Рейтинг
Порталус

Филателия. НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА НА МАРКАХ

Дата публикации: 22 января 2015
Автор(ы): А. МИРЗАИРОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1421931504


А. МИРЗАИРОВ, (c)

Одним из популярных направлений современной филателии является тема "Национальные одежды". Красочные марки и блоки выпускаются многими странами мира.

Посвятила свои выпуски данному направлению и почтовая администрация Узбекистана. В 2001 году была выпущена горизонтальная серия из пяти марок и купона с женскими национальными одеждами. Данная серия была повторена в 2003 году, но с другим купоном. Тему "Национальные одежды" содержат выпуски, посвященные народному эпосу "Алпамыш" (1998), народным сказкам (1999), 560-летию А. Навои (2001), а также другие выпуски Узбекистана.

В 2003 году была выпущена многокрасочная оригинальная серия из семи марок с изображением национальных головных уборов - тюбетеек различных регионов Узбекистана.

В данной статье я хотел бы рассказать об истории развития национальной одежды моей страны.

Национальная одежда - своеобразная летопись исторического развития и художественного творчества народа. Будучи одним из устойчивых элементов материальной культуры, она издавна отражала не только этническую принадлежность и географическую среду; в ней сказываются уровень экономического развития, социальное и имущественное положение, религиозная принадлежность.

Приверженцы национального костюма (или его частей) чаще всего, естественно, пожилые люди. Но за последние годы - годы независимости, все больше интереса к традиционной одежде проявляет и молодежь. Старинные элементы успешно используются при моделировании современного костюма. Годы независимости стимулировали возрождение фольклора. Создаются новые профессиональные и самостоятельные коллективы, артисты которых выступают в традиционной национальной одежде. Тут и сохранившиеся подлинные вещи, и новые, сшитые по образцам прошлого.

Центральная Азия - один из древних центров мировой цивилизации. У подножий заснеженных горных хребтов, на холмистых предгорьях, в пустынных степях и речных долинах в давние времена возникли орошаемое земледелие и скотоводство, выросли города.

РубашкаМноговековые контакты, слияние местного древнего населения с племенами, приходившими с востока и севера, завершились постепенным формированием тюрко-языческого народа - узбеков.

Ткани домашнего производства изготавливались из верблюжьей, овечьей и козьей шерсти, хлопчатника, шелкового кокона. Кроме того, использовали козий пух для изготовления чалмы.

Все хлопчатобумажные ткани домашнего производства были простого полотняного переплетения. Окрашивали их, используя покупные красители, например индиго, а чаще местные растительного происхождения (кора грецких орехов, жженое просо, листья тутовника и др.).

Наиболее простым по производству видом ткани была бязь - белый холст из неокрашенной хлопчатобумажной пряжи, которая шла на нательную мужскую одежду (штаны, рубахи), особенно для стариков, а также на саван. Из красных ниток ткали для женской нательной одежды и платьев одноцветную гладкую ткань - алачу. Ее использовали также для верхней одежды (мужские и женские халаты).

С древнейших времен было развито шелкоткачество. Ткани вырабатывались однотонные, а также с цветными полосами. Так, темно-малиновый шелк использовали на женские платья, отделку женских штанов, детские рубахи. Красный в узкую желтую с черным полоску шел на женские верхние халаты и покрытие шуб. Для богатых мужчин делали шелковые рубашки. Сегодня купить мужскую рубашку в интернет магазине подобного качества возможно, но это будет именно рубашка на заказ. Ибо массово такие рубашки не шьют. Также из густо-вишневой ткани шили самые дорогие и нарядные женские платья, халаты-накидки и головные платки.

Известны в обиходе и привозные ткани. Так, из Ирака доставляли узорные хлопчатобумажные и шелковые ткани, ситцевые набивные платки, из Индии - кисею, позднее - английские набивные ситцы и сукно. Из России - сукно, ситец, коленкор, миткаль, кисею (на чалму, саван), красную бумазею, драп (на мужские верхние халаты и штаны), однотонный бархат, рубчатый вельвет, парчу.

Для традиционного костюма было характерно наличие одних и тех же элементов в одежде рядового населения и знати. Это рубахи, женские платья, халаты, головные уборы, обувь. Социальное различие выражалось в богатстве тканей и количестве надеваемых одежд и украшений. Праздничная или обрядовая одежда отличалась от повседневной качеством ткани и отделки, полнотой комплекса.

Элементом костюма, в котором в наибольшей степени выражена этническая специфика народа или его отдельных групп, является головной убор. Известны головные уборы в виде платков, чалмы или тюрбанов разной формы и размеров. Платки и тюрбаны были как самостоятельным убором, так и элементом сложного комплекса. Платки чаще всего включались в женский головной убор, хотя и мужчины носили сложенные по диагонали и накрученные вокруг тюбетейки наподобие чалмы маленькие головные платки.

Чалма входила в мужской и женский головные уборы. Женщина впервые повязывала чалму после рождения ребенка, этот процесс сопровождался обрядовыми действиями.

Особое место занимает тюбетейка. Вначале это была шапочка из прямоугольного куска ткани с одним швом, присборенная в верхней части. Затем маленькая макушка развилась в тулью, усложнилась. Тюбетейка приобрела твердую основу за счет прострочки и прокладывания ваты. Каждый регион страны имеет характерный только для него тип тюбетейки.

Обувь в основном шилась из кожи, наиболее распространенным типом были высокие и низкие сапоги и различного рода туфли. Одним из элементов украшения национального костюма - вышивка шерстяными, хлопчатобумажными и золотыми нитями. Она располагалась на определенных частях одежды (полах халата, концах рукавов, вороте) и кроме декоративной имела функцию оберега. Важно отметить, что отношение к халату было особенное. Это не только часть костюма, но и подарок, определенный знак отличия, что выражалось, в первую очередь, в качестве ткани и отделке. Особенно богатыми были золотошвейные халаты.

Поверх халата повязывали пояс. Часто это был платок, сложенный по диагонали, один из концов которого мог быть украшен вышивкой. Иногда халат подпоясывали двумя или даже четырьмя платками. Причем платок использовали не только как пояс, он нередко служил кошельком или сумкой. Совершая покупки, снимая один из платков, упаковывали в него купленное. Платок служил в дороге скатертью или полотенцем, а также подстилкой во время чтения намаза. В качестве пояса использовали также шарф, употребляли кожаный пояс с пряжкой.

Национальная одежда позволяет проследить изменения, которые происходили с ней на протяжении столетий, выявить локальные особенности в костюме той или иной этнической группы.

Вся одежда отличается богатством и разнообразием форм, высоким уровнем художественного мастерства.

Почтовая администрация страны продолжает уделять большое внимание данной тематике, намереваясь и в дальнейшем отражать ее в своих выпусках.

Опубликовано на Порталусе 22 января 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама