Рейтинг
Каталог
Порталус
база публикаций

КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО есть новые публикации за сегодня \\ 15.12.18


Легенды. Вануш, он же Давид из Сасуна

Дата публикации: 25 ноября 2015
Автор: Карэн МИКАЭЛЯН
Публикатор: Александр Павлович Шиманский
Рубрика: КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Источник: (c) Новое время, 2003-01-15
Номер публикации: №1448462872 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Карэн МИКАЭЛЯН, (c)

найти другие работы автора

На фото: Легенды. Вануш, он же Давид из Сасуна, автор: admin
На фото: Легенды. Вануш, он же Давид из Сасуна. Добавлено: admin, http://portalus.ru

Уже много лет, десятки, армянское танцевальное искусство связано с именем Вануша Ханамиряна (см. фото). Вначале это был классический балет, позже - народный танец. Имя артиста, балетмейстера, хореографа навсегда запало в память и стало едва ли не синонимом этого искусства. Во всяком случае одним из самых ярких его образцов.

Отца Вануша, шофера Герасима, уроженца Игдира, схватили, обвинили в сотрудничестве с дашнаками и услали в холодные просторы империи в 37-м. Больше он домой не вернулся. Так что детство было не просто трудным. Оно было невыносимо трудным. Выкручивались как могли. Лучик надежды сверкнул в первом классе, и очень неожиданно, когда на мальчика положили глаз эмиссары балета, ходившие по школам в поисках юных дарований. Это было чудом, все-таки сын врага народа, "дашнака"...

В 1941-м он попал в оперный театр. В 14 лет. Но еще в 39-м участвовал в Декаде армянского искусства в Москве. Учеба и работа сплелись воедино - глаз не смыкал. В 1941-43 пошел по стопам отца - шоферил. В 44 вернулся в оперу и уже через пару лет танцевал в "Гаянэ". После войны он был одним из самых-самых в родном театре. Звезда его взошла в начале 50- х. Он был быстрым, эффектным, страстным премьером, на которого публика шла с удовольствием и с трепетом. Вануш Ханамирян исполнял главные партии всего балетного репертуара. А это "Гаянэ", "Лебединое озеро", "Хандут", "Дон-Кихот", "Жизель", "Спартак"... Его любили и ценили, без сомнения. Много было искренних и добрых слов. Вот что говорила великая Уланова: "Спартак Ханамиряна силен, как и его народ". Не случайно поэтому, совсем не случайно, что, взявшись вновь за своего Давида Сасунци, маэстро Ерванд Кочар не стал долго и нудно искать образ и сразу же обратил взор на темпераментного и красивого Вануша. Так он стал Давидом, а Давид из Сасуна приобрел его черты.

В 1968-м его, народного артиста, пригласили в Государственный ансамбль танца Армении. Это был точный ход тогдашнего министра культуры К.Удумяна. Так "классик" органично стал "народником". Почти четверть века Ханамирян проработал здесь художественным руководителем и главным балетмейстером. Без преувеличения, это была целая эпоха в истории коллектива, эпоха Ханамиряна. Ансамбль обновил репертуар, приобрел новое качество, соответственно, объездил полмира. Успехи и слава были налицо. Опыт, мастерство и режиссерское дарование дали желанные плоды.

"Я всегда любил тематические, сюжетные танцы. Удивительно: мы, армяне, будучи в значительной мере индивидуалистами, имеем множество прекрасных групповых танцев. Поэтому именно они были наиболее зрелищны на сцене и к тому же позволяли выражать даже крамольные, по советским временам, идеи. Как-то меня вызвал Демирчян и поручил подготовить номер для московского выступления к какой-то ленинской дате. Я сделал номер на тему Вардана Мамиконяна. Опять вызвали в ЦК к Демирчяну: мол, нужен Ленин, революция, а ты? В результате номер назвали "Бессмертие". За любым репертуаром тогда очень серьезно следили, даже когда речь шла об ансамбле танца. Возмущение на райкомовском уровне вызвал мой "Сардарапат". Даже хореографические картинки "Капказ-тамаша", по Чаренцу, на ура проходившие везде, вплоть до Москвы, вызвали бурную реакцию какого-то старого товарища, накатавшего возмущенное письмо в ЦК. Долго разбирались".

Свои танцы Ханамирян создавал на основе реальных жизненных наблюдений. Как-то увидел в парке "Комайги" стариков, провожающих страстным взглядом соблазнительную девушку в ажурных чулках и... появились "Мечты стариков", которые при виде девушки вновь обретали молодость и былую энергию. Выехав в поверженный Спитак, он задумал нечто трагически- героическое. Был сделан танец, внушающий оптимизм, так необходимый в то непростое время. Вообще идей у Ханамиряна всегда было много, и они всегда осуществлялись. К этому особенно располагала и обретенная страной независимость. Казалось, никаких преград. Вырисовывалась целая программа, совершенно новая. И этнографическая сюита "Саят-Нова", и циклы на темы Хачатуряна и Р.Амирханяна. Увы, эти-то идеи и были погублены. Люди, пришедшие к руководству в Министерство культуры, думали иначе. Новая формула "свобода есть - ума не надо" сработала сразу, и многоопытного Вануша Ханамиряна грубо убрали из госансамбля танца. Новоявленный министр- демократ - безызвестный и случайный Акоп Мовсес посчитал, что возрастной ценз был превыше интересов национальной культуры. А ведь Ханамиряну исполнилось только 64, и он был полон энергии и идей. Министру казалось, что молодость - залог успеха, нечто идентичное профессии. В таком подходе мы более чем преуспели, случай с Ханамиряном был далеко не единственным. В последнее время это приняло форму закона. Запросто могут убрать опытнейшего и дееспособного человека и водрузить на его место более молодого дилетанта. Между тем в Москве до сих пор работает Игорь Моисеев - ему далеко за 90. В Грузии никто не трогал Сухишвили-Рамишвили. Ценили и ценят опыт и профессионализм. Вспоминается японский фильм о старом точильщике - лучшем в стране. Он был объявлен национальным достоянием. Так тоже бывает.

Вануш на коллег, пришедших после него, обиды не таит - не их была вина. Но недоумение не проходит. После Мовсеса - министра с двумя именами, но без фамилии - тоже никто явную ошибку исправлять и не подумал. Знания и умение Ханамиряна армянскому Минкульту оказались не нужны. Зато они оказались нужны многочисленным любительским ансамблям танца в стране и за рубежом. Сегодня Ханамирян особенно нужен, поскольку ситуация с армянским танцем становится, вернее уже стала, угрожающей. Потоки суррогатных танцевальных поделок хлынули на сцены и на телевидение, устремились в диаспору. Похабнейшие "танцы-шманцы" якобы армянские, якобы современные так и мельтешат перед глазами. "Я не против, конечно, исполнения чужих, неармянских танцев - наивно даже подумать, что на сценах должно быть одно только свое. Я против, когда чужое превалирует, когда оно вульгарно, пошло, просто безграмотно поставлено. Одно дело - любить другую культуру, другое - раболепствовать перед ней".

Чтобы как-то бороться с этим "культурным" бедствием, Вануш Ханамирян и создал Союз деятелей хореографии Армении. "Это ужасно: засилье безобразнейших, чуждых нашему характеру и менталитету турецких, арабских, каких-то экзотических мелодий и танцев. Дошли даже до того, что танец живота подняли до уровня искусства, достойного сцены. А ведь этого не делают нигде на Востоке. Например, в Турции закон запрещает общественное исполнение "портапара". Бред какой- то. Кто рано проснулся, уже хореограф! Ему ничего не стоит "поставить" турецкий или арабский танец - настоящих эталонов же нет перед глазами. Сделать толково армянский танец, традиционный или модернизированный, труднее во сто крат. Задачи нашего союза, вобравшего всех тех коллег и специалистов, кому дорого искусство армянского танца, очень просты: очистить его от шелухи, сберечь традиции, воспитывать новое поколение. Просто и невероятно трудно. Есть и силы, и желание, есть практика, есть теория - гигантский труд Србуи Лисицян. Основа основ, священная, бездонная книга. Наш союз сегодня курирует 80 любительских коллективов, взрослых и детских. С детьми тоже много проблем. Сколько всяких танцев "Берд" ("Крепость") исполнено детьми... Но шести-семилетний ребенок не должен исполнять такие вещи, недолго ведь позвоночник повредить. Ребенок должен танцевать сказку! Потом, со временем, что угодно - И Берд, и шалахо. Сколько уже способных детей испортили, с ходу начав с попов, репов, брейков и чарльстонов с голыми пупками. Вина преподавателей, я считаю. Оправдываются - якобы родители, народ хотят именно этого. Я совершенно не против прогресса, но все надо делать красиво, с чувством меры".

Мы с таким увлечением исполняли чужие танцы, что несколько забыли свои. Причем вполне официально. И немудрено, что армянские танцы так, кажется, и не вошли в репертуар других коллективов еще в советские времена. Танцевали украинские, молдавские, грузинские, еврейские танцы. Это было непременным правилом. К примеру, одна дружественная нам довольно популярная школа танцев в Москве (см. ссылку), не смотря на явную молодёжную направленность своей работы, также с удовольствием ставит номера с национальным колоритом. 

"Обязательное было условие, особенно при выезде за рубеж. Потому я сделал сюиту из разных танцев, назвал "Дружба" и вышел из положения. Наши танцы действительно нигде не танцевали".

Жизнь Вануша Ханамиряна полна событий, больших и малых, и в основном радостных. Его, общительного и обаятельного человека, любили и любят. Поклонники, друзья, коллеги. Он, кроме профессиональной мудрости и мастерства, - источник всяких историй, невероятных, забавных и трогательных. Вспоминает с удовольствием и рассказывает "вкусно", зримо. Его память зафиксировала множество эпизодов, из которых складывается удивительно красочная мозаика. Особенно интересны рассказы об Араме Хачатуряне: "Гаянэ" и "Спартак" даром не прошли.

"Была премьера "Спартака". Я - Спартак. Арам Ильич, крайне редко заходивший за кулисы, тут буквально вбежал, возбужденный, радостный. Я весь в поту и в тонирующем гриме сверху донизу. Увидел меня, вскрикнул, бросился обнимать, я даже не успел опомниться. Его шикарный костюм покрылся страшными охристыми пятнами. "Что ты натворил!" - сокрушался Хачатурян. А я, понимаешь, вообще ни при чем. Тогда в Ереване только появились едва ли не подпольные "ахпарские" химчистки - отлично работали - мне ничего не оставалось, как предложить свои услуги. "Конфликт" Спартака с Арамом был исчерпан. И еще случай. Шара Тальян купил "Москвич" и доверил его мне. Когда в очередной раз Хачатурян приехал в Ереван, мы с Аветом Аветяном повезли его на рынок. Продавцы узнавали их обоих и надавали им гору фруктов. Набили все сумки. Вернулись домой как груженые верблюды. Мне в награду оставили несколько яблок. Потом передумали, вернулись и забрали их... Было очень смешно..."

Вануша Ханамиряна, без преувеличения, знает вся диаспора. Везде, где ансамбль танца выступал хотя бы раз. Четверть века - не шутка. Плюс благодарные ученики, разлетевшиеся в суверенные годы. С особой теплотой он говорит о семье Карапетянов, живущих ныне в Париже. Младший, Армен ("симпатичный и благородный парень", говорит Вануш) и сам набрал отличный ансамбль "Гаянэ", и танцует, и ставит номера. Плюс стал удачливым импресарио. Он вытащил ансамбль танца на целый месяц во Францию, ансамбль песни и пляски им.Алтуняна - во Францию и Австрию. В последнем Ханамирян был целый год, работал главным балетмейстером. Сейчас благодаря Армену туда же отправляется ансамбль "Дружба" Н.Меграбяна. Сам Ханамирян по приглашению ЖАФ скоро уедет в Париж и Марсель, где кроме трудов праведных - работы с армянскими коллективами его ждет и приятнейшая акция. В марсельском Дворце конгрессов в марте отметят 75-летие любимого маэстро, и не просто отметят, а исполнят все его знаменитые постановки. И еще о людской благодарности. В Глендейле его именем названа школа танцев, которую создали десять лет назад опять же ученики Самвел Назарян и Зара Кулакчян. "Прекрасная школа и чудесные ребята", - говорит Ханамирян. Там тоже отметят его юбилей. Осенью. Люди его помнят.

Здесь, стыдно сказать, к нему подчас забывают обратиться хотя бы за советом. К большому мастеру, хранителю традиций... Помните японского точильщика?

Несмотря на некоторые подобные печальные обстоятельства, Вануш Ханамирян был и остается национальным достоянием. Не официально, а по существу. Он человек широкой души и неунывающий. Он востребован. Сегодня он ставит номер для выезжающего во Францию ансамбля и занят делами своего союза... В отличие от многих Ханамирян спокоен: знает, что делал всю жизнь и что делает сейчас. Он служит национальной культуре, и этим все сказано.

__________________________

СПРАВКА "ПОРТАЛУСА": Вануш Ханамирян умер в 2011 гг. (1927-2011 гг.)

Опубликовано 25 ноября 2015 года



КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): танцы, школа танцев, национальные танцы, армянские танцы, культура Армении



Ваше мнение?


© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.

Загрузка...

Прямая трансляция:

Сегодня в тренде top-100


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама