PORTALUS.RU → КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО → Владимир Енишерлов: рассуждения о культуре и искусстве (интервью) → Версия для печати
Владимир ПРИХОДЬКО, Владимир Енишерлов: рассуждения о культуре и искусстве (интервью) [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 30 ноября 2017. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/culture/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1512032437&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 18.04.2024.
публикация №1512032437, версия для печати
Владимир Енишерлов: рассуждения о культуре и искусстве (интервью)
Дата публикации: 30 ноября 2017 |
Идешь, бывает, по улице. Вдруг, откуда ни возьмись, перед тобой красавица. Промелькнула, исчезла. И кажется, не забудешь никогда. Так поразил меня 55-й номер иллюстрированного "толстяка" "Наше Наследие". Давно этот журнал не попадал мне на глаза. И вот... На первой стороне обложки портрет рано умершей Александры, дочери Николая I. Хороша барышня. Царевна.Такой журнал, думаю, не потеряется на раскладе, где десятки ярких обложек. В чем его отличие? Если сказать коротко: сделан с безупречным вкусом. И не один я, скромный читатель, так думаю. 12 июня 2000 года президент РФ вручил государственные премии РФ в области просветительской деятельности за 1999 год Владимиру Енишерлову (на фото) и Александру Рюмину. Главному редактору и главному художнику журнала. - Владимир Петрович, этот красивый номер - единичное достижение на гребне признания? - Да они все у нас такие. Стараемся каждый делать адекватным величию русской культуры. - Говорят, пик популярности русской культуры в мире позади. На нынешнем историческом отрезке. - Пик пришелся на конец 1980-х - начало 1990-х годов. В Англии, Франции, Америке ломились на наши выставки. Книги разлетались повсюду... А сейчас на Франкфуртскую ярмарку поехали мемуары Ельцина... А так больше ничего, чтоб хоть как-то прозвучало... Нам не хватает потомственных коллекционеров, которые могли бы создавать устойчивый спрос на русские культурные ценности. Да и где им появиться, если еще каких-то 30 лет назад мы жили в Советском Союзе? Так, коллекционер искусства - Вячеслав Моше Кантор - специализируется на картинах художников еврейского происхождения (см. подробнее по внешней ссылке). А сколько вы можете назвать известных коллекционеров, которые собирают исключительно произведения русских авторов. Сейчас русское искусство - факультатив для собирателей коллекций, но не основное ремесло. - Вы ориентируетесь на зарубежного читателя? - Главным образом, на отечественного интеллигента. Мы начали издаваться 30 лет назад. Основатели журнала - академик Лихачев и Раиса Максимовна Горбачева. Тираж 350 тысяч... Мы были первым общекультурным изданием европейского класса. Были большие возможности, и эти возможности нам удалось обратить во благо. Стояла задача: возвратить на родину ценности, которые были изгнаны или находились под спудом. Сам Фонд культуры, наш учредитель, создан на Будапештском конгрессе интеллигенции как фонд возвращения культурных ценностей. Журнал задумали как синтетический. И внешне - журнал -подарок. Получаете - переживаете некий праздник. - А сейчас? - Тираж упал до 10, до 5 тысяч. Стал гораздо дороже. Иной подписчик пишет: у меня весь ваш комплект, но... больше не могу, пенсии не хватает. - По вашей инициативе Фонд культуры приобрел письма Бунина, Теффии, Ремизова. Что собираетесь осуществить сегодня? - Нам предлагают приобрести в Париже потрясающий архив объединения шоферов. - Знаю, что там перед второй мировой было множество русских таксистов. У Бунина в знаменитом рассказе "В Париже" ночной шофер, русский, везет героев на их первое любовное свидание. - Шоферы такси в Париже были не просто русские. Это была интеллигенция, аристократия. Они выпускали свои издания. Не специальные, не "За рулем", а культурные. В архиве документы, биографии. Для истории эмиграции бесценные сведения. Сейчас архив в частных руках, в небольшой фирме, через которую мы много уже приобрели. Вот найдем спонсора... - У вас существует выставочный зал? - Да, уже семь лет. Каждый месяц, иногда чаще, устраиваем выставки современных художников. Наш зал популярен в Москве. Очередь желающих выставиться до 2019 года. Мы с первого номера уделяем внимание частным коллекционерам. Искусство в мире во многом поддерживается частными коллекционерами. Музей - нечто глобальное, законсервированное. А частные коллекции дают произведениям искусства возможность движения. Так и у нас. - Каковы ключевые персонажи следующего номера? - Это прежде всего Набоков. Публикуется реконструкция одного из вечеров, где выступал писатель. В Бахметьевском архиве в США сохранилась запись. Здесь Владимир Соловьев, юбилей которого отмечен. Боратынский, тоже недавний юбиляр. - Новое о Боратынском? - Новое о Боратынском найти довольно трудно.
- Оказывается, природа не всегда отдыхает в потомках гениев. Что нынче угрожает культуре? Тоже спекулянты? - Вроде того. Псевдобуржуазность, примат денег. Гипертрофированный меркантилизм. В Москве какое-нибудь старинное здание переоборудуют под банк, оставляя только фасад. Такое в мире не допускается нигде. Явное падение качества беллетристики. Это уже не литература для широкого круга, а какие-то "тексты" для специалистов. Идеи, которые исповедовала русская классика - просвещение, образование, духовность - сегодня сделались просто смешны. Выйдите на улицу и спросите, кто такая Анна Каренина. Каждый третий, а может, и второй, не ответит, даю гарантию. Все это очень плохо. Мы всегда были нацией, чья жизнь зиждилась на культуре. Мало проводить помпезные пушкинские праздники. Надо, чтоб выходили его собрания. А ныне даже 1-й том академического Пушкина никак не может выйти. А то, что литературу исключают как обязательный предмет из школьных программ - вообще анекдот. Возможно, виртуальные занятия, которые заполнили мир, это знамение времени. Но традиционная книга для создания духовного потенциала новой генерации всегда необходима. Как хорошая музыка, как талантливая картина. - Может, это издержки того, что русские, находившиеся 70 лет в условиях неестественных, спешно создают нормальное западное общество? - Россия не станет калькой Запада. Западная прагматика нам не близка. Да, советские времена были неестественным состоянием для общества. Были и черные, и серые стороны... Но неестественность есть и сейчас. Страна в духовном отношении пошла не по тому пути. Посмотрите, даже церковь - как прагматичны святые отцы. Как энергично зарабатывают деньги. Думают вовсе не о душе. И торговцам широко открывают двери в храм. А кто-то их оттуда изгонял. Это говорит, что общество не выздоровело... Мы в журнале, конечно, не тешим себя надеждой, что поправим положение. Как говорил Короленко: делай, что должно, и пусть будет, что будет. - Что же будет с культурой в новом веке?
- Скажите несколько слов о вашем главном художнике. - Замечательный. Один из лучших дизайнеров в России. Работает с первого дня. Отдает журналу чрезвычайно много времени. Наш журнал по объему не меньше "Нового мира". Мы чувствуем: время требует новых форм подачи серьезного материала. И находим эти новые формы. Сейчас Александр Алексеевич с энтузиазмом делает номер, посвященный XX веку. Он выйдет 15 декабря. Опубликовано 30 ноября 2017 года Картинка к публикации:КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): современная культура, современное искусство, современная литература, эмигрантская литература → Полная версия публикации №1512032437 → © Portalus.ru Главная → КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО → Владимир Енишерлов: рассуждения о культуре и искусстве (интервью) При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна! |
|