|
|||
реклама у нас | |||
*** |
Расписание - это просто или не очень простоАвтор: Владимир Володин, Инна Володина - И зачем в моем кабинете этот компьютер? Зачем это нужно? Заканчивается лето и, как всегда, раз в году в большинстве учебных заведений поднимается вопрос расписания работы. И эта статья должна быть интересна всем, кто каким-то образом связан с организацией работы учебных заведений или просто различных семинаров и курсов. Как вы могли заметить из названия, эта статья посвящена расписаниям. Мы рассмотрим различные средства, которые позволяют максимально облегчить и ускорить процесс составления расписаний. Даже в самых простых случаях это довольно сложная задача. Например, не редкость такие ситуации: у вас 4 урока, а в связи со сложностью составления расписания, их поставили через один: 1-3-5-7. Имеем, 4 урока и 3 окна (пустое место в расписании или дырка между двумя уроками), если бы окон не было, и уроки шли один за другим, то закончились бы они около 12:00, а в этом случае закончатся ваши уроки не раньше 15:00. За этими и многими другими проблемами приходится следить всего лишь одному человеку, который вручную составляет расписание довольно большого учебного заведения. Несколько десятков классов, полтора-два десятка предметов, не менее 30-40 преподавателей и при всем этом, как правило, еще и нехватка кабинетов. Это далеко не полный перечень условий, которые накладываются на расписание даже обычной средней школы, не говоря уже об учебных заведениях нового типа: лицеях, гимназиях, где присутствуют дополнительные предметы, ведут уроки преподаватели ВУЗов, которые могут приходить на уроки только в определенное время, и это обязательно надо учитывать. Кроме всего перечисленного, не следует забывать о множестве субъективных факторов. Приходится учитывать, что, например, Ивану Ивановичу лучше не ставить уроки во второй половине дня в среду и пятницу в связи с тем, что как только выдается хорошая погода, его внимания требует дача. Или, например, одному преподавателю лучше не ставить первые уроки, потому что ему нужно отвести ребенка в школу, а другому лучше не ставить последние, чтобы он мог забрать ребенка из детского сада. Дополнительные сложности появляются и в связи с "делением", когда класс делится на две-три подгруппы на определенных уроках, например на физкультуре, информатике, на уроках иностранных языков. Отдельной темой является учет того, сколько, в соответствии с нормами, должно быть гуманитарных уроков в день, и сколько технических (для каждого класса). Нельзя ставить подряд уроки физики, математики, химии, биологии. Кроме этого, одни предметы лучше расставлять в начале рабочего дня, а другие, наоборот, в конце. Это далеко не полный перечень условий, которые обязательно должны быть учтены при работе над любым расписанием занятий. И, при всем этом, хорошо составленное расписание задает тон работе учебного заведения на весь будущий год. Даже без учета описанных выше факторов, задача составления расписания всегда считалась одной из самых трудоемких задач информатики. С момента появления компьютерной техники в учебных заведениях многие энтузиасты пытались, если не полностью решить эту задачу на компьютере, то хотя бы частично облегчить этот процесс. Но, столкнувшись, с большой сложностью этой проблемы, большинство разработчиков так и не могли создать действительно практически ценный программный продукт. И по сей день в большинстве средних учебных заведений завуч как минимум за две недели до начала очередного учебного года начинает работу над очередным вариантом расписания. У каждого свой метод, который, как правило, заключается в выборе какой-то базовой дисциплины, расстановке сначала уроков по этому предмету, а потом уже, в соответствии с определенными приоритетами, всех остальных. Одним вариантом расписания эта работа никогда не ограничивается, вот и приходится человеку, работающему над расписанием, далеко не один раз перечерчивать и заново переписывать огромную "простыню", склеенную из нескольких листов. И, не смотря на то, что уже далеко позади то время, когда лучшей техникой в школе был класс "ДВК-2М" и уже перестают быть редкостью в школьных кабинетах "Pentium"ы и всевозможные "Celeron"ы, компьютеры никак не могут перешагнуть пороги кабинетов информатики и переселиться кроме учебных аудиторий в кабинеты завучей. А если у администрации в кабинете и находится компьютер, то, в большинстве случаев, он используется только в качестве печатной машинки. Хотя сейчас существует программное обеспечение, которое позволяет даже с помощью самого простого компьютера намного облегчить работу администратора с различными отчетами, подведение итогов и, конечно же, составлением расписаний. Именно такие программы рассмотрим и попробуем определить наиболее оптимальные. Следует сказать несколько слов о структуре этой работы. Во-первых, она состоит из нескольких частей. Первая часть, которую Вы сейчас читаете, посвящена только описанию существующих программ на основе сведений, полученных от производителей (естественно, в розовом цвете). А вторая часть будет целиком посвящена тестированию описанных программ, и их сравнительному анализу. Сразу оговоримся, тестирование описанных программ составления расписаний будет проводиться на примере расписания технического лицея - учебного заведения нового типа. Это задача посложнее, чем расписание школы по ряду причин. Во-первых, в лицее всего 13 классов и ограниченное количество аудиторий, что не позволяет с вариантами расписания так, как в обычной школе со значительно большим количеством классов и аудиторий. Задачу также усложняют различные виды деления классов в лицее на подгруппы. Но об этом позже, а сейчас еще одна оговорка - мы рассматриваем только возможности программ по составлению расписания учебных заведений школьного типа, хотя, если явно видно, что программа подойдет для ВУЗов или для курсов, мы это тоже отметим, но тестировать программы на вариантах расписаний учебных заведений других типов мы не будем. Результаты этого исследования будут представлены в виде таблицы во второй части статьи, и вы сможете выбрать самое приемлемое решение, исходя из степени сложности необходимого расписания и техники, которая находится в вашем распоряжении. Мы рассмотрим шесть различных программ, которые на данный момент можно приобрести. Свободно распространяемых программ, на этот раз, мы затрагивать не будем. Наши прошлые тестирования показали, что большинство некоммерческих программ для составления расписаний справляются только с самыми простыми случаями. Итак, мы рассмотрим:
Основные характеристики программ (по заверениям производителей) aSc TimetablesПрограмма разработана для всех типов начальных и средних учебных заведений. Среди основных характеристик разработчики выделяют:
AVTOR-2+ (веpсия 2003.4)В данном случае мы говорим только о версии AVTOR-2003 School, так как программа существует в трех модификациях, для школ, для колледжей и техникумов и для ВУЗов. Основные характеристики программы:
МетодистОсновные возможности программы:
Расписание 2000Программа предназначена для составления расписания занятий в школах, лицеях, гимназиях, интернатах и т. п. Основные характеристики:
Расписание ПРОО системе:
Ректор 3.7.9Возможности программы:
Модуль "Тарификация" позволяет:
Как Вы видите, если целиком и полностью верить производителям, то любая из этих программ подойдет для всех возможных типов средних учебных заведений со всевозможными формами обучения. Мы все-таки попробуем определить, какую программу лучше приобрести в зависимости от типа учебного заведения и уровня сложности его расписаний. А заодно посмотрим, так ли хорошо работают эти программы, как описывают их авторы. Продолжение следует. Источник: http://tech.stolica.ru/ |
*** |
*** |
|
Copyright © "Internet Zone", info@izcity.com. Условия использования материалов |