Рейтинг
Порталус

ИСТОРИЯ СМОЛЕВИЧСКОЙ ЦЕРКВИ ВО ИМЯ СВЯТОГО НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА

Дата публикации: 03 сентября 2005
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО Изобразительное искусство →
Номер публикации: №1125768384


Род славных князей Острожских имеет глубокую связь с историческими судьбами нашего народа. Она прослеживается в той памяти, которую оставили о себе представители этого рода. Так, основателем многих православных церквей в Великом княжестве Литовском и Русском явился Константин Иванович Острожский, известный своими победами над татарами и войсками Московской Руси. В начале XII века им были построены храмы в Турове, Дятлове, Смолевичах, и, конечно, в Вильно. Будучи глубоко верующим человеком, он всю свою жизнь посвятил укреплению Церкви Божьей в Великом Княжестве. Не случайно его сын — князь Константин Константинович Острожский, также вошел в историю как радетель веры Православной. Нам хотелось бы остановиться на истории той церкви, которая была основана князем Константином Ивановичем Острожским в небольшом селениии Смолевичи, расположенном в Минской епархии, в двадцати километрах от Минска. В дарственной грамоте, выданной К.И.Ост-рожским на эту церковь, говорилось: "Во имя Светое и нераздельное Троицы Бога Отца и Сына и Духа Светого... збудовалем церковь... заложенья Светого Миколы тым листом... моим на вечность... записуем, даруем и фунду-ем... волоки две грунту пашного з огородами сяножатьми... огород тое церкви над озером... и дом там же збудованый церковный для мешка-нья отцом священником... и повинни они пара-фяне до тое церкви належачые своим отцом священником во всех потребах церковных допомо-гати, а по смерти моей мають о душе моей печа-ловати и в церкви Божой молитвами своеми при хвале Божой вспоминати..." (1). Как видно из грамоты, К.И.Острожский не только построил в Смолевичах церковь, но и наделил ее землею, возвел для священника дом, обязал местных прихожан материально поддерживать новоустроенный храм и поминать его в молитвах. Прошло совсем немного времени, и польский король Сигизмунд I подтвердил, со своей стороны, правомочность пожалованья К.И. Острожского, издав соответствующий привелей. "Мы, — отмечал он в этом привелее, — з ласки нашое господарское... тот фундуш его вечне утверждаемы... и мает то вечными часы быти держано, абы хвала Пану Найвышому шырылася и размножалася..." (2). Подлинник привелея Сигизмунда I, несмот-/ ря на все перепитии истории, сохранялся в приходском архиве Свято-Николаевской церкви даже триста лет спустя! В середине XIX столетия с ним знакомился известный этнограф и краевед П.Шпилевский (3). В период широкого распространения на / Беларуси униатства (XVII—XVIII веков) Смолевичи принадлежали уже не Острожским, а Рад-зивиллам. Последние, хотя и не являлись, наподобие своих предшественников, ревнителями Православия, но все же отчасти покровительствовали тем, кто держался святоотеческой веры. Благодаря этому обстоятельству, Свято-Николаевская церковь действовала как православная довольно долго, вплоть до 1745 года, и только затем была обращена в униатский храм. (4). Издавна в приход Смолевичской церкви входило много окрестных деревень. В некоторых из них находились приписные часовни. Таковые имелись: в деревне Плиса — в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в д.Заболотье — в честь Успения Божьей Матери, в д.Домошаны — во имя святого Михаила Архангела, в д.Сло-боде-Озерицкой — в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в д.Дейнаровке — во имя святого Иозафата, в д.Городище (или Замчище) — во имя Всех Святых, в д.Подгруша — во имя святого Иоанна Богослова. Все перечисленные часовни являлись деревянными и стояли на кладбищах. Уцелели визиты (инвентарные описи) Свято-Николаевской церкви конца XVIII — начала XIX вв. Они свидетельствуют о том, что в это время в Смолевичах действовал храм, выстроенный когда-то К.И.Острожским. Он был деревянным, его украшали три купола. В храме имелся орган, располагавшийся над бабинцем, на бывших хорах. Согласно данным за 1806 год, в Смолевичах насчитывалось 90 дворов; число причащающихся Святых Христовых Тайн в Великопостное время составляло: мужчин — 510 человек, женщчн — 520. (5). Хотя Смолевичский приход и отличался своей обширностью, однако ни Свято-Николаевская церковь, ни ее приписные часовни богатством не блистали. Один чиновник, обозревавший в 1837 году униатские епархии, посетив Заболотье, так охарактеризовал тамошнюю часовню: в ней была "вместо иконостаса перегородка самой грубой работы, и нет ни одной иконы во всей церкви; престол латинский, книги униатские... из священных сосудов одна только чаша". (6). В 1839 году прихожане Свято-Николаевского храма возвратились в Православие, последовав в этом за своим настоятелем о.Иозафатом Зубовичем. Потомственный священник, о.Иозафат окончил Ляданское уездное училище и служил на приходе в Смолевичах с 1817 года. (7). В 1856 году настоятелем храма стал о.Гав-риил Зубкович, обучавшийся в Жировицкой Духовной Семинарии. Он прослужил в Смолевичах до 1888 года. Во второй половине XIX в. церковь во имя святого Николая дважды ремонтировалась. Но время шло, и несмотря на частые исправления к концу XIX в. храм все же сильно обветшал. Тогда приняли решение начать сбор средств для стро ительства новой деревянной церкви. В 1896 году прихожане собрали более 6000 рублей и вскоре приступили к работам. К 1909 году новый храм построили, по традиции освятив во имя святого Николая Чудотворца. Его настоятелем в начале XX века являлся священник Владимир Зенюк. Кроме него в причт входил один иерей. (9). Накануне I Мировой войны в приход Смо-левичской церкви входило 925 дворов и около 7000 прихожан, проживавших в 43 селениях. В его владении находилось 149 десятин земли. На территории прихода действовали школы: в Смо-левичах — двухклассная народная, в д.Слободе-Озерицкой — земская, в д.Плисе — церковноприходская и в Заболотье — земская (10). За Свято-Николаевской церковью сохранялись все приписные часовни, за исключением той, которая раньше находилась в д.Подгруша. События, последовавшие за революцией 1917 года, привели к разрушению приходской жизни, упорядоченной трудами многих поколений верующих. В начале 20-х годов в Смолеви-чах еше продолжал служить О.Владимир Зенюк, затем пропавший без вести. В соседней д.Сло-боде-Озерицкой священствовал О.Василий Измайлов. Его арестовали в 1927 году, приговорив к трем годам заключения в концлагере. Он умер, находясь на Соловках, 22 февраля 1930 года (11). После них в Смолевичах служили: протоиерей Владимир Зубкович и священник Димитрий Плы-шевский — их расстреляли в 1937 году. (12). Где-то в 30-е годы Свято-Николаевский храм закрыли, а вскоре и уничтожили. Прекратили действовать также приписные часовни. Милостью Божьей во время Великой Отечествен ной войны церковная жизнь в Смолевичском приходе возобновилась. В д.Слобода-Озерицкая в военное лихолетье служил совсем молодой, двадцатидвухлетний священник О.Иоанн Слуш-ко, из окончивших шестимесячные пастырские курсы, созданные в Минске архиепископом Фи-лофеем (Нарко). (13). После окончания войны из бывших приписных часовен мы застаем действующими только три: в деревнях Плисе, Заболотье и Слободе-Озерицкой. Слободская часовня оставалась открытой недолго. Что же касается церквей в Плисе и Заболотье, то они властями больше не закрывались. Их число пополнилось открытой в 1989 году церковью во имя Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова в д.Домошаны, при которой недавно учрежден одноименный женский монастырь. В последние годы церковная жизнь возродилась также и в Смолевичах. В 1997 году открыт приход в Слободе-Озерской. История Смолевичского прихода, начало которой было положено почти пятьсот лет назад князем К.И.Острожским, многострадальна и поучительна, как и вся история Беларуси. Из нее видно, что православная церковь во имя святого Николая Чудотворца в Смолевичах существовала задолго до унии; что и в период широкого распространения униатства, до 1745, она оставалась православной. В дальнейшем эта церковь объединила вокруг себя значительный по размерам приход, который в тяжелые десятилетия трагического XX в. возглавили пастыри, сумевшие до конца дней своих сохранить верность Православной Церкви, несмотря на жесточайшие гонения. Примечания 1. Археографический сборник документов, относящихся к истории Северо-Западной Руси. Вильно. 1867. Л.6. 2. Там же. Л.8 3. П.Шпилевский. Путешествие по Полесью и Белорусскому краю. — "Современник", 1853, т. 13, Лл. 38-39. 4. НИАБ. Ф. 136. On. 1. Д.65. Л. 12 5. НИАБ. 1.136. On. 1. Д.41254. Л.. 5-12. Д.41264. Лл. 1-4 6. М.Я.Морошкин. Воссоединение унии. —"Вестник Европы". 1872. № 8. Л. 545. 7. НИАБ. Ф.136. Оп.1. Д.40683. Лл.275-276. 8. НИАБ. Ф.136. Оп.1. Д.40854. Лл.269-270. 9. НИАБ. Ф. 11. Священник Феодор Кривонос. Синодик за веру и Церковь Христову пострадавших в Минской епархии. Киевец. 1996. Л.31. 12. Там же. 13. Архив КГБ РБ 136. Оп.1. Д.41154. Лл.402-410. 10. Там же.по Минской области. Д.31122-С. Л.22

Опубликовано на Порталусе 03 сентября 2005 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама