Рейтинг
Порталус

ДОРОГОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ. Заметки с разнообразных аукционов мира

Дата публикации: 21 января 2014
Автор(ы): Владимир Катин
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1390310808


Владимир Катин, (c)

АУКЦИОНЫ, продажа с публичных торгов - это особый мир азарта, страстей, бизнеса... Ныне на таких торгах покупают и продают массу всякого добра и столько же безделиц - от старинных замков (архитектурные сооружения) до швейных наперстков.

При всем пестром многообразии заполняющей аукционные залы публики я бы выделил две категории завсегдатаев: истинных собирателей и холодно-расчетливых дельцов. Первые - знатоки-коллекционеры, они прицельно охотятся за предметом своих увлечений, мотаются по белу свету в поисках именно той вещицы, камня, полотна, марки, которых им недостает и упустить которые для них сущая трагедия. Вторые - это профессионалы-перекупщики, продуманно вкладывающие капиталы в то, что со временем, по их чутью, поднимется в цене и даст хорошую прибыль.

За несколько дней до начала продажи предметы торга - лоты - выставляются для всеобщего обозрения. Зрелище обуреваемых страстями участников готовящегося представления впечатляет... Прибывающие буквально отовсюду потенциальные покупатели выглядят настоящими актерами. Одни расхаживают с напускным равнодушием, внутренне сгорая от нетерпения приобрести заинтересовавший их лот. Другие не скрывают эмоций, распаляясь по мере приближения срока торгов и ревниво озираясь на конкурентов... Сдержанно ведут себя скромно одетые и ничем не примечательные субъекты - это посыльные очень богатых особ, лично не присутствующих на аукционах, а делегирующих своих порученцев с одним твердым наказом - купить конкретный лот, сколько бы он ни стоил.

Проходят торги по-разному - и чинно-благородно, и бурно, со взрывами взвинченных нервов. Мой давний знакомый, барон Анри Вироль, посещает аукционы больше для развлечения: полюбоваться антиквариатом и понаблюдать за публикой. Бывает он на торгах только двух фирм - Сотбис и Кристис, поскольку эти закоренелые соперники и есть самые крупные киты, равных которым в мире нет. Аукционный дом Сотбис был создан в 1744 г. лондонским букинистом Сэмюэлем Бекером, к которому затем присоединился Джон Сотби. Ныне это признанная империя антиквариата, старины, живописи, драгоценностей и всего прочего, имеющего большую цену. Соответственно и оборот - от полутора до двух миллиардов долларов и более. Вслед, приближаясь по суммам выручки, идет Кристис, образованный в 1766 г., имеющий сегодня представительства в 30 странах мира и организующий до 900 торгов в год. Администратор-делегат этой фирмы в Бельгии Бернар де Ломонуа в беседе с корреспондентом "НГ" рассказал: "Оставаясь, естественно, конкурентами с Сотбис, мы так или иначе поделили практически пополам мировой рынок ценностей и произведений искусств - на нас двоих приходится 80% всей аукционной деятельности... Наиболее перспективными регионами на начало XXI века мне представляются Азия, Восток в целом, где существует давняя традиция собирательства и где сконцентрированы значительные финансы".

Беседы с генеральным директором Сотбис в странах Европы Юбером д"Юрселем проливают свет на принципы работы и этой фирмы. По его словам, Сотбис при подходе к оценке того или иного произведения исходит из девяти твердых критериев: степень редкости, происхождение, качество, состояние, историческая ценность, размеры или объем, интерес рынка к предмету, его тематика, котировка. По мнению другого признанного специалиста в этой сфере, известного антиквара Хильдегард Манно, в настоящее время на мировом рынке наблюдается четко выраженное повышение спроса на произведения искусства и сокращение предложения. "Для меня есть только один главный критерий при оценке произведения, - говорит она, - это его высокое качество".

Видимо, все эти суждения и взгляды справедливы. Во всяком случае объективный факт налицо: сумма оборотов публичных торгов нарастает, произведения дорожают. Особенно это относится к живописи всех времен и эпох. Прошлой осенью на аукционе Кристис в Нью-Йорке за 20 млн. 22,5 тыс. долл. было продано полотно Пикассо "Зеркало". Первоначально оцененный в 6 млн. долл. портрет скульптора Оскара Мешанинова кисти Модильяни ушел за 9 млн. 352 тыс. долл. Велик спрос на импрессионистов - цены на них постоянно идут вверх. Так, на последних торгах Кристис "Портрет молодого человека в кепке" Ван Гога был куплен за 13 млн. долл. Заявленная в 5 млн. цена на "Желтую гармонию" Матисса была взвинчена до 14,5 млн. долл. Сотбис также неплохо провел продажу солидной коллекции импрессионистов, выручив за холст "Восток" того же Матисса 11 млн. долл.

Живопись и скульптура довольно часто приобретаются богатыми предпринимателями, бизнесменами, особенно американским, для музеев и национальных галерей страны. Это освобождает их от налогов на сумму стоимости дара и поднимает престиж как покровителей искусств, меценатов. Любопытная история произошла со скульптурой итальянского ваятеля прошлого века Антонио Кановы, которая в свое время наделала много шума и возмущения - он изобразил трех обнаженных девушек в объятиях Юпитера. Суета вокруг этого произведения неоклассицизма не улеглась и поныне. Находясь в частном собрании в Великобритании, скульптура оценивалась в 10,2 млн. долл. и должна была быть продана. Американцы готовы были заплатить такую сумму и выставить ее в одном из своих музеев. Англичане всполошились и объявили сбор средств среди населения, чтобы сохранить творение Кановы у себя, но смогли собрать лишь около девяти миллионов долларов. Выручил барон Ханс Тиссен из Нидерландов - сам будучи коллекционером произведений искусств, он возмутился, что из-за "какой-то денежной пустяковины" скульптура может уплыть за океан, и пожертвовал недостающие миллион и двести сорок тысяч долларов.

Неплохо котируются всякого рода манускрипты, автографы, росчерки пера знаменитостей, исторических личностей. Недавно с торгов французского дома Друо за 40 тыс. долл. пошла записочка из десяти строк короля Людовика XVI. Значительно дороже - за 110 тыс. - было продано письмо юного влюбленного Уинстона Черчилля, в котором он в 1904 г., умоляя о взаимности, писал: "Не закрывай передо мною дверь. Я могу подождать. Возможно со временем я стану лучше. Во всяком случае, время и обстоятельства работают на меня". Проданная двенадцать лет назад рукописная работа Альберта Эйнштейна - 72 страницы с изложением теории относительности и его многочисленными правками, основательно поднялась в цене - до 5 млн. долл. Эти деньги и выложил один американский филантропический фонд, преподнеся манускрипт в дар израильскому музею в Иерусалиме. А вот король информатики Билл Гейтс не пожалел 30 млн. долл. за несколько листов записей и рисунков Леонардо да Винчи.

Постоянно растут в цене скрипки Антонио Страдивари, который за свою жизнь, как считается, создал около 450 скрипок, альтов и виолончелей, однако по миру с претензией на его авторство ходит их свыше тысячи. Рекордная цена за скрипку Страдивари, датированную 1714 г., была зафиксирована в 1990 г. в Лондоне - 1,8 млн. долл., а за виолончель, изготовленную в 1730 г. - 4 млн. долл.

Не скупятся на траты коллекционеры всяких необычных вещей, экзотики, порой отдающей чудачеством. Так, уцелевшая во время большого пожара в Лондоне в 1666 г., но, естественно, превратившаяся в булыжник буханка хлеба нашла своего покупателя за полтысячи долларов. За 10 тыс. долл. на торгах в Цюрихе приобрел сизокрылого голубя любитель пернатых из Японии... Анонимный покупатель заплатил Сотбис 31 тыс. за бутылку бордо "Мутон Ротшильд" 1945 г. 325 тыс. отсчитал Кристис другой анонимный собиратель старины - за хронометр, подаренный Наполеоном одному из своих вице-адмиралов. Негашеная гавайская марка выпуска 1851 г. стоимостью в 2 сантима была куплена за 660 тыс. долл. Причем приобрели ее на законных основаниях сами же организаторы аукциона и, безусловно, с дальним прицелом - таких марок в мире всего двенадцать, и все они к тому же гашеные. Фирма "Ливайс" за 3 тыс. долл. приобрела для своего музея измочаленные от времени носки и джинсы этой марки, сшитые, судя по этикеткам, в 1892 г., то есть на заре деятельности знаменитой сейчас фирмы. Был и такой случай. На лондонском аукционе один канадский коллекционер старинных игрушек сделал сам себе шикарный новогодний подарок - приобрел за полмиллиона долларов плюшевого мишку, которому по метрике 80 лет.

История такова. В начале нашего века немецкая фирма игрушек изготовила по заказу лондонского магазина "Харролс" как образец в единственном экземпляре голубого плюшевого мишку ростом 33 сантиметра. Владелец магазина посчитал, что из-за непривычно голубого цвета эта мягкая игрушка спроса иметь не будет, и отказался от предложения фирмы. Таким образом, голубой медвежонок по кличке Эллиот стал единственным в мире, имея при этом соответствующие документы. Отсюда и высокая цена - за уникальность. Ну и, конечно же, недешево обходится увлечение игрой в оловянные солдатики, особенно если это первые выпуски и коллекция в полном сборе. Кристис на торгах в Лондоне выручила на днях 80 тыс. долл. за набор сражавшихся под Ватерлоо армий и родов войск.

Таков мир коллекционеров, которых обслуживают большие и малые аукционы, агентства по экспертизе, страховые компании, множество специализированных изданий. Мир этот своеобразен и интересен тем, что, познавая его, сам начинаешь втягиваться, увлекаться собирательством того, что по душе, а главное - по карману.

Опубликовано на Порталусе 21 января 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама