Рейтинг
Порталус

Люди, события, факты. ЦЕНЗУРОЙ ЗАПРЕЩЕНО

Дата публикации: 14 ноября 2015
Автор(ы): А. Ю. ДРУГОВСКАЯ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1447495705


А. Ю. ДРУГОВСКАЯ, (c)

Царизм, опасаясь воздействия идей великого русского революционного демократа на формирование общественного сознания, вел беспощадную борьбу с Н. Г. Чернышевским. Особенно преуспевали в этом органы цензуры, вынудившие его выработать и довести до совершенства "эзоповский" стиль изложения. Произведения Чернышевского подвергались цензурным мытарствам и находились под запретом и спустя многие годы после его смерти1 .

Издание произведений Чернышевского в России было запрещено по 1904 г., то есть фактически в течение 40 лет с момента его гражданской казни. Особую ненависть у правительственных кругов вызывали такие книги, как "Что делать?" и "Пролог пролога", в которых они не без оснований усматривали "развитие коммунистических взглядов Чернышевского". Справедливо в связи с этим сделанное в газете "Русь" замечание: "Для того, чтобы познакомиться с романом Чернышевского "Что делать?", русский человек должен или очутиться за границей (его издавали там эмигранты, - А. Д.), или иметь связь с книжною контрабандою". О цензурном произволе писала в 1906 г. и газета "Биржевые ведомости": "Цензурный произвол" угасил многое в сочинениях Чернышевского раньше времени... От Чернышевского в литературе долгое время оставались не только не книги, ко даже не фамилии, а всего одна буква!"2 .


ДРУГОВСКАЯ Александра Юрьевна - кандидат исторических наук, Курский медицинский институт.

1 Евгеньев-Максимов В. Цензурные мытарства Н. Г. Чернышевского. - Звезда, 1939, N 12; Рыскин Е. И. Основные издания сочинений русских писателей XIX в. М. 1948; Бушканец Е. Царская цензура и "Что делать?" Чернышевского. - Огонек, 1951, N 39; Гаркави А. М. Н. Г. Чернышевский и царская цензура. - Ученые записки Калининградского педагогического института, 1956, вып. 2; Добровольский Л. М. Запрещенная книга в России, 1825 - 1904 гг. М. 1962; Левина С. Вопреки цензуре (к истории издания книги Н. Г. Чернышевского "Статьи об общинном владении землею"). - Вопросы литературы, 1967; Травушкин Н. С. Чернышевский в годы каторги и ссылки. М. 1978; Мартынов А. Ф. Чернышевский в восьмидесятые годы: политические воззрения и научная деятельность. Саратов. 1983; Кравцов Д. Е. Чернышевский и цензура (1884 - 1903 гг.). В сб.: Пропагандист великого наследия. Саратов. 1984.

2 Центральный государственный исторический архив (ДГИА) СССР, ф. 777, оп. 5, д. 195, 1902 г., л. 65; Государственный Дом-музей Н. Г. Чернышевского (ГДМЧ), научно- вспомогательный фонд (НВФ), N 3842/118; N 3842/83.

стр. 165


Запрещалась в этот период и публикация очерков и статей о Чернышевском. Так, в 1900 г. Главное управление по делам печати сделало секретное предписание цензурным комитетам и отдельным цензорам о запрещении публиковать сборник, посвященный памяти Чернышевского (под редакцией П. Ф. Николаева). Цензурному преследованию подверглась и статья В. П. Батуринского "Н. Г. Чернышевский". Изъята была из журнала "Русская старина" (1904 г.) статья Н. В. Рейнгарда о Чернышевском3 .

Под запретом находилось как издание сочинений Чернышевского и литературы о нем, так и знакомство с ними в учебных заведениях. На Пречистенских рабочих курсах в Москве не разрешалось чтение произведений В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, А. И. Герцена, Н. А. Некрасова. Аналогичная картина наблюдалась и в Смоленских воскресно- вечерних классах в Петербурге. По воспоминаниям современницы, "о Н. Г. Чернышевском и его произведениях нельзя было говорить открыто, но на переменах мы рекомендовали учащимся прочесть роман Чернышевского "Что делать?"4 . В прокламации московских студентов (1900 г.) отмечалось: "Для чтения и изучения допускают у нас только тех из русских писателей, которые жили и работали во времена полного господства крепостного права, на все накладывавшего свой отпечаток, и благонамеренность которых вне всякого сомнения. Все же корифеи великой русской литературы второй половины XIX в. изгнаны из нашей школы. Даниилы Заточники и монахи Сильвестры занимают место Чернышевского и Толстого"5 . Министерством народного просвещения были разработаны для библиотек реакционные правила и изданы специальные каталоги "книг и повременных изданий, допускаемых к употреблению". Вредными для учителей, судя по этому каталогу, считались произведения Г. И. Успенского, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. А. Некрасова, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, Н. Г. Чернышевского, Н. В. Шелгунова, В. Г. Короленко и др.6 . Каталоги для публичных и общественных библиотек и читален составлялись с ведома и разрешения Главного управления по делам печати. Без предварительной цензуры названий книги не могли быть включены в каталог. Вплоть до 1905 г. для публичных библиотек и читален оставалось в силе запрещение всех изданий сочинений Чернышевского, а также журнала "Современник". Поэтому в каталоге книг, журналов и газет за 1900 г. общественной библиотеки в Соликамске отсутствуют сочинения Герцена, Огарева, Чернышевского, Добролюбова. Не было произведений Герцена, Чернышевского, Добролюбова и в Пермской городской общественной библиотеке.

"Умственной гадостью кормят рабочих в библиотеках", - писала "Искра7 . Н. К. Крупская указывала, что фонды городских библиотек по своему составу были "ниже всякой критики": "Рабочие не находили в библиотеках книг, которые отвечали бы на их запросы, даже отдел художественной литературы был далеко не удовлетворителен". Как отмечалось в листовке петербургских большевиков, царское правительство всячески "запрещало книги, могущие просветить и отчасти ответить на волнующие, животрепещущие вопросы"8 . Все библиотеки, их деятельность находились под постоянным надзором полиции"9 .


3 ЦГИА СССР, ф. 777, оп 21, ч. III, 1900 г, д. 10, л. 52; ф. 776, оп. 21, ч. I, 1900 г., д. 408, лл. 6, 10, 49, 53; ф. 777, оп. 5, д. 15, лл. 110 - 113; оп. 8, д. 1264; оп. 4, д. 342, лл. 292 - 299.

4 Пречистенские рабочие курсы. М. 1948, с. 9; Куделли П. Ф. Дом N 65 по Шлиссельбургскому тракту В кн.: Пролетарский пролог Л. 1983, с 192 - 193.

5 ЦГИА СССР, ф. 141, оп. 2, д. 120, л. 13.

6 Киртока А. Кишиневская народная бесплатная библиотека-читальня (1896 - 1909 гг.), Кишинев. 1961, с. 14; Громова А. А. Правовое положение народных библиотек и его изменение в 1905 - 1907 гг. - Труды Ленинградского библиотечного института им Н. К. Крупской, 1956, т. 1, с. 29.

7 ЦГИА СССР, ф. 776, оп. 21, ч. 1, 1899 г., д. 392, Алфавитный указатель произведений печати, запрещенных к обращению в публичных библиотеках и общественных читальнях. СПб. 1903; Пермский областной краеведческий музей (ПОКМ), N 16957/247. Каталог книг, журналов и газет. Соликамск. 1900, с. 4, 10, 16, 18, 23, 24; Каталог книг и периодических изданий Пермской городской общественной библиотеки. Т. 22. Пермь. 1902, с. 61, 65, 68.

8 Искра, 1901, октябрь, N 9; Крупская Н. К. О библиотечном деле Сб. М. 1957, с. 47; Листовки петербургских большевиков 1902 - 1917 гг. Т. 1, 1902 - 1907 М. 1959, с. 18.

9 Центральный государственный архив Октябрьской революции (ЦГАОР) СССР, ф. 102, 3-е д-во, 1901 г., оп. 99, д. 1779; ЦГИА СССР, ф. 776, оп. 22, 1898 г., д. 31.

стр. 166


Под наблюдением властей были и те лица, которые проявляли интерес к запрещенной литературе, и в частности к произведениям Чернышевского. В 1899 г. генерал-майор Герман обратился в Главное управление по делам печати за разрешением получить полное собрание сочинений Чернышевского "без цензурных помарок и вырезок для собственного употребления". На его заявление была наложена резолюция: "О просителе справиться в Департаменте полиции". Последний дал следующий ответ: "Департамент полиции имеет честь уведомить Главное управление по делам печати, что о генерал- майоре Германе неблагоприятных сведений не имеется, но т. к. он, находясь в отставке с 1890 г., проживает на пенсию в меблированных комнатах, не имея никаких определенных занятий, то Департамент полиции не усматривает достаточных оснований к удовлетворению ходатайства генерала Германа о получении сочинений Чернышевского, вызываемое, по-видимому, одним любопытством"10 .

Царское правительство принимало все меры к тому, чтобы имена революционных демократов были забыты. Чтение их произведений жестоко преследовалось. В одной из социал-демократических прокламаций, присланных в редакцию "Искры", сообщалось, что полиция устраивает у студентов повальные обыски с целью найти "вредные книги" (как их называет само правительство), принадлежащие перу "величайших светил науки и литературы (Ф. Лассалю, К. Марксу, Ф. Энгельсу, М. Бакунину, А. И. Герцену, Н. Г. Чернышевскому и др.), без ознакомления с которыми нельзя признать себя образованным человеком"11 . "Широкое знакомство с их сочинениями было не выгодно для рассчитанной на народную темноту правительственной деятельности"12 , - говорилось в листовке нижегородской социал-демократической организации.

Произведения Чернышевского часто находили у революционеров во время полицейских обысков. В Саратове, при обыске у члена марксистского кружка, организованного В. В. Костровским, был изъят роман Чернышевского "Что делать?". В 1906 г. эта книга была обнаружена наряду с брошюрой Н. Батурина (Н. Н. Замятина) "Очерки истории социал- демократии в России" у членов одного из саратовских социал-демократических кружков. У крестьянина И. В. Фомина среди других изданий были конфискованы экземпляр "Программы РСДРП" и рукопись с заголовком "К роману Чернышевского "Что делать?".

В 1899 г. у участников революционного движения в Киеве были изъяты сборник "Социал- демократ" со статьей Г. В. Плеханова о Чернышевском и рукописный экземпляр книги В. Г. Короленко "Из воспоминаний о Чернышевском". Та же книга была конфискована у члена Саратовской социал-демократической организации А. Н. Попова. При обысках находили также работы Чернышевского "Эстетика и поэзия", "Очерки гоголевского периода", брошюру П. Ф. Николаева "Личные воспоминания о пребывании Н. Г. Чернышевского на каторге". У М. И. Ульяновой при обыске в 1899 г. был обнаружен текст запрещенных "Писем без адреса" Чернышевского, которые заинтересовали в свое время К. Маркса13 .

В качестве вещественных доказательств изымались при обысках также фотографии Чернышевского, получившие широкое распространение в среде революционеров.

В. И. Ленин взял с собой в сибирскую ссылку не только роман "Что делать?", но и альбом с фотографиями Маркса, Энгельса, Чернышевского, Писарева; Герцена. В 1901 г. у А. И. Ульяновой были изъяты фотографические портреты деятелей социалистической пропаганды в России и за границей. Фотографии Чернышевского, Белинского, Герцена, Огарева, Писарева и др. были изъяты во время обысков у участников революционного движения в Воронежской губернии. Негативы портретов Н. Г. Чернышевского,


10 ЦГИА СССР, ф. 776, оп. 21, ч. 1, д. 280, лл. 95, 152.

11 Центральный партийный архив Института марксизма-ленинизма (ЦПА ИМЛ) при ЦК КПСС, ф. 24, оп. 1, д. 318, л. 26.

12 Красный архив, 1936, N 75, с. 170.

13 Государственный архив Саратовской области (ГАСО), ф. 53, оп. 1, д. 111, лл. 39об. - 40, д. 46, л. 98об; ГДМЧ, НВФ, N 14278, д. 2; ЦГИА СССР, ф. 1410, оп. 2, д. 48, лл. 30 - 31; д. 80, л. 244; ГАСО, ф. 53, оп. 1, д. 114, л. 16об.; Государственный архив Свердловской области (ГАСВО), ф. 184, оп. 1, д. 64, л. 268об; Государственный архив Пермской области (ГАПО), ф. 162, оп. 2, д. 168, лл. 20, 53об., 54; Новикова Н. Н. Ленин о роли Н. Г. Чернышевского как главы революционеров 1861 г. В кн.: Новикова Н. Н. Клосс Б. М. Чернышевский во главе революционеров 1861 г. М. 1981, с. 239 - 240; и др.

стр. 167


П. А. Алексеева, С. Л. Перовской, А. И. Желябова, А. Л. Михайлова и др. были обнаружены в 1902 г. у членов Саратовской социал-демократической организации14 .

Под напором нараставшего революционного брожения в стране царское правительство вынуждено было смягчить цензурный режим. Появилась возможность публикации первого собрания сочинений Чернышевского, хотя, как впоследствии писала газета "Закаспийское обозрение", обстоятельства издания его - это "своего рода история хождения по мукам", оно стоило сыну революционера М. Н. Чернышевскому "колоссального труда и больших денег". В одном из писем конца 1904 г. к О. С. Чернышевской он писал: "А пока я совершенно измучился и физически, и нравственно". В печати появляются и фотографии выдающихся деятелей русского революционного движения, в том числе Чернышевского15 .

В годы первой российской революции выпуск и распространение политических изданий получили чрезвычайно широкий размах. Повысился спрос на революционную литературу и в Публичной библиотеке в Петербурге. Когда ряд издательств начал публиковать сочинения представителей передовой мысли прошлого, то именно материалы библиотеки были использованы для подготовки к публикации сочинений Радищева, Грибоедова, Чернышевского. Читатели Публичной библиотеки получили доступ к тем изданиям, которые до 1905 г. были под строгим запретом, - к сочинениям Радищева, Герцена, Чернышевского, журналу "Современник" и др. Политическая литература заняла достойное место в библиотеках Иркутска, находившихся под влиянием комитета РСДРП. Здесь имелись сочинения Маркса, Энгельса, Ленина, Плеханова, а также революционно- демократическая литература, представленная работами Белинского, Чернышевского, Добролюбова16 . Один из читателей-рабочих писал в то время, что рабочие, знакомясь с революционно-демократической литературой, стараются "приблизить истинный интеллигентский идеал Белинского, Герцена, Чернышевского, Михайловского"17 .

После поражения революции 1905 - 1907 гг. с наступлением реакции вновь началось гонение на передовую литературу, опять были изданы каталоги запрещенных изданий для библиотек. Царское правительство видело в них источник широкого распространения среди населения книг и других изданий революционного содержания и усиленно практиковало обыски, "ревизии" и изъятия книг из библиотек и читален, а также репрессии против их работников. В годы реакции из книгохранилищ изымались произведения Маркса, Энгельса, большевиков, русских революционных демократов, книги по истории революционного движения.

В Черниговской, Полтавской губерниях из библиотек были изъяты революционно- демократические издания, в том числе сочинения Добролюбова, Чернышевского, Писарева и др. В Пермской городской общественной библиотеке "под арестом" оказалось 3200 книг. Среди них были произведения Ы. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Ч. Дарвина, И. М. Сеченова, Н. В. Шелгунова и др., а также журналы XIX в. - "Современник", "Отечественные записки", "Русское слово". В 1910 г. начальник Пермского губернского жандармского управления отдал распоряжение всем уездным исправникам в кратчайший срок негласным путем приобрести каталоги общественных библиотек и доставить их в жандармское управление. После проверки каталога Оханской земской публичной библиотеки из нее были изъяты 82 издания по истории русского революционного движения, в том числе книга "Объявление приговора Н. Г. Чернышевскому" и роман "Что делать?"18 .

Проводились обыски и в книжных магазинах. В январе 1908 г. полицейские отобрали 4628 экз. нелегальной и "тенденциозной" литературы в книжном магазине Ша-


14 Владимир Ильич Ленин Биография М. 1981, с 58; У истоков большевизма М. 1983, с. 297, ЦГИА СССРІ ф. 1410, оп. 2, д. 251, л. 55; ГАСО, ф. 53, оп. 1, д. 215, т. 1 лл. 578, 599; Пропагандист великого наследия, с. 58.

15 ГДМЧ, НВФ, N 3842/12; Основной фонд (ОФ), N 3897/8; ЦГИА СССР, ф. 776, оп. 4, д. 342, л. 299.

16 См. История Государственной публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова- Щедрина. Л. 1963, с. 130, 150; Полищук Ф. М. История библиотечного дела в дореволюционном Иркутске (конец XVIII в. - февраль 1917 года). Иркутск. 1983, с. 79.

17 Клейнборт Л. М. Русский читатель-рабочий. Л. 1925, с. 80.

18 Громова А. А. Библиотечное дело в России (в 1908 - 1914 гг.) М. 1955, с. 6, 7; ГАПО, ф. 162, оп. 3, д. 39, лл. 19, 25 - 31, 45.

стр. 168


ховской в Архангельске. В фонде местного губернского жандармского управления хранится дело "Об обнаружении в магазине книг преступного содержания". В списке книг отмечена как марксистская литература, так и литература по истории революционного движения в России. Среди перечисленных в списке изданий книга "Личные воспоминания о пребывании Николая Гавриловича Чернышевского на каторге" П. Ф. Николаева. В книжном магазине в Красноярске, тесно связанном с местным комитетом РСДРП, во время обыска было конфисковано большое количество книг, запрещенных цензурой, в том числе художественная литература (русская и зарубежная). Среди изъятых книг были и сочинения Чернышевского "Что делать?" и "Пролог пролога"19 .

В годы реакции вновь активизировалась деятельность цензурных ведомств. В 1907 г. было запрещено стихотворение Штерна "Николай Гаврилович Чернышевский", написанное, по словам цензора А. Фойгта, по поводу смерти "известного политического преступника". Был наложен арест на журнал "Былое", в котором появилась статья М. К. Лемке "Дело Н. Г. Чернышевского". Осталась запрещенной в 1909 г. книга Чернышевского "Письма без адреса". В 1912 г. был наложен арест на журнал "Современник", в котором напечатана статья Ю. М. Стеклова "Герцен и Чернышевский". В 1913 г. была арестована книга "Спутник рабочего на 1914 год", вышедшая в легальном партийном издательстве "Прибой" и пользовавшаяся огромной популярностью. Основанием для ее запрета послужила публикация в ней материалов о Марксе, Бебеле, Лассале и Чернышевском20 .

Таким образом, царизм всячески препятствовал изданию и распространению сочинений Чернышевского. Этот факт служит доказательством их революционной значимости не только на разночинском, но и на пролетарском этапе освободительного движения в России.


19 Государственный архив Архангельской области, ф. 1313, оп. 1, д. 350, лл. 18 - 20, 21об - 23; ЦГИА СССР, ф. 1405, оп. 530, д. 813, л. 79.

20 Шестидесятые годы М. -Л. 1940, с 416; ЦГИА СССР, ф. 777, оп. 6, д. 91, л. 59; ф. 776, оп. 9, д. 186, л. 128, ф. 779, оп. 4, д. 313, л. 81; оп. 9, д. 2192, л. 60; Шмушкис Ю. Е. В. И. Ленин и социал-демократическая литература. - Книга. Исследование и материалы. М. 1970, с. 108.

Опубликовано на Порталусе 14 ноября 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама