Рейтинг
Порталус

Россия - Австрия: дружба дружбой...

Дата публикации: 30 марта 2015
Автор(ы): Дмитрий Смелев
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1427717545


Дмитрий Смелев, (c)


На семи московских площадках развернут художественный проект "АСТ-99". В проекте задействованы полсотни художников из двух стран, кроме того, выставки сопровождаются концертами, литературными чтениями, творческими конференциями. Совместное детище нашего Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) и ассоциации МЕРЦ из города Линца, исполнив часть своей миссии на австрийской территории, перебралось теперь в Москву

Здешняя фестивальная жизнь началась с выставки в ЦВЗ "Манеж", которая заняла, впрочем, лишь малую часть грандиозного объема, разместившись в зале на третьем этаже, под стропилами. Волею устроителей эту экспозицию составили произведения живописи, графики, фотографии, то есть все то, что можно традиционным образом повесить на стены, без риска нарушить у посетителей координацию движений и ориентацию в пространстве. Хотя попытки к тому все же предприняты. Как ни странно, меньше всего на эту роль претендуют крупные полотна в духе абстрактного экспрессионизма австрийца Вольфганга Штифтера и его соотечественницы (так в релизе) Кати Васильевой. Добротное, старомодное, где-то даже ласковое искусство. Также давно не сбивают с толку, но по-прежнему заставляют собой любоваться работы отечественного мастера оптических иллюзий Франци-ско Инфантэ-Арана.

А вот шесть холстов под общим названием "Вместе со Спилбергом. Опытдеконструкции", созданные теоретиком и экспериментатором в одном лице Семеном Файбисовичем, прямо-таки призваны рождать головокружение и астигматизм. Стоп-кадр из фильма "Список Шиндлера" последовательно трансформируется в сторону изъятия резкости, фигуративности и прочих "дешевых эффектов непосредственного воздействия на психику" - вплоть до сиреневой мути захлопнутых век, тщательно воспроизведенной маслом в формате 145х200 см. Принимать ли этот цикл за протест против, например, засилья американского кинематографа или же за наглядное пособие для офтальмологов, решить не удалось. Головокружение, впрочем, быстро проходит - до встречи с композицией Хильдегарда Хазелы-рюблера и Беаты Ратмайр "Отрывной календарь". Триста шестьдесят пять фотографий, сделанных на австрийских улицах в режиме моментальной съемки и помещенных в зале по одной стене, от пола до потолка, - поверьте, это много.

Зато эти снимки висят неподвижно и с привычным ощущением верха-низа. На другом фестивальном объекте, в "ТВ-галерее", где фотографии соседствуют уже с видеоинсталляциями, такой поблажки не уготовано. Галерея, руководимая Ниной Зарецкой, оказалась почти пуста и несколько безвидна. В темноте, что друг молодежи, кадры любительской фотосъемки не лепились к стенам, а стремительно проносились по экранам четырех мониторов (видеоинсталляция Эллы Райдель "Трофеи будней I и II"). В соседнем зале также наблюдалось движение: отечественный художник гидравлической направленности Александр Пономарев демонстрировал два своих проекта, реальный и пленочный. Если первый вызвал уважение хотя бы своей грубой материальностью и навеял некоторые аналогии с инженерными играми Леонардо да Винчи, то видеокадры периодических всплытий и погружений неразгаданных (по причине плохой операторской работы) предметов, сопровожденные к тому же банальнейшими шумовыми эффектами, привели в уныние. О мультимедийном же проекте Ефимова -Чернышева, авторов "первых значительных образцов видеоарта", умолчим для экономии места и душевных сил.

В очередной раз явлена стратегия Леонида Бажанова, авторитетного искусствоведа и духовного наставника ГЦСИ. Цель этой стратегии проста, патриотична и даже благородна - интеграция российского искусства в европейское (тем самым, понятно, и в мировое). Узнаваемо все, даже почерк: сумма нынешних мероприятий втиснута в рамки фестиваля "Пушкин и современность", проводимого, разумеется, под эгидой Минкульта РФ. Но остаются все же два вопроса: интеграция какого искусства? И какой ценой? Вступительная статья к каталогу дежурного культуролога Александра Якимовича - о фатальном и хроническом отставании отечественного искусства - объясняет разве что конституциональные особенности самого Якимовича. Мыслящим свободнее, в том числе и самому г-ну Бажанову, наверняка понятно, что речь может идти не об отставании, а о несовпадении. Так что, это несовпадение нужно непременно ликвидировать? Желающих плохо подражать или, напротив, эпатировать европейскую публику нарочитой дикостью у нас предостаточно. Неплохо бы еще раз взглянуть на обойму из тех, кто регулярно берется представлять российское искусство на интернациональной сцене, а заодно и подумать, устраивать ли очередной гандикап под лозунгом "диалога двух культур".

Опубликовано на Порталусе 30 марта 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама