Рейтинг
Порталус

Конфликты с кавказцами как симптом - О проблеме межэтнических конфликтов на территории РФ

Дата публикации: 25 ноября 2006
Публикатор: Виталий Мальцев
Рубрика: КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО Вопросы культуры →
Источник: (c) http://kolokola.net/
Номер публикации: №1164409680


События в Кондопоге, где в ответ на убийство чеченцами, с целью запугивания жителей, нескольких человек, сход потребовал выселения всех чеченцев из города, проявил проблему межэтнических конфликтов на территории РФ, назревающую со времени распада Союза.

Межнациональные конфликты на бытовом уровне были и при Союзе, но они были качественно иными, характерными скорее для нерусских маргинальных элементов. Нагорно-карабахский конфликт –это исключение, подтверждающее правило, заключающееся в том, что можно конфликтовать, но не с русскими.
Русские несли в национальные окраины высокие технологии, медицину, образование. И, пожалуй, самое главное, -они несли высокие принципы справедливости и социального равенства, понятные и близкие другим народам. Православная в своей основе русская культура, внимательная к качеству внутренней жизни, превозносящая чистоту внутренних побуждений превыше материальных благ, создавала среду, в которой беспринципное потакание клановым интересам представляло такой в явно клан в невыгодном свете.

Нынешние условия общественной жизни, условия рыночного общества выдвинули совсем иные приоритеты. Наиболее важной стала конкурентоспособность в плане накопления капитала. Высокие внутренние побуждения стали недопустимой роскошью, а то и помехой в условиях борьбы за выживание в рыночной среде. Свойственная русской культуре духовность в новых условиях перестала быть в числе безусловно ценимой, русские остались невостребованными в качестве носителей передовых общественных идей, и стали рассматриваться лишь как конкуренты в борьбе за ресурсы, должности, жилье, прочие материальные блага. При том, не только в национальных окраинах, но и на исконно русских землях.
Многие из русских на своей земле оказались в условиях, когда они вынуждены конкурировать и бороться за выживание с представителями народностей, едва вышедших из рабовладельческого уклада, притом нередко - на условиях последних. В то же время, из-за рубежа России навязываются несвойственные ей нормы общественно-экономической жизни, формировавшиеся в иных культурно-исторических условиях. Неудивительно, что оказавшись «не в своей тарелке» русский народ не в состоянии реализовать свои сильные стороны, многие деморализованы, спиваются, надвигается демографический кризис.


Чтобы определить место русского народа в контексте мировой культуры и цивилизации, можно обратиться к свойственной многим восточным философско-религиозным учениям модели, когда доминирующие аспекты мировосприятия человека представляют с помощью семи так называемых чакр. Наиболее низкий, примитивный аспект мировосприятия – это борьба за выживание в условиях противопоставления себя окружению. Такой аспект характерен для заключенных, части спортсменов, некоторым находящимся на невысоком уровне культурного народностям. Следующий за этим аспект - потребления, когда основное внимание перемещается на вопросы роста благосостояния. На следующем аспекте мировосприятия становятся важными вопросы организации внутренней и внешней, вопросы власти. Для следующего аспекта характерно взаимодействие на основе взаимопонимания, любовь. Еще более высокий - аспект гармонии и красоты. И так далее.

Западная цивилизация развилась, мотивируя производительные силы преимущественно повышением уровня материального благосостояния. В отличии от этого, русская культура, наследница византийской культурной традиции, развивала более высокие побудительные мотивы. Уже для византийского общества была характерна такая форма организации общественных отношений, как ритуал, позволявший поддерживать субординацию отношений в обществе без использования насилия, характерного для наиболее примитивной формы организации общества, или власти денег- навязываемой нам ныне формы общественной культуры. Русская культура настолько дальше продвинулась в мотивировании производительных сил общества более высокими стимулами, что могла в значительной мере пренебрегать таким побудительным мотивом, как жадность к деньгам. Вспомним, что на Западе повышение уровня потребления является наиболее культивируемым в обществе стимулом развития производительных сил.
Вышеперечисленные ступени аспектов мировосприятия не являются равнозначными, они определяют последовательные этапы развития человека или общества. В частности, проблемы, неразрешимые на каждом из предшествующих этапов, разрешаются при переходе к этапу следующему. Так, проблемы силового противостояния разрешаются на уровне использования материальных средств, проблемы благосостояния регулируются рычагами власти, и т.д. Поэтому организация общества на принципах субординация по имущественным показателям, демократия для инвесторов, является для русского общества явной деградацией.
Идеализируемое на Западе правовое общество, с акцентом на внешние для человека рычаги организации общества, и игнорированием внутренних, таких как совесть и другие внутренние качества человека, в среде русской, православной в своей основе, культуры, также вряд ли можно превозносить до уровня идеалов. Суд над Законом и Правом был явлен еще 2000 лет тому назад, когда в соответствии с законами был максимально строго осужден Единый Безгрешный.

Путь и задача русского народа, народа- мессии (мне легко писать такие слова, я- не русский) это воплощение идеалов. Не нужно выдумывать никакую особую русскую идею, русским достаточно просто жить, являть себя миру в лучших своих проявлениях, и тем уже они несут свет и надежду миру.
Развитие, осмысление и воплощение идеалов – в этом сила русского народа, в этом его успех. И в этом же – катастрофа, если допускается профанация идеалов или слишком узкое их видение, несоответствие их трактования задачам времени. В сваязи с этим можно вспомнить гибель Советского союза, в котором идеологи в качестве важнейшего преимущества социалистического общественного уклада усматривали прежде всего экономическую эффективность социалистической плановой экономики. Хотя в действительности такие утверждения плохо согласовались, к примеру, с дефицитом на японские видеомагнитофоны и американские джинсы, а многие действительные преимущества были в обществе не осознаны.
Можно вспомнить гибель Российской империи, объединившую народы воплощением идей православной культуры. И в которой православные идеологические начала были низведены почти до формализма, а само православное вероучение было примитивно противопоставлено научному мировоззрению.
Можно вспомнить гибель культурной предшественницы Русской империи, Византии. Как например, в силу узкого восприятия высоких идеалов, когда оно входило в явное противоречие с реальностью, под влиянием ветхозаветного запрета на ростовщничество, христиане самоустранились из финансовой сферы, уступив ее евреям. В результате христианская империя неуклонно слабела. Забота о чистоте своих душ, как греки-христиане тогда ее понимали, обернулась неисчислимыми бедствиями для их прямых потомков, гибелью великой империи, поруганием святынь.

Для полноценной жизни русского народа и русского государства нужно осмысливать идеалы и воплощать их в повседневной жизни, не позволяя их попирать и подменять шкурными интересами «новых русских», земляческими традициями кавказцев, подсовываемыми из-зарубежа «общечеловеческими ценностями». В связи с западным влиянием в масмедиа можно заметить, что злые мультфильмы и «крутые» боевики внушают нашим детям, что их окружает враждебный мир. Затем пропагандой секса их внимание обращают на потребление плотских удовольствий. То есть, стараются задержать их внимание на самих низких из вышеперечисленных ступеней развития. В результате многие дети без специальной подготовки не в состоянии понимать взаимоотношения героев советских мультфильмов, не способны воспринимать аспекты доброты, относящиеся к четвертой ступени приведенной классификации.

Кто-то из американских политиков говорил, что США и СССР объединились бы перед угрозой нападения инопланетян. С позиции западных ценностей объединение возможно вокруг общих интересов. У русских есть и другая возможность - объединять вокруг общих идеалов. В развитие этой возможности нужно вкладывать усилия и средства. А наиболее гибким критерием правильности таких усилий будет уменьшение проблем и конфликтных ситуаций, когда попирается совесть и человеческое достоинство в высоком смысле этого слова. Показателем оздоровления общества служило бы то, что на межнациональные проблемы, как и многие другие, не приходится замалчивать вместо того, чтобы их решать. Россия не может не быть великой страной, но чтобы занимать подобающее место среди народов мира, прежде всего русские, как государствообразующий этнос должны занять подобающее место среди народов страны.

Опубликовано на Порталусе 25 ноября 2006 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама