Рейтинг
Порталус

ОРИГИНАЛ ИЛИ ФАЛЬШИВКА. Баталии страстей вокруг Ван Гога

Дата публикации: 14 декабря 2014
Автор(ы): Владимир Катин
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1418554204


Владимир Катин, (c)

МУЗЕИ, коллекционеры, держатели аукционов, эксперты - все пребывают сейчас в смуте, в жарких дебатах по поводу подлинности полотен Винсента Ван Гога. Причем сомнениям подвергаются его работы, которые до недавнего времени не вызывали и тени подозрения, которые экспонируются в самых престижных картинных галереях и оцениваются в астрономических суммах. Волна недоверия, обрушившись на разошедшееся по миру наследие великого новатора, распространилась уже и на другие имена его современников-импрессионистов. При этом залпы обвинений и злой критики идут прежде всего в адрес близкого в ту пору к художнику доктора Поля-Фердинанда Гаше...

Все началось с того, что дети этого врача-психиатра в 1949-1954 годах щедро одарили музеи Франции ранее совершенно неизвестными картинами Ван Гога, Сезанна, Ренуара, Писарро, Сислея. Радость хранителей художественных галерей была несказанна, и об этом событии много писала пресса. Естественно, появился интерес к собирателю уникальной коллекции - к доктору Гаше, который, судя по всему, был личностью незаурядной. Как врач он сделал несколько открытий в медицине - изобрел болеутоляющий эликсир, названный его именем, и антисептическое средство, написал трактат о причинах меланхолии, добровольно работал в районах, пораженных эпидемией холеры. Человек из обеспеченной семьи - его отец был заводчиком, Гаше много занимался благотворительной деятельностью, бесплатно лечил, читал лекции по анатомии и был другом и меценатом плеяды не признаваемых тогда импрессионистов и их последователей. Это он приобрел у Сезанна вызвавшее скандал на выставке в 1874 году полотно "Современная Олимпия". Доктор Гаше и сам был художником-любителем, оставив после себя множество работ, которые, увы, не отмечены Божьим даром.

Так что, вращаясь в кругу живописцев, оказывая им поддержку и находясь с ними в приятельских отношениях, Гаше страстно коллекционировал их работы и на досуге делал копии особенно полюбившихся картин. Поэтому, когда в мае 1890 года брат Винсента Ван Гога Теодор поселил его, только что вышедшего из психиатрической больницы, в небольшом живописном городке Овере под опеку доктора Гаше, это было идеальное стечение благоприятных обстоятельств для них обоих. Художник и его врач быстро подружились, хотя, как водится между друзьями, случались и конфликты. Этот 69-дневный период жизни в Овере на берегу Уазы - вплоть до рокового дня самоубийства 27 июля - оказался самым продуктивным в творчестве Ван Гога: за это время он написал 70 картин, фактически по одной в день!

Примерно за месяц до смерти художник делает портрет Поля Гаше, который полвека спустя его дети преподнесли в дар парижскому музею Оранжери, преобразованному ныне в музей Орсэ. Этот небольшой по формату портрет (68х57 см) и вызвал у некоторых специалистов сомнение в подлинной принадлежности кисти Ван Гога. И начались самые настоящие расследования, растянувшиеся на десятилетия. В конечном счете мнения резко разошлись. Образовалась небольшая, но энергичная в своей деятельности группа экспертов и просто любителей творчества Ван Гога, считающая, что портрет - всего лишь копия, выполненная скорее всего самим Гаше, и потому картине не место в стенах музея Орсэ... Между тем хранители музея, авторитетные специалисты и Национальная научно-исследовательская лаборатория отстаивают аутентичность холста. Причем и те, и другие предъявляют основательную аргументацию в доказательство своей правоты.

Команду неверующих возглавляют три видных исследователя творчества голландского художника - Бенуа, Ландэ, Жан-Мари Тассэ и Жан Юнскер, которые опубликовали целую серию статей с изложением своих доводов. Логическая канва их рассуждений сводится к следующему. Существует всего один портрет доктора Гаше, и его история прослеживается со дня написания. После смерти Ван Гога портрет находился у его брата, затем переходил от одного владельца к другому, и в 1990 году на аукционе в Нью-Йорке фирма Кристис продала его за рекордную сумму в 82,5 млн. долларов японскому миллиардеру Риои Саито. Подаренный парижскому музею второй портрет Гаше является всего лишь копией, выполненной им самим или его сыном, который тоже любил проводить время с палитрой за мольбертом. В пользу этой версии исследователи приводят такие факты. В своей переписке с братом художник неоднократно упоминает о портрете лечившего его доктора, но всегда в единственном числе и нигде не говорится, что он сделал его повторение. На подаренном музею полотне замечен целый ряд огрехов, ошибок, несоответствий с первым портретом, не свойственных, по мнению критиков, манере Ван Гога. К тому же на лацкане пиджака красуется ленточка ордена Почетного легиона, которой нет на первом варианте портрета, хотя доподлинно известно, что Гаше такого ордена не имел - шесть раз был к нему представлен и неизменно получал отказ...

Теперь предоставим слово экспертам из мира науки. Главный хранитель культурного достояния, руководитель отдела современного искусства в Национальной научно-исследовательской лаборатории Даниэль Жироди констатирует: "Все произведенные нами тщательные анализы и обследования по двадцати текстам сошлись в одну точку: "Портрет доктора Гаше" и еще восемь подвергаемых сомнению работ Ван Гога не являются ни подделками, ни копиями... Утверждение о несоответствии второго портрета Гаше манере письма художника также не подтвердилось". Надо сказать, что Национальная лаборатория, оснащенная самой современной аппаратурой, не дает заключений о подлинности произведений искусства, в ее задачу входит лишь выявление подделок, фальсификаций. Сопоставление стиля письма, своеобразие удара кисти, наложение красок, фактура холста, анализ используемого масла и лаков свидетельствуют о том, что ни отец, ни сын Гаше не могли быть авторами второго портрета. Изучение обширной переписки Ван Гога показывает, что далеко не о всех своих работах он извещал друзей и близких. Поэтому нет ничего удивительного, что он не рассказал о повторении портрета доктора, а таких дублирований своих работ у него случалось немало. Установлено, что Поль Гаше и его сын Луи хотя и увлекались копированием картин друзей-импрессионистов - в основном Сезанна, но никогда не копировали Ван Гога. Причем это были отнюдь не подделки, а ни от кого не скрываемые обычные копии. Что касается орденской ленточки, то вполне вероятно, что Ван Гог, знавший о давней мечте доктора, подарил ему столь желаемый орден на полотне...

И, наконец, самый главный и веский аргумент лаборатории: цветовая гамма на картине заметно поблекла, утратила первоначальный колорит - это заметно при сопоставлении тех мест холста, которые оказались скрытыми от света багетной рамой. Дело в том, что художник пользовался очень дешевыми, нестойкими к свету и ко времени лакокрасками, тогда как оба любителя живописи в семье Гаше употребляли исключительно дорогие краски и гуммилаки хорошего качества. Кстати, это самый большой просчет абсолютно всех фальсификаторов работ Ван Гога и главный тест для выявления подделок.

Так или иначе, но обе стороны в этой тяжбе остаются при своих убеждениях. Музей Орсэ твердо стоит на том, что в его стенах экспонируются не копии и не подделки. Оппоненты утверждают обратное. При этом оспаривается аутентичность и других полотен - "Подсолнухи", "Сад в Овере", "Церковь в Овере". По мнению критически настроенных исследователей, существует до ста "кукушкиных яиц", подброшенных искусными имитаторами в музеи и частные собрания и выдаваемых за произведения голландского мастера. Где правда и где навет - вопрос остается открытым.

Париж - Амстердам

Опубликовано на Порталусе 14 декабря 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама