Рейтинг
Порталус

ОБРАЗНОСТЬ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЦЕРКОВНОЙ АРХИТЕКТУРЫ

Дата публикации: 03 сентября 2005
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО Изобразительное искусство →
Номер публикации: №1125768251


Невидимое в видимом К вопросу об образности древнерусской архитектуры "Но, о преблаженая невеста Христа Бога нашего, молися к Богу о стаде своем " (Житие преподобной Евфросинии). Спaco-Преображенская церковь Спасо-Евфросиньевского монастыря в Полоцке — памятник "академический", многократно описанный в исторической, искусствоведческой и богословской литературе. В самом деле, гармоничное слияние высокого духовного содержания и совершенство архитектурно-конструктивной формы не могут не привлечь исследователей древнерусского зодчества. О влиянии, какое оказал храм на зодчих XII века, да и последующих столетий, свидетельствуют многократные попытки интерпретировать его композицию, использовать подобные формы. Но при всей изученности Спасо-Преображенского Полоцкого храма, остается много вопросов и загадок. Например, почему зодчий Иоанн, решив самым убедительным и оригинальным способом проблему "удобство — прочность — красота", составляющую саму суть архитектуры, не стал "тиражировать" свое достижение? Ведь храм был построен за 30 недель, что свидетельствует, говоря нынешним языком, об отработанной методике. Это позволило бы автору многократно воспроизводить композицию Полоцкой церкви в разных землях. Использование однажды применявшихся объемно-пространственных композиций — не редкость в древнерусском зодчестве. Иоанн мог обеспечить себе и славу и безбедное существование до конца дней своих, но не сделал этого. Почему? Уникальность и неповторимость церкви Спаса, по-видимому, была "программной" для зодчего Иоанна. Церковь должна была быть единственной! Какие духовные и творческие озарения привели древнего зодчего к созданию этого шедевра? По этому вопросу я хочу поделиться своими личными наблюдениями. Архитектурный язык специфичен. Чтобы понимать его, необходимы знания и навык. В облике храма отражаются не только характерные черты эпохи, в которую он создавался. Архитектор воплощает в своем произведении свойственное только ему одному понимание красоты и гармонии. В ассоциативных, архитектурных образах проявляется его отношение к действительности. В каждой из церквей можно найти запечатленный сплав неповторимых качеств. Благодаря молитвенному озарению, зодчий способен соединить в единое целое разнообразные свойства: каноническую функциональность, прочность и красоту. А красота в этом случае — остановленное на века мгновение. Но облик будущего храма определяется также и требованиями заказчика. Каким образом личность Преподобной Евфросинии могла повлиять на созданный зодчим Иоанном храм? Древняя Русская Церковь — дочь Церкви Византийской, и потому монашество здесь глубоко почиталось, было широко распространено. Идеи аскетизма глубоко проникали в общество, примером чему и служит уход княжны Предславы из родительского дома в монастырь. На юную половчанку снизошла благодать Господня и "от Святаго Духа наплъняшеся мысль ея... како страх Божий утверди в сердци своем и како течение скончати"(1). Человек, отказавшийся во славу Божию от всякого общения с миром, служил образцом святости для каждого благочестивого христианина: ведь именно молитвою монахов спасается весь грешный мир. Таково было убеждение христиан, живших в X-XIIвеках. Особо почитаемой формой затворничества в монашеской жизни было столпничество. Столпники творили свой подвиг в келиях, возведенных на платформах, что возвышались на столпах над землей. Среди древнебелорусских святых известен Кирилл Туровский, который "больших желая подвигов, в столпе затворился, и жил там некоторое время, постом и молитвами еще более трудясь"(2). На такой подвиг Кирилла Туровского мог вдохновить пример Евфросинии Полоцкой: ведь она провела в келий значительный период своей жизни. Келия эта была для нее специально устроена в правом крыле хоров Спасского храма. Примечателен такой факт: в "Повести жития" преподобной Евфросинии упоминается о ее просьбе жить в голубце Софийского собора ("и потом проси у епископа сущаго тогда, нарицаемого Илью, правящего стол святое Софеи в Полотьсце, дабы ей велел ту пребыти в церкви святей Софеи в голь-бци камене. И повеле ей, да пребывает ту. Вшедши же, начат подвижнейши подвиг постнический вос-принимати, и начат книги писати своима рукама, и наем емлющи, требующим даяше"). "То же в подражание тех древних Иерусалимских дев, — комментирует это место Жития святитель Димитрий Ростовский, — среди коих была и Пречистая Дева Богородица, живших при Соломоновой Святая Святых церкви в особных камарах, при стене церковной на то устроенных"(3). До сих пор для многих исследователей остается загадкой, что из себя представлял этот "голубец". Так, А.И.Журавский считает, что преподобная жила в "галубятш царквы святой Сафи"(4). А.А.Мельников говорит о "келий, встроенной в стену возведенного ее дедом собора Святой Софии"(5). Объясняя "необходимость языческих колумбарий (голубцов) в усыпальницах христианских", епископ Порфирий (Успенский) писал о подобии. кладбища с устроенными печурками "голубятне со многими гнездами"(6). Всю восточную сторону Софийского собора в XII веке прикрыл целый комплекс гробниц. Исследователь древнерусского зодчества П.А.Раппопорт считает, что это было сделано "вопреки тому, что было принято в русской архитектуре... В состав комплекса гробниц входила небольшая бесстолпная церковь с прямоугольной в плане апсидой (выделено Г.Л.)"(7). Возможно это и есть место "голубца" Преподобной. Таким образом, можно предположить, что это был первый подвижнический опыт Евфросинии. Именно в такой суровой обстановке она могла приблизиться к "прежним женам", которые "духовным мечем отсекоша от себе плотскыя сласти, предавше телеса своя на пост и на бдение..." Прожив некоторое время в "голубце", преподобная Евфроси-ния получила благословение епископа Илии на жизнь в Сельце. Она основала там монастырь, а затем возжелала вести такой же аскетический образ жизни. Тогда же, по-видимому, она и решила принять особую форму затворничества, для чего и были устроеныкелий на хорах церкви Спаса — одна для Евфросинии, другая — для ее сестры. И вот, перед мастером Иоанном встала непростая задача: возвести храм с жилыми помещениями — келиями. Более того, необходимо было создать и образ столпа. Издавна, исследователи, анализируя композицию Спасской церкви, употребляли термины "высотная", "башенная", "столпообразная". Так эстетическая оценка ученых перекликалась с богословской, образной сутью. Считается, что этот храм — самый древний из сохранившихся памятников древнеправославной русской архитектуры такого типа. Имея выбор места своего затворничества, преподобная Евфросиния поселилась в южной келий. Чем же был обусловлен такой выбор? В иерархии пространственной организации православных церквей большое значение имеет символическое значение всех элементов. Основой этой иерархии является расположение пространственных ячеек по отношению к образу Спаса Вседержителя в куполе и иконостасе. Именно эти образы являются основой пространственной ориентации. С изображением Христа Пантократора соотносятся понятия "лево" и "право". Священное Писание говорит, что во время Страшного Суда, когда Господь будет судить всех людей, праведники будут поставлены справа от Бога — "одесную", а грешники — слева, т.е. "ошуюю". Келия Евфросинии в храме Спаса находится именно "ошуюю" относительно образа Спаса Вседержителя! В этом выборе преподобной игуменьи видится ее подлинное христианское смирение, признание своего недостоинства и греховности... Однако, кроме "функционального" содержания храма-столпа, особое значение имеет иная сущность этого выдающегося памятника. Размышляя над историей создания Спасо-Преображенского храма, пристально вглядываясь в его облик, пытаясь проникнуть в замысел зодчего Иоанна, я не мог не обратить внимания на ряд удивительных аналогий, ассоциаций, связывающих в моем понимании этот храм со Священным Писанием. Необычна перекличка между Писанием и текстом "Жития", подобие явлений. "И аз Иоанн видех град святый, Иерусалим нов сходящ от Бога с небесе, приготован яко невесту украшену мужу своему ", — повествует Откровение святого Иоанна Богослова (Отк. 21:2). — "Бе муж именем Иван, приставник над делатели церковными", — словно вторит "Житие". В Откровении читаем: "И слышах глас велий с небесе, глаголющь: се, скиния Божия с человека, и вселится с ними: и тии людие Его будут, и Сам Бог будет с ними Бог их" (От. 21; 3). В "Житие" указывается: "К нему же прихожаше многажды глас свитающу дни, глагола: "О Иване! Востани и пойди на дело Вседерьжителя Спаса!". Поразительно, что и Иоанн Богослов и Иоанн-мастер слышат глас, сходящий с небес. Если Иоанн Богослов был исполнен благодати свидетельствовать о скинии — Новом Иерусалиме, то Иоанну-мастеру было предначертано создать новый образ Православного храма на земле. Приведенное сравнение отрывков текстов "Откровения" и "Жития" дает возможность допустить, что обновление образного языка православной Полоцкой архитектуры перекликается с обновлением, предсказанным Богом. Посвящение Полоцкого храма Спасу Вседержителю также логически можно связать со скинией, о которой говорил глас Иоанну Богослову. Более того, "храму с древнейших времен усваивается символическое значение Христа... и значение человека спасающегося... во Христе. В любом же из этих значений... присутствует понятие о Царствии Божием"(9). Таким образом, в Спасской церкви мы видим воплощение принципа антропоморфности, (т. е. подобия человеку), который ясно прочитывается в архитектуре православного храма. Символика эта складывалась веками и запечатлена в именованиях элементов: "подножие храма", "рукава креста", "плечи сводов", "бровки окон". "Верх церковный есть глава Господня", "главу убо церковную держит Христос, а шию апостоли, а пазухи евангелисты. А пояс праздници", "трапеза есть перси Господня", "стол-пци олтарни суть колена агня" — свидетельствуют различные "Толковые службы"(10). Святой Максим Исповедник также видел в храме образ человека: "Святая церковь Божия подобна человеку, имея святилищем душу, божественный жертвенник — ум, и храм — тело, и служа как бы образом и подобием человека... И наоборот, человек есть в таинственном смысле церковь"(11). "Храм Божий — человек безукоризненный", — говорил Евгарий(12). Наряду с образом "храм — человек" существует и образ "человек — храм". Блаженный Василий говорит: "Непрестанная молитва производит в душе ясную мысль о Боге; и водружение нами в себе памятования о Боге есть вселение в нас Бога. Так соделываемся мы храмом Божиим"(13). С этим приведенным выше определением "Трапеза есть перси Господня" безусловно перекликаются слова поучения святого Ефрема Сирианина: "И вечером, войдя в храмину сердца твоего, расчисли и спроси сам себя: "не прогневал ли я чем-нибудь Бога?..."(14). В самом Евангелии говорится: "Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно " (Мф. 6: 6). Учитывая расположение келий Евфросинии слева относительно образа Христа Пантократора, прочитывая пониженный притвор как "перси Господня", мы неизменно придем к мысли, что в этом семантическом ряду келия Евфросинии будет восприниматься как сердце храма. Из "Жития" следует, что Евфросиния была вдохновительницей в создании Спасского храма и авторитетом для мастера Иоанна. "Ты ли, госпоже, присылаеш понужати мене на дело?" — обращается он к Преподобной. Возьму на себя смелость предположить, что храм в Полоцке является образом и самой препо добной Евфросинии. Вспомним слова святого Иоанна Богослова о новом Иерусалиме, сходящем от Бога с неба, "приготован яко невесту украшену мужу своему" (Откр. Гл.21, ст.2). По церковной традиции "невестами Христовыми" называют монахинь. Вспомним, как еще в юности Предслава отвечала на предложение выйти замуж: "А иже прежния жены... поидоша в след Христа, Жениха своего,...-то тии суть памятни на земли, и имена их написана на небесех, и тамо с аггела беспрестани славят Бога". Не образ ли такой невесты Христовой — преподобной Евфросинии — явил нам зодчий Иоанн? Сравним описание невесты Господней, (с этим образом отождествляется и Небесный Иерусалим в Книге пророка Иезекииля) с архитектурно-пласти-ческими и декоративными особенностями Спасо-Преображенского собора в Полоцке, который назван "торжественным храмом"(16). Полоцкий храм обнаруживает поразительное сходство с описанием невесты (Иерусалима), которое дает Господь Бог устами пророка Иезекииля: "И облекох тя в пестроты и обух тя в червлены, и препоясах тя виссоном, и возложих на тя трихап-отон"(Иез. 16:10).

Опубликовано на Порталусе 03 сентября 2005 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама