, тонкости работы с которыми пока законодательно и в практике не устоялись, чтобы не задаваться потом риторическими вопросами: "Где же мы были?! Как всё оказалось просто! Почему же раньше мы не сделали это?!".

Опубликовано 06 марта 2017 года




© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.
Ваше мнение?