Рейтинг
Порталус

МЭТР ПОЛИГРАФИИ

Дата публикации: 11 августа 2014
Автор(ы): Ольга БОРИСОВА
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Источник: (c) Наука в России, № 1, 2011, C. 89-94
Номер публикации: №1407770033


Ольга БОРИСОВА, (c)

"За свою жизнь я верил и верю в одну силу, которая помогает мне преодолевать все тяготы жизни... Я верю... в русского человека, в силу света и знаний". Эти слова принадлежат крупнейшему отечественному издателю и просветителю конца XIX - начала XX в. Ивану Сытину, 160-летие со дня рождения которого мы отмечаем 5 февраля 2011 г. Последние семь лет жизни он провел в доме на улице Тверской (Москва), где в 1989 г. Добровольное общество любителей книги РСФСР открыло Мемориальный музей-квартиру этого талантливого человека.

Начинал будущий, как сказали бы сегодня, медиамагнат с малого. Осенью 1866 г. он, 15-летний крестьянский паренек, впервые переступил порог дома московского купца Петра Шарапова. Предпринимательская деятельность хорошо известного в деловых кругах негоцианта развивалась в двух направлениях: торговля пушным товаром и дешевыми изданиями - лубочными картинами (раскрашенными графическими изображениями, выполненными безымянными художниками-самоучками и тиражированными печатным способом), песенниками, сонниками. Судьба распорядилась так, что Иван попал на работу в книжную лавку. К тому же у его патрона оказалась неплохая библиотека, и любознательный юноша один за другим "проглатывал" нарядные тома, иллюстрированные красивыми гравюрами. А увидев в типографии, как они рождаются, Сытин понял: это станет делом его жизни.

стр. 89

Скоро трудолюбивый, общительный и предприимчивый молодой человек стал ближайшим помощником пожилого коммерсанта и выполнял его наиболее ответственные поручения. В 1876 г. Иван Дмитриевич женился на дочери купца-кондитера, получив солидную сумму денег в приданое. Заняв примерно столько же у Шарапова, он открыл на Воронухиной горе (между улицами Арбат и Смоленской) литографскую мастерскую, впоследствии выросшую в знаменитое товарищество "И. Д. Сытин и Кº", а затем в крупнейшую в России "Первую образцовую типографию".

Начинающий коммерсант искал новые пути в избранной им сфере деятельности, стремясь сделать свою продукцию нужной народу. Так, во время Русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг. он тиражировал изображения сражений и карты боевых действий, снабдив их надписью: "Для читателей газет. Пособие", что дало немалую прибыль. Надо отметить: книги тогда стоили дорого, а доступные всем по цене лубки были довольно низкого качества, на плохой бумаге, грубо раскрашены. Сытин же, можно сказать, совершил революцию в их производстве: пригласил в свою мастерскую лучших печатников и художников, использовал добротные материалы. И результат превзошел самые смелые ожидания - от покупателей не было отбоя.

Дело постепенно расширялось, рос опыт владельца, а бронзовая медаль Всероссийской промышленной выставки 1882 г. за представленные издания принесла ему известность. Впрочем, в дальнейшем Иван Дмитриевич вспоминал о том времени: "чутьем и догадкой я понимал, как далеки мы были от настоящей литературы. Но традиции лубочной книжной торговли были очень живучи и ломать их следовало с терпением".

В 1883 г. Сытин открыл собственную небольшую лавку. Покупатели, в том числе и мелкооптовые - офени (деревенские книгоноши) - посещали ее охотно, наведывались также писатели. Бывал там и Лев Толстой. А вскоре сюда пришел представитель великого мастера слова с предложением наладить выпуск произведений талантливых русских прозаиков и поэтов по цене лубков (причем при себе визитер имел рассказы Николая Лескова, Ивана Тургенева* и Льва Толстого). Иван Дмитриевич согласился и предоставил свою полиграфическую базу для тиражирования продукции издательства "Посредник", готовившего такие рукописи к печати. Только за первые четыре года их совместной работы увидели свет 12 млн. экземпляров недорогих книг с обложками, оформленными знаменитыми художниками, в частности Ильей Репиным, Константином Савицким. А за 15 лет столь плодотворного сотрудничества широкий читатель познакомился с творениями нашего величайшего поэта Александра Пушкина**, баснописца Ивана Крылова, стихами Алексея Кольцова, былинами, сказками, брошюрами по вопросам медицины, воспитания и т. д.

Сытин писал впоследствии: "Это была не работа, а священнослужение". К тому же сам с юности тянувшийся к знаниям, страстный любитель чтения, предприниматель понимал, что печатное слово надо донести до крестьянина и рабочего, поэтому отправлял своих представителей в деревни, на фабрики, заводы, что позволяло покупателям не только приобрести нужные издания, но и заказать по каталогу наложенным платежом.

Иван Дмитриевич считал, что простым людям необходима также литература, непосредственно способствующая просвещению. Причем "универсальными справочными книгами, энциклопедиями на все случаи жизни", по его мнению, могли стать календари. В 1884 г. Сытин выпустил "Всеобщий русский календарь", привлекший многочисленных покупателей красочной обложкой, большим количеством гравюр и дешевизной. А в последующем появились "Общеполезный", "Народный сельскохозяйственный", "Старообрядческий", "Дамский", "Учительский", "Военный", "Охотничий" и др. Причем издатель действительно сделал эти издания необычайно информативными, доведя общий тираж до 2 млн. экземпляров в год, и впоследствии вспоминал, что в них "впервые появились статьи по разным отраслям знаний. Они выгодно отличаются яркой внешностью и обилием рисунков в тексте".


* См.: Г. Медынцева. Две родины Ивана Тургенева. - Наука в России, 2009. N 2 (прим. ред.).

** См.: В. Непомнящий. Феномен Пушкина в свете очевидностей. - Наука в России, 1999, N 3 (прим. ред.).

стр. 90

В 1889 г., когда Иван Дмитриевич учредил товарищество "И. Д. Сытин и Кº", на Всероссийской промышленной выставке в Москве его удостоили серебряной медали за красочные лубки. Восхищенный их высоким качеством художник, гравер, академик живописи Михаил Боткин предложил книгоиздателю взяться за репродуцирование картин самых популярных живописцев. Тот согласился обратиться к новой для себя области и, как всегда, с блеском справился, что еще выше подняло его авторитет, причем не прекращал свое главное дело - народное просвещение. Уже признанный к тому времени мэтр полиграфии подготавливал и выпускал множество наглядных пособий, учебную, научно-популярную литературу, нарядные книжки для детей, брошюры серий "Правда", "Библиотека для самообразования", тиражировал журнал "Книговедение" и т. д.

В 1893 г. Сытин познакомился с Антоном Чеховым* и со временем великий писатель уговорил его издавать газету - через 4 года товарищество приобрело "Русское слово" (выходила до 1918 г.). Работа наладилась не сразу. Но в 1901 г. редакцию возглавил уже известный в те годы в России фельетонист Влас Дорошевич, собравший вокруг себя замечательных журналистов, приглашавший в качестве авторов таких видных литераторов, как Владимир Гиляровский, Максим Горький, Иван Бунин, Александр Куприн, Леонид Андреев, Вячеслав Иванов. К тому же это было первое отечественное периодическое издание, направлявшее корреспондентов во все крупнейшие города нашей страны, а также многие столицы зарубежных. Поэтому "фабрика новостей", как ее называли, освещала события с необычайной оперативностью (тогдашний председатель Совета министров Сергей Витте отмечал: "Такой быстроты собирания сведений нет даже у правительства") и быстро завоевала симпатию читателей.

Надо сказать, здание на Тверской улице, где издавали популярную газету, заслуживает особого внимания. Его проектировал мастер модерна** Адольф Эрихсон вместе с талантливым инженером, изобретателем (почетный член АН СССР с 1929 г.) Владимиром Шуховым, а оформлял известный художник-декоратор Иван Билибин. Строительство дома завершили в 1904 г., а через восемь лет его расширили и реконструировали под руководством того же зодчего. Кстати, ранее, еще в 1903 г., этот творческий "дуэт" на улице Пятницкой воздвиг для Сытина типографию, ныне интереснейший памятник архитектуры русского "нового стиля".

В 1895 г. Иван Дмитриевич начал реализовывать еще один большой проект - выпускать "Библиотеку для самообразования", включившую 47 томов по истории, философии, экономике, естествознанию, редакторами которой были профессора Московского университета***. Особого же внимания заслуживает


* См.: В. Васильев. "Со временем все мои вещи должны увидеть свет..." (А. П. Чехов); Ю. Балабанова. Мелиховское семилетье; Художник жизни. - Наука в России, 2010, N I (прим. ред.).

** См.: Т. Гейдор. Русская архитектура Серебряного века. - Наука в России, 2009, N 6 (прим. ред.).

*** См.: Е. Сысоева. Сеятель знаний на ниву народную. - Наука в России, 2007, N 3 (прим. ред.).

стр. 91

стр. 92

такое направление его деятельности, как издание детской литературы, начавшееся еще в начале 1880-х годов с азбук, сказок и рассказов с картинками. Постепенно оно стало настолько крупным, что при товариществе сформировали специальный отдел, где стали готовить к изданию сказки, сначала русские, как народные, так и самых известных авторов, а затем зарубежные. Руководили им уже прославившиеся на ниве российского просвещения педагоги, методисты, общественные деятели Василий Вахтеров и Николай Тулупов. Кстати, охват мировой классики здесь был весьма широк и включал произведения величайших мастеров слова - испанца Мигеля Сервантеса, ирландца Джонатана Свифта, англичан Даниеля Дефо, Вальтера Скотта, Чарльза Диккенса, американцев Гарриет Бичер-Стоу, Марка Твена, Фенимора Купера, француза Альфонса Додэ.

Такое внимание предпринимателя к литературе для подрастающего поколения не случайно: он старался смотреть вперед, готовить специалистов печатного дела, да и в целом понимал миссию книгоиздателя как несение народу знаний. В 1903 г. он открыл в Москве школу технического рисования и литографического дела для сыновей служащих и рабочих своих предприятий, где их обучение и содержание было бесплатным. Проявивших незаурядные способности затем направляли в Московское училище (ныне Российская академия) живописи, ваяния и зодчества. Кроме того, в 1911 г. Иван Дмитриевич построил на улице Малая Ордынка Учительский дом, где разместились педагогический музей, кабинеты, библиотека, зрительный зал.

За что бы ни брался этот энергичный и вдумчивый человек, было "обречено" на успех. Сытин расширял производство, работал над новыми проектами. В частности, в начале XX в. он выпустил многотомные энциклопедии: "Народную" (1910 - 1912 гг.), "Военную" (1911 - 1915 гг.), "Детскую" (1913 - 1914 гг.), исследование "Отечественная война 1812 года и русское общество. 1812 - 1912" (1912 г.), а также роскошное издание "Великая реформа", посвященное 50-летию отмены в нашей стране крепостного права (1911 г.), исторический труд о 300-летии Дома Романовых* "Три века" (1913 г.), книги "Что нужно крестьянину?", "Современный общественно-политический словарь" и пр.

В 1916 г. исполнилось 50 лет книгоиздательской деятельности Ивана Дмитриевича, и в феврале следующего года в Политехническом музее это событие торжественно отметили. К юбилею товарищество приурочило выход замечательно иллюстрированного литературно-художественного сборника "Полвека для книги (1866 - 1916)", включавшего 200 очерков, в частности писателей Максима Горького, Александра Куприна, художника Николая Рериха, других представителей литературы, искусства, а также ученых, предпринимателей, общественных деятелей. В книге


* См.: О. Базанова. "Колыбель" Дома Романовых. - Наука в России, 2008. N 2 (прим. ред.).

стр. 93

впервые появились воспоминания самого Ивана Дмитриевича. Надо сказать, в начале 1920-х годов он продолжил над ними работу, но лишь 30 лет спустя сын нашел эту рукопись в семейном архиве, и в 1960 г. ее издали под названием "Жизнь для книги".

К 1917 г. Сытин имел по всей стране сеть магазинов, занимавшихся как розничной, так и оптовой торговлей. Его типографии располагали новейшей для того времени техникой, а выпускаемая ими продукция составляла четверть книжного рынка страны. Все это после прихода к власти большевиков в том же году стало собственностью государства, что Иван Дмитриевич счел за благо: "Переход к верному хозяину, к народу всей фабричной промышленности я считал хорошим делом и поступил бесплатным работником на фабрику. Радовало же меня то, что дело, которому отдал много сил в жизни, получало хорошее развитие - книга при новой власти надежно пошла в народ". Впрочем, его приглашали возглавить Госиздат (образованное в 1919 г. в Москве Государственное издательство), однако он отказался, сославшись на недостаточное образование.

Но без дела этот энергичный человек сидеть не мог: сначала был бесплатным консультантом Госиздата, затем по поручению правительства вел переговоры в Германии по поводу производства бумаги для отечественного книгопечатания, вместе с другими деятелями культуры организовывал в США выставку русской живописи, налаживал работу типографий.

После смерти Ивана Дмитриевича в 1934 г. его сын и две дочери начали разыскивать образцы выпущенной типографиями отца печатной продукции, нередко обращаясь за помощью к букинистам и библиофилам. Кропотливая, напряженная работа шла не один год. Наконец в 1989 г. собранное ими вместе с личными вещами, предметами домашнего обихода, мебелью, письмами, фотографиями Сытина, его коллекцией картин, художественными адресами (все это специалисты признали памятниками материальной культуры конца XIX - начала XX в.) вошло в экспозицию Музея-квартиры Сытина на улице Тверской. Интересно и само здание, где она расположена, построенное в 1900 - 1901 гг. как доходный дом купцов Бахрушиных архитектором Карлом Гиппиусом - автором проекта особняка Алексея Бахрушина (ныне в нем находится носящий имя последнего Государственный центральный театральный музей)*.

В настоящее время тут сосредоточено около 1400 книг, брошюр, графических листов и др., 44 юбилейных адреса, 62 предмета быта и мебели, 22 произведения живописи и скульптуры, более 400 единиц хранения семейного архива. Выставочный центр при музее с 1988 г. организует тематические экспозиции на основе коллекций семьи Ивана Дмитриевича и московских книголюбов, заседания клуба "Библиофил", занятия университета "Книга", "Сытинские чтения", лекции и экскурсии. И особенно отрадно, что собрание изданий знаменитого просветителя постоянно - через букинистические магазины, за счет дарений - пополняется.


* См.: О. Базанова. Энциклопедия русского театра. - Наука в России, 2010, N 5 (прим. ред.).

Опубликовано на Порталусе 11 августа 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама