Рейтинг
Порталус

"ВЕРСАЛЬ НА ЯУЗЕ"

Дата публикации: 11 августа 2014
Автор(ы): Ольга БОРИСОВА
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Источник: (c) Наука в России, № 3, 2011, C. 89-94
Номер публикации: №1407776615


Ольга БОРИСОВА, (c)

Первые письменные свидетельства о появлении на нынешней территории Москвы района, где жили иноземцы, - Немецкой слободы - относятся к XVI в. царь Иван IV Грозный к востоку от Кремля, между рекой Яузой и ручьем Кукуем, поселил пленников, захваченных в ходе Ливонской войны 1558 - 1583 гг. (Русь вела ее с Великим княжеством Литовским, Швецией, орденом меченосцев и др. за прибалтийские территории). В ту пору это было предместье столицы, и никто не мог представить, что спустя столетие оно окажется центром политической жизни государства.

Здесь селились чужеземные купцы, ремесленники, офицеры-наемники. И попав в 1690-е годы в их среду, приобщаясь к европейской культуре, царь Петр I постепенно пришел к мысли о необходимости масштабных преобразований России, экономическое и военное отставание которой от западных стран угрожало ее суверенитету. Молодой государь познакомился со многими жителями Немецкой слободы, но особое его расположение заслужил добродушный весельчак швейцарец Франц Лефорт, состоявший в Москве на военной службе. Как вспоминал впоследствии его соотечественник капитан Сенебье, не было в Москве "иностранца, который пользовался бы таким могуществом. Он приобрел бы большое состояние, если бы не был так великодушен. Верно, конечно, что благодаря этому качеству он достиг такой высокой ступени".

В 1697 - 1698 гг. на правом берегу Яузы по велению Петра I для его любимца возвели дворец (архитектор, или, как тогда его именовали, мастер каменных дел, Дмитрий Аксамитов). Однако вскоре Лефорт скончался, и хоромы перешли к другому сподвижнику царя-реформатора - Александру Меншикову. В 1707 - 1709 гг. по желанию нового хозяина итальянский зодчий Джованни Марио Фонтана перестроил здание, присоединил к нему арками двухэтажные корпуса и добавил монументальные парадные ворота. Именно таким ансамбль предстает перед москвичами и гостями столицы в наши дни (в нем размещается Российский государственный военно-исторический архив).

В этом же предместье жила и Анна Монс, "иноземка, дочь виноторговца, - отмечал в книге "Идеалисты и реалисты" (1878 г.) писатель и историк Даниил Мордовцев, - девушка, из любви к которой Петр особенно усердно поворачивал старую Русь лицом к Западу и поворачивал так круто, что Россия доселе остается немножко кривошейкою". Кстати, сохранились палаты фан дер Гульста, где государь бывал у своей "кукуйской царицы" (как в народе ее называли), построенные во второй половине XVII в., - ныне самый старый из уцелевших домов в Немецкой слободе.

В XVIII в. земли вдоль Яузы стали излюбленным местом российских монархов. Однако многие сооружения, даже грандиозные императорские резиденции, тогда возводили из дерева, и бушевавшие нередко в городе пожары их не щадили. В сохранившихся же каменных зданиях той поры, как и в вышеупомянутом дворце, в настоящее время находятся различные учреждения. Так что в состав Московского госу-

стр. 89

дарственного объединенного музея-заповедника*, сформированного в 2005 г. на базе усадеб Коломенское, Люблино, Измайлово, из здешних памятников прошлого входит лишь Лефортовский парк, один из самых знаменитых в Европе и первый регулярный в России (датой его рождения считается 1703 г.).

Живописный зеленый массив на левом берегу Яузы, свидетель многих событий в жизни государства, сам знавал и взлеты, и падения. В начале XVIII в. тут было поместье боярина Федора Головина, входившего в число самых доверенных людей государя-реформатора. Владелец разбил на этих землях замечательный сад - прообраз многих парков Санкт-Петербурга, "уголок Европы в Москве", облик которого сформировался во многом благодаря увиденному им за границей во время Великого посольства**.

В 1706 г. вельможа скончался, и шесть лет спустя Петр I купил у его наследников все имение с прилегающими дворами, пожелав превратить его в новый репрезентативный центр и дав подробные указания по обустройству территории: "выкопать каналы, а изровняв землю..., насадить дикого лесу, а именно липы, клену, вязу, ясеню..., орешнику... Все каналы и пруды обить сваями... чтоб из воды их не знать было... Сделать крытую дорогу через дерево липу и клен... Сделать грот и по обе стороны каменную стену...". Столь ответственное дело царь поручил... своему лейб-медику голландцу Николаю Бидлоо.

Чем обусловлен столь странный, на первый взгляд, выбор? Надо сказать, это был не только талантливый врач, но и рисовальщик, философ, анатом. К тому


* См.: О. Базанова. Царская вотчина. - Наука в России, 2011, N 1; она же: Райский уголок. - Наука в России, 2011, N 2 (прим. ред.).

** Великое посольство- русская дипломатическая миссия 1697 - 1698 гг. в Западную Европу. Предпринята Петром I с целью укрепления и расширения союза России с рядом стран для борьбы с Турцией за северное побережье Черного моря, для приглашения на русскую службу специалистов, заказа и закупки вооружения и т. д. (прим. ред.).

стр. 90

же он обладал разносторонним образованием, в частности в области архитектуры, и применил свои познания прежде всего при обустройстве собственной усадьбы, находившейся там же, в Лефортове (землю венценосный пациент пожаловал доктору в 1710 г. и очень любил бывать в его саду, напоминавшем западноевропейские). Но не меньшее значение имели организаторские способности Николая Ламбертовича, как называли его в России, ярко проявившиеся при создании по его же инициативе первого в стране государственного медицинского учреждения, где лечили, причем за казенный счет, солдат и офицеров. Согласно указу государя от 1706 г. надлежало "построить за Яузою-рекою против Немецкой слободы в пристойном месте гошпиталь для лечения болящих людей... А у того лечения быть доктору Николаю Бидлоо, да двум лекарям, Андрею Репкину, а другому - кто прислан будет".

Сначала госпиталь разместили в деревянном здании, а ансамбль, который мы видим сегодня, возвели в 1798 - 1802 гг. по проекту Ивана Еготова (ныне Главный военный клинический госпиталь им. Н. Н. Бурденко). Во время Отечественной войны 1812 года он принял свыше 17 тыс. раненых и больных, в Первую мировую войну 1914 - 1918 гг. - около 400 тыс., активно работал и во время Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. Добавим: в конце XIX в. здесь трудились такие светила хирургии, как Николай Склифосовский, Николай Пирогов (член-корреспондент Петербургской АН с 1847 г.)*.

Тем же указом Петра I при госпитале учредили первый в стране анатомический театр, организовали музей и аптекарский огород с лекарственными растениями. Но, пожалуй, самым важным событием для отечественной науки и клинической практики было открытие здесь хирургической школы на 50 учеников, положившей начало формированию у нас кузницы врачебных кадров (на ее основе во второй половине XVIII в. сформировали медицинский факультет Московского университета). Всем комплексом руководил Бидлоо, сумевший превратить его в высококлассное для того времени лечебное учреждение.

Вот такому человеку кипучей энергии и многогранного дарования царь поручил обустройство Головинского сада (так тогда называли Лефортовский парк). В 1723 г. голландский доктор подготовил план, предусматривавший устройство здесь нескольких водоемов с островками, мостиков, каскадов, аллей, партер (открытых участков с газонами, цветниками и низким декоративным кустарником по периметру), гротов, беседок. Над претворением в жизнь всего задуманного трудились около 1000 солдат Московского гарнизона: вели земляные работы, сажали деревья, укрепляли берега бревенчатыми конструкциями в


* См.: А. Григорьев, Н. Григорьян. "Чудесный доктор". - Наука в России, 2010, N 6 (прим. ред.).

стр. 91

виде вертикально вбитых свай, срубов, затем засыпали их грунтом, песком, а кое-где выстилали камнем (что подтвердили раскопки, проведенные в конце 1990-х - начале 2000-х годов).

Особенно понравилась императору созданная по замыслу Бидлоо система каналов, прудов, фонтанов. Как писал видный историк конца XIX в., член-корреспондент Петербургской АН с 1876 г. Николай Костомаров, "у Петра Великого было... пристрастие к воде. Плавать по воде, направлять воду так, чтоб она приносила человеку пользу и не причиняла вреда - то были излюбленные занятия Петра". И заветной его мечтой было соединить обе российские столицы речными путями. В память об этом в Лефортовском парке в 1805 г. установили полукруглую беседку (архитектор Иван Еготов) с восемью высокими стройными гранитными колоннами и бюстом царя-реформатора, где начертаны его слова: "Труды моего Миниха сделали меня здоровым. Я надеюсь некогда ехать вместе с ним водою из Петербурга в Москву и выйти на берег в Головинском саду".

Поясним: речь идет о генерал-фельдмаршале Христофоре Минихе, немце порождению, в 1721 - 1767 гг. верой и правдой служившем России как непобедимый военачальник и искусный инженер. Именно он занимался устройством судоходства на Неве, прокладкой дорог, строительством Балтийского порта, сооружением первого обходного Ладожского канала (1723 - 1728 гг.), с ним связывал царь и надежды на прокладку водной магистрали между Москвой и Петербургом. Что же касается увековечившей эту мечту изящной беседки, то ее судьба оказалась непростой, как и самого Лефортовского парка. К сожалению, ее разрушил ураган 1904 г., причинивший Первопрестольной много бед (от него сильно пострадал и другой нынешний филиал Объединенного музея-заповедника - усадьба Люблино). А та, что стоит сегодня, - сооруженная в том же году и недавно отреставрированная копия утраченной.

Со смертью Петра I в 1725 г. на некоторое время забыли о чудесном Головинском саде (от планировки Бидлоо в нем до наших дней сохранился мост-плотина между прудами и проходящая по нему главная аллея). Зато по вхождении на престол Анны Иоанновны в 1730 г. начался новый этап его истории. Именно здесь императрица пожелала устроить главную резиденцию, для чего пригласила архитектора итальянского происхождения Франческо Бартоломео Растрелли. Он спроектировал великолепный дворцово-парковый ансамбль, подобный построенному в 1715 - 1724 гг. в Петергофе (пригороде Петербурга) и прозванный очевидцами "Версалем на Яузе".

Тут произрастали различные виды лип, кленов, яблонь, груш, слив, вишен, а в теплицах - гранатовые, лимонные, померанцевые, кофейные и другие деревья, яркими красками переливались умело высаженные цветы. Повсюду радовали глаз фонтаны, бассейны, каналы, лестницы, беседки. Одним из главных сооружений был каскад - необычайно нарядная подпорная стенка, оформленная колоннами, пандусами,

стр. 92

вазами, нишами с помещенными в них скульптурами и пр. Увы, время оказалось безжалостным к здешним творениям итальянского мастера, но от былого великолепия, к счастью, остался возведенный им грот, один из главных памятников Лефортовского парка - из красного кирпича и натурального камня, с белыми колоннами, покрытыми резными украшениями.

С отъездом Анны Иоанновны в Петербург активно начатые работы замедлились, сад без должного ухода стал приходить в запустение. Очередную его реконструкцию развернули в начале 1740-х годов, с воцарением Елизаветы Петровны. Впрочем, и она редко бывала в Лефортове, реставрация шла медленно, здания неуклонно ветшали. А череда пожаров 1750 - 1753 гг. довершила дело. В дальнейшем были попытки поддержать "Версаль на Яузе", но в 1771 г. сгорела его последняя дворцовая постройка. Между тем следующая правительница России, Екатерина II, вскоре повелела начать возведение там новой резиденции.

Грандиозный Екатерининский дворец с протяженными фасадами и самым большим в городе 16-колонным портиком - яркий образец русского классицизма*. В его проектировании участвовали москов-


* См.: З. Золотницкая. Благородная простота и величественное спокойствие. - Наука в России, 2009, N 3; портик - ряд колонн или полуколонн, помещенный перед фасадом здания, характерный элемент классицистических построек (прим. ред.).

стр. 93

ский архитектор Карл Бланк, итальянцы Антонио Ринальди, Джакомо Кваренги и др. Величественное сооружение заложили в 1773 г. и завершили строительство лишь через 25 лет (в настоящее время там находится Общевойсковая академия Вооруженных Сил РФ). А неподалеку в 1777 - 1781 гг. по проекту Семена Яковлева возвели каменный Дворцовый мост через Яузу - ныне Лефортовский, старейший в столице (реконструирован в 1940 г.).

На противоположном берегу еще в 1749 - 1750 гг. по проекту Дмитрия Ухтомского, Ивана Мичурина, Карла Бланка неподалеку от Лефортовского был сооружен дворец канцлера графа Алексея Бестужева-Рюмина (впоследствии получивший название Слободского). В 1787 г. его хозяином стал другой влиятельнейший придворный - князь Александр Безбородко. Он привлек к перестройке своих новых владений лучших архитекторов - Джакомо Кваренги и Матвея Казакова, а по окончании работ констатировал: "Дом мой отделан и теперь в городе первый". По-видимому, он был прав. Не случайно в дневнике посетившего Москву в 1797 г. польского вельможи Станислава Понятовского читаем: "многие путешественники, которые имели случай видеть Сен-Клу (в 1572 - 1870 гг. главная резиденция французских монархов. - Прим. ред.) в то время, когда он совсем отделан был для... королевы, утверждают, что в украшении Безбородкина дворца и большее пышности и более вкусу".

В Отечественную войну 1812 года здание сильно пострадало от пожара, и 14 лет спустя вдовствующая императрица Мария Федоровна поручила архитектору Дементию Жилярди возродить его к жизни, чтобы устроить тут мастерские Императорского воспитательного дома. Так в Немецкой слободе появился образец ампира - позднего классицизма, украшенный многофигурной скульптурной группой Ивана Витали "Минерва" (ныне главный корпус Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана).

Живописные водоемы, старинные липы (по преданию, некоторые сажал сам Петр I), великолепные дворцы вокруг Головинского сада придают неповторимый облик этому району столицы, более двух веков назад полюбившемуся государю-реформатору, а затем его преемникам, - уголку XVIII в. посреди современной Москвы. В 1999 - 2003 гг. в Лефортовском парке прошли крупномасштабные раскопки под руководством главного археолога Москвы Александра Векслера. Они позволили получить важные научные сведения о некогда созданной здесь системе прудов и каналов, садово-парковой архитектуре. А геофизические и палеогеографические исследования дали возможность изучить функционирование водоемов. Словом, удалось обеспечить базу для последующего восстановления уникального природного памятника.

Опубликовано на Порталусе 11 августа 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама