Рейтинг
Порталус

ИСКУССТВО ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ОРУЖЕЙНИКОВ

Дата публикации: 23 июля 2014
Автор(ы): Людмила БУДАЕВА
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Источник: (c) Наука в России, № 3, 2010, C. 90-97
Номер публикации: №1406139341


Людмила БУДАЕВА, (c)

Людмила БУДАЕВА, заместитель директора Федерального государственного учреждения культуры "Тульский государственный музей оружия"

В старинном здании на территории тульского кремля, памятника архитектуры XVI в., расположен государственный музей оружия, ставший без преувеличения визитной карточкой города. Многие из 8000 экспонатов, хранящихся в его фондах и выставленных в залах, олицетворяют этапы развития отечественной науки и техники и свидетельствуют о таланте выдающихся российских мастеров.

Первый в России государственный оружейный завод основал Петр I в 1712 г. в Туле. Так был заложен фундамент мощного военно-промышленного центра страны. А с 1724 г. тут стали собирать интересные в техническом отношении образцы оружия, следуя наказу императора "... старинные пушки и фузеи не переливать и не портить, а сдавать как курьезы в цейхгаузы на хранение". С этого момента и ведет отсчет история нашего музея.

КОЛЛЕКЦИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

23 июля 1757 г. генерал-фельдцейхместер граф Шувалов предписал Тульской оружейной канцелярии: "... содержать в цейхгаузах в должном смотрении и чистоте курьезные вещи, а сколько ныне таковых вещей состоят и какие оные названием, в какую цену, что особливо курьезного в них находится... описать обстоятельно, прислать ко мне ведомость".

стр. 90

В декабре 1775 г. Екатерина II распорядилась создать Палату редкого и образцового оружия на заводе. Как упоминают исследователи академик Иосиф Гамель (1788 - 1862) и инженер Сергей Зыбин (1862 - 1942), в его арсенале, в мастерских, кабинетах хранились образцы старинного отечественного и иностранного оружия, военное снаряжение и трофейные штандарты петровского времени.

В течение почти ста лет, прошедших с учреждения Палаты, завод пережил и взлеты, и падения: совершил великий трудовой подвиг во время Отечественной войны 1812 года, сгорел от нелепого пожара в 1834 г., но коллекция продолжала жить и пополняться.

В первые годы советской власти, когда полыхали имения помещиков и дома промышленников, едва не погиб и музей. В 1917 г. его упразднили, имущество было беспорядочно разбросано по чердакам, складам и кабинетам. Однако 5 января 1920 г. Центральное правление артиллерийских заводов, принимая во внимание громадное значение тульских оружейных предприятий, предписало собрать все находившиеся там исторические ценности и вновь организовать музей. Ответственность за хранение его экспонатов, имеющихся по большей части в одном экземпляре, тогда приняло на себя упомянутое Правление. Для охраны витрин приставили специальный караул.

В 1996 г., учитывая наличие здесь редчайших памятников оружейного дела, не имеющих аналогов в мире, правительство Российской Федерации приняло решение о создании Федерального государственного учреждения культуры "Тульский государственный музей оружия". Благодаря собранной в нем коллекции мы можем проследить эволюцию боевой техники с конца XVI в. до сегодняшнего дня. И что особенно важно - история большинства экспонатов отражена в архивных документах.

Безмолвными свидетелями великих событий XVIII в. стоят сегодня в витринах музея ударно-кремневые ружья, карабины, мушкетоны. Застывшими молниями кажутся русские шпаги, сабли, палаши. С ними русские воины добывали славу отечеству под Полтавой (1709 г.) и в Альпах (1799 г.), под Кюнерсдорфом (1758 г.) и Измаилом (1790 г.). Эти коллекции огнестрельного и холодного оружия тульского производства - самые значительные в нашем собрании. И многие образцы впоследствии были удостоены различных наград - в том числе карабин, изготовленный в 1775 г. в память о посещении Тулы Екатериной II.

В ЧЕСТЬ ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ

Русская императрица прибыла в город 13 декабря 1775 г. по окончании празднеств Куйчук-Кайнаджицкого мира* и остановилась в доме Демидовых,


* В 1774 г. Россия и Османская империя подписали Куйчук-Кайнаджирский мирный договор, завершивший русско-турецкую войну 1768 - 1774 гг. (прим. ред.).

стр. 91

построенном еще при Акинфии Демидове* и отличавшемся внушительными размерами и поистине царской пышностью внутренней отделки. К Туле у нее был особый интерес: ведь тогда расцвело декоративно-художественное мастерство местных умельцев. В украшении партикулярных изделий они использовали инкрустацию, оброн (матовую чеканку на узоре или на фоне вокруг него), наводку золотом и серебром. Для металлических вещиц (украшения, табакерки, чернильницы) применяли в основном черный цвет и многообразные оттенки синего, получаемые при различных способах термической обработки. Этот фон хорошо сочетался с золотыми и серебряными орнаментами, создающими впечатление пышности и парадности. Царица нередко дарила вещи тульских мастеров иностранным гостям, особенно ценившим сочетание вороненой стали с позолотой и восхищавшимся мастерски выполненными изделиями.

Государыня способствовала сбыту продукции тульских заводов внутри страны и за границей. Ее указ разрешил свободный вывоз оружия с платой по 10 коп. со всякого вывозимого ружья, по 5 коп. с пары пистолетов, каждой сабли, тесака - умеренная пошлина в те времена. Не случайно Тула, хотя и находящаяся далеко от морских путей, была одним из ведущих торгово-промышленных центров России, здесь возникла "Средиземноморская компания". Кстати, 20 акций последней, по 500 руб. каждая, принадлежали Екатерине II.

На оружейном заводе императрицу встретили с почетом. Командир завода генерал-майор Жуков показывал производство. В помещении, где заваривали стволы, высокой гостье на стальном блюде поднесли молоточек, которым она три раза ударила по одному из стволов. Позднее он и был использован для изготовления охотничьего карабина, на котором вдоль ствола золотом сделана надпись: "Ее Императорское Величество в бытность на Тульских оружейных заводах благоволила на сем ружье собственными своими руками назначить троекратно молотком в память бытия Ея Императорского Величества в заводах в 1775 году Декабря 14 дня".

Сегодня мы восхищаемся этим великолепным образцом искусства мастеров второй половины XVIII в. По всей длине карабина, от затыльника** приклада до наконечника цевья (верхней части ружейного ложа, где укреплен ствол с механизмом), вьется хрупкий орнамент, выполненный из золотой и серебряной проволоки, всеченной в дерево - золотистый кавказский орех. Рисунок приклада крупный, соответствует его относительной массивности,


* Акинфий Демидов (1678 - 1745) - русский предприниматель из династии заводчиков Демидовых (прим. авт.).

** Затыльник - съемный элемент приклада, закрывающий его торец (прим. ред.).

стр. 92

а на цевье - мелкий, подчеркивающий изящество изделия. Удачно выбрано соотношение цветных металлов: золото - лишь связующее звено орнамента. На казенной части ствола (здесь ставили свое клеймо казенные заводы) и всех деталях замка много украшений, представляющих собой один из древнейших приемов обработки драгоценных металлов - насечку. Ее знали еще в XV в. мастера Оружейной палаты Кремля, но усовершенствовали тульские умельцы: придали ей объемность, рельефность. Мы видим новую форму орнамента в виде цветов, гирлянд, бантов, а его смысловой центр - вензель Екатерины II. Буквы необычно смотрятся на вороненом, иссиня-черном фоне, чисто и точно сделаны букеты из роз. Для декорирования курка и крышки затравочной полочки* использованы искусно выполненные изображения животных. Тут представлен еще один способ украшения оружия - скульптурная обработка металла. К сожалению, не удалось установить, кого именно удостоили чести украшать оружие, предназначенное в дар императрице, но, несомненно, то был Мастер с большой буквы. Архивные документы сохранили записи о том, как австрийский император Иосиф II долго любовался этим прекрасным ружьем во время своего визита на Тульский оружейный завод в 1780 г. А в 1872 г. оно было удостоено высшей награды 1-й Политехнической выставки в Москве.

Оформление реликвий, изготовленных в память о посещении Тульского оружейного завода членами царской семьи, со временем менялось. Их создатели, прикоснувшись натруженными руками к мертвому металлу и дереву, вложили в них частицу своей души, творческое вдохновение и сделали "царские" ружья непреходящими по ценности произведениями декоративного искусства.

"ЦАРСКИЕ" РУЖЬЯ

Крупного успеха и международного признания добились тульские мастера и в XIX в. Их изделия были отмечены золотыми медалями и дипломами I степени на выставке в Филадельфии 1876 г. и на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. Прежде всего хочется упомянуть пехотную винтовку образца 1870 г., украшенную Николаем Морозовым и Алексеем Полосатовым. Она изготовлена в память о посещении завода Александром II, о чем свидетельствует наведенная золотом надпись: "Его Императорское Высочество Государь император Александр Николаевич в память посещения Тульского оружейного завода 1 сентября 1875 года соизволил собственноручно оттиснуть на сем стволе название завода". И ниже - "Тульский оружейный завод 1875 г.".

Ложа** винтовки полностью покрыта тончайшей резьбой - ковром богатого растительного орнамента, объединяющим элементом в нем являются две волнистые, наложенные друг на друга линии, протянувшиеся по всей длине украшения. На шейке приклада в мельчайших подробностях воспроизведен герб Российской империи с вензелем Александра II в центре. А на цевье вырезан увенчанный короной и обрамленный лавровой и дубовой ветвями герб Тулы, символизирующий место создания реликвии. Искусно украшены и металлические части винтовки: в одном стиле выполнена гравировка на ложевых кольцах, спусковой скобе, а на затыльнике приклада и наконечнике цевья она более глубокая, приближается к оброну, по характеру же рисунка схожа с резьбой. Это работа Алексея Полосатова, еще в 1861 г. "за резьбу по стали" получившего с Тульской выставки сельских произведений серебряный бокал.

Винтовка, отделанная Морозовым и Полосатовым, замечательна не только величайшим мастерством создателей, - это памятник глубокой любви к красоте деревянного узора, высоко ценившегося


* В средневековом ручном огнестрельном оружии запал порохового заряда, заложенного в канал, производился путем поднесения тлеющего фитиля к небольшому (так называемому затравочному) отверстию в стенке ствола. Начиная с XV в. около этих отверстий стали делать полочки, на которые насыпали затравку (прим. ред.).

** Ложа - часть конструкции оружия, благодаря которой стрелок удерживает его в руках (прим. ред.).

стр. 93

русскими людьми, из поколения в поколение украшавшими резьбой все - от убранства храмов и дворцов до солонки и прялки в избе.

Прекрасным образцом инкрустации служит драгунская винтовка образца 1870 г. Она не имеет заводского номера, изготовлена вне серии, чтобы стать памятным оружием. На стволе золотое тиснение: "Императорский Тульский оружейный завод. 1887 г. Е. И. В. Государыня императрица Мария Федоровна в память посещения Императорского Тульского оружейного завода 9 мая 1887 г. соизволила собственноручно оттиснуть на сем стволе название завода". На правой щеке приклада* - роскошный вензель императрицы и корона. На левой - стилизованная надпись "9 мая 1887 г.". Все металлические части - штык, шомпол - украшены орнаментом, выполненным всечкой** золота по металлу.

Выбрав для инкрустации слоновую кость, мастер Михаил Степанов с поразительным искусством решил проблему цветового единства ложи и светлого рисунка, проложив между ним и коричневым деревом золотую проволоку. Винтовка, как ажурным покрывалом, окутана этим узором из симметрично сгруппированных завитков, в центре которых - изображение стилизованных птиц. Чудесный бело-розовый орнамент оттенен мягким фоном кавказского ореха. Заметим: золото - материал податливый, мягкий, из него можно вытягивать тончайшую проволоку, сплетать легкие кружева, но работа со слоновой костью, хрупкой и ломкой, требует величайшей осторожности, терпения, большого опыта, а главное - таланта.

Право ставить на изделие свою фамилию или личное клеймо предоставлялось немногим. Предположительно в 1924 г. (или чуть позднее) на Тульском заводе решили восстановить имена создателей нарядных ружей, выставленных в музее. Среди приглашенных знаменитых оружейников был и Михаил Степанов. Согласно легенде, он, взяв в руки свою винтовку, незаметно нажал на прикладе условную точку, ловко поддел фигурку из слоновой кости, показал ее обратную сторону - там были его инициалы. Где расположен тайный рычажок, этот кудесник никому не открыл. Зато свои профессиональные секреты, все, без остатка, подарил собратьям по ремеслу.


* Щека приклада - наклонный наплыв на боковой части приклада в зоне, непосредственно контактирующей со щекой стрелка (прим. ред.).

** Всечка - технология украшения ружейных прикладов, заключающаяся во всечении тонкой, как нить, проволоки в дерево (прим. ред.).

стр. 94

"Царские" ружья с ударно-кремневым замком экспонировали на 1-й Политехнической выставке в Москве в 1872 г., а в 1900 г. вся коллекция вместе с другими изделиями тульских мастеров была отмечена Золотой медалью и Дипломом 1-й степени на Всемирной выставке в Париже.

ОХОТНИЧЬИ МОТИВЫ

Не уступают шедеврам прошлого и украшенные образцы охотничьего оружия современной работы, представленные в коллекции музея. Одно из лучших, несомненно, гарнитур - ружье ТОЗ-34Е (Тульский оружейный завод, модель 34Е), два ножа и шомпол (1989 г.). Они помещены в футляр из кавказского ореха с великолепной резьбой - пример исключительного дарования мастера Ивана Щербино.

Приклад, его шейка и цевье украшены резьбой: тонкий растительный орнамент, охотничьи сценки, композиции из завитков и листьев, выполненных всечкой серебра с инкрустацией перламутром.

Удивительным динамизмом и мастерством исполнения привлекает изображение на правой стороне приклада: лоси, чувствуя близость людей, насторожились, застыли на месте. И если бы не орнамент из серебряных завитков и стилизованных листиков перламутра, обрамляющий эту сцену из жизни леса, то можно было бы легко представить, как хрустнет ветка под ногами охотника, и животные помчатся прочь от опасности.

В этом гарнитуре удачно сочетаются формы и способы отделки. Под руками мастера простые бороздки на прикладе с уложенной в них серебряной проволокой самым неожиданным образом становятся цельным орнаментом, и свершается чудо превращения: перед нами не приклад, а кружево, тонкое, нежное. Точно так же сплетает и расплетает Щербино и деревянные кружева, создавая неповторимые орнаменты.

Прекрасны и другие ружья современных мастеров с охотничьими сценками, просветленными и лирическими.

ИСТОРИЯ ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ

В Туле делали и боевое оружие, многие его образцы сегодня - музейная редкость. Особое место занимает ружье конструкции инженера Сергея Мосина - первая русская трехлинейная винтовка 1891 г., снабженная оригинальным на то время механизмом, обеспечивающим при заряжении подачу патронов без задержек.

Наша коллекция уникальна по разнообразию и значимости составляющих ее реликвий - от опытных экземпляров 1885 г. до карабинов Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.) У нас можно увидеть изготовленную в день принятия на вооружение винтовку с надписью на стволе: "Императорский Тульский оружейный завод. 1891. N 1". Рядом - винтовка под N 1000000, "представленная его Величеству Государю Николаю II, при грамоте возвращена в заводской музей оружия" (1898 г.).

Достойное место занимает сделанный в 1905 г. в Туле под N 1 русский пулемет системы Максима (назван в честь американского изобретателя Хайрема Максима). Мастера Павел Третьяков и Иван Пастухов внесли более 200 (!) изменений в изначальную конструкцию, и благодаря точности изготовления подвижных частей, в том числе приемника и замка, впервые стала возможна их замена запасными деталями в боевых условиях. Отдельно выставлено оружие, разработанное выдающимся конструктором Федором Токаревым - пулеметы, карабины, пистолеты, автоматические и самозарядные винтовки.

В большинстве случаев изобретения названы в честь авторов - первыми буквами их фамилий. К сожалению, в рамках одной журнальной статьи нельзя рассказать обо всех хранящихся в музее изделиях тульских мастеров. Но о коллекции авиационных пушек и пулеметов поговорить необходимо. Это - наша гордость. Постараемся выяснить, почему создание данного оружия постепенно выделилось в самостоятельное направление в разработке военной техники.

стр. 95

Конструирование авиационных пулеметов в России начали в 1918 г. (работы основоположника отечественной школы автоматического оружия Владимира Федорова) на базе существующих ручных и станковых аналогов, что позволило значительно сократить сроки создания новых образцов, освоение их производства, облегчало их эксплуатацию и изучение в войсках. Подтверждением тому служат сохранившиеся редкие экземпляры пулемета воздушного - ПВ-1, поставленного на вооружение в 1928 г., модификаций пулеметов системы Максима, а также опытные образцы Василия Дегтярева (1928 г.) и Федора Токарева (1929 г.).

Однако рост скоростей самолетов-истребителей обусловил новые требования к авиационному оружию. И перед конструкторами была поставлена задача: создать такой пулемет под винтовочный патрон, который обеспечил бы синхронную стрельбу через винт самолета и с турельной установки* при высокой надежности действия. Первый образец разработали в 1930 г., после полигонных испытаний приняли на вооружение под наименованием "7,62 мм авиационный скорострельный пулемет системы Шпитального и Комарицкого обр. 1932 г.". ШКАС, как называют его специалисты, может делать до 1800 выстрелов в минуту - рекорд того времени.

Распространенным видом авиационного вооружения был пулемет УБ (универсальный Березина) конструктора Михаила Березина, запущенный в серийное производство в 1939 г. - лучший тогда образец крупного калибра (12,7 мм). В зависимости от места его установки существует три разновидности: турельный, крыльевой и синхронный. В двух последних вариантах осуществлено дистанционное управление системой перезарядки с использованием сжатого воздуха при задержке в стрельбе. Это - первая в отечественной авиации система пневматического перезаряжения пулемета.

Широкое распространение в авиации нашли пушки различных калибров. В 1941 г. была принята на вооружение тульская ВЯ-23, разработанная конструкторами Александром Волковым и Сергеем Ярцевым, превосходившая все прежние образцы по калибру, темпу стрельбы (600 выстрелов в минуту), надежности работы автоматики. В музее также представлены 23-мм орудие Бориса Шпитального (1930-е годы) и барабанная пушка Вячеслава Силина - в ее основе вращающийся барабан с 8 патронниками и газовым двигателем по аналогии с устройством револьвера.


* Турельная установка предназначена для крепления пулеметов или малокалиберных автоматических пушек и обеспечивает с помощью специальных систем и силовых приводов их наводку в горизонтальной и вертикальной плоскостях, а также круговой обстрел (прим. ред.).

стр. 96

Послевоенный период, по мнению специалистов, был отмечен борьбой за повышение скорострельности. Предстояло переоснастить авиацию новым высокоэффективным оружием. Основы системного подхода к его созданию заложены в трудах Аркадия Шипунова (академик с 1991 г.) и Василия Грязева (доктор технических наук), в 1960 - 1970 гг. предложивших от отдельных образцов перейти к разработке унифицированной системы малокалиберных пушек для всех родов войск. Наш музей, единственный в России и в мире, имеет их современные образцы. Например, разработанная упомянутыми специалистами 23-мм шестиствольная ГШ-6 - 23М (принята на вооружение в 1974 г.) делает 10000 выстрелов в минуту - больше всех отечественных моделей. Ее устанавливают на фронтовых бомбардировщиках Су-24М. При максимальной скорости самолета у земли снаряды ложатся на расстоянии 3 м друг от друга.

Или вот одноствольная авиационная пушка ГШ-301 калибра 30 мм - самая легкая в мире, специалисты называют ее "балеринкой". Вес 43,5 кг, притом она делает 1800 выстрелов в минуту, благодаря чему данное орудие почти в два раза выигрывает в "изящности" у иностранных аналогов, одновременно превосходя их по темпу стрельбы, а также по начальной скорости и массе метаемого снаряда. Кроме того, это первая серийная отечественная пушка, имеющая водяное охлаждение. В ее кожухе находится вода объемом 700 см. При нагревании в процессе стрельбы влага превращается в пар, который, проходя по винтовой проточке на стволе, охлаждает последний, а затем выходит наружу.

МИССИЯ МУЗЕЯ В XXI ВЕКЕ

Есть в нашем музее и оружие специального назначения. Интересны редкие его образцы, предназначенные для пловцов-аквалангистов: автомат АПС и пистолет СПП-1М (обе аббревиатуры расшифровываются как "подводный специальный"), а также малогабаритные пистолеты-пулеметы ПП-90, ПП-93 и др. В фондах имеются и бесшумные средства борьбы/нападения, предназначенные специально для снайперов: винтовка, автомат, карабин КС-23, нож разведчика специальный (НРС-2), пистолеты МПС (малогабаритный специальный) и ПСМ (самозарядный малогабаритный).

Экспозиция рассказывает о Государственном научно-производственном предприятии "Сплав", созданном в 1945 г. и являющимся разработчиком артиллерийских гильз реактивных систем залпового огня "Град", "Смерч" и последних достижений в этой области.

Неизменно привлекает внимание посетителей коллекция действующих миниатюрных моделей охотничьего и боевого оружия, свидетельствующая об особой точности и мастерстве в изготовлении "курьезных" вещей. Самые удивительные из них - револьверы. Вес одного - 8,97 г, калибр 1,5 мм, длина 35 мм, размер патрона менее 4 мм; другой, того же калибра, еще легче - 5,44 г; широко известный "Бульдог", не длиннее 20 мм, пробивает бумажную мишень на расстоянии пяти шагов. К числу забавных экспонатов можно отнести миниатюрную книгу Михаила Почукаева (1970 г.) и подкованную современным мастером Николаем Алдуниным блоху, напоминающую о легендарном тульском Левше*.

В музейном собрании можно познакомиться с разными типами и видами восточного оружия, имеющиеся экспонаты дают довольно полное представление о развитии художественного мастерства в Турции и Иране. Интересны ятаган, входивший в вооружение турецких янычар в XVII-XIX вв., хопеш, представляющий собой разновидность боевого серпа (его до сих пор применяют в Северной Африке), малайский кинжал "крис" (XV в.), имеющий своеобразный волнистый клинок, символизирующий священного змия.

Значительное место в нашей коллекции занимает западноевропейское огнестрельное оружие разных систем: винтовки Маузера (немецкая) и Манлихера (австрийская), Снайдера (английская) и Верндля (австрийская), Пибоди (США), Альбини (Бельгия).

Посетители могут сравнить способы художественного оформления зарубежного оружия с традициями отечественной школы. Показательна в этом отношении казачья винтовка образца 1860 г., изготовленная в Бельгии на фирме Таннера и отличающаяся отделкой в строгом стиле: ствол воронен в черный цвет, растительный орнамент - крупные золотые листья-цветы на черном фоне.

Поток гостей музея постоянно растет, поэтому в Туле для него строят новое здание. Разумеется, концепция будущей экспозиции станет иной - с тенденцией к гуманизации показа оружия. Мы надеемся на возрождение национальных традиций коллекционирования памятников науки и техники. Одним из важнейших аспектов работы музея ныне становится и пропаганда норм грамотного обращения с оружием как квинтэссенцией современной техники.


* Левша - персонаж Николая Лескова в повести "Левша" (1881 г.). Он подковал сделанную англичанами металлическую блоху и тем самым прославил искусство русских мастеров. Полагают, что прототипами были тульские оружейники Алексей Сурнин и Яков Леонтьев, командированные в Англию в 1785 г. (прим. ред.).

Опубликовано на Порталусе 23 июля 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама