PORTALUS.RU → КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО → ВСЕ МУЗЫ И ТВ. ДОКУМЕНТ И МАСТЕРСТВО → Версия для печати
Л. ФИНК, ВСЕ МУЗЫ И ТВ. ДОКУМЕНТ И МАСТЕРСТВО [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 19 декабря 2015. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/culture/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1450518755&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 19.04.2024.
публикация №1450518755, версия для печати
ВСЕ МУЗЫ И ТВ. ДОКУМЕНТ И МАСТЕРСТВО
Дата публикации: 19 декабря 2015 |
ВСПОМИНАЮТСЯ давние времена, когда в Москве рядом с Литературным институтом имени М. Горького работал кинотеатр документальных фильмов. В зале было всегда многолюдно, зрители жадно смотрели кадры хроники, узнавали о событиях в жизни страны, увлеченно вглядывались в людей - участников этих событий. Многое изменилось с появлением телевидения. Кадры кинохроники, демонстрируемые перед художественной лентой, иногда безнадежно отстают от телевизионных информационных программ. Кинодокументалисты озабочены: как перестраиваться? Много говорится о необходимости искать новые формы, предлагаются организационные нововведения. И все-таки, как мне кажется, суть дела и в отношении к искусству хроники, к содержанию произведений этого жанра. Иными словами, успех сегодня возможен лишь там, где содержанием документальной ленты становится событие, имеющее значение не только и не столько информативное, сколько социальное. Документальный фильм не противостоит художественному, а, являясь разновидностью одного явления - кино, эффективно воздействует на зрителя именно как искусство. Главное в таком случае - не факт сам по сe6e, не "голая" информация, а образ, включающий в себя активное авторское отношение к действительности. Кинокамера просто обязана внимательно всматриваться во внутренний мир человека, которого снимают на пленку, и одновременно интенсивно выражать внутренний мир снимающего человека. Здесь-то, на этом "личностном" стыке, и высекается творческая искра - возникает проблема, актуальная для данного времени, волнующая людей, находящихся по обе стороны кинокамеры, и как бы объединяющая их. ПОПЫТКА работать именно так, именно в этом ключе (и попытка, на мой взгляд, удачная!) сделана на Куйбышевской студии кинохроники, где под эгидой Поволжского отделения Союза кинематографистов СССР создана экспериментальная творческая мастерская. Первая ее лента - "Возвращение" - возникла из репортажа. В 1975 году в лесах Карелии обнаружили самолет, сделанный куйбышевскими авиастроителями в годы войны. Было решено вернуть эту машину на родной завод, отремонтировать и превратить в памятник. Режиссер Б. Свойский, кинооператоры Н. Шумкова, А. Назаров, Б. Бычков совсем отказались от дикторского HTMLа, но зато очень выразительно смонтировали фотодокументы прошлого и живые, снятые ими Кадры. Мы видим людей, работающих над восстановлением самолета, их увлеченность, заинтересованность, преданность делу. Видим их глаза, их сильные руки, наконец, мастеровитую стремительность без сутолоки. Самолет везут по городу, и этот длинный проезд сквозь толпы людей становится самой волнующей частью картины: вдоль улиц стоят, тесно сомкнув ряды, седоголовые ветераны и мальчишки, у которых восторгом и возбуждением блестят глаза. Активное, гражданственное отношение Б. Свойского к жизни окрашивает и такие его фильмы, как "Яблонька" или "Лена Бражникова приходит в спорт". Обе ленты выражают одну лирическую тему, передают острое и напряженное чувство красоты в человеке. Другой режиссер экспериментальной мастерской М. Серков - художник иного склада. Он публицист. Его мир словно населен нерешенными проблемами. Одна из его картин - "Первая боль". На экране школьный интернат, в нем живут дети, от которых отказались родители. Только в Куйбышевской области таких интернатов четырнадцать. В них около 1.000 детей. В кадрах мы видим их, увлеченных разными школьными делами, слышим их умные и печальные интервью о своей нескладной судьбе. Главный исповедальный мотив - попытка оправдать своих близких, но только слова любви звучат как слова надежды. На экране нет сломленных судьбой сирот - только маленькие люди, занятые своими школьными интересами, чувствующие постоянную заботу, деятельные участники коллективной жизни своего нового дома. В этом ряду стоит и фильм "Первое движение души". История убийства сенбернара в подмосковном городе Видное была описана во многих статьях. Сценарист А. Солоницын и режиссер М. Серков обратились к этому эпизоду, увидев в нем острую тему наших дней. Десять минут экранного времени так густо насыщены тревогами и раздумьями авторов, что вновь и вновь убеждают в высокой плодотворности кинопублицистики. Я ТАК подробно рассказал о лентах, снятых куйбышевской мастерской, чтобы еще раз подчеркнуть: только будучи взволнован сам, кинодокументалист в силах взволновать зрителя. И тогда ему не страшно никакое состязание с телевидением. Призыв, содержащийся в недавнем постановлении партии и правительства по вопросам кино, - создавать волнующие произведения о современности, - впрямую относится к документалистам. В связи с этим в заключение - одно конкретное предложение: надо и в документальном кинематографе ввести материальное стимулирование по конечному результату - в зависимости от реального успеха картины. Опубликовано 19 декабря 2015 года Картинка к публикации:Полная версия публикации №1450518755 → © Portalus.ru Главная → КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО → ВСЕ МУЗЫ И ТВ. ДОКУМЕНТ И МАСТЕРСТВО При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна! |
|