Рейтинг
Порталус

Мастерство. ИКОНОПИСЕЦ

Дата публикации: 05 июня 2014
Автор(ы): Ирина КЛИМОВИЧ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1401964007


Ирина КЛИМОВИЧ, (c)

Работы здесь было непочатый край. Первыми писались иконы для иконостаса собора Святителя и Чудотворца Николая (теперь это женский монастырь храма Покрова Богородицы (Московский район) у храма Архангела Гавриила (старое кладбище) храма Рождества Богородицы (Балтийский район), множество икон для частных лицу священников. Сейчас мастера трудятся над иконами для храма в Черняховске

Алексей Новиков учился на последнем курсе графического факультета в Смоленском педагогическом институте и не помышлял ни о Боге, ни о вере христианской, когда пришел с приятелем в один из храмов и предложил священнику сделать фрески на стенах. Батюшка оказался рисковым (ведь какие из студентов, воспитанных в духе социалистического реализма, иконописцы?!) и согласился. Наверное, получилось неплохо - стали приезжать священники из области, предлагать и их храмы украсить. Владыка Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский, посмотрел работу молодых мастеров, благословил, а через некоторое время отправил в калининградские земли, где только-только стали открываться православные храмы и требовались руки мастеров. Православная мастерская живописи начала работать практически без выходных.

Но какой иконописец без веры? Тесная связь с церковной жизнью, работа в храмах не прошли для Алексея Новикова бесследно. Разными путями приводит Бог людей к вере - Алексея через живопись. "Результат работы иконописца, - говорит художник, - напрямую зависит от духовного и нравственного совершенствования, от чистоты сердца, души. Есть такое понятие - внутреннее око. Замутненное оно или чистое? Я ведь изображаю Бога и должен чувствовать его. А как я смогу почувствовать, если сам погряз в страстях, впал в гордыню? Церковь с ее таинствами, размеренный труд, духовная работа делают жизнь упорядоченной и простой. А когда человек старается жить по Божьим законам, все остальное приложится. В Евангелии сказано: "Позаботься о Божьем и Бог позаботится о твоем".

И действительно, на отсутствие работы для иконописцев жаловаться не приходится. Наоборот, времени не хватает. В иконописной мастерской Крестовоздвиженского кафедрального собора трудятся три человека, есть желание обучать новых мастеров, и уже ходит на занятия мальчик из православной школы при Кафедральном соборе Христа Спасителя. Однако стать иконописцем совсем не просто, и дело не только в мастерстве - в каждую работу вкладывает автор частичку души, пишет икону с молитвами, благословением и благочестием. Поэтому, хотя и не имеет значения, на какую икону молиться - авторскую или репродукцию, - хочется православным иметь в своем доме в красном углу "икону писаную".

Мастера глубоко изучили старые технологии и придерживаются канонической иконописи, лучших ее образцов. Конечно, используются современные материалы - клеи, краски. А вот по рецептам, дошедшим с древних времен, обязательно добавляется яичная эмульсия, она делает краски более стойкими. Именно благодаря этому "продукту" многие образцы иконописи дошли до нашего времени в прекрасном состоянии. Как и раньше, пишут иконы на дереве (в основном используется липа). Живой, теплый материал, он идеален для иконы. Законченная работа покрывается лаком и олифой.

Уделяется время в мастерской и для выставочных работ. Готовится обзорная выставка икон, выполненных в разных стилях - рублевский стиль XV века, раннехристианская итальянская живопись, русская живопись образца XVII века, примитив. "Идея выставки, - говорит Алексей Новиков, - возникла отчасти после просмотра в Калининградской художественной галерее экспозиции "Русская икона", состоявшей из нескольких икон XIX века. Остались слегка разочарованными. Да и вообще, часто хочется писать такие иконы, которые вряд ли кто закажет, серьезные работы по масштабам и, проработке, не спеша и не думая о вкусах заказчика. В иконах же для храмов и заказчиков строго соблюдаем определенные каноны русской живописи XV - XVII веков. К вопросам творчества у христианства особое отношение - каждый талант от Бога, считает церковь, а люди только проводники. Старые мастера даже не ставили на иконах своих имен, а талант не считали своей заслугой".

Так и работают молодые иконописцы, с молитвой и не впадая в творческие амбиции, тем более что нет здесь у них конкурентов. В Калининградской области - это первая и пока единственная иконописная мастерская.

Опубликовано на Порталусе 05 июня 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама