Хобби поэта Роберта Рождественского - старая Москва

' > Хобби поэта Роберта Рождественского - старая Москва

' > Хобби поэта Роберта Рождественского - старая Москва

'> Хобби поэта Роберта Рождественского - старая Москва

' /> Хобби поэта Роберта Рождественского - старая Москва

' />
Рейтинг
Порталус

Хобби поэта Роберта Рождественского - старая Москва

Дата публикации: 15 декабря 2014
Автор(ы): Владимир Седов
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1418635178


Владимир Седов, (c)

В МОСКВЕ в Музее архитектуры имени А.В. Щусева открылась выставка, которая не только привлечет внимание публики, но может взбудоражить и обладателей частных коллекций, связанных с литературой. Экспозиция называется "Коллекция поэта. Старая Москва в гравюрах, литографиях, рисунках, акварелях и фотографиях из собрания Роберта Рождественского".

Если бы на выставке были только вещи личные, то ее успех или неуспех можно было бы связывать с крайне противоречивым творчеством самого поэта. Роберт Рождественский, звезда которого взошла на рубеже 1950-1960-х гг., в годы застоя был почти официальным поэтом, а его стихи для песен к "Семнадцати мгновениям весны" торжественно пел лояльный Кобзон. Поэзия Рождественского была прочно забыта в последнее десятилетие, и организация выставки с биографической направленностью сейчас была бы так же странна, как, к примеру, создание литературных экспозиций типа "Надсон и его время" или "Степан Щипачев и его современники".

Но помимо поэзии, дела всей жизни, Рождественский имел хобби, которое хотя и не прятал стыдливо от друзей, но и не выпячивал как занятие необыкновенное. Только после смерти поэта стало ясно, что собрано что-то значительное, по качеству вещей сопоставимое с разделом из музейного собрания. Выявилась обширная коллекция, состоящая из сотен гравюр, литографий и старых фотографий, а к тому же - десятков живописных изображений Москвы. Москва во всех ее художественных и документальных отражениях была целью коллекционирования, обоснованием самой коллекции поэта. Если пытаться понять причину образования именно такой коллекции, то приходит в голову одно возможное объяснение: любовь к столице России (СССР?) жила рядом со стихами, она оправдывала государственническую позицию поэта и его несколько напыщенную гражданственную лирику. Это патриотизм, выражающийся не словом, а собирательством.

Такой импульс привел к цельности собрания: здесь не отдельные с трудом найденные раритеты и не проходные вещи из центральных антикварных магазинов брежневской Москвы (хотя есть и то и другое). Рождественский собрал целую историю города, причем не занудно краеведческую, а образную, довольно личную.

Вы увидите в этом собрании редкие карты: Московии, составленную в середине XVI века Дженкинсоном, и Волги - голландский шедевр картографии Питера Шенка. Гравюры и литографии конца XVIII - первой половины XIX века вполне традиционны и почти все известны: непременные Делабарт, Дациаро и Дюран. Выделяется только Василий Казаков с захватывающим и каким-то "театральным" гравированным видом Новоиерусалимского монастыря. Хорошую подборку документальных литографий из "Русской старины" 1840-1860- х годов дополняет серия фотографических видов городских храмов из издания Найденова.

На этом традиционном для знатоков фоне сверкают вещи необычные или просто уникальные. Великолепным по наивности и дидактичности примером стиля бидермайер служат две картины, написанные маслом и изображающие иллюминацию Театральной площади в связи с коронацией Александра Второго. В местах, где на полотнах располагаются осветительные плошки, в полотнах сделаны отверстия, и любая подсветка с тыла сообщает этим вещам первобытную и детскую прелесть фокуса. К подобному сорту вещей принадлежат и игральные карты 1850-х годов с изображениями губерний Российской империи и народностей этих губерний. Несомненным открытием выставки и коллекции стали изразцовые плитки со сценами из лермонтовской "Песни о купце Калашникове", подписанные "Миша М. 1882 г. СПб". Кто был этот таинственный Миша М. и для печей каких эклектических особняков предназначались такие фаянсовые изделия, пока неизвестно.

Москва советского времени в коллекции Рождественского представлена целым рядом необычных вещей, соседствующих с непременными атрибутами любого собрания. Рядом с пронзительно-элегичными мирискусническими эстампами Павлова ("Московские дворики") возникает до конца не атрибутированная книжка-подарок "Революционная Москва" 1920 года, созданная специально - как подарок участникам конгресса Коминтерна. Эстампы из этого издания рисуют облик слегка "причесанной", но уже успокаивающейся столицы.

К перечисленным вещам следует добавить хорошую подборку книг о Москве: путеводителей, справочников, художественных изданий двух последних веков. Все это со вкусом размещено в двустолпной палате бывшего Аптекарского приказа на Воздвиженке и, что достаточно редко в наше время, сопровождено великолепно изданным каталогом, отражающим все разделы собрания и иллюстрирующим многие заметные вещи. Получается, что коллекция может пересилить лирику.

Опубликовано на Порталусе 15 декабря 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама