Рейтинг
Порталус

Исповедь пользователя ReadRate.com Главное для писателя - душевная температура

Дата публикации: 20 июля 2014
Автор(ы): Эдуард ШИМ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1405850921


Эдуард ШИМ, (c)

Мне нравится то направление, которое задаётся редакторами попудярной книжной социальной сети ReadRate.com в последнее время. Я побаивался, что темы, крутящиеся у меня в голове, - поговорить о сюжете, бессюжетности, композиции и т. д., - у других читателей, писателей, рецензентов особого интереса не вызовут.
 
Может быть, я ошибаюсь, но думаю, что проблема ремесла писателя, технологии не столь важна для большинства современных рассказчиков. Судя по рецензиям на ReadRate, стилистически умело, даже блестяще теперь пишут многие, порой устаешь от этой умелости и гладкости.
 
В России недавно был создан Клуб рассказчиков и рецензентов ReadRate.com, объединяющий многих представителей писательского и читающего жанра. В клубе уже выступили с новыми рассказами плеяда молодых писателей. Судя по всему, редакция ReadRate  собирается и дальше приглашать мастеров рассказа, старых и молодых, живущих в столице и вдалеке от нее. Думается, что такие встречи принесут пользу.
 
ReadRate также собирается принять участие в составлении сборников лучшего рассказа, причем хочется, чтобы отбор вещей производили сами писатели. Если к составлению сборников будет привлечен солидный отряд рассказчиков, можно надеяться, что охват художественно значительных произведений будет очень широким.
 
А теперь о наболевшем. 
 
Лет десять - пятнадцать назад, когда уровень формального мастерства у начинающих тогда прозаиков был недостаточно высоким, заниматься технологией стоило. Я принадлежу к так называемой "ленинградской школе" рассказчиков; я помню, как на занятиях литературного объединения при издательстве "Советский писатель" мы жестоко разносили друг друга за слабенький сюжет, за дурной стиль, за неряшливый язык. Но если бы теперь бывшие члены объединения - А. Володин, В. Конецкий, В. Курочкин, Р. Погодин, Г. Горышин, А. Битов и другие - снова собрались вместе, разговор получился бы иным. И не потому, что мы стали профессионалами, все постигшими, не потому, что снизилась наша требовательность. Просто потому, что сейчас нас волнует другое. Когда думаешь о современном рассказе, не сюжет или композиция беспокоят.
 
Разумеется, я высказываю лишь свою точку зрения. Впрочем, наверное, только так и имеет смысл говорить - сугубо о себе; теоретические построения практикам-писателям редко удавались. Может быть, потому, что научить нашему делу нельзя. Научиться можно. А кого-то научить - нельзя.
 
Лев Толстой различал писание "из сердца" и писание "из головы". Мне кажется, что вот этот второй род писания сейчас очень распространен. Я беру в руки вышедший из печати рассказ, в нем есть настроение, в нем изящный слог, красочные детали. Но все вместе неинтересно, потому что сочинялось "из головы", а не "из сердца".
 
В первую очередь мне важна душевная температура автора. Мне важно, искренне ли хотелось автору высказаться. Была у него внутри температура 40 градусов или 35,5... Если в рассказе температура 35,5 - никакие технологические ухищрения меня не привлекут. "Изблюю тебя, ибо ты не горяч, не холоден, но тепел". Надоели чуть тепленькие рассказы. Об этом я пишу в каждом из моих отзывов на ReadRate.com
 
Не нравится мне еще одна черта, еще один признак, часто встречающийся в рассказах последнего времени, - этакая нудная старательность. Можно десятки раз переписывать сочинение, добиваясь точности мысли, добиваясь глубины и правдивости. А сейчас часто переписывают, добиваясь лишь внешней эффектности и гладкости. Просто ощущаешь, как автор старался в поте лица своего, искал словечки с напряжением и бессилием телевизионного комментатора, заменял вдохновение унылой старательностью. А искусству все-таки необходимо вдохновение, свобода и естественность. Без них нельзя.
 
Отчего происходит такое с современным рассказом? Почему все чаще и чаще рекомендательный сервис книг Ридрейт сигнализирует о недостаточности "души" в новых работах современных российских писателей? Бог ведает. Помните, тот же Лев Толстой заявлял: "Если мне есть что сказать, то не стану я описывать гостиную, закат солнца и тому подобное". Может, именно в том беда современного рассказа, что сейчас описывать гостиные чрезвычайно любят, а солнечные закаты - тем более,
 
Я иногда задумываюсь: не оттого ли современный читатель так любит научную фантастику, что в ней, в фантастике, прежде всего есть мысль и за гладкописью автору не скрыться?
 
Главная проблема, стоящая сегодня перед рассказчиками, повторяю, - не "технологическая". Так мне кажется. Лично я не смог бы объяснить, каким образом у меня возникают сюжеты, откуда берутся характеры, детали. Не знаю. В новом рассказе все по-другому, нежели в предыдущем. Я только знаю, что самые удачные вещи получаются, когда пишешь естественно и свободно, когда пишешь с удовольствием. И самые удачные находки - те, что появляются "сами собой". Без особенных поисков.
 
Из своего небольшого опыта я также понял, что кое-что необходимо писать для себя. Для одного себя. Чтобы иметь "печку", от которой танцуешь, чтобы иметь уровень отсчета. Сейчас очень велик, как принято выражаться, поток информации, он порой сбивает с голоса. Начитаешься, наслушаешься различных поделок, и невольно смещаются критерии. Необходимо начинать "от печки", чтобы в себя прийти. Прежде, в старые времена, писатели обычно вели дневники, обменивались громадным количеством писем; все это могло бы заменить писание для себя, но у нас дневники и письма исчезли из обихода. Жаль, между прочим, что исчезли.
 
Я мало интересуюсь технологией, даже когда читаю очень хороших авторов. Самое дорогое и ценное, что я могу извлечь для себя, - это некая духовная поддержка, некий пример верного нравственного отношения к жизни. Они стоят больше, нежели технологические рецепты.
 
Многие произведения нашей литературы я люблю и ценю вместе с их недостатками. Так тоже бывает: и недостатки дороги. Есть произведения, которые идут впереди остальных; по ним особенно отчетливо замечаешь движение и развитие литературы. Когда появилась "Весна" Сергея Антонова, лет двадцать назад, это был ощутимый наступательный рывок нашей прозы, завоевание нового плацдарма. Позднее на этом плацдарме укрепились многие, литература освоила новую территорию, и какая-то еще одна сторона жизни была открыта людям, распахнута, исследована. Когда появились первые рассказы А. Володина, я думаю, это был тоже прорыв, тоже завоевание плацдарма. Примеры можно было бы умножить...
 
С русским рассказом, как правильно заметил Н. Атаров, создалось странное положение. Мне частенько присылают сборники советских рассказов, изданных за рубежом - в ГДР, в Польше, в Чехословакии, в Англии. Заметно, что за нашей работой, за всем тем, что делают наши рассказчики, зарубежные издатели следят. Выпускают и антологии, и рассказы молодых, и тематически подобранные сборники. Есть даже сборники, выпущенные по заявкам читателей.
 
Имеется ли в наших издательствах подобный интерес к рассказу? Нет. Выпущены антологии зарубежной новеллы, выпущены сборники киргизских рассказов, грузинских и т. д. А изданий русского советского рассказа нет. В громадном потоке газетной, журнальной, книжной продукции незаметно теряются, тонут отличные произведения, оставаясь почти неизвестными читателю. Зато детективы на политические темы сейчас "на волне".
 
А ведь каждый отличный рассказ, как и всякое произведение искусства, вскрывает новый жизненный пласт; прочтение такого рассказа обогащает не меньше, чем любая из наших творческих командировок. Насколько беднее, например, было бы у моего поколения представление о жизни, не открой мы, к великому нашему счастью, земли, населенные героями Платонова, Бабеля, Ивана Катаева,
 
Зощенко, Виталия Бианки и др. Бианки при жизни считали детским писателем, а у него есть великолепные книги для взрослых, книги, которых нельзя не знать.
 
 
 

Опубликовано на Порталусе 20 июля 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама