Рейтинг
Порталус

Телевидение как искусство. ОДНОАКТНЫЕ ПЬЕСЫ АМЕРИКАНСКОГО ЭФИРА

Дата публикации: 29 июля 2015
Автор(ы): Антонина Беляева
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1438167832


Антонина Беляева, (c)

На фото: Телевидение как искусство. ОДНОАКТНЫЕ ПЬЕСЫ АМЕРИКАНСКОГО ЭФИРА, автор: admin

"ПОЧЕМУ вы переспали с отцом вашего мужа?" - ведущая, мило улыбаясь, повела рукой в сторону насупленного гражданина. Ответ заглушили продолжительные бурные аплодисменты аудитории. Насупленный гражданин (муж) начал нецензурно выражаться и полез драться с пресловутым отцом. Аудитория засвистела. Создались группы поддержки соперников. Кто-то разбил софит. Ведущая поморщилась: "Нет, это не годится. Еще один дубль!" Наверное, я утрирую, и съемки этого ток-шоу ведутся совсем не так. Но, увы, драма все равно получается какой-то фальшивой. Тем более на экране телевизора.

А теперь попробуйте догадаться, о какой программе идет речь. Сведущий телезритель скажет, что такой аморальщины на отечественном телевидении еще не было. Хочется ответить: "То ли еще будет". Пример был приведен из американского ток-шоу, посвященного преимущественно вопросам семьи и брака (!). То есть этакая "забугорная" "Моя семья". Или "Я сама".

Основные принципы ток-шоу, привитые на отечественное теледрево, дали прямо-таки мичуринский урожай: и бабьи слезы, и стук кулака по столу (или в грудь), и демонстративный уход из студии, и даже слово "дура" (или "дурак" - в зависимости от героя программы).

У американского ток-шоу все гораздо сложнее. Его задачи: а) устроить хаос и неразбериху среди зрителей в студии (на одной из передач герои даже подрались); б) выжать побольше слез из глаз как героев, так и телезрителей (для этого используются все дозволенные и недозволенные способы - разыскиваются отданные когда-то в приют героями программы дети, исчезнувшие возлюбленные, сбежавшие отцы. Ведущий умело обставляет их неожиданное появление в студии). Слезы льются, но сомнения в неожиданности действа есть - ясное дело, вдруг у участника передачи от такого сюрприза инфаркт случится, и телекомпанию потом засудят; в) не оскорбить ничьи гражданские и прочие права. Поясняю: черных желательно не называть черными, белых - белыми, ничего не говорить про женскую логику, не замечать лишний вес, даже если и он был причиной развода, и разрешать всем жевать жвачку в кадре. Задача российских аналогов одна: не дать никому - ни участникам программы, ни зрителям в студии - прийти, что называется, к "консенсусу".

Сталкиваются мнения мужчин и женщин, членов семьи - друг с другом, детей с отцами, а соведущих между собой. У нас игра честнее - позитивные и негативные высказывания по поводу проблемы или героя по количеству равны. Даже в случае, когда герой вызывает бурю негодования, как это было в программе "Я сама" (мужчина воспитывал ребенка с помощью телесных наказаний), у него все равно найдутся защитницы. Есть у нас женщины, которые в любом мужчине готовы видеть только хорошее.

Среди американской аудитории разногласий нет. "Эта скотина обманывал меня с моей лучшей подругой!" - истошно кричала героиня "Дженни Джонс". Публика загудела "У-у-у!", предназначавшееся "этой скотине", сидевшему на соседнем кресле в обнимку с "лучшей подругой". Выяснение отношений в такого рода шоу заходит весьма далеко. Приглашаются любовницы любовников, мужья и жены тех и других, любовники и любовницы мужей и жен. Выступить по телевидению для них - это не средство разрешить свою проблему или своим примером предупредить других. Это средство стать ненадолго знаменитым - чувство неловкости за ситуацию там отсутствует. Еще одна характерная особенность американских "семейных" ток-шоу, помимо известной доли эксгибиционизма, - это "make over".

Например, девушка в студии жалуется на то, что мужчина ее мечты не обращает на нее внимания. Они вместе работают (он, скажем, вице-президент компании, она - полотерша). Ей предлагают "make over". То есть делают прическу, прилично одевают и т.д. А за кулисами ее уже ждет вице-президент с букетом цветов (интересно, как его на такое уговорили?). "Make over" обычно заканчивается "хеппи-эндом". Преобразившиеся героини под руку с вице-президентами парами покидают студию. Зрители аплодируют. В последующих выпусках обязательна хоть одна свадебная фотография счастливой "Золушки". Самое удивительное, находятся люди, которые всему этому верят. Мой хороший знакомый, свадебный фотограф из Алматы, говорит, что изготовить подобную свадебную фотографию из двух фотокарточек главных героев для профессионала не проблема. Так, можно сделать свадебную фотографию, где вы изображены на собственной свадьбе с любой голливудской знаменитостью.

Если "make over" призван показать свое лицо во всей красе, а затем выгодно "продать" его в телеэфире, то маска, надетая на это самое лицо, не только его скрывает. Она дает понять, что оно, лицо, не так уж важно. Важнее, какая история за ним стоит. Видимо, герои и героини русских ток-шоу гораздо целомудреннее. Они привыкли испытывать чувство неловкости за свои проблемы, поэтому прячутся под маской (хотя это тоже своеобразный "make over"). В ток-шоу "Моя семья" эта маска называется "маской откровения". Психологически появление такой маски оправдано - телезритель невольно проникается доверием к герою. Значит, у героя действительно не все в порядке, раз он скрывает свое лицо, думает телезритель, будь у меня такие же проблемы, я бы тоже постеснялся бы говорить об этом на публике без маски и т.п. Кстати, это доверие сильнее, чем доверие к откровениям, с готовностью выставленным напоказ. У "маски откровения" голос дрожит, и в нем слышатся слезы. А в конце передачи звучит призыв о помощи.

На американских программах никто ни о чем не просит. Если кричат, то не в процессе дискуссии, а в порыве всеобщего негодования. Всласть накричались - разошлись. Забыли. На следующей передаче супруги прилюдно выяснили отношения, помирились. Все плачут от радости. И снова разошлись. Такие вот одноактные пьесы.

А у нас? Несмотря на "обертку" на уровне мировых стандартов (аплодисменты зрителей в студии, те же слезы, тот же крик, схожие житейские истории и проблемы), драма длится из передачи в передачу, в ней участвуют и зрители, и ведущие, и соведущие. На этой телевизионной сцене они живут, просят совета и помощи, пытаются решить свои проблемы. Герои, одним словом. А не просто участники. И народ им верит.

Наивно? Зато по-русски. Хоть само слово "ток-шоу" и не наше.

Опубликовано на Порталусе 29 июля 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): американское ТВ



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама