Рейтинг
Порталус

С мобильником в руке и с веером в душе. О совместном проекте двух московских коллекций

Дата публикации: 16 февраля 2015
Автор(ы): Вера Кирсанова
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1424080704


Вера Кирсанова, (c)

В МУЗЕЕ В.А. Тропинина и московских художников его времени открылась выставка "Мир западноевропейского веера". Это второй этап проекта "Волшебный мир веера", который Музей Тропинина уже несколько месяцев осуществляет совместно с музеем-дворцом "Останкино".

Совместные творческие проекты небольших российских музеев - новое слово в музейном деле. И, как кажется, это начинание весьма перспективно и откроет нам еще немало замечательных коллекций.

Первый этап, о чем "Коллекция НГ" рассказывала в прошедшем ноябре, знакомил посетителей Музея Тропинина с "Миром русского веера". На этот раз коллекция западноевропейских вееров XVII - начала XX веков из Останкинского музея-дворца искусно дополняется произведениями живописи, графики и декоративно-прикладного искусства из фондов Музея Тропинина. Автор выставки - заслуженный работник культуры России А.Червяков.

Останкинская коллекция вееров - одна из самых интересных и ценных в музеях страны. Не очень большая (около 250 экземпляров), она позволяет проследить историю бытования в России вееров на протяжении более трехсот лет во всем многообразии их художественных достоинств, временных особенностей и стилевых изменений.

В России веера появились в XVII веке, главным образом в царской семье и придворных кругах. С начала XVIII века, с решительными преобразованиями Петра I, в числе многих заимствований с Запада в обиход высших сословий прочно вошел и веер. А в середине XVIII века, в царствование Екатерины II, веер становится знаковым атрибутом вечернего и парадного туалета дам из высшего света. Начинается расцвет русского веера; в России строятся веерные фабрики, к работе на них привлекаются искусные резчики по камню, дереву и кости. Веерные экраны начинают расписывать знаменитые отечественные живописцы. Но спрос на веера столь значителен, что они продолжают также ввозиться в Россию из Франции, Италии, Испании и других стран Западной Европы.

Известно, что век Екатерины Великой оказался охоч до торжественных церемоний, пышных празднеств, блистательных балов. Веер же сделался настолько обязательной и активной деталью этих театрализованных действий, что как бы утратил свое первоначальное утилитарное значение опахала и приобрел новые функции. Так, веера стали служить своеобразной "библиотекой" нот и оперных текстов, афоризмов, любовных стихов. Сюжеты, изображаемые художниками на экранах вееров, свидетельствовали о предпочтениях своих хозяек: то ли это военные сцены освободительных войн Дж. Гарибальди против Австрии, то ли фрагменты процесса одевания невесты к венцу, то ли эпизоды прогулки по английскому парку... Сформировался даже специальный веерный язык, изъясняясь на котором, представительницы прекрасного пола однозначно выражали свои чувства, желания и намерения.

Журнал "Смесь" не без иронии писал в 1769 году: "...смотрит на то сквозь кости опахала, на что стыдно смотреть простым глазом..." А вот еще одна "убийственная" цитата из сатирического вестника за 1790 год: "...сколько раз можно махнуть веером так, чтобы от сего косынечка, закрывающая грудь, приняла то прелестное положение, при котором вопреки булавок видима бы быть могла восхищающая непорядочность..."

С тех пор много воды утекло. Что нынче "косынечка, закрывающая грудь", для телезрителей программы "Про это" на четвертой кнопке? А можете ли вы представить себе деловую женщину с мобильным телефоном в одной руке и с веером в другой?.. Да и все эти "милые пустяки" и "легкомысленности", когда-то столь восхищавшие молодого Льва Толстого, что называется, канули в Лету, как и сами веера.

Сегодня веер - раритет, предмет ушедших эпох, знак минувшего времени, антиквариат. Одна из интереснейших разновидностей декоративно-прикладного искусства. Именно в этом качестве Останкинский музей-дворец недавно получил приглашение показать свою коллекцию от Лондонского музея вееров.

И все же, и все же... на выставке вееров в Музее Тропинина, кроме седовласых дам, рассматривающих витрины в лорнетку (словно появились они не из прошлого, а из позапрошлого, девятнадцатого века!), немало замечено милых барышень и юношей. А на вернисаже две молоденькие журналистки - кстати, с полярных телеканалов - искренне горевали, что прошла пора вееров, и выражали надежду: может, еще вернется?

Все может быть. Во всяком случае, на открытии выставки "Мир западноевропейского веера" был замечен известный кутюрье Слава Зайцев. А кроме прочего (о чем смотрите в предыдущем абзаце) есть и другие признаки того, что тотальная телекиноатака на нравственность дает сбои. Наверное, в человеке должен побеждать человек.

Опубликовано на Порталусе 16 февраля 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама