Рейтинг
Порталус

ГОРОД-МУЗЕЙ

Дата публикации: 11 августа 2014
Автор(ы): Ольга БАЗАНОВА
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Источник: (c) Наука в России, № 4, 2011, C. 81-87
Номер публикации: №1407776733


Ольга БАЗАНОВА, (c)

"Топографическое и историческое описание города Торжка 1783 - 1784 гг." сообщает: когда он возник, "точно определить и невозможно, однако... основатель находящегося в Торжке Борисоглебского монастыря преподобный отец Ефремий жил в начале XI века и находился в службе у великих князей российских Бориса и Глеба; по убиении же их в 1015 году, вознамерившись остаток жизни препроводить в уединении, пришел в сей город, который в то время был уже многолюден...".

Место на правом берегу Тверцы (притока Волги) при впадении в нее ручья Здоровца, на пересечении оживленных сухопутных дорог, с незапамятных времен облюбовали новгородские купцы. Через столь важный узел шло снабжение Северо-Западной Руси всем необходимым, здесь продавали и покупали лес, мед, хлеб, лен, шерсть, кожи и пр., а кто-то селился навсегда. Быстро развивавшийся город так и именовали - Новый Торг (с XIII в. в письменных источниках все чаще фигурировало название "Торжок").

Сюда прибыл, отказавшись от богатства и мирских радостей, боярин Ефрем. Вместе со своим учеником Аркадием в 1038 г. он соорудил каменную церковь (где обоих погребли после кончины), тем самым заложив Борисоглебскую обитель - одну из древнейших православных на Руси, ставшую сердцевиной города. К XIII в. вокруг него возвели бревенчатую стену, земляной вал и выкопали ров, заполнив его водой. Так появился местный кремль - укрепление от "лихих людей", весьма надежное для того времени.

стр. 81

В 1238 г. "детинец" сыграл огромную роль - послужил укрытием ополченцам во главе с посадником* Иванкой, две недели сдерживавшим натиск монголо-татарского войска под предводительством хана Батыя. По словам историка и археолога академика (с 1990 г.) Валентина Янина, "героической обороной Торжка был спасен от военного разорения Новгород**, а вместе с ним и русская государственность". Впрочем, город на Тверце не раз превращали в пепелище, причем не только иноземные захватчики, но и свои - в ходе княжеских междоусобиц. А разгоревшаяся в 1372 г. практически стерла его с лица земли; уцелевшие жители ушли в Тверь, однако, как свидетельствует вышеупомянутое "Топографическое и историческое описание...", вскоре они "начали опять собираться к Борисоглебскому монастырю и поблизости оного производить торг, а потом и селиться...".

Всего же Торжок, стоявший на главной "хлебной" дороге на северо-запад Руси, разрушали, разоряли свыше 30 раз, и каждый раз он вставал из руин. Более того, в первой половине XV в. даже стал чеканить собственную серебряную монету. Надо сказать, раскопки, с 1989 г. ежегодно проводимые на правобережье Тверцы, выявили остатки каменных башен середины XIV в., что свидетельствует о наличии в городе тогда мощного кремля, каких в то время на Руси было немного. К тому же удалось найти фрагменты храма с великолепной настенной росписью XII - начала XIII в., единственного столь древнего каменного на огромной территории от Великого Новгорода до Ростова. А на противоположном, левом, берегу, как установили археологи, в те годы был богатый посад.

Открытия же ученых 2010 г. можно назвать подлинной сенсацией. Прежде всего речь идет об извлеченных из земли ценностях, спрятанных здешними жителями в начале марта 1238 г. Именно тогда, сломив героическую двухнедельную оборону защитников, хан Батый ворвался в город и предал его огню. "От этого трагического события в культурном слое сохранилась прослойка угля и золы высотой до 50 см, - отметил руководитель Новоторжской экспедиции кандидат исторических наук Петр Малыгин (Тверской государственный университет). - И как раз в этой прослойке в деревянной емкости был обнаружен клад". В него вошли 250 предметов - серебряные украшения (колты***, височные кольца, амулеты с христианской символикой, декоративные позолоченные накладки, нашиваемые на одежду) и лом, сберегаемый как "капитал", поскольку тогда на Руси монет еще не чеканили. Кроме того, археологи впервые отыскали печати местных посадников XIV-XV вв.

Если к сказанному добавить, что по числу найденных в нашей стране берестяных грамот**** Торжок уступает только Великому Новгороду и Старой Руссе, то напрашивается вывод: в XII-XV вв. город на Тверце был значительным торгово-ремесленным центром со стабильной и самостоятельной экономикой и политикой. Характеризуя его, "Рогожский летописец" (составлен в середине XV в.) сообщает: "Град велик, бесчисленное множество людии в нем". После присоединения в 1478 г. к Москве он продолжал развитие, украшая себя новыми храмами. С течением времени деревянные уступали место каменным, при-


* Посадник - глава города, "посаженый" (назначенный) князем или вечем (прим. ред.).

** См.: В. Даркевич. Вечевая республика на Волхове. - Наука в России, 1998, N 5 (прим. ред.).

*** Колты - женское парное украшение XI-XIII вв., подвешиваемое у висков к головному убору на цепочках или лентах. Состоит из двух спаянных выпуклых щитков, между которыми вкладывали ткань, пропитанную душистыми маслами. Когда колты покачивались, вокруг распространялся аромат (прим. ред.).

**** Берестяные грамоты - письма и записи на коре березы (бересте) - памятники письменности Древней Руси XI-XV вв. Представляют интерес как источники по истории общества, русского языка, повседневной жизни людей (прим. ред.).

стр. 82

чем в буквальном смысле: их возводили на прежних освященных местах. Большинство этих памятников, к счастью, сохранилось до наших дней: глядя с левого берега Тверцы на правый, как и столетия назад, на каждом холме видишь церковную главку.

Самые масштабные работы по благоустройству Торжка развернулись в XVIII в., в царствование Екатерины II. Тогда разобрали построенный еще Ефремом главный собор Борисоглебского монастыря, выстоявший во всех перипетиях, но уже "клонившийся к падению", и приступили к возведению нового. В торжественной церемонии его закладки 9 июня 1785 г. участвовала императрица, собственноручно положив первый краеугольный камень. Все строительные работы курировал местный уроженец (село Черенчицы, ныне Никольское), крупнейший русский архитектор-палладианец* Николай Львов, а в 1795 г. выдающийся художник Владимир Боровиковский создал для иконостаса этого храма 37 образов (к сожалению, из них почти ничего не сохранилось).

В настоящее время самая старинная в обители - каменная Введенская церковь с колокольней (1620 г.). Неподалеку стоит еще одна, небольшая, построенная предположительно в 1717 г. и освященная в 1786-м, в честь Входа Господня в Иерусалим. В 1804 - 1811 гг. ансамбль пополнился очень нарядным, увенчанным ротондой надвратным храмом Спаса Нерукотворного Образа с трехъярусной колокольней (проект его, по мнению многих исследователей, - также творение Львова, строительство же вел местный зодчий Яков Ананьин). А в 1809 г. сооружением Свечной башни завершили окружение монастыря оградой, длившееся с 1734 г.

"Гений вкуса", "русский да Винчи", как величали Львова при жизни, оставил по себе светлую память на родной ему Торжокской земле. Кстати, точную дату его появления на свет - 4 мая 1753 г. - установили совсем недавно, в 2001 г., в ходе анализа документов, хранящихся в Государственном архиве Тверской области. С юных лет его пытливый ум искал пищи, причем весьма разнообразной. Как писал один из современников Николая Александровича, "не было искусства, к которому он был бы равнодушен, не было таланта, к которому он не проложил тропинки; все его занимало...". Он собирал фольклор и опубликовал "Собрание народных русских песен с их голосами"; обнаружил в Боровичах (ныне Новгородская область) месторождение каменного угля и первым предложил получать из него кокс; искал торф под Москвой; изобрел новый строительный материал - прообраз шифера и рубероида; обследовал на Кавказе минеральные источники с целью создания там водных лечебниц, и это далеко не все!

Особую страсть Львов питал к архитектуре. Специалисты подсчитали: за свою, увы, недолгую жизнь (всего 50 лет) он спроектировал свыше 30 сооружений, в том числе Невские ворота Петропавловской крепости, здание Почтамта (Почтамтский переулок), Троицкую церковь с колокольней (проспект Обуховской Обороны) в Санкт-Петербурге. В Торжке же, помимо построек в здешних Борисоглебском и Воскресенском монастырях, по чертежам Николая Александровича в центре города в 1814 г. возвели Ротонду, как чаще всего называют изящный павильон, - надколодезную Крестовоздвиженскую часовню, первона-


* Палладианизм, или Палладиева архитектура - ранняя форма классицизма, выросшая из идей итальянского архитектора Андреа Палладио (1508 - 1580). В ее основе - строгая симметрия, учет перспективы и заимствование принципов храмового зодчества Древней Греции и Рима (прим. ред.).

стр. 83

чально задуманную без окон и освещавшуюся благодаря сложной системе отверстий в куполе. В 2004 г. рядом установили бюст ее автора, выполненный скульптором Юрием Карпенко.

Немало сделал Львов и для всей Тверской губернии: по данным ученых Тверского государственного университета, в начале XX в. там насчитывалось 1344 родовые усадьбы, многие из которых - его творения, вошедшие в число памятников мирового значения. Добавим: это были не просто загородные дома, а очаги культуры, воплощавшие в себе гармонию архитектуры, садово-паркового искусства, живописи, музыки, фольклора, этнографии, родной природы, в 1780 - 1850-е годы определявшие, по словам крупнейшего знатока нашей старины академика (с 1970 г.) Дмитрия Лихачева, "духовный характер русской жизни". Литературно-философские кружки были и в "дворянских гнездах" под Торжком, что сделало его известным множеству беллетристов, артистов, художников, ученых.

Наиболее полно личность Львова раскрывается при знакомстве с его родовым поместьем Черенчицы. Здесь был опытный "полигон", где он применял передовые для того времени методы градостроительного искусства, монументальной живописи, гидромелиорации, ландшафтного дизайна (по нынешней терминологии), разнообразные технические новинки. Благодаря такому подходу, а также высокому качеству работ и усовершенствованиям, осуществленным хозяином усадьбы, уцелело многое из возведенного им в 1790-е годы, в том числе главное здание. Кстати, его потолки, обрамленные лепными карнизами, расписывал предположительно Боровиковский, как раз тогда гостивший у архитектора. А в кабинете сохранилась потайная дверь из красного дерева, внешне не отличимая от обычного книжного шкафа. Неподалеку от дома можно увидеть необычный холодильник-ледник (в форме пирамиды), кузницу из валунов, Воскресенскую церковь с мавзолеем, где покоятся члены семьи зодчего и в 1803 г. нашел последний приют он сам.

Под Торжком находится село Василёво, бывшее в конце XVIII в. владением родственников Николая Александровича. Из созданного им здесь остался поражающий воображение 100-метровый арочный мост через ручей в технике архивольт (т.е. из валунов, уложенных так плотно, что не требуется цемент), названный современниками мастера "великолепной каменной симфонией". Надо сказать, место это удивительное: живописный холмистый рельеф, стекающие в Тверцу речушки, деревянные мостики через них, плотины, каскад из трех прудов, старинная липовая аллея со смыкающимися кронами, ведущая к центру усадьбы, вольно раскинувшиеся рощи и пере-

стр. 84

лески. Не случайно именно тут в 1976 г. создали Государственный этнографический музей под открытым небом, куда из разных районов Тверской области привезли около 20 памятников деревянного зодчества XVIII - начала XIX в. Среди них церковь Преображения (1732 г.), Знаменский храм (1742 г.), часовня Архистратига Михаила (середина XVIII в.).

Три столетия назад, с рождением Санкт-Петербурга*, через Торжок проложили трассу, связавшую северную Пальмиру с Москвой. Кто только не проезжал через город на Тверце! И останавливались чаще всего в гостинице Пожарского - через нее, как писал академик Лихачев, прошла вся русская культура XIX в. (там готовили превосходные котлеты из курятины, получившие название "пожарских", с легкой руки откушавших их членов царствующего дома быстро вошедшие в моду в России и даже за границей). Нынешнее ее здание (в настоящее время на реставрации) с нижним каменным этажом, верхним - оштукатуренным деревянным возвели в 1800 - 1854 гг. На


* См.: Ж. Алферов, Э. Тропп. Санкт-Петербург - российское "окно в науку". - Наука в России, 2003, N 3 (прим. ред.).

стр. 85

фасаде - мемориальная доска со строками гения русской литературы Александра Пушкина* из письма другу библиофилу Сергею Соболевскому:

       На досуге отобедай   У Пожарского в Торжке,   Жареных котлет отведай,   И отправься налегке...      


27 раз, с 1811 по 1836 г. наш великий соотечественник вояжировал по "главной улице" России из одной столицы в другую и, конечно, никогда не миновал Торжок. Поблизости от вошедшей в историю гостиницы стоит деревянный особняк его петербургского знакомого Петра Оленина ("Старый дом", как говорят горожане), где в 1972 г. открыли Музей А. С. Пушкина. Осмотр экспозиции, насчитывающей свыше 500 единиц хранения, - небольшое путешествие из Петербурга в Москву, проиллюстрированное старинными картами дорог, литографическими изображениями экипажей, почтовых станций, сцен из жизни ямщиков, валдайскими колокольчиками, предметами дорожного быта, конской упряжи.

Город на Неве представлен изящными гравюрами начала XIX в., а вот и подорожная, полученная поэтом в 1828 г. Согласно этому проездному документу, ему, как чиновнику 10-го класса, полагалось три лошади с проводником. Здесь же копии его писем жене и друзьям, отправленных с разных почтовых станций. В разделе, посвященном Твери, помещены ее пейзажи кисти выдающегося художника Ореста Кипренского (1814 г.), материалы, касающиеся литераторов, с которыми Пушкин тут встречался, и здешних знакомых, иллюстрации к его произведениям, выполненные живописцем-любителем, искусствоведом князем Григорием Гагариным, начиная с 1858 г. часто приезжавшим в свое имение Карачарово в Тверской губернии.

О Торжке рассказывают его старые планы, мемориальные вещи Олениных из "Старого дома", портрет Дарьи Пожарской - дочери хозяина уже знакомой читателям гостиницы (художник Тимофей Нефф, середина XIX в.). Есть в музее и фрагменты интерьеров: комнаты станционного смотрителя, почтовой станции, гостиной дворянского дома. Въезд в Первопрестольную показан выдержками из произведений поэта, гравюрами с ее видами, документами. Заключительный аккорд экспозиции - модель памятника Пушкину в Москве работы скульптора Александра Опекушина, воздвигнутого в 1880 г. на Страстной площади (ныне Пушкинская) - по сей день одного из лучших.

В 1973 г. в Торжке тоже установили бюст великого поэта (скульптор Иулиан Рукавишников). А в первую субботу июня ежегодно организуют посвященный ему праздник. Приезжают деятели литературы и искусства, звучат стихи, выступают фольклорные коллективы, развертываются выставки и ярмарки мастеров народных промыслов. Кстати, Пушкин однажды купил здесь шитые золотом пояса и отправил в качестве подарка Вере Вяземской (жене писателя Петра Вяземского), с которой его связывала многолетняя дружба, подчеркнув, что, надев их, "она всю прелесть московскую за пояс заткнет". Княгиня же отвечала: "Как можно... так сорить деньгами? Количество поясов привело меня в негодование, и только качество их может служить Вам извинением, ибо все они прелесть...".

В Торжке по сей день не забыли свой неповторимый стиль традиционного золотого шитья, отличаю-


* См.: В. Непомнящий. Феномен Пушкина в свете очевидностей. - Наука в России, 1999, N 3 (прим. ред.).

стр. 86

щийся растительным орнаментом, выполненным металлическими нитями по сафьяну, бархату, сукну. Он зародился в здешнем Воскресенском женском монастыре в XIII в. (некоторые исследователи считают, что еще раньше - вместе с самим городом), корни же его ведут в Византию. Расцвет этого художественного промысла пришелся как раз на пушкинские времена - начало XIX в. Большим спросом тогда пользовались созданные местными мастерицами головные уборы, передники, пояса, сафьяновая обувь, кошельки, различные детали праздничной одежды, предметы церковного обихода. Многочисленные заказы на парадные облачения поступали от членов царской семьи.

В начале XX в. работами здешних искусниц восхищались посетители международных выставок в Париже, Лондоне, Турине, Брюсселе, Лейпциге, Вене, Милане, Монреале, Салониках, Кабуле и т.д. Столь редкий промысел, один из самых изысканных и сложных, ныне нигде в России не сохранился, кроме Торжка. Ассортимент же изделий сейчас весьма широк: государственная символика (гербы, флаги и пр.), панно, скатерти, салфетки, подушки, покрывала, оригинальные украшения, шали, сумочки, очечники, шкатулки, записные книжки - всего не перечесть. Добавим: тут функционирует единственное в стране училище, выпускающее золотошвеек, а при нем - музей с великолепными образцами ручной работы лучших мастериц.

В 1988 г. по инициативе академика Лихачева в городе открыли Всероссийский историко-этнографический музей. Он насчитывает свыше 40 тыс. единиц хранения и занимает несколько исторических зданий, где развернуты постоянные экспозиции "Древний Торжок", "Храмы и монастыри Торжка", "Русский лен и народные традиции", "Хмельные напитки в обрядах и быту", "Прогулки по старому Торжку". Самый пристальный интерес посетителей всегда вызывают этнографические коллекции предметов традиционного быта XIX - начала XX в., рукописная книга "Слова, сказания и послания" Максима Грека* 1584 г., здешние находки археологов - берестяные грамоты (в их числе есть тысячная, найденная на территории Древней Руси, и содержащая отрывки из сочинений Кирилла Туровского**), фрагменты фресок XII-XIII вв.

Есть в Торжке и единственный в России Музей вертолетов. Его организовали в 1989 г. на базе находящегося в городе Центра боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации. В этом собрании техники представлен почти весь парк военных и морских винтокрылых машин, выпускавшихся в СССР, что позволяет поэтапно проследить развитие всей отрасли.

Торжок и сам можно назвать городом-музеем - жемчужиной градостроительного искусства: зодчие прошлого, великие и безымянные, мастерски использовали особенности рельефа, точно подобрав пропорции архитектурных сооружений и гармонично расположив их в единстве с природой.


* Максим Грек (Михаил Триволис) (ок. 1470 - 1555) - религиозный писатель, публицист, переводчик (прим. ред.).

** Кирилл (Кирилла) Туровский (ИЗО - ок. 1182) - церковный деятель и писатель (прим. ред.).

Опубликовано на Порталусе 11 августа 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама