Рейтинг
Порталус

ПОСЛЕДНИЕ АМЕРИКАНСКИЕ РАСКОПКИ В МЕДИНЕТ-АБУ (ЕГИПЕТ)

Дата публикации: 22 августа 2015
Автор(ы): В. АВДИЕВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Источник: (c) Историк-марксист, № 11(051), 1935, C. 129-133
Номер публикации: №1440248280


В. АВДИЕВ, (c)

Археологическая экспедиция Восточного института при Чикагском университете в течение последних семи лет производила систематические раскопки большого храма и дворца, построенных Рамзесом III в Мединет-Абу, а также всех соседних построек. Во время этих раскопок были последовательно вскрыты все археологические слои, начиная от времени 18-й династии и кончая коптской эпохой (VIII - IX вв. н. э.). Таким образом, в результате этих раскопок, давших ценнейший исторический и историко-художественный материал, мы можем теперь подробно изучить историю Мединет-Абу за 2500 лет2 .

 

Громадный архитектурный комплекс построенных при Рамзесе III в Мединет-Абу зданий, в центре которых возвышался роскошный царский дворец, тесно связанный с храмом и обнесенный вместе с ним рядом стен, представляет большой исторический интерес. Тесная связь между храмом и дворцом наглядно свидетельствует о той неразрывной близости, которая существовала между деспотическим государством и жречеством. В годы тяжелых внутренних смут и воин, когда правящей аристократии во главе с царем приходилось вести упорную борьбу с народными восстаниями и с нашествиями иноземных войск, эти храмы-дворцы превращались в крепости, окруженные рядами крепких стен и защищенные бойницами и башнями. Таким мощным, укрепленным храмом-дворцом египетского фараона был архитектурный комплекс, ныне полностью раскопанный американскими археологами в Мединет-Абу. Раскопки обнаружили ряд стен, окружавших весь храмовый участок, включавший дверец и ряд служебных построек. Низкая внешняя стена была снабжена зубцами и маленькими башнями. Западная часть этой стены, очевидно, наиболее доступная для вражеского нападения, была построена из камня, а остальные ее части были сделаны из кирпича. На расстоянии 12 м от этой стены была расположена главная внешняя стена высотой в 18 м и толщиной в 10 м. Вдоль ее внутренней стороны, на высоте 1 - 3 м, шла дорога, служившая для передвижения войск и для защиты тех участков стены, которые подвергались нападению врага. Главный вход, находившийся в середине восточной части стены, вел в большой парк, расположенный перед храмом. Здесь в песчаной почве были обнаружены ямы, некогда заполненные землей, в которые были посажены деревья. В южной части парка находился пруд, из которого, очевидно, брали воду для поливки парковых насаждений. В северной части этого парка был расположен маленький храмик, построенный еще в эпоху 18-й династии. Поперечная стена замыкала парк с западной стороны. За этой стеной находилось большое здание с толстыми стенами, служившее, быть может, конюшней или амбаром. За

 

 

2 Предварительные отчеты раскопок напечатаны в "Oriental Communications" NN 5, 7, 10, 15, 18. Тексты эпохи Рамзеса III издаются в "Oriental Institut publications". Vol. VIII - IX.

 
стр. 129

 

ним, вдоль первого пилона храма, шла большая дорога.

 

Расположенный в центре всей территории, храм, а также царский дворец и прилегающие к ним здания были окружены особой крепостной стеной толщиной в 6 м и высотой около 12 м. Эта стена на всем своем протяжении была защищена рядом башен, которые возвышались над стеной и были расположены на расстоянии 40 м друг от друга, т. е. на расстоянии полета стрелы при точной стрельбе из лука. Пространство между этой центральной стеной и высокой внешней стеной, достигающее в ширину 25 м, было застроено двумя рядами домов в один и в несколько этажей, которые, очевидно, принадлежали чиновникам или жрецам. Сохранившиеся фундаменты этих домов дают возможность полностью восстановить их план. От внутренней обстановки этих домов сохранилось очень немногое: несколько каменных скамеек, очага, сосуды, горшки и т. п.

 

Чиновники, служащие и жрецы, жившие в этих домах, обслуживали громадное хозяйство этого укрепленного дворца-храма. О размерах этого хозяйства ясное представление дают канцелярии, служебные помещения и склады, расположенные между главным храмом и северной частью центральной стены. В эту эпоху, когда еще не было настоящего денежного хозяйства, доходы храма и дворца состояли из поступлений натурой, главным образом зерном, маслом, вином, пивом, кожей и металлами. Можно предположить, что эти продукты доставлялись через ворота, расположенные к северу от большого пилона, в маленький дворик. Рядом с ним находились канцелярии писцов. Здесь производились приемка и подсчет товаров и проверка документов. Писцы сидели в длинном помещении, разделенном двумя рядами колонн на три части. В центре сидел главный писец, отдававший распоряжения и подписывавший документы. В глубине находилась часовня, а слева и оправа от нее были расположены архивы. За этой канцелярией шли три ряда кладовых для хранения масла, вина и других продуктов, а за ними - два ряда длинных амбаров для зерна, со сводчатыми крышами.

 

Особенно большой интерес представляет царский дворец, который находился между главным храмам и южной частью центральной стены, будучи таким образом под ее защитой. Как ясно показали раскопки, Рамзес III сперва построил первый дворец, а затем сломал его и на этом месте построил новый, второй дворец. Сохранившиеся фундаменты и множество архитектурных деталей дают возможность довольно точно реконструировать главные помещения первого дворца. Среди них следует отметить роскошный приемный зал, сводчатый потолок которого поддерживали 12 колонн, тесно заполнявших зал. Некоторое представление о роскошной росписи стен дает передняя стена зала, которая имеете с тем является частью внешней стены храма, построенной из камня и потому хорошо сохранившейся. В этом приемном зале не было обнаружено следов окон. Очевидно, свет проникал в этот зал главным образом через окно того балкона, на котором появлялся царь во время своего торжественного выхода. Под балконным окнам находился фриз со скульптурными изображениями голов 21 пленника; при появлении царя на балконе это создавало впечатление того, что царь своими ногами как бы попирает головы пленников.

 

Позади большого приемного зала находился маленький тронный зал с четырьмя колоннами. Трон, очевидно, стоял на украшенном рельефами возвышении, к которому вели ступеньки. Позади трона была роскошно убранная ниша ввиде ложных дверей с изображением фараона, который как бы выходил из своих покоев, о чем ясно говорила надпись "Царь появляется во дворце своего святого храма".

 

Как уже указано выше, в конце царствования Рамзеса III его первый дворец был снесен и на его месте и даже отчасти на его фундаменте был построен так называемый второй дворец. Это было сделано одновременно с расширением храмовой территории и постройкой большой внешней стены и укрепленных ворот, что превратило всю территорию храма и дворца в настоящую крепость. Несмотря на то что этот дворец сохранился в очень разрушенном виде, все же удалось не только восстановить его план, но даже отчасти реконструировать его стены. Фундаменты этого дворца были построены из кирпича, а основные архитектурные части - из песчаника. Около этого дворца был разбит дворик или сад, в который вел ход из дворика царского гарема. Здесь были обнаружены остатки пруда и ряда маленьких стен, очевидно, принадлежавших садовым беседкам, колоннадам и разным другим садовым постройкам.

 

Наиболее интересной частью второго дворца является "окно (или балкон) царского появления", у которого царь показывался публично во время торжественных празднеств. Это "окно" мы находим уже в первом дворце Рамзеса III, состоявшем главным образом из приемных зал. Оно было расположено в конце длинной лестницы, на главной оси дворца, прямо против царского трона, выходя из большого приемного зала в колоннаду храмового дворика. Таким образом, снаружи это окно образовывало центральный и наиболее важный пункт дворцового фасада, который тянулся позади мощной колоннады храма. Самое окно было сравнительно небольших размеров, имея в ширину всего 1,05 м. Возможно, что оно закрывалось при помощи двойных дверей. Над ним возвышался скульптурный фриз с изображением священных змей - фениев-хранителей царя и царской власти. Фасад дворца по обе стороны окна был покрыт симметрично расположенными рельефными изображениями царя, поражающего пленников.

 

Когда впоследствии на месте первого дворца был построен второй дворец, уже содержащий целый ряд жилых помещений и царский гарем, "окно царского появления" было значительно расширено и несколько вынесено вперед, превратившись как бы в балкон. С этой целью перед фасадом дворца, около прежнего окна, была построена массивная каменная площадка, достигавшая баз колонн храмового двора. На этой площадке был построен легкий деревянный балкон, соединенный широким

 
стр. 130

 

проходом с приемным залам. Балконное окно, очевидно, было снабжено ставнями, которые служили для того, чтобы закрывать вход во дворец. К балкону вела маленькая лестница, следы которой еще видны на базах колонн. Как это ясно видно на сохранившихся изображениях, на ступенях этой лестницы при царских выходах стояли вельможи, которым фараон, стоявший на балконе, бросал награды.

 

Среди многочисленных построек, входящих в архитектурный комплекс в Мединет-Абу, большой интерес представляют укрепленные ворота, расположенные в центре восточной части большой внешней стены. Эта мощная кубическая постройка является редчайшим сохранившимся образцом крепостной архитектуры древнего Египта. Самые ворота были расположены в глубине всей постройки, что превращало внутреннюю часть укрепления в узкий, крестообразной формы внутренний дворик. Как и вся наружная стена, основной массив укрепленных ворот в Медимет-Абу был построен из необожженных кирпичей. Только две башни, выступающие за линию стены, укрепленные башенные части прохода и ворот, а также стены, окружающие дворик, были сложены из громадных глыб песчаника и поэтому сравнительно хорошо сохранились до нашего времени. Весь нижний этаж укрепленных ворот состоял из сплошной массивной кладки и лишен каких-либо внутренних помещений. Наоборот, второй и третий этажи содержат множество комнат. Вход во внутренние помещения укрепленных ворот был расположен на южной стороне, на высоте второго этажа (около 7,3 м над уровнем земли). Сюда с дороги, находившейся позади большой внешней стены, вел покатый всход.

 

Каменные стены во внутренних помещениях были богато украшены тончайшими рельефными изображениями. Здесь всюду изображен царь, садящий на своем троне или на окладном стуле в непринужденной позе и без одежд. Царю протягивают цветы или плоды или играют с ним в шашки стройные, изящные, совсем обнаженные гаремные девушки. Такие изображения заставляют предполагать, что эти комнаты служили царю для отдыха и развлечений, входя в состав помещений царского гарема. Очевидно, эти комнаты не были настоящими жилыми помещениями а служили лишь для временного пребывания в них царя, имея, возможно, такое же назначение, как павильоны или беседки в садах или парках. Настоящий же царский гарем находился позади царского дворца. Этот гарем делился на две части. Первая его часть состояла из трех одинаковых комнат, отделенных от дворца узким проходом. Другая его часть состояла из приемного зала, перед которым находился особый дворик, прилегающий к дворцу и соединенный с его шестиколонным залом. Здесь же были обнаружены ванная и уборная. Особый выход из этих помещений вел непосредственно в царские покои, причем дверь, ведшая туда, была украшена надписями содержащими царские титулы.

 

Раскопки обнаружили перед укрепленными воротами набережную с лестницей, которая вела непосредственно к воде канала. На этой набережной была найдена надпись о том, что в седьмой год царствования Рамзеса IX (около 1100 г. до н. э.) наводнение достигло высоты 75,45 м над уровнем моря. Вода в таком случае должна была достигнуть набережной, расположенной над ступенями лестницы, опускавшейся на глубину 7 - 8 м, где, очевидно, находилась линия наиболее низкого уровня воды в канале. Этот канал, следы которого были обнаружены около набережной храма в Мединет-Абу, очевидно, вел к Нилу, соединяя таким образом дворец и храм Рамзеса III с главной водной магистралью Египта. Трудно в настоящее время с точностью восстановить направление этого канала, так как последние его следы погребены под слоем ила и земли глубиной в 3 м. Можно предположить, что этот канал, продолжая главную ось храма, вел по кратчайшей прямой линии к Нилу. Таким образом, он составлял первую часть прецессионного пути, ведшего от Нила и от храмов Амона в Карнаке и Луксоре к храму в Мединет-Абу. Около самого храма этот канал имел форму большой буквы Т, очевидно, для того, чтобы корабли могли совершенно свободно поворачивать и даже иметь здесь свою стоянку. При постройке храма этот канал был нужен для доставки строительных материалов. После того как храм был построен, канал приобрел значение процессионного пути. Набережная, находившаяся около этого канала в Мединет-Абу, входила составной частью в общий архитектурный комплекс. Она была соединена с храмом при помощи мощеной дороги, остатки которой были обнаружены несколько ниже мостовой, близ укрепленных ворот.

 

Интересные результаты дали раскопки, произведенные в западной части архитектурного комплекса в Мединет-Абу. Здесь была обнаружена массивная кубическая постройка, сложенная из больших кирпичей размером в 43 X 21 X 12 см, типичных для эпохи Рамзеса III. Эта постройка оказалась укрепленными воротами, расположенными в центре западной стены и по своему типу аналогичными тем воротам, которые находились в центре восточной стены. Эти западные ворота значительно шире, массивнее и прочнее восточных ворот; это, очевидно, указывает на то, что с этой стороны особенно опасались нападений из западной пустыни. Внутри южной части превратной постройки находилась большая лестница, ведшая на большую наружную стену. Судя по сохранившимся каменным облицовочным плитам, западные укрепленные ворота были построены совершенно так же, как и соответствующие им восточные ворота. На внешней стороне этих ворот находились изображения фараона, стоящего на колеснице, вооруженного луком и стрелами и убивающего или схватывающего негров. Внутренние стены были покрыты рельефными изображениями гаремных сцен, хорошо сохранившими древнюю окраску. Тут же было найдено множество ярких и пестрых, многокрасочных фаянсовых плиток, которые служили для украшения дверных косяков. На многих облицовочных плитах внутренних стен западных ворот были найдены гиератические надписи, относящиеся ко второй половине 20-й династии и содержащие заметки посетителей, молитвы, а иногда

 
стр. 131

 

имена царей, как например имя Рамзеса IX, наряду с легкими набросками рисунков. Необычайная свежесть их прекрасно сохранившихся красок ясно говорит о том, что эти помещения вскоре стали недоступными для посетителей. Очевидно, все это здание было разрушено в конце 20-й династии, может быть, при Рамзесе IX (1142 - 1123 гг. до н. э.), когда "произошло восстание первосвященника Амона" и "смута в Фивах", когда ливийцы заняли восточную часть Фив и через несколько дней "перешли в западную часть Фив", когда "иноземцы пришли и заняли храм", как повествуют документы того времени. Так как храм в Мединет-Абу был наиболее укрепленным пунктом в западной части Фив, то весьма возможно, что в этом рассказе описывается та катастрофа, которая разразилась над роскошным дворцом-храмом Рамзеса III в конце 20-й династии.

 

Большой исторический интерес представляет в архитектурном комплексе Мединет-Абу маленький храм, построенный значительно ранее всех остальных окружающих зданий. Он был построен в эпоху 18-й династии, около 1480 года. Триста лет спустя Рамзес III включил в свой громадный архитектурный комплекс и этот храм, который наряду с большим храмом служил в качестве святилища бога Амона. Большой храм, являвшийся главным образом заупокойным храмом, в котором должен был совершаться заупокойный культ в честь Рамзеса III, вскоре после его смерти стал постепенно приходить в упадок и терять свое значение. Наконец, к концу 20-й династии он был совсем заброшен. В то же самое время значение главного святилища перешло к более древнему маленькому храму, который превратился в главную святыню округа и достиг процветания, окруженный ореолом своей древности. В связи с этим фараоны следующих династий неоднократно расширяли и перестраивали его. Он является поэтому интереснейшим образцом египетской архитектуры, на котором можно проследить изменение формы храма, начиная с эпохи 18-й династии и кончая временем возникновения христианства.

 

На стенах этого храма сохранились надписи и интересные изображения, имеющие большое историческое значение, так как они являются важнейшими документами эпохи смут и борьбы за престол при Тутмосидах. Имена бога Амона были стерты при Эхнатоне и восстановлены при Хоремхебе и Сети I. Далее, Рамзес III, который снес стены, окружавшие этот храм, для того чтобы теснее включить его в свой архитектурный комплекс, приказал высечь на его стенах глубоко врезанные в камень надписи. Наконец, цари 21-й жреческой династии также увековечили себя, оставив надписи на стенах этого храма. Эпоха перестроек храма началась со времени 25-й династии, когда эфиопские цари, правившие в Египте, пытались в своей строительной деятельности восстановить былой блеск Фив, религиозного центра Верхнего Египта. В эту эпоху, а также в Саисский период маленький храм в Мединет-Абу пользовался особенным почитанием: это видно из того, что в непосредственной близости от него было похоронено много высокопоставленных лиц. Так, к югу от центральной дороги была обнаружена группа гробниц с часовнями над ними, которые довольно хорошо сохранились. Эти постройки, относившиеся к VII в. до н. э., принадлежали членам царской семьи, "женам бога" и великим жрицам Амона. Все эти гробницы были разграблены еще в древности. Однако во время раскопок был найден ряд вещей из гробницы Аменирдис и среди них ее портретная статуя.

 

Но, несмотря на то что грандиозное здание, построенное последним великим фараоном Египта, стало все более и более приходить в запустение, жизнь здесь продолжала бить ключам. Пространство между внутренней и внешней стенами стало постепенно заполняться усадьбами частных лиц, отгороженными друг от друга стенами. Так, в эпоху 21-й династии в югозападной части этой территории находилась большая усадьба писца некрополя Бутехамона, известного тем, что он снова похоронил мумии царей после разграбления их гробниц в царствование Пайноджема II.

 

Ряд следующих археологических слоев относится ко времени 22-й - 24-й династий (945 - 712 гг. до н. э.) и лежит непосредственно под часовнями 25-й - 26-й династий. Раскопки обнаружили в этих слоях ряд домов, построенных в большом беспорядке и очень скученно. К этим домам вели извилистые тупики, как в современных деревнях феллахов. В эту эпоху вся территория, окружающая самый храм, была замята крестьянами и ремесленниками соседних округов, спасавшимися от врагов под защиту еще крепких стен храма. Скромные размеры и скудное внутреннее убранство этих домов, построенных из кирпича и камня, добытого из древних построек, ясно говорят об упадке культуры и благосостояния населения Египта в эту эпоху.

 

Большой исторический интерес представляют и те надписи и изображения, которые сохранились на стенах каменных зданий в Мединет-Абу. Они являются ценнейшим источником для восстановления истории Египта в эпоху Рамзеса III. Надписи интересны как по языку, так и по своему содержанию. Стиль надписей ясно обнаруживает упадочный характер литературы этого времени: он отличается искусственностью и загроможден множеством иностранных слов. Писцы этой эпохи ограничиваются заимствованиями из надписей предшествующего времени, иногда переходящими в рабское подражание, почти копирование прежних образцов. Так, писцами времени Рамзеса III были широко использованы надписи эпохи Аменхотепа III, Сети I и даже Рамзеса II. Особенно большой интерес представляет историческая надпись, 62 строки которой сохранились на первом пилоне храма. Эта надпись, относящаяся к 11-му году царствования Рамзеса III, содержит описание второй ливийской войны. Однако, вся эта надпись представляет собой не столько историческое описание, сколько образец дифирамбической пропаганды, который кинематографическим нагромождением сменяющихся образов напоминает библейскую "Песнь Деборы".

 

Надписи и изображения, сохранившиеся на стенах зданий в Мединет-Абу, прославляют подвиги царя и его три войны: с нубийцами, ливийцами и морскими народами. Среди этих

 
стр. 132

 

рельефов большое художественное и историческое значение имеют рельефы, изображающие картины ливийской войны. Мы видим здесь сцену битвы в западной части Дельты, а затем преследование египтянами разбитого врага вглубь западной пустыни. Наконец, на северной стене изображены египетские крепости. На их стенах стоят лучники, стреляющие в ливийцев, бегущих перед колесницей царя. Посреди ливийцев стоит вождь племени машуашей, подняв руки кверху и умоляя о пощаде. На другой рельефе мы видим бегство ливийцев из долины Нила к высотам пустынного плоскогорья, которое художник тщательно отметил красной краской. Войны Рамзеса III в Сирии изображены в рельефах, покрывающих внешнюю и внутреннюю стороны северной стены первого двора храма. Судя по этим рельефам, Рамзес III достиг северной Сирии и, может быть, даже границ хеттского государства. По крайней мере на рельефах в Мединет-Абу изображена осада двух хеттских крепостей. Название одной крепости исчезло, название другой - Арцаава - сохранилось в надписи. Однако, принимая во внимание традиционный тип изображения осады крепости, можно думать, что Рамзес в данном случае только подражал своим великим предшественникам и что историческая достоверность этих изображений сомнительна. Очень хорошо изображены осада и взятие города "Тунипа в стране хеттов". Тунип изображен здесь ввиде крепости, защищенной рекой. На приступ идут шарданские войска, однако всюду в наиболее опасных местах изображены египтяне, взбирающиеся по лестницам на твердыни крепости, так как честь окончательной победы должна была принадлежать египтянам. Эта сцена отличается высоким художественным мастерством исполнения. Реалистическое изображение царя на колеснице, может быть, было даже исполнено с натуры.

 

Большой интерес представляет, наконец, художественный анализ рельефов, сохранившихся на стенах в Мединет-Абу, главным образом батальных сцен. Все сцены полевого боя построены по одному общему плану, но отличаются друг от друга большим разнообразием деталей. Эти сцены восходят к традиционным сюжетам 18-й династии, общая схема которых была установлена в конце этого периода, что ясно видно по одному рисунку на ларце Тутанхамона. Композиция батальных сцен восходит еще глубже, к композиции массовых сцен времени Древнего царства. Мы всюду видим здесь, как главная фигура, в данном случае - царя, гордо возвышается над толпой подчиненных ему людей, подобно тому как в гробницах вельмож фигура вельможи высится над остальными. Все эти изображения подобно надписям подчинены закону строчности и распределены на ряд регистров. Впрочем, этот закон строчности преодолевается уже в эпоху Среднего царства, когда в сцены массовой охоты проникают попытки художника изобразить ломаными линиями неправильности пустынного пейзажа. Такое же сочетание старой условности с тенденциями нового реализма наблюдаем мы и в рельефах Мединет-Абу. Так, здесь "повествовательный" тип рельефа сохраняет в системе регистрового изображения типичные черты древнего искусства, однако его жесткость постепенно преодолевается. Художник уже стремится к тому, чтобы различные части картины образовали одно художественное целое, и даже иногда пытается дать картину боя, изображенную как бы с птичьего полета. Особенно заметны новые тенденции в охотничьих сценах, где художник, заменяя прямую линию регистра ломаной линией рельефа горной местности, тем самым разрушал старую схему регистра. Так как художник в Мединет-Абу иногда изображал войну в горных районах, то он невольно подпадал под влияние свободных композиций сцен охоты, давая свободное расположение фигур в массовых сценах. Но все же пережитки прошлого властвовали еще над искусством. Если из этих картин боя удалить фигуры убитых и оставить лишь фигуры живых, то остатки регистровой схемы станут совершенно ясными. Сочетание обеих тенденций резко бросается в глаза в одном случае, когда войска, идущие в бой, изображены в старой системе регистров, а войска во время боя изображены в новой манере, как бы с птичьего полета. Но начавшаяся эпоха реакции задушила эти свободные веяния в египетском искусстве. В течение последнего тысячелетия египетской истории сохранились неизменными старые композиции, старые сюжеты и старые приемы изображения.

 

Так, развалины дворца, храма и многих других зданий в Мединет-Абу, надписи и изображения, сохранившиеся на их стенах, ярко рисуют нам интереснейшую страницу в истории древнего Египта - царствование последнего великого фараона в долине Нила.

Опубликовано на Порталусе 22 августа 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама