Рейтинг
Порталус

Евгений Родин - КРЕСТОМ И НУЛЁМ - Гностические мотивы в поэзии Янки Дягилевой

Дата публикации: 21 октября 2006
Автор(ы): Евгений Родин
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО Традиции постмодерна →
Источник: (c) http://kitezh.onego.ru/
Номер публикации: №1161416489


Евгений Родин, (c)

Янка Дягилева является достоянием русской культуры. В творчестве Янки отражена боль души, великая трагедия земного существования. Её стихи глубоко гностичны, об этом можно судить не только по особой символике, но и по особому настроению. В данной статье речь пойдёт именно о поэтическом творчестве Янки Дягилевой, а не о ней самой. В разговоре о гностических мотивах нет попытки записать Янку в ряды гностиков, просто важно выделить одну из сторон её поэзии. «Гностическое» давно перешагнуло рамки исторического гностицизма, став синонимом «воли к знанию». Не существует чёткого и однозначного определения гносиса, впрочем, нет нужды плодить определения. Пусть каждый сделает свой выбор и постарается самостоятельно ответить на вопрос о природе гностического.

Гностическая символика
1. Гиперборейская символика. Гностицизм относится к атлантической традиции, однако некоторые гностические символы восходят к «более чистой» гиперборейской традиции. Ярким примером гиперборейской символики в гностицизме является гностический крест (вертикальный равносторонний крест, вписанный в окружность). Рене Генон в работе «Символы священной науки» отмечал доисторический характер данного символа. Крест является обозначением Северного полюса, «Центра Мира», то есть прямо указывает на гиперборейский смысл (слово «гиперборея» означает «крайний север»). В дальнейшем гностический крест стал символом катаров. У Янки в песне «Крестом и нулём» есть такие строки:

Крестом и нулём запечатанный северный день
Похожий на замкнутый в стенах семейный скандал
Рассыпалось слово на иглы и тонкую жесть
А злая метель обязала плясать на костре

Чёткое указание на «северный день» является подсознательной (или осознанной) отсылкой к гиперборейскому гностическому кресту. Концовка стихотворения подтверждает эту мысль, указывая на вневременной (доисторический) характер данного символа:

Крестом и нулём разрешились пустые места
В безвременном доме за разумом грохнула дверь

Образ креста довольно часто встречается в стихах Янки Дягилевой, при этом в некоторых случаях этот образ может рассматриваться как гиперборейский: «Хватаются за край рубахи у ворота, где медный крест». «Медный крест» – очень глубокий символ, в котором можно увидеть Тау-крест со змеёй вместо Христа. В вышеупомянутой работе Генон отмечает родство слов «змея» и «медь» (nahash и nehash). Данный символ был подхвачен масонами и был изображен на масонской печати И. П. Тургенева. Ещё один аспект креста связан с текстом песни «Декорации»:

Фальшивый крест на мосту сгорел
Он был из бумаги, он был вчера
Листва упала пустым мешком
Над городом вьюга из разных мест

«Фальшивый крест» не случайно «сгорел», это указание на вторичность религии в рамках Традиции. Конечно, в этом есть и гностическое богоборчество, и масонский отказ от церкви.

2. Атлантическая символика. Строго говоря, не существует резкой грани между гиперборейскими и атлантическими символами. Одним из критериев принадлежности символа к атлантической традиции является его использование в магических целях. Одним из магических атлантических символов является символ змеи. Это откровенно гностический символ, встречающийся также в герметизме. В одном из стихотворений Янка пишет:

Под приговором красной змейкой
Ложится в угол твое Имя

Здесь есть указание на любовный заговор (красный цвет), а символ змеи отсылает читателя именно к атлантической традиции. Впрочем, эти строки являются достаточно «тёмными» для понимания. В тексте песни «Придёт вода» есть такие слова:

Искать иголки в стогах –
Найдется в сене игла-змея
Иголка-змейка

Не менее сложный текст может быть понят лишь в контексте словосочетаний «под сердцем игла», «в сердце заноза (то есть тоже игла)», а также необходимо вспомнить игольницу в виде шёлкового сердца. Всё это указывает на магизм данного атлантического символа.


Гностическое настроение
Доминировавшее у гностиков настроение экзистенциальной заброшенности отмечали многие исследователи: Р. Бультман, А.Ш. Пюэш, Г. Йонас, М.К. Трофимова и др. Ещё великий гностик Василид говорил о том, что он странник в этом мире и чужак. «Странничество» и одиночество – очень близкие понятия. Одиночество наиболее ярко представлено в стихах Янки Дягилевой. Близкое по силе чувство одиночества можно обнаружить лишь в стихах Майка Науменко, да и то у него нет чёрного пессимизма и абсолютной безвыходности. У Янки есть такие строки:

Страх осколок истины прогнать из пустоты
Дым, что гонит мусор в сторону жилья
Боль железных схваток беззащитных и живых
Смерть от одиночества, вмещающего мир

В песне «Выше ноги от земли» есть подобные мысли:

Ожидало поле ягоды
Ожидало море погоды
Рассыпалось человечеством –
Просыпалось одиночеством

Одиночество возникает в ситуации богооставленности, даже гибели богов. Янка остро переживает эту ситуацию, что видно из её стихов:

Порой умирают боги - и права нет больше верить
Порой заметает дороги, крестом забивают двери
И сохнут ключи в пустыне, а взрыв потрясает сушу,
Когда умирает богиня, когда оставляет души
Огонь пожирает стены, и храмы становятся прахом
И движутся манекены, не ведая больше страха
Шагают полки по иконам бессмысленным ровным клином
Теперь больше верят погонам и ампулам с героином
Терновый венец завянет, всяк будет себе хозяин
Фольклором народным станет убивший Авеля Каин
Погаснет огонь в лампадах, умолкнут священные гимны
Не будет ни рая, ни ада, когда наши боги погибнут
Так иди и твори, что надо, не бойся, никто не накажет
Теперь ничего не свято...

Характерно, что здесь есть слова, направляющие читателя к гностическим каинитам с их особым отношением к библейскому Каину: «Фольклором народным станет убивший Авеля Каин». Гибель бога приравнивается к забвению бога:

Люди забыли бога,
Люди плечами жали...

В такой ситуации остро ощущается гностическая чуждость этого мира, стремление вернуться «домой», «на Родину». Это видно в тексте песни «Домой»:

От голода и ветра
От холодного ума
От электрического смеха
Безусловного рефлекса
От всех рождений и смертей, перерождений и смертей
Домой!

Характерно, что здесь говорится о циклах перерождений. Идея перерождений была развита теософами во главе с Е. П. Блаватской. Cмерть оказывается избавлением от страданий, как в песне «От большого ума»:

Параллельно пути чёрный спутник летит
Он утешит, спасёт – он нам покой принесёт

Инициатическая смерть встречается во многих направлениях, в том числе и в масонстве. Скорее всего, здесь смерть является отголоском древней гностической традиции.

Смерть – это прыжок в неизвестность. Янка выбрала смерть, но она никого не звала за собой. Гносис не предназначен для всех, это выбор единиц, при этом каждый отвечает за свой выбор. Разрушение, ненависть, революционность – это одна из сторон гносиса. Быть гностиком – это не только (и не столько) обладать высшим знанием, более важным фактором является выбор особого жизненного пути. Гносис не должен быть развлечением для ума, он переворачивает всю жизнь, не оставляя места для всего постороннего. Гностический радикализм – вот одна из разгадок притягательности стихов Янки Дягилевой, великого русского поэта.

Опубликовано на Порталусе 21 октября 2006 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама