Рейтинг
Порталус

Музыкальная информатика, как новая научная дисциплина

Дата публикации: 10 января 2007
Автор(ы): Д. Л. Скрипкин
Публикатор: Скрипкин Дмитрий Леонидович
Рубрика: КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Номер публикации: №1168426836


Д. Л. Скрипкин, (c)

Д. Л. Скрипкин
Музыкальная информатика, как новая научная дисциплина

К сегодняшнему дню XXI века можно с высокой степенью уверенности констатировать, что в результате развития современной музыкальной науки, а также специальных технических средств сочинения, профессионального исполнения и любительского музицирования проявилась всеобщая глобальная тенденция к взаимопроникновению информатики и музыкального искусства. Насколько возможен такой тандем? Музыка, является искусством лишь только с внешней стороны. Внутри это наука, изучающая историю и все многообразные явления искусства: от исполнительства и управления хором до высот полифонического и оркестрового написания музыки.
Говоря о музыкальной информатике как новом предмете науки и практики музыкального искусства, не следует забывать о том, что она не является абсолютно оригинальной, а естественно и логично вырастает из классической теории информации. Основополагающим в вопросе об организации, обработке и передаче данных являются — их свойства, составляющие информационное поле. Информация — исчерпывающие, более чем средне достаточные данные, тематически и структурно организованные особо удобным образом. Информатика, как самостоятельная наука, выросла из кибернетики, многие смежные специализации появились, опираясь на метод аналогии и подобия, что было оправданно и характерно для такой сложной проблемы, как совмещение научных дисциплин, определено еще в работе чехословацкого философа И. Земана.
Информатика, по определению А. И. Ракитова —«… математическая теория передачи сигналов в информационных системах, стала самостоятельной наукой о данных, отделившись от кибернетики, математической теории управления» . Поэтому ИНФОРМАТИКА — это не только и не столько математическая теория, а в большей степени идеология использования информации различного вида с наиболее достижимой практической пользой.

На первоначальном этапе ― информатика проникала в музыку эпизодически, рассматривая ее как опытный материал для исследований в области обработки звука нетрадиционными методами.
На втором и последующих этапах, происходит (поскольку процесс еще не закончен), объединение двух наук: музыки и информатики, где первая имеет приоритетное значение. Почему? Происходит это потому, что музыкальное искусство из «опытного материала» превратилось в одного из важнейших заказчиков специальных компьютерных технологий, призванных обеспечить свое дальнейшее развитие. Такой глубокий долговременный заказ повлиял, и далее будет влиять на само развитие информатики как научной дисциплины, поскольку некоторые подходы характерные для организации и управления музыкальной информацией будут развиваться дальше, что непременно приведет к использованию последних и для других культурно-художественных целей.
Сегодня музыкальное искусство примеряет на себя белые одежды нового информационного века, что начинает определять многие подходы к современному обучению музыкантов.
В связи с вышеизложенным материалом наступил момент, когда следует попытаться дать определение формирующемуся научному явлению внутри музыкального искусства.
Итак, музыкальная информатика ― новая научная дисциплина, находящаяся с внешней стороны классической теории музыкальной науки, которая является её фундаментом, организующим ядром.
Подобно атмосфере Земли, она (музыкальная информатика) на современном уровне развития музыки, обнимает, охватывает и поддерживает дыхание, жизнь, всего комплекса музыкального знания от древнейших времён до сегодняшнего дня. Ещё эту научную дисциплину можно сравнить с крупнейшим спутником Земли — Луной. Как ни быстро движется Луна в космосе, она никогда не уйдёт от своей матери-Земли, вращаясь по неизменной орбите, выверенной тысячелетиями. Если вдруг исчезнет Земля, не станет и Луны. По аналогии понятий следует, что теория музыки, именно она, является первоосновой музыкальной информатики, ибо музыкальное искусство есть и повод для накопления специфической информации и средство для новых исследований.
Составляющие компоненты музыкальной информатики ― классическая теория музыки и экспериментальный раздел информатики, связанный с электронными или компьютерными технологиями синтеза, обработки, записи, передачи, тиражирования, исполнения, использования, изучения звука как такового, музыкальных произведений созданных посредством этих технологий.
Весь полный комплекс данных, принадлежащих классической теории музыкального искусства, а именно: музыкальные сочинения, зафиксированные в нотах; научные труды, исследования в области музыки; методические разработки и рекомендации в сферах музыкального образования, исполнительства, дирижирования, настройки и ремонта музыкальных инструментов, музыкального менеджмента, следует определить как важнейший основной компонент новой науки. В связи с непомерно огромным количеством информации по всем вышеназванным компонентам и проблемным вопросам, музыкальная наука интегрируется с экспериментальной информатикой. Результат такого паритетного объединения призван обеспечить необходимый современный уровень сохранения, систематизации, накопления, передачи информации и знаний новым музыкантам, обработки, обмена, использования, получения новых данных по всем вопросам и темам музыкального искусства, музыкальной науки. Поглощая экспериментальную информатику (только в области музыки), музыкальное искусство переходит на новый путь своего развития, именно потому, что объединение паритетно (50% + 50%), что гарантирует истинный научный результат, динамичное движение по пути прогресса.
За теорией музыки стоит вся многовековая информация о музыкальном искусстве, а за информатикой вся современная мощь и возможности сохранения, передачи, использования всей этой и последующей новейшей музыкальной информации.
Живых примеров объединения различных наук в наши дни существует достаточно. В XX веке началось активное освоение компьютерных технологий многими прикладными специалистами. Особенно большое развитие получили информационные технологии в различных научных дисциплинах, таких, как математика, физика, теория космических полетов, оперативная косметическая медицина, компьютерная хирургия (производство операций на большом расстоянии посредством контроля манипуляций через компьютерную сеть) и многие другие. Если это фактически произошло со многими иными науками, почему музыкальная наука должна оставаться в стороне от прогресса?
Процесс информатизации всех знаний идёт повсеместно, независимо от желания и возможностей того или иного этноса. Быстрота получения, накопления, обработки, использования любой информации определяется сегодня не столько желанием или способностями отдельных личностей, сколько техническими средствами, которые специально приспособлены для этого.
Таким образом, сущность понятия нового предмета науки музыкальная информатика можно считать раскрытой.
Хотелось остановиться подробнее на возникающей проблеме управления. Вообще, что следует подразумевать под управлением музыкальной информацией?
Управлением музыкальной информацией следует считать такую концепцию организации музыкальных данных , при которой возможны все операции над ними. Эти операции стандартны, известны по общему курсу информатики: получение, сохранение, обработка, использование, передача, тиражирование (распространение). Для музыкальных данных, так же как и для любых других, они остаются сегодня и всегда актуальными. Все же специфика музыкальной информации определяет иные походы к стандартным операциям с ординарными данными, чего бы это ни касалось. Например.
Получение информации, в обычном случае, как правило, ― запись, это бывает и в музыке (фольклорные записи, выступления подлежащие тиражированию и т. д.), но чаще всего музыканты осознают получение музыки как сочинение, изобретение новых мелодий или гармоний. Подходя формально к вопросу получения и организации музыкальной информации, рискуем не разглядеть самого главного: музыкальная информация ― не только звучащая музыка, это целый комплекс всего, что составляет ее и даже просто сопутствует.
Рассмотрим, что является основой организации музыкальной информации. Прежде всего, это ускоренная во много раз возможность получения, ввода, сохранения, систематизации и оперативного нахождения кратчайшим путем необходимых и достаточных данных по избранной тематике. Далее, организация информации уже предполагает сохранение в определенном порядке (структурах, связях) и классификации того материала, который подлежит выборке. Наконец, классификация предполагает определение приоритетов по важности, ценности, может быть, уникальности получаемой информации. Таким образом, систематизация направлена не только в ширину, но и в глубину требуемой тематики.
На современном этапе развития программно-технических средств путь для накопления различных по структуре и внешним характеристикам данных лежит в применении профессиональных систем управления базами данных (СУБД) или других специальных программных продуктов, способных создавать реально работающие информационные системы. Именно эти программные продукты, а главное, специалисты, владеющие навыками управления таковыми, могут гарантировать успех в организации столь разных видов данных, присущих музыкальному искусству. Рассмотрим эти основные виды информации последовательно.
В конце 80-х годов прошлого века, бурными темпами стало развиваться направление информатики, связанное с накоплением и обработкой различных типов данных. Рассмотрим основные типы: символьный (буквы, символы), числовой (числа, математические и геометрические константы), дата (специально сокращённый формат даты, например, 01.12.2004), memo (упакованные блоки текстовой (символьной) информации по одному вопросу), графические объекты (рисунки, графики, диаграммы и т. д.), музыка в цифровом виде (собственно музыкальные данные). Какие факторы характеризуют принадлежность информации именно к музыкальным данным?
Первый — звучащая музыкальная ткань в электронном (аналоговом) или цифровом воплощении, все типы и форматы неупакованных и упакованных музыкальных файлов: WAV, MID, WFP, MPEG и др.
Второй — тембровые компоненты, обусловленные волновым синтезом звука (банки тембров, ритмов, стилевых, и некоторых других особенностей музыкальной ткани). Почти всегда они составляют неразделимую область структуры вышеназванных файлов.
Третий — видеоданные, или, как ещё их называют, видеоряды, несущие визуализацию видимых процессов музыкальной практики: исполнение, дирижирование, импровизация, учебный процесс (репетиции), мастерклассы преподавателей и т. д.
Четвертый — обычные текстовые данные, отражающие теоретические и практические аспекты методики исполнительства, а также различные тексты-схемы, характеризующие компоненты музыкальной формы, тексты схемосимволов (например, анализ гармонических последовательностей), все то, что было названо вторым макрокомпонентом музыкальной информатики.
Пятый — графически значимая музыкальная ткань, сохраняемая в виде нотного текста, закрепленного в файле нотным редактором c возможностью быть воспроизведенной в «твердой» то есть напечатанной на бумаге форме для непосредственного исполнения или в виде звукового файла (например, с расширениями MID, FTM, ETF музыкального редактора Finale), проигрываемого непосредственно компьютером.
Все названные пять типов музыкальных данных имеют свои особенности хранения и ввода.
Сохранение. Здесь тоже все неоднозначно. Файл, даже звучащий, а именно в них традиционно сохраняется информация программами, может ничего не значить для профессионального музыканта, который привык или просто предпочитает иметь дело с партитурой. Часто сохранённая в особом файловом формате музыка не имеет нотного аналога, что неудобно для профессионала, и достаточно удобно для тех, кто не знает или не хочет знать нот.
Обработка. Эта операция с данными еще более сложна для музыкального применения. Она многозначна. Обработка ― может быть нахождением музыкальной темы в сочинении при анализе, ее характеристик, развития. То же характерно для оркестровки: это может быть легкая обработка песни для смешанного хора, а может быть переложение симфонии для игры двумя руками на рояле. Понятно, одна и та же операция несет совсем иную сущность результата. Что касается собственно звука, то для простого перечисления этих значений может не хватить места на страницах данного исследования ― синтез из уже имеющегося звукового материала, преобразование, прием образца звука из сэмпла, удаление четных или нечетных гармоник основного тона и т. д. Все это будет обработкой.
Использование. Более традиционно. Хотя тоже имеются некоторые нюансы. Например, будет ли использованием копирование или распечатка нот музыкального сочинения для анализа музыки? Правомерно ли говорить об использовании незадачливыми плагиаторами хорошо всем известных музыкальных тем? Вот такие проблемы толкования.
Наконец, передача музыкальной информации. Этот аспект практически не изучен, поскольку передача всего комплекса музыкальных данных имеет множество значений. Копирование с целью обмена информацией, исполнение музыкального произведения на публике в концертном зале, передача по сети Интернет редактору издательства для тиражирования нот, обучение в классе молодых музыкантов любой специальности, выступление лектора-музыковеда в детском саду, рассказ артиста о своих гастролях, все это будет являться передачей музыкальной информации. Вот почему необходимо разработать особые подходы к операциям с музыкальными данными, подходить комплексно к конкретным решениям. Проблема передачи музыкальной информации предполагает не столько тиражирование и распространение, сколько глубокое понимание сущности получаемых данных, их конкретная интерпретация.
Вывод. Развивающийся управляющий фактор музыкального искусства по отношению к информатике сегодня налицо.
Характерные особенности музыкальной информации диктуют относиться к ней с большим вниманием и действовать с точки зрения практического музыканта, а не программиста, хотя музыкант тоже может быть им. Музыкальное искусство, как и музыкальная наука, имеют еще много своих нераскрытых проблем и тайн, не только тайн теории искусства, но и преподавания, исполнительства, дирижирования, сочинения. Музыка продолжает активно развиваться, только течение своего современного развития никак не оформлено, все хаотически запутано, не классифицированы последние культурные явления современности, не отражены или не найдены сложные решения некоторых проблем фольклористики, музыкальной композиции, анализа, полифонии, да и самой теории музыки.
Чем определяются такие далеко идущие выводы? Только практикой, и ничем, кроме практики. Совершившиеся уже давно фактические события музыкального мира, прямо свидетельствуют об этом. Упраздняются большие студии звукозаписи, все делается уже много лет более компактно и быстро. Тиражируются не только образцы музыки, но и кино- теле- видео- и всякие другие фильмы, где широко используются технологии необходимые и достаточные для успешного развития музыкального искусства.
Цифровые CD, DVD и компактные флэш-технологии захватывают всю большую и большую часть рынка детской, развлекательной, учебной, научно-методической, видеопродукции, где в значительной степени роль отведена музыкальному сопровождению. Записи эстрадной, классической и экспериментальной музыки можно найти в цифровом формате где угодно, от магазина лицензионных дисков до уличного лотошного рынка CD и DVD.
Появились сборники на одном единственном диске: «Все симфонии Л. Бетховена», «Все сонаты В. А. Моцарта», скоро выпустят в продажу и «Все оперы П. И. Чайковского», или может быть, «Полную антологию Европейской музыкальной культуры XV- XXI веков» на DVD -диске. Раньше это казалось невероятным, теперь ― повседневная обыденность.
Все перечисленные факты практически однозначно свидетельствуют о справедливости и истинности сделанного утверждения.
Рассмотрим практические аспекты новой научной дисциплины музыкальная информатика.
Не подлежит сомнению, что современный уровень развития музыкального творчества требует наличия нового действенного подхода к освоению всех имеющихся и накоплению новых знаний в области искусств. В свою очередь, новые подходы к различным проблемам по специальностям в музыкальном искусстве (композиция, теория музыки, исполнительское мастерство, дирижирование, научные исследования явлений и событий искусства) предполагают ясное теоретическое обоснование и объяснение каждого шага в общении с музыкальной информацией.
В связи с этими реалиями, наличие тщательно построенной идеологии исследований и развития музыки как науки, позволяет расценить теорию музыкальной информатики в виде самостоятельной ветви на общем древе музыкального знания. Именно потому, что сама технология электронного компьютерного исполнительства и музицирования претерпевает значительные изменения, новые теоретические обоснования деятельности музыканта- профессионала помогут использовать все новейшие достижения культурной и технической мысли человечества.
Понятие практики музыкального искусства поднимается на более высокий уровень: вместе с классическим наследием и вековыми национальными традициями, находят своё место современные тенденции исполнительского искусства, где часто в качестве исполнителей выступает сложная компьютерная технология и техника. Например, практика сочинения музыки претерпевает значительные изменения — время и усилия на создание крупных произведений в разных жанрах неуклонно, из года в год сокращаются.
Улучшается и также сильно ускоряется работа над технически сложными звукозаписями опер, балетов, симфоний, чисто театральной музыки, не говоря уже о популярных песнях. Причина всему этому процессу широкое практическое использование компьютеров и специально оборудованных звукозаписывающих студий профессиональной направленности.
Поскольку теория изучает практику, а практика для своего развития использует теоретические знания, будет совершенно логичным и оправданным приспособление достижений информатики к различным насущным целям, проблемам и задачам музыкального и любого другого искусства.
2) Рассмотрим новые тенденции в музыкальном творчестве, а также исследованиях музыкального искусства с точки зрения теории музыкальной информатики. Уже много лет подряд (точнее с начала 80-х годов прошлого века) весь музыкальный мир плавно склоняется к постепенному облегчению технического процесса творчества, вплоть до частичной автоматизации отдельных его элементов. Единственное, что непоколебимо держится — исполнительство на акустических музыкальных инструментах, классический вокал и все виды дирижирования. Ничего удивительного в этом нет, поскольку традиционное исполнительство включает в себя многовековую историю, начинающуюся с первых шагов Homo Sapiens. Но даже в этих специальностях уже намечаются некоторые изменения в методиках обучения, хотя сами процессы овладения искусством исполнительства и дирижирования остаются классически неизменными. Пока что все обещания инженеров о замене живых исполнителей электроникой являются несостоятельными, во всех по-настоящему ответственных случаях всегда требуется в процессе сложноорганизованного музицирования контроль и управление человека.
Частичная автоматизация некоторых элементов музыкального творчества современных композиторов ведёт к действительному сокращению времени на создание сочинений, однако эти возможности пока мало и ограниченно применяются для анализа музыки, исследования полифонических процессов, дирижирования, музыкальной психологии исполнительства, обучения исполнителей на различных инструментах.
Всё же некоторые попытки были сделаны. Например, кандидатская диссертация А. А. Бучнева «Особенности использования технических средств в обучении и игре на духовых инструментах» (диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения, МГК, 2002 г.) — раскрывает возможности более динамичного и качественного обучения правильному и точному интонированию на духовых инструментах, а также коррекцию высоты звука при настройке.
III глава исследования как раз называется «Повышение эффективности обучения и исполнительства на духовых инструментах на основе использования технических средств», где учеником используются специально изобретённые автором приборы: «ИНТ-А» и «Октава». Первый прибор для настройки и последующего контроля интонирования на духовых инструментах, второй предназначен для отработки точного распределения дыхания исполнителя.
Таким образом, технические средства и изобретения (в том числе и персональный компьютер), фактически значительно расширяют возможности музыкантов не только в записи, сохранении, обработке и пользовании, но при определённых условиях — в процессе практического обучения.
С другой стороны — существующие программы по теории музыки и музыкальной грамоте для детских музыкальных школ реализуют эту идею с помощью компьютерной техники, что лишь подтверждает уже наступившую тенденцию. Конечно, никто не говорит, что наступает эра автоматизации процесса обучения музыке и самого процесса творчества, а всё-таки усовершенствование и даже частичная формализация стандартных элементов получения знаний практике — совершенно не повредит.
Опять-таки, несмотря на значительное усложнение структуры и оркестровки новейших оркестровых произведений (Э. Денисов, Э. Артемьев, К. Штокгаузен), в данном случае нельзя говорить (даже касательно отдалённого будущего) о полной автоматизации процесса музыкального композиторского творчества или отсутствия необходимости специально этому поучиться.
Несколько в ином положении оказывается теория музыки и все дисциплины с ней связанные. Здесь возникают сразу несколько блестящих и главное — реальных возможностей для динамического развития общей базы музыкально-теоретических знаний.
Во-первых, это касается научных исследований музыкального искусства в различных прикладных областях. Здесь можно упомянуть проблему расшифровки народных песен и инструментальных наигрышей, с выявлением точной ладовой структуры музыкального материала малоизвестных или исчезнувших этносов. Большинство исследователей голоса и звучащих музыкальных инструментов на предмет выявления скрытых закономерностей исполнительства, также воспользуются открывающимися ресурсами для массы различных экспериментов самых высоких уровней сложности.
Постепенно углубляясь, динамизируются исследования в областях теории и истории музыки, полифонии, анализа, композиции, инструментовки, музыкальной психологии, методических и других специальных вопросах музыкальной науки: например, музыкального менеджмента, режиссуры концертных и телевизионных программ. По многим направлениям теоретических исследований наступает «эффект композитора», то есть сокращается время подготовки научных трудов и увеличивается практическая ценность результатов.
Во-вторых, творческие вопросы получают иное звучание и воплощение. Аспекты их многогранны: это собственно музыкальная композиция, все виды сольного, ансамблевого, концертного и оперного исполнительства, хоровое и оркестровое дирижирование, звукозапись и тиражирование музыки для широкого слушателя, преподавание музыкальных дисциплин на всех уровнях от музыкальной школы до академии музыки, — это лишь основные границы музыкального творчества. Вспомогательными элементами здесь служат музыкальная психология, музыкальный менеджмент, режиссура. Однако именно вспомогательные элементы музыкального творчества цементируют все главные составляющие воедино: конечная цель практики искусств — показ слушателям и зрителям воплощённой музыкально-художественной идеи, признание автора-художника, материальное обеспечение его дальнейшей жизни, развития и творческого роста.
Живая практика искусств — это не только концерты сольных исполнителей, сочинение или преподавание, чаще — изнурительная работа больших коллективов творческих работников высокого уровня, умение музыкального менеджера (и порой продавца полученных записей) действительно помогать творческим личностям, выразить себя с максимальным успехом, доставляющим удовольствие ценителям искусства, заработок обслуживающему персоналу, организаторам шоу и всем распространителям музыкального материала. Искусство бизнесмена имеет мало общего с мастерством музыканта-профессионала, но знания, умение управлять финансами и возможность малыми средствами добиться высокого коммерческого результата, заставляет с большим вниманием относиться к музыкальному менеджменту, музыкальной психологии и режиссуре. Музыкальный менеджер — это психолог, режиссёр, импресарио в одном лице. Именно ему (менеджеру) реально принадлежат права управления не только процессом записи и тиражирования музыки, но и конкретным музыкально-художественным стилем, течением, если сказать точнее, даже музыкальной модой. Об этом нужно всегда помнить и готовить музыкальных менеджеров в государственных музыкальных вузах.
В - третьих, наконец, мы подошли к главному, — решается проблема управления процессами обслуживания музыкального творчества. Зачем и каким образом следует обслуживать музыкальное творчество разных стилевых направлений? Закономерно, что художественная ценность того или другого музыкального опуса не всегда определяется модой. Как известно, музыкальная мода достаточно изменчива в своих неожиданных поворотах.
Прежде моды существовали и до сих пор существуют вечные, непреходящие ценности музыкальной культуры, традиции российских национальных музыкантов. Кто позволит дезавуировать подлинное искусство, которому отдана не одна человеческая жизнь, не одно поколение истинных художников звука? Такие попытки уже делаются у нас в течение последних 10-15 лет. Достаточно послушать российское радио и посмотреть телевидение. Что важнее для любого человека, может быть, совсем не музыканта, реклама или оперный спектакль, ночное порно или телефильм? Сегодняшний менеджмент направлен не в сторону художественного и культурного удобства личности, а против её удобств, против её желаний. Сознательно насаждается музыкальная безвкусица, имеющая целью максимально снизить уровень слуховой приемлемости, дискредитируя нормальные произведения культуры и искусства. Поэтому, даже при свободном рынке музыкальной и развлекательной продукции, есть необходимость реально управлять музыкальной информацией на уровне государственных структур.
Итак, музыкальная информатика, как новая научная дисциплина, уже появилась, но ещё не состоялась в виде законченной и стройной научной теории. При любых условиях она (музыкальная информатика) принадлежит, и всегда будет принадлежать фундаментальной классической музыкальной науке, в качестве нового инструмента познания и исследования искусства в XXI веке.

Опубликовано на Порталусе 10 января 2007 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): новая научная дисциплина



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама