Рейтинг
Порталус

УЧЕНЫЕ - И ПОЭТЫ, И ХУДОЖНИКИ...

Дата публикации: 17 июля 2014
Автор(ы): Марина МУРАВЬЕВА
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Источник: (c) Наука в России, № 3, 2008, C. 102-103
Номер публикации: №1405547055


Марина МУРАВЬЕВА, (c)

В этом могли убедиться посетители художественно-документальной выставки "Музы в храме науки", открывшейся в Москве в архиве РАН накануне Дня российской науки 8 февраля 2008 г. Помимо научных трактатов и исторических документов, широкой публике впервые были представлены творческие работы ряда крупных отечественных исследователей.

Картины, рисунки, шаржи, стихи, романсы, фотографии - более трехсот экспонатов поражали многогранностью талантов и пристрастий нашей научной элиты. Казалось бы, далекие друг от друга миры - искусство и наука - здесь невероятным образом переплелись и объединились. Причем так, что трудно разобраться, то ли зоркий взгляд художника приводил к научным открытиям, то ли взлет исследовательской мысли вдохновлял на творчество.

Выставка "Музы в храме науки", приуроченная к двум праздникам - Дню российской науки и 280-летию со дня образования архива РАН, получилась и документальной, и художественной. Такой формат организаторы выбрали не случайно. Они хотели раскрыть мир ученых во всей полноте - через исторические материалы (биографические зарисовки, дневниковые записи, монографии) и созидательное отношение к окружающему миру.

"Российская наука всегда развивалась в тесной связи с искусством, литературой, - констатировал директор архива РАН Виталий Афиани. - Традиции эти были заложены еще в XVIII в. Михаилом Ломоносовым*, одним пером писавшим и научные трактаты, и стихотворные оды. Подтверждением тому служит наша выставка, на которой представлена лишь частичка художественного наследия известных исследователей, а также наших современников - академиков Сергея Ковалева**, генерального конструктора атомных подводных крейсеров, Владимира Тартаковского, выдающегося ученого в области технической химии и промышленного синтеза, члена-корреспондента РАН Александра Толстикова, химика-органика, для которого, кстати, живопись является второй профессией - он член Союза художников России и периодически выставляет свои работы за границей".

И действительно, выставка предоставила уникальную возможность глубже узнать о корифеях нашей науки с другой, малоизвестной широкой публике стороны. Причем об этой части своей жизни они готовы рассказывать с не меньшим удовольствием, чем об основной работе. "Я никогда не учился рисовать, - сказал директор Центра фотохимии РАН академик Михаил Алфимов, крупнейший специалист в области химии, а "по совместительству" еще и художник, - но всегда посещал выставки, особенно увлекался творчеством импрессионистов. Однажды увидел книгу Ван Гога, в которой он описывал, как создает свои образы. Меня вдохновил опыт этого художника-самоучки, и я тоже решил попробовать. Купил в магазине гуашь и впервые что-то нарисовал. В качестве художника дебютировал в 2000 г.". С того времени ученый посвящает живописи каждую свободную минуту. В его коллекции уже более сотни работ, выполненных маслом, и около тысячи акварелей и графических набросков.

На открытии выставки не раз звучала мысль о том, что "талантливый человек талантлив во всем". Если он добивается значимых результатов в науке, то не может оставаться равнодушным к искусству, литературе, музыке. Это подтвердил, в частности, вице-президент РАН академик Валерий Козлов, директор Математического института им. В. А. Стеклова РАН: "Когда ехал на открытие выставки, вспомнил высказывание выдающегося английского математика Годфри Харди: "Красота - это первое требование к математике. В мире нет места некрасивой математике". Я думаю, то же самое можно


* См.: Э. Карпеев. Гигант российского просвещения. - Наука в России, 2003, N 3 (прим. ред.).

** См.: Ю. Умковский. Юбилей "Рубина". - Наука в России, 2001, N 5 (прим. ред.).

стр. 102

сказать о любой другой науке. Чувство гармонии, тяга к прекрасному так или иначе присущи многим, если не всем ученым".

Выставка "Музы в храме науки" состояла из двух частей: "Образы прошлого" и "Образы современности". В одной представлены экспонаты сотворенной истории, в другой - еще творимой.

Большой заслугой сотрудников архива стало то, что, вопреки существовавшим ранее запретам, они собирали документы не только исследовательской деятельности ученых, но и их художественное наследие. Поэтому в архиве сохранились морские пейзажи физика-океанолога члена-корреспондента АН СССР Константина Федорова (1927 - 1988) и шаржи историка академика Евгения Косминского (1886 - 1959). А эскизы основоположника современной космонавтики Константина Циолковского (1857 - 1935)* к кинофильму "Космический рейс" сохранились только благодаря тому, что архивисты "завизировали" их как технические зарисовки конструктора.

Экспозиция "Музы в храме науки" была представлена еще в нескольких академических институтах Москвы.


* См.: Е. Кузин. Пророк космонавтики, гражданин Вселенной. - Наука в России, 2007, N 5 (прим. ред.).

С интернет-сайта STRF (электронного издания "Наука и технологии России")

Материал подготовила Марина МУРАВЬЕВА

Опубликовано на Порталусе 17 июля 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама