Рейтинг
Порталус

[фельетон] ПРОЩАЙ, ГОСПОДИН МИНИСТР!

Дата публикации: 13 января 2014
Автор(ы): Николай Ефимов
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1389615240


Николай Ефимов, (c)

Последние несколько недель я следил за рейтингом программ и все гадал, кто же наконец заметит этот телесериал. Увы, ни зрители, ни критики, к которым обращалась "НГ", его не разглядели. Жаль. Английский сериал "Да, господин министр!" заслуживал другого отношения. Но теперь поздно.

А как все хорошо начиналось. Представить сериал пригласили на РТР посла Великобритании сэра Эндрю Вуда. И ему было что сказать. Телезрителям предлагалась 21 серия современной политической сатиры и комедии, снятая столь блистательно, с таким юмором и подтекстом, с какими это умеют делать, пожалуй, только англичане. На британских островах он вызвал большой интерес. Маргарет Тэтчер, если верить лондонской прессе, смеялась перед телеэкраном до слез, а вместе с ней веселились и миллионы англичан. С успехом прошел он во многих англоязычных странах - от Австралии до Канады.

Российским зрителям показали 8 первых частей. С перебоями, с перерывами, но все-таки показали. А дальше? Мы попытались это узнать, на РТР нам ответили: наши зрители, оказывается, английского юмора "не поняли", и "по распоряжению свыше" показ сериала на этом прекращен. Зря беспокоили сэра Эндрю Вуда.

Чем же привлек сериал Маргарет Тэтчер? Так ли это несмешно и неинтересно для нас? Это рассказ о высших чиновниках, о министерской кухне, об английском истеблишменте. О налаженной изворотливой бюрократической машине, о ее движущих мотивах и силах. У себя дома мы, похоже, до многого еще не доросли, наш опыт скуднее, наши чиновники ведут себя не так изощренно, хотя как посмотреть... Но что бы там ни было, в сериале немало интересного и поучительного для нас. В конце концов у чиновников всех стран куда больше общего, чем непохожего.

Два слова о фабуле, чтобы было понятно, о чем речь. После очередных парламентских выборов победители делят между собой лакомые правительственные должности. Министерство административных дел достается главному герою Джону Хаккеру, партийному активисту, профессионалу-говоруну, но дилетанту в вопросах управления, что в английской практике отнюдь не исключение. (Как и в нашей, кстати сказать: достаточно напомнить, какие дипломатические назначения, например, случались у нас в давние и совсем недавние времена.) Кто же в этих условиях, говоря словами одного из героев сериала, поддерживает вращение колеса государственной администрации? В Англии давно решили эту проблему. В каждом министерстве существует "permanent under-secretary" - постоянный заместитель министра. Первые лица приходят и уходят, а постоянный заместитель всегда "у колеса", в его руках секреты и рычаги власти, навыки, связи и все управленческие ноу-хау. Он не зависит от прихотей избирателей. Разумеется, министр есть министр. Но и постоянный заместитель - величина немалая. Министра Джона Хаккера и постоянного заместителя сэра Хамфри великолепно играют английские актеры Пол Эддингтон и Найджел Хотторн.

Множество коллизий возникает по ходу действия, много остроумных и ловких ходов придумывают высокие чиновники, чтобы унять нового министра-дилетанта, чтобы, не дай бог, он взялся за выполнение хоть одного предвыборного обещания своей партии или начал руководствоваться здравым смыслом. Постепенно они приобщают его к интересам бюрократической верхушки. Других высших интересов герои сериала не знают. "Когда мы едины, - говорит постоянный заместитель сэр Хамфри, - мы непобедимы". Больше того, бюрократическая машина произведет главного героя в премьеры, и название сериала перерастет в другое - "Да, господин премьер!". Но мы этого уже не увидим: подвел юмор - то ли собственный, то ли английский. Поэтому нам остается только довольствоваться "Санта-Барбарой".

Опубликовано на Порталусе 13 января 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама